Напоминание

"Математический счастливый случай"


Автор: Аликина Татьяна Борисовна
Должность: учитель математики и экономики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: г. Чайковский, Пермский край
Наименование материала: разработка игры
Тема: "Математический счастливый случай"
Раздел: среднее образование





Назад





Внеклассное мероприятие по математике

Форма проведения:

Игра « Математический счастливый случай»

Участники: учащиеся 6-7 класс.

Учитель математики Аликина Татьяна Борисовна «МАОУ «СОШ №8».

Пояснительная записка
В настоящее время дети лишены живого общения, они охотнее общаются с помощью компьютера. Часами играют в игры, которые не развивают их логического и творческого мышления, не развивают дружеских отношений со сверстниками, не учат культуре коллективного труда. Для чего люди играют? На этот вопрос вряд ли наши дети смогут ответить. Исправить сложившуюся ситуацию помогут игры с математическим содержанием.
Актуальность мероприятия:
Мероприятие носит познавательный характер. Содержит оригинальные задания, для решения которых ребятам надо будет применить свою смекалку и полученные знания.
Прогнозирование:
Опираясь на жизненный опыт и знания, полученные по предметам, получат удовольствие от игры, получат радость общения, ощутят радость победы, научатся не унывать во время поражения. Узнают, что играя можно приобретать новые знания. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным» - писал Б. Паскаль.
Ц е л ь :
Мотивация познавательной де я тел ь н ос т и , развитие сообразительности, любознательности, познавательного интереса обучающихся к математике.

Задачи:
• образовательные: учить в процессе реальной ситуации применять знания, умение работать командой, повысить уровень математического развития; • воспитательные: формировать интерес к математике, воспитывать чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи, аккуратность, точность и внимательность, культуру общения; • развивающие: в увлекательной игровой форме способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческого потенциала, логического мышления, быстроты реакции, внимания, математического кругозора.
Новизна:
На экранах телевизора в настоящее время можно увидеть достаточно хорошие познавательные игры. Вспомнила я то время, когда все ждали с нетерпением интересную игру «Счастливый случай» и захотелось мне создать сценарий этой игры для детей. Ведь хорошо то, что считается забытым и старым. Назвала игру «Математический счастливый случай» для 6-7 класса. Сценарий
Подготовительный этап:
 Выбор членов команд и капитанов.  Команды должны придумать название и свой девиз.  Выполнение домашнего задания.
Время проведения:
Внеклассное мероприятие по математике проводилось во время декады математики
Ход мероприятия:
1. Организационный момент  Представление членов команд ( в каждой команде по 5 человек)и капитанов с названием и девизом;
 Представление жюри (3 человека)  Сообщение правил проведения мероприятия;  Сообщение критерий оценивания;  За нарушение дисциплины снимаются баллы ( 1 балл с команды)
2.

Основная часть
Вступительное слово В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надежно использовано на практике без помощи вмешательства математики. (Слова Бэкона) ПОЭТОМУ Математика остается олицетворением науки, символом мудрости , царицей всех наук. Красота математики среди наук НЕДОСЯГАЕМА. Представление Жюри: Чтоб игра пошла как надо Я жюри представить рада: Тот, что справа - Ломоносов Математик и философ. Лобачевский слева здесь, Гордость русская и честь. Третья им как раз под стать Софьей Ковалевской звать. И так игру я открываю Всем успехов пожелаю Думать, мыслить, не зевать, Быстро всем отвечать.
ПЕРВЫЙ ГЕЙМ « Не ошибись»

(
Вопросы для обеих команд) (конкурс на быстроту) 1 балл 1. Из чего состоят числа? (из цифр)
2. В какой письменности (V век до н.э.) был отведен специальный знак для нуля? (в поздней вавилонской) 3. Назовите наименьшее натуральное число (один) 4. Число разрядов в классе? (три) 5. Сколько времен года вы знаете? (четыре) 6. Что такое Абак? (счеты) 7. Прибор для построения окружности? (циркуль) 8. Сколько нулей в миллиарде? (девять) 9. Что обозначает цифра 5 в числе 57 (пять десятков) 10. Какую геометрическую фигуру ограничивают с двух сторон? (отрезок) 11. Сколько сторон у треугольника? (три) 12. Самый короткий месяц в году? (февраль) 13. Общая точка двух сторон треугольника? (вершина) 14. Как называются деления на линейке? (шкала) 15. Как называется точка, соответствующая началу числового луча? (началом координат) 16. Как называются Числа, которые складываются? (слагаемые) 17. Чему равен угол в квадрате? (90градусов) 18. Масса 1кубического метра? (тонна) 19. Единица измерения скорости на море? (Узел) 20. Автор книги «Начала»? (Евклид)


ВТОРОЙ ГЕЙМ
Вопросы для1-ой КОМАНДЫ 1.Какоя цифра никогда не может быть первой в записи натуральных числел? (нуль)
2.Для числа 399 последующим будет число… (400) 3. Как называется третий класс чисел? (класс миллионов) 4. На что походит поверхность стола, окна, пола? (на плоскость) 5. Бесконечная шкала на луче? (координатный луч) 6. Число, которое вычитаем? ( Вычитаемое) 7. Выражения, которые состоят из букв, Чисел, знаков математических действий и Скобок? (буквенное выражение) 8. Сколько месяцев в году? (12) 9. Число, обращающее уравнение в верное равенство? ( корень уравнения) 10. формула площади прямоугольника(S= a*b)
ВТОРОЙ ГЕЙМ
Вопросы для 2-ой КОМАНДЫ 1. Начальная точка О имеет координату ..( 0) 2. Отрезок, соединяющий центр окружности и точку на окружности, (радиус) 3. Результат умножения называется (произведением) 4. Равенство с переменными есть ..(уравнение) 5. Формула – это запись .. (какого-либо правила) 6. Прямоугольник, у которого все стороны равны -есть (квадрат) 7. Для числа 501 предыдущим будет число (500) 8. Как называется первый класс чисел? (класс единиц) 9. Формула прямоугольного параллелепипеда (V=a*b*c) 10. Один литр равен (1кубическому дециметру или 1см3)
ТРЕТИЙ ГЕЙ
«ТЫ МНЕ Я ТЕБЕ» - конкурс капитанов Гейм начинается по жребию. Капитаны дома выполняли домашнее задание, готовили вопросы сопернику на сообразительность. Оценивается в 2 балла

ЧЕТВЕРТЫЙ ГЕЙМ
« ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ» (2балла) Заранее приготовленный мешочек, участники команд по очереди вынимают из мешочка вопросы, написанные на бумаге. 1. На Руси в старину использовались в качестве единицы измерения объёма ведро (около 12 литров). ВОПРОС: КАК НАЗЫВАЛАСЬ ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ ВЕДРА? (штоф) 2. По традиции в настоящее время иногда пользуются старинными единицами: Вопрос:1. В каких единицах измеряют массу алмазов? (в каратах, 200мг, масса пшеничного зерна) 2.В каких единицах в настоящее время измеряют объём нефти?(в баррелях- 159литров) 3. Единая система мер, удобная для всех стран с простыми соотношениями между единицами называют метрической системой мер. ВОПРОС: 1.В какой стране была разработана метрической системой мер? (Во Франции) 2. В каком году в России началось её введение? (с 1899года) 3. Имя ученого, распространителя метрической системой мер? (Дмитрий Иванович Менделеев, русский ученый в области химии) 4. Современная простая и удобная система записи чисел заимствована европейцами у арабов, которые в свою очередь переняли её у индусов. Вопрос: про какую систему записи чисел идет речь? (про десятичную систему) 5. В настоящее время при нумерации глав и разделов книги, месяцев года, при обозначении дат знаменитых событий, годовщин применяют цифры? ВОПРОС: Как называются эти цифры? ( Римские цифры)
6. Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором слагались тысяча поколений. ВОПРОС: Что означает в переводе с греческого слово «симметрия» ( Соразмерность) 7. В каком веке появились Русские счеты?( В 16 веке) 8. В каком европейском городе есть улицы, названные в честь Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника?(В Амстердаме) 9. Первая женщина математик, философ, астроном , врач, Она дочь известного греческого математика Теона , жила в Александрии с 370 по 415 г.г. Назовите её имя? (ГИПАТИЯ) 10. С давних пор люди стремились облегчить вычисления. Самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног, камешки, раковины и другие мелкие предметы. Ремесленники и торговцы пользовались для счета доской, разграфленной на столбцы, на которой с помощью камешков откладывались единицы различных разрядов. От римлян к нам пришло слово « калькуляция», что означает счет камушками. ВОПРОС: В каком смысле в настоящее время используется термин «калькуляция»? (ВЫЧИСЛЕНИЯ)
ПЯТЫЙ ГЕЙМ
ТЁМНАЯ ЛОШАДКА В роли лошадки выступает заранее приготовленный ребенок. Оценивается 4 балла. 1. Французский математик Шюке по созвучию с миллионом обозначил словом «биллион» кое-какое число. Что это за слово? ПОЗСКАЗКА: приставка «би» на латинском языке означает дважды. (МИЛЛИАРД)
2. В Александрии жил выдающийся древнегреческий ученный Евклид. Основным его сочинением является труд «начала». А сколько книг входило в его труд «Начала»? (13) 3. Гениальный ученый, который увлекался математикой и многими другими науками, В своем трактате о живописи, он сделал систематическое изложение перспективы. Он ввел в лексикон термин «золотое сечение». Имя этого человека? ПОДСКАЗКА: он написал самый известный портрет самой неизвестной женщины. (Леонардо да Винчи)
3.Подведение итогов игры
Жюри подсчитывает очки, анализирует работу команд. Ведущая проводит конкурс с болельщиками «Самый быстрый» 1.С давних пор люди стремились облегчить вычисления. Самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног, камешки, раковины и другие мелкие предметы. Ремесленники и торговцы пользовались для счета доской, разграфленной на столбцы, на которой с помощью камешков откладывались единицы различных разрядов. От римлян к нам пришло слово « калькуляция», что означает счет камушками. ВОПРОС: В каком смысле в настоящее время используется термин «калькуляция»? 2. В харчевню пришли 11 человек и потребовали подать им по рыбине. К сожалению, у хозяина оказалось всего 3 небольшие рыбины. Тем не менее, хозяин не желал упустить случая поживиться: имея в своем распоряжении три рыбы, он обещал гостям подать на стол 11. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяин харчевни исполнил свое обещание? (Положил рыбу на тарелку так: ХI) 3.На улице в 11 часов вечера идет дождь. Можно ли утверждать, что через 72 часа будет солнечная погода?(Нет, так как будет ночь)
4.В корзине лежат четыре яблока. Можно ли эти яблоки поделить поровну между четырьмя братьями так, чтобы в корзине осталось одно яблоко? Резать яблоки не разрешается. (Да, одному из них надо дать яблоко в корзине) 4. Итог игры Награждение Заключительные слова Для чего люди играют в игры? Для того, чтобы получить радость победы!! Но и не только поэтому, а чтобы научиться, не унывать во время поражения.
РЕФЛЕКСИЯ


В раздел образования