"Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования"
Автор: Андросюк Маргарита Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Солнышко" ГО "Посёлок Агинское Населённый пункт: пгт. Агинское, Читинской области, Забайкальского края Наименование материала: статья Тема: "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте
ФГОС дошкольного образования»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной полити-
ки уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, со-
трудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим
условием совершенствования системы дошкольного воспитания является де-
ятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных
форм взаимодействия с родителями.
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации
рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию опти-
мальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаи-
модействия с родителями, социальными партнерами.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» од-
ной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из
которых является организация взаимодействия образовательного учреждения
с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной
программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых дей-
ственных факторов воспитания и социализации дошкольников.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают
его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социаль-
ными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На
современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую об-
разовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошколь-
ного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцирован-
ным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги
ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и бли-
жайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что соци-
альное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов
общества,
направленное
на
решение
социальных
проблем,
обеспечение
устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни,
осуществляемое в рамках действующего законодательства.
В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении в ра-
боте с родителями поиск новых форм работы остается всегда актуальным.
Дошкольное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с
родителями.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития
в ДОУ решается в трех направлениях :
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обме-
ну опытом.
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональ-
ной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддер-
живать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1.
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель
взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель
не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителя-
ми. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, ка-
ким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжела-
тельное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем
отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.
Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспита-
тель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы
или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспи-
тателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь
ребенку в той или иной ситуации.
3.
Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведом-
ленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих соб-
ственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педаго-
гических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораз-
до эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки се-
мьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности
коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее жела-
ние помочь.
4.
Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необхо-
димо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не
количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Сла-
бое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут нега-
тивно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5.
Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функциони-
рования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на из-
менения социального состава родителей, их образовательные потребности и
воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и
направления работы детского сада с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы
и многочисленны.
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на сов-
местную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ все-
гда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не
повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимо-
действию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со
стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом
выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодей-
ствие.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая кон-
такт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учиты-
вает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности
педагогического процесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном
возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они счи-
тают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за
воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного обще-
ния, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ре-
бенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было
нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педа-
гог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход
для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм рабо-
ты с семьей.:
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивает-
ся возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей
и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в се-
мье и в ДОУ.
Функции работы ДОУ с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспита-
тельного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесооб-
разно распределение сфер ответственности в работе с родителями между вос-
питателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Новые формы взаимодействия с семьей.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возро-
ждением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и пе-
дагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного
досуга.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно
использовать инновационные формы и методы работы с семьей:
«Круглый стол» по любой теме;
Тематические выставки;
Соц. обследование, тесты, опрос на любые темы;
Консультации специалистов;
Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
Семейные спортивные встречи;
Почта доверия, телефон доверия;
Семейные проекты "Наша родословная"; «Какое молоко полезнее», «В каком
соке больше витаминов» и т.д.;
Открытые занятия для просмотра родителей;
Интеллектуальные ринги детей и родителей;
Интервью с родителями и детьми на определенные темы;
Родительская гостиная;
Конкурс семейных талантов;
Портфолио семейного успеха;
Аукцион секретов воспитания и др.
Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас мож-
но смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с се-
мьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще не-
давно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм
общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество,
выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не
только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что ро-
дителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в
совместных делах ДОУ и семьи.
При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению
родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с
родителями осуществляется успешно.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали
партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлага-
ют, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное
общение исчезает.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно
влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в
себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу
в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок
чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит
тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание
быть в саду в центре всех игр и занятий.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не
всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть
проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей. Важным
моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются
установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное инфор-
мирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких
успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из
других источников, например от других родителей, детей группы. Такая ин-
формация может носить искаженный характер и привести к развитию кон-
фликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуще-
ствлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился ха-
рактер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали актив-
ными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками
воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям,
что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие
в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет
воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ре-
бенка.
В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении
педагоги убеждены в том, чтобы спланировать работу с родителями, надо хо-
рошо знать родителей своих воспитанников, поэтому необходимо начинать
работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от
пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бе-
сед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать
ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывает-
ся, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями вос-
питанников. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они отвечали
задачам МДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педаго-
гов.
В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые
собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения
детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, ознакомительные
экскурсии для родителей вновь прибывших детей.
Пропаганда педагогических знаний ведется чрез систему наглядной агита-
ции.
В
группах
оформлены
«Уголки
для
родителей»,
где
помещаются
консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и вос-
питания детей. В специальных папках имеется подборка методических реко-
мендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей медсестрой оформ-
лены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю ин-
тересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
В течение года заведующей, специалистами, педагогами проводятся инди-
видуальные консультации с родителями. При составлении календарного пла-
нирования воспитатели в начале каждого месяца прописывают работу с роди-
телями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, те-
матику наглядной информации, работу с родительским комитетом.
С большим успехом всегда проходят такие мероприятия как посиделки,
совместные досуги, спортивные праздники Родители активно посещают дан-
ные мероприятия, дают хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эти формы
работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т.к. позво-
ляют увидеть реальные достижения каждого ребенка.
Организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Роди-
тели с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали тра-
диционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей зани-
маться со своими детьми.
Большую работу с родителями проводит инструктор по физическому вос-
питанию. Стали традиционными мероприятия «Мама, папа, я – спортивная
семья», дружеские встречи между родителями разных групп.
С целью морального стимулирования наиболее активные родители отмече-
ны, на общих собраниях вручены благодарственные письма, грамоты.
С 2014 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о пла-
нах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда
могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим
коллективом проектах, программах воспитания и обучения, об условиях по-
ступления в детский сад и необходимых для этого документах. Также родите-
ли могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы
по воспитанию и обучению детей. Считаем, что созданная система работы
дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности
и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:
активное участие родителей в жизни детского сада: выставки поделок, рисун-
ков, фотовыставки, спортивные соревнования, благоустройство участков и
оформление групп и т.д., наличие положительных отзывов в анкетах для ро-
дителей, повысился процент посещаемости родителями собраний и совмест-
ных мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада;
родители стали полноправными участниками педагогического процесса в
детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных кон-
курсах.
В конце учебного года среди родителей проводился опрос на тему «Оценка
деятельности ДОУ». 93% родителей довольны тем, что их ребенок посещает
данный детский сад, а также дали положительную оценку качества работы
всего коллектива