"Развитие познавательной сферы детей 4-5 лет через сенсомоторную деятельность"
Автор: Гафурова Резеда Файзерахмановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ Приволжская ООШ Населённый пункт: город Новоульяновск, поселок Липки, Ульяновская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Развитие познавательной сферы детей 4-5 лет через сенсомоторную деятельность" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Приволжская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка
«Развитие познавательной
сферы детей 4-5 лет
через сенсомоторную
деятельность»
Воспитатель: Гафурова Р.Ф.
Данный материал будет полезен воспитателям разной группы. В данном материале представлены
разные игры, а также игры, сделанные своими руками, которые заинтересуют детей. Можно
использовать индивидуально, с подгруппой детей, в непрерывной образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».
Цель: продолжать применять сенсорные игры в работе с детьми.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о внешних свойствах предметов, их форме,
цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе через сенсорные игры.
Развивающие: развивать восприятие ребёнка, внимание, память, логическое мышление,
сенсомоторную координацию, пространственное воображение, глазомер, наглядно-образное
мышление, мелкую моторику рук.
Речевые: пополнять и обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к играм, любознательность, усидчивость.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также
запахе, вкусе и т.п.
Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Поэтому
эпиграфом моей разработки я взяла слова Льва Николаевича Толстого – «От пятилетнего возраста до
меня один шаг, а от новорождённого до пяти огромное расстояние»,- писал он.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его
уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического
восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило,
несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.
Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:
- накопление сенсомоторного опыта;
- формирование представлений о различных свойствах предметов;
- ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования;
- развитие аналитического восприятия.
Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут
оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы
домашнего обихода.
Игрушек и пособий в магазинах много, финансовых возможностей у детских садов не очень много.
Вот тогда на помощь приходят фантазия и творчество, которого нашим воспитателям не занимать.
Мне пришлось разнообразить дидактический материал и использовать игры-самоделки. Ведь
китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я
пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное
обследование.
Начала работу над оттенками цветов, поскольку с четырёхлетнего возраста ребёнок способен
воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота (оранжевый, розовый, голубой,
коричневый, серый, светло-зелёный).
Формирование представлений о цвете проходило в различных видах деятельности: на занятиях, в
изобразительной (травка светло-зелёная, ствол коричневый) и в конструктивной (из бумаги – цветок
розовый).
Игра «Какого цвета не хватает?»
Цель: сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой
выбор.
Игра «Составь радугу»
Цель: расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.
Игра «Найди нужную карточку»
Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, счёта до пяти.
Игра «Найди одинаковые флажки»
Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, развитие глазомера и внимания.
«Ящик ощущений»
(По принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке».)
Цель: определить предметы на ощупь и объяснить, из чего они сделаны.
Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия,
поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это могут
быть геометрические формы. Дети 4-5 лет выбирают из 6 форм (шарик, кубик, цилиндр, конус,
кирпичик, призма).
Игра «Весёлые человечки»
Цель: развитие воображения, закрепление умения выполнять движения по показу, схематическому
изображению.
Взаимосвязь с родителями.
Можно подготовить консультации:
- «Игрушечный вопрос» (журнал «Кроха» №10/2006 г.).
- «Игры между делом» (газета «1000 советов» №12/2009 г.).
- «Тренируем руки – развиваем память» (газета «1000 советов» №2/2009 г.).
- «Квадратный, фиолетовый, высокий» (журнал «Кроха» №7/2005 г.).
Самое ценное и значимое - это эмоциональное отношение детей к заданиям. Дети проявляют к ним
усидчивый интерес, в свободное время предпочитают игры с материалом в сенсорном уголке.
Для ребёнка игры по сенсорике – интересное времяпровождение. Он играет, общается, творит и,
конечно, не догадывается, что весёлые увлекательные игры представляют собой продуманную
систему упражнений, охватывающих все сферы его развития.
Литература:
1. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
2. Воскресенская И. «Развивающие игрушки своими руками».
3. Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения».
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста».
5. Нищева Н.В. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» (из опыта работы).
6. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольном учреждении».
7. Статья «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» (журнал «Справочник
старшего воспитателя ДУ» №5/2008г.).
8. Статья «Система сенсорного развития детей» (журнал «Справочник старшего воспитателя ДУ»
№1/2010г.).
9. Журналы «Дошкольное воспитание». Статьи:
- «Дидактические игры по сенсорному воспитанию»;
- «Развиваем восприятие цвета»;
- «Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических
представлений».