Напоминание

"Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования"


Автор: Андросюк Маргарита Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Солнышко" ГО "Посёлок Агинское
Населённый пункт: пгт. Агинское, Читинской области, Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте

ФГОС дошкольного образования»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной полити- ки уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, со- трудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является де- ятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию опти- мальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаи- модействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» од- ной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых дей- ственных факторов воспитания и социализации дошкольников. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социаль- ными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую об- разовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошколь- ного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцирован- ным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и бли- жайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что соци- альное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении в ра- боте с родителями поиск новых форм работы остается всегда актуальным. Дошкольное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в
трех направлениях
:  Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.  Повышение педагогической культуры родителей.
 Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обме- ну опытом. Основные
задачи
работы: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональ- ной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддер- живать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами
взаимодействия с родителями являются: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителя- ми. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, ка- ким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжела- тельное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспита- тель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспи- тателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведом- ленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих соб- ственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педаго- гических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораз- до эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки се- мьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее жела- ние помочь. 4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необхо- димо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Сла- бое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут нега- тивно повлиять на положительный имидж учреждения в целом. 5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функциони- рования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на из- менения социального состава родителей, их образовательные потребности и
воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на сов- местную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ все- гда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимо- действию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодей- ствие. - Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая кон- такт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учиты- вает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они счи- тают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. - Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного обще- ния, нахождение общих интересов и занятий. - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ре- бенка в ДОУ и семье. - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педа- гог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. Основные принципы при организации работы в рамках новых форм рабо- ты с семьей.:  Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивает- ся возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);  Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;  Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в се- мье и в ДОУ.
Функции
работы ДОУ с семьей. - Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспита- тельного процесса, организуемого в ДОУ. - Психолого - педагогическое просвещение родителей. - Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. - Помощь отдельным семьям в воспитании детей. - Взаимодействие родителей с общественными организациями. Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесооб- разно распределение сфер ответственности в работе с родителями между вос- питателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Новые
формы
взаимодействия с семьей. В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возро- ждением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и пе- дагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей: «Круглый стол» по любой теме; Тематические выставки; Соц. обследование, тесты, опрос на любые темы; Консультации специалистов; Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; Семейные спортивные встречи; Почта доверия, телефон доверия; Семейные проекты "Наша родословная"; «Какое молоко полезнее», «В каком соке больше витаминов» и т.д.; Открытые занятия для просмотра родителей; Интеллектуальные ринги детей и родителей; Интервью с родителями и детьми на определенные темы; Родительская гостиная; Конкурс семейных талантов; Портфолио семейного успеха; Аукцион секретов воспитания и др. Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас мож- но смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с се- мьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще не- давно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. - Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы. - Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь. - Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что ро- дителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлага- ют, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок
чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное инфор- мирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая ин- формация может носить искаженный характер и привести к развитию кон- фликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуще- ствлять по-разному. Важно только избегать формализма. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился ха- рактер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали актив- ными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ре- бенка. В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении педагоги убеждены в том, чтобы спланировать работу с родителями, надо хо- рошо знать родителей своих воспитанников, поэтому необходимо начинать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бе- сед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывает- ся, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями вос- питанников. Мероприятия составляются таким образом, чтобы они отвечали задачам МДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педаго- гов. В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, ознакомительные экскурсии для родителей вновь прибывших детей. Пропаганда педагогических знаний ведется чрез систему наглядной агита- ции. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и вос- питания детей. В специальных папках имеется подборка методических реко- мендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.
По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей медсестрой оформ- лены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю ин- тересующую их информацию по вопросам оздоровления детей. В течение года заведующей, специалистами, педагогами проводятся инди- видуальные консультации с родителями. При составлении календарного пла- нирования воспитатели в начале каждого месяца прописывают работу с роди- телями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, те- матику наглядной информации, работу с родительским комитетом. С большим успехом всегда проходят такие мероприятия как посиделки, совместные досуги, спортивные праздники Родители активно посещают дан- ные мероприятия, дают хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т.к. позво- ляют увидеть реальные достижения каждого ребенка. Организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Роди- тели с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали тра- диционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей зани- маться со своими детьми. Большую работу с родителями проводит инструктор по физическому вос- питанию. Стали традиционными мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья», дружеские встречи между родителями разных групп. С целью морального стимулирования наиболее активные родители отмече- ны, на общих собраниях вручены благодарственные письма, грамоты. С 2014 года детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о пла- нах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом проектах, программах воспитания и обучения, об условиях по- ступления в детский сад и необходимых для этого документах. Также родите- ли могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей. Считаем, что созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты: активное участие родителей в жизни детского сада: выставки поделок, рисун- ков, фотовыставки, спортивные соревнования, благоустройство участков и оформление групп и т.д., наличие положительных отзывов в анкетах для ро- дителей, повысился процент посещаемости родителями собраний и совмест- ных мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада; родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных кон- курсах. В конце учебного года среди родителей проводился опрос на тему «Оценка деятельности ДОУ». 93% родителей довольны тем, что их ребенок посещает данный детский сад, а также дали положительную оценку качества работы всего коллектива


В раздел образования