Автор: Жукова Наталья Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №4" гор. Перми
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкального интеллекта у обучающихся 5-х классов в системе освоения ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
Развитие музыкального интеллекта у обучающихся 5-х классов в
системе освоения ФГОС ООО
Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка,
обостряет восприятие окружающего мира, углубляет
представление о предметах и явлениях, то есть
активизирует творческие силы разума.
В.А.Сухомлинский.
В
современных
условиях
перехода
на
Федеральный
Государственный
образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО)
исключительно
важным
представляется
процесс
личностного
развития
и
формирование интеллекта обучающихся. В теории известного педагога Г.Гарднера
выделяется 9 видов интеллекта, среди которых присутствует и музыкальный.
Музыкальный интеллект – способность к порождению, передаче и пониманию
смыслов,
связанных
со
звуками,
включая
механизмы,
ответственные
за
качественные характеристики звука. Музыкальный интеллект включает понимание и
выражение
себя
посредством
музыки
и
ритма,
а
также
или
композиторской,
исполнительской и дирижерской деятельности. Он может быть развит посредством
слушания музыки, включения в различные ритмические игры, пение, танец или игру
на различных музыкальных инструментах.
Однако среди обучающихся есть те, кто воспринимает музыку без понимания
ее
строения,
содержания,
средств
музыкальной
выразительности,
особенностей
интонирования и те, кто, наслаждаясь всеми красками музыкального произведения,
способны к его глубокому осмыслению. Для первых музыка является фоном в
жизни,
а
для
вторых
музыка
становится
одной
из
базовых
ценностей.
Автор
убежден, что от того какую музыку слушает ребенок, зависит его интеллектуальное
развитие или, по теории Г.Гарднера, музыкальный интеллект.
В рамках преподавания музыки автору, учителю – стажисту, удалось добиться
повышения
интереса
обучающихся
к
предметной
области
«Искусство».
Растет
количество
детей,
желающих
и
способных
к
участию
в
творческих
конкурсах
лицейского, регионального и Всероссийского уровней («Фактор успеха», «Один в
один»,
Региональный
конкурс
«Добрая
песня
России»,
Всероссийский
конкурс
«Звездный ветер»)
В начальной школе для выявления и развития музыкального интеллекта автор
использует следующие виды деятельности:
сочинение мелодий на заданный текст (например, А.С.Пушкин «Осень»,
К.Бальмонт «Росинка», В.Скотт в переводе А.Плещеева «Ave, Maria»);
моделирование несуществующего музыкального инструмента (например,
Домисоль (Приложение№2);
исполнение или инсценировка народной песни в рамках изучения темы
«Музыка моего народа»
В 5 –м классе:
учащиеся
сочиняют
стихи
о
прослушанной
музыке
или
о
творчестве
композитора (например,
Стихотворение о Моцарте – Богданова Арина 5кл
Моцарт! Музыкой ты удивил
Весь мир!
И столько музыки ты сочинил,
Что всю Европу покорил!
Нотки радости, печали
В произведениях звучали.
Концерты, путешествия, режим,
Но Моцарт был неудержим!
Он рвался к новым достижениям,
Все с большим, большим увлечением.
И, окрыленный, вдохновением,
Творил, творил, творил!
О, Моцарт! Музыкой ты покорил
Весь мир!
в рамках изучения темы «Музыка и литература» дети сочиняют либретто,
например, сочиняют музыкальную сказку, в которой оживают музыкальные
инструменты, ноты, знаки альтерации, нотный стан. После нескольких
предложений, в круглых скобках, описывают характер звучащей в этом
месте
музыки,
средства
музыкальной
выразительности,
кто
исполняет:
соло, ансамбль, оркестр (какой?); оформляют в виде книжки – малышки,
представляют одноклассникам, аргументируя свой выбор музыки);
в рамках изучения темы «Музыка и изобразительное искусство» учащиеся
подбирают к картинам великих художников музыкальные произведения,
обосновывая
свой
выбор
эмоциями
(например:
«Золотая
осень»
И.Левитана;
Н.Н.Ге
«Дорога
в
лесу»;
А.М.Васнецов
«Северный
край»
выбирают музыку П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова инструментальные
произведения; М.А.Врубель «Царевна Лебедь» - музыку Н.А.Римского -
Корсакого).
В
наши
дни
все
большее
влияние
на
развитие
школьного
музыкального
образования
стали
оказывать
информационно
–
коммуникационные
технологии.
Компьютерная
среда
способствует
развитию
инновационного
мышления
обучающихся и обеспечивает возможность на уроках музыки и при самостоятельной
работе создать среду для интеллектуального и личностного развития. В основной
школе, в 6 – 7классах, практикуется создание учащимися музыкальных фрагментов
на основе современных технонаправлений.
Развитие музыкального интеллекта у обучающихся влечет за собой развитие
невербального мышления. Воспитание творческого начала у обучающихся – одна из
задач образования в современной школе.
Приложение к рабочей программе по музыке 5 класс.
Модуль
Подтема
Форма деятельности обучающихся
УМО (ЦОР, текст,
Приложение №2