Напоминание

"Развитие познавательной сферы детей 4-5 лет через сенсомоторную деятельность"


Автор: Гафурова Резеда Файзерахмановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Приволжская ООШ
Населённый пункт: город Новоульяновск, поселок Липки, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательной сферы детей 4-5 лет через сенсомоторную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение Приволжская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка

«Развитие познавательной

сферы детей 4-5 лет

через сенсомоторную

деятельность»
Воспитатель: Гафурова Р.Ф.
Данный материал будет полезен воспитателям разной группы. В данном материале представлены разные игры, а также игры, сделанные своими руками, которые заинтересуют детей. Можно использовать индивидуально, с подгруппой детей, в непрерывной образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель:
продолжать применять сенсорные игры в работе с детьми.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе через сенсорные игры. Развивающие: развивать восприятие ребёнка, внимание, память, логическое мышление, сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук. Речевые: пополнять и обогащать словарный запас. Воспитательные: воспитывать интерес к играм, любознательность, усидчивость. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Поэтому эпиграфом моей разработки я взяла слова Льва Николаевича Толстого – «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорождённого до пяти огромное расстояние»,- писал он. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников. Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов: - накопление сенсомоторного опыта; - формирование представлений о различных свойствах предметов; - ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования; - развитие аналитического восприятия. Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода. Игрушек и пособий в магазинах много, финансовых возможностей у детских садов не очень много. Вот тогда на помощь приходят фантазия и творчество, которого нашим воспитателям не занимать. Мне пришлось разнообразить дидактический материал и использовать игры-самоделки. Ведь китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование.
Начала работу над оттенками цветов, поскольку с четырёхлетнего возраста ребёнок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота (оранжевый, розовый, голубой, коричневый, серый, светло-зелёный). Формирование представлений о цвете проходило в различных видах деятельности: на занятиях, в изобразительной (травка светло-зелёная, ствол коричневый) и в конструктивной (из бумаги – цветок розовый).
Игра «Какого цвета не хватает?»

Цель:
сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой выбор.
Игра «Составь радугу»

Цель:
расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга. Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

Игра «Найди нужную карточку»

Цель:
закрепление цвета, геометрических фигур, счёта до пяти.
Игра «Найди одинаковые флажки»

Цель:
закрепление цвета, геометрических фигур, развитие глазомера и внимания.
«Ящик ощущений»
(По принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке».)
Цель:
определить предметы на ощупь и объяснить, из чего они сделаны. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это могут быть геометрические формы. Дети 4-5 лет выбирают из 6 форм (шарик, кубик, цилиндр, конус, кирпичик, призма).
Игра «Весёлые человечки»

Цель:
развитие воображения, закрепление умения выполнять движения по показу, схематическому изображению.

Взаимосвязь с родителями.
Можно подготовить консультации: - «Игрушечный вопрос» (журнал «Кроха» №10/2006 г.). - «Игры между делом» (газета «1000 советов» №12/2009 г.). - «Тренируем руки – развиваем память» (газета «1000 советов» №2/2009 г.). - «Квадратный, фиолетовый, высокий» (журнал «Кроха» №7/2005 г.). Самое ценное и значимое - это эмоциональное отношение детей к заданиям. Дети проявляют к ним усидчивый интерес, в свободное время предпочитают игры с материалом в сенсорном уголке. Для ребёнка игры по сенсорике – интересное времяпровождение. Он играет, общается, творит и, конечно, не догадывается, что весёлые увлекательные игры представляют собой продуманную систему упражнений, охватывающих все сферы его развития.
Литература:
1. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». 2. Воскресенская И. «Развивающие игрушки своими руками». 3. Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения». 4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста». 5. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» (из опыта работы). 6. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении». 7. Статья «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №5/2008г.). 8. Статья «Система сенсорного развития детей» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ» №1/2010г.). 9. Журналы «Дошкольное воспитание». Статьи: - «Дидактические игры по сенсорному воспитанию»; - «Развиваем восприятие цвета»; - «Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений».


В раздел образования