Автор: Конькова Марина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Манушкинская СОШ
Населённый пункт: Чеховский район, Московская область
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Лексика. Культура речи"
Раздел: среднее образование
Класс: 6
Урок русского языка
Тема: Повторение по теме "Лексика. Фразеология. Культура речи".
Тип урока: урок рефлексии
Технологии: игровые, групповые, здоровьесбережения, ИКТ, развития
исследовательских навыков, самодиагностики
Проблема: Что мы знаем о лексике?
Планируемые результаты:
Предметные:
научиться воспроизводить приобретенные навыки;
закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского
языка;
научиться определять структуру и значение фразеологизмов.
Коммуникативные:
формировать навыки речевых действий;
устанавливать рабочие отношения.
Регулятивные:
осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою
способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе повторения и обобщения материала.
Личностные:
формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Оборудование: экран, мультимедийная установка, компьютер,
дидактический материал.
1.
Организационный момент.
2.
Теоретический опрос (Проверка части домашнего задания).
"Знаете ли вы?"
В тетрадях, отступив 2 строки, запишем дату, классная работа. Я задаю
вопрос, вы в тетрадь записываете только ответ, в столбик.
Вопросы:
1)
Как называется словарный состав языка?
2)
Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?
3)
Как называются слова, связанные с особенностями работы людей той
или иной специальности?
4)
Как называются слова, употребляемые только жителями какой-либо
местности?
5)
Как называются слова, вошедшие в русский язык из других языков?
6)
Как называются слова, возникающие в языке с развитием науки,
техники, с появлением новых предметов?
7)
Как называются слова, вышедшие из активного повседневного
употребления?
8)
Как называются словарь, в котором разъясняется лексическое значение
слов?
9)
Как называются устойчивые сочетания слов, равные по значению
одному слову или предложению?
1 слайд
Ответы:
1)
лексика
2)
многозначные
3)
профессионализмы
4)
диалектизмы
5)
заимствованные
6)
неологизмы
7)
устаревшие
8)
толковый словарь
9)
фразеологизмы
Слова-термины на 1 слайде. Самопроверка. Орфографический аспект.
Какая тема объединяет данные определения?
3.
Самоопределение к деятельности, постановка цели и задач урока.
Составьте слово из цифр: (код в файлах)
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, ё – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12,
л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22,
х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32,
я – 33
2 слайд
13, 6, 12, 19, 10, 12, 16, 13, 16, 4, 10, 33
Л е к с и к о л о г и я
Дайте определение лексикологии.
Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово
как основная единица языка и словарный состав.
Предположите, о чём мы сегодня будем говорить?
Какую цель перед собой поставим?
Какой вопрос перед собой поставим?
3 слайд
Что мы знаем о лексике? (проблема)
4.
Презентация-игра по теме "Лексика. Фразеология".
Актуализация учебного действия.
4 слайд
1)Найдите устаревшее слово:
пальто
шуба
кафтан
плащ
5 слайд
2)Замените устаревшие слова синонимами:
уста – губы
чело – лоб
очи – глаза
десница – рука
Как называются такие устаревшие слова? (архаизмы)
6 слайд
Определите слово по его лексическому значению:
1)Детская игрушка в виде фигурки человека. (Кукла)
2)Знаки для обозначения звуков. (Буквы)
3)Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг)
4)Цвет, средний между красным и жёлтым, цвет апельсина. (Оранжевый)
7 слайд
Замените иноязычные слова русскими синонимами:
позитивный – положительный
имидж – облик
презентация – представление
селфи – себяшка
Попробуйте из данных слов составить предложение.
Как вы думаете, стоит ли нам бездумно употреблять в нашей речи
заимствованные слова, если их можно заменить русскими синонимами?
8 слайд
Закончите фразеологизмы:
Держать язык (за зубами).
Смотреть правде (в лицо).
На все руки (мастер).
Куда глаза (глядят).
5.
Рефлексия.
"Согласен - не согласен" (верно – хлопок)
1)Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются
заимствованными. +
2)Профессионализмы – это слова с противоположным значением. –
3)Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими. +
4)Кочет – диалектное слово. +
5)Слово мир – многозначное. +
6)Значение фразеологизма "ломать голову" – напряжённо думать. +
6.
Проверка домашнего задания.
Упражнение № 152 с. 86.
Вы готовили небольшое сообщение о том, как возникли фразеологизмы.
Можно было выбрать и другие примеры фразеологических оборотов.
Выступят 3-4 человека. Остальные сдадут работы на перемене.
7.
Физминутка.
Голова – шея – спина – ноги
8.
Работа в группах.
1.Назовите фразеологизм, изображённый на картинке, объясните его
значение.
1)Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
2)Носом к носу (близко столкнуться)
3)Как курица лапой (небрежный почерк)
4)Класть зубы на полку (нуждаться)
5)Как с гуся вода (всё безразлично)
6)Море по колено (ничего не страшно)
2.Найдите устаревшие слова в тексте, объясните их значение.
Из какого произведения отрывок? (А.С.Пушкин "Дубровский")
У каждой группы одинаковый фрагмент, нужно стать первыми, кто всё
правильно объяснит.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне
был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович
должен был обедать.
1)Отъезжее поле - отдалённое от поместья поле, куда выезжали на
охоту.
2)Стремянный - конюх-слуга; ухаживал за лошадью барина, во время
охоты был неотлучно около своего господина.
3."Пойми меня"
Один из членов группы получает карточку, на которой изображён предмет.
Учащийся должен остальным объяснить это слово, дав его лексическое
значение.
4. Пантомима
Изобразить фразеологизм для других групп.
Прикусить язык.
В рот воды набрал.
Зарубить на носу.
Стоять на задних лапках.
Попасть не в бровь, а в глаз.
Намылить шею.
Кто в вашей группе больше всего помог общему делу?
9.
Физминутка.
Я называю слово, вы выполняете, потом - антоним этого слова.
Вставать – садиться
Повернуться вправо – влево
Потянуться вверх – вниз
Посмотреть вверх – вниз
Глаза открыть – закрыть
10. Работа по печатной тетради "Дидактические материалы".
Упражнение № 11 с. 50-51
11. "Отгадай загадку".
1)Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос)
2)Его рискуешь проглотить, на нём что-то вертится, его держат за
зубами. (Язык)
3)Не цветут, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их
развешивают. (Уши)
12. Работа по печатной тетради "Тесты".
Тест по теме. Ответы – на доске.
Проверка в парах.
12. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе, выполнить вторую часть теста.
Повторить п. 20-30.
13. Рефлексия. Подведение итогов.
Что же мы знаем о лексике?
Ответили мы на вопрос?
Самоанализ.
Работа по опорным таблицам.
Я…
Помог ли вам урок?
Как вы оцениваете свой личный словарный запас слов?
(Бедный, удовлетворительный, достаточный, позволяющий успешно
общаться)
Оцените себя за урок и за неделю.
И в конце – комплимент друг другу. Я – всем вам! Спасибо!
История возникновения фразеологизма.
Семь пятниц на неделе.
Это образное выражение человеческого непостоянства. Так говорят о
том, кто часто меняет решения, постоянно отступает от своего слова, не
выполняет обещания, то есть о человеке, на которого нельзя
положиться и которому нельзя доверять.
А почему из семи дней недели выбрана именно пятница?
Вероятно всего следующее объяснение.
Дело в том, что некогда пятница была (и не только у славян)
базарным днём, а потом и днём исполнения разных торговых
обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово
привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая
товар, обещали в следующею пятницу отдать полагающиеся за него
деньги. О нарушающих эти обещания и было сказано, что у них семь
пятниц на неделе.
Возможно, это обозначение человеческого непостоянства в
решениях закрепилось в выражении и в результате сближения слов
пятница и пятиться (отступать от своего слова, идти на попятную).
Найдите устаревшие слова в тексте, объясните их значение.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне
был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович
должен был обедать.
Найдите устаревшие слова в тексте, объясните их значение.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне
был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович
должен был обедать.
Найдите устаревшие слова в тексте, объясните их значение.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне
был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович
должен был обедать.
Найдите устаревшие слова в тексте, объясните их значение.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне
был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович
должен был обедать.
Найдите устаревшие слова в тексте, объясните их значение.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне
был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович
должен был обедать.
Найдите устаревшие слова в тексте, объясните их значение.
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне
был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
Палатка и кухня отправлены были вперёд на место, где Кирила Петрович
должен был обедать.
Прикусить язык.
В рот воды набрал.
Зарубить на носу.
Стоять на задних лапках.
Попасть не в бровь, а в глаз.
Намылить шею.