Напоминание

"Развитие музыкального интеллекта у обучающихся 5-х классов в системе освоения ФГОС ООО"


Автор: Жукова Наталья Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №4" гор. Перми
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкального интеллекта у обучающихся 5-х классов в системе освоения ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие музыкального интеллекта у обучающихся 5-х классов в

системе освоения ФГОС ООО

Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка,

обостряет восприятие окружающего мира, углубляет

представление о предметах и явлениях, то есть

активизирует творческие силы разума.

В.А.Сухомлинский.

В

современных

условиях

перехода

на

Федеральный

Государственный

образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС ООО)

исключительно

важным

представляется

процесс

личностного

развития

и

формирование интеллекта обучающихся. В теории известного педагога Г.Гарднера

выделяется 9 видов интеллекта, среди которых присутствует и музыкальный.

Музыкальный интеллект – способность к порождению, передаче и пониманию

смыслов,

связанных

со

звуками,

включая

механизмы,

ответственные

за

качественные характеристики звука. Музыкальный интеллект включает понимание и

выражение

себя

посредством

музыки

и

ритма,

а

также

или

композиторской,

исполнительской и дирижерской деятельности. Он может быть развит посредством

слушания музыки, включения в различные ритмические игры, пение, танец или игру

на различных музыкальных инструментах.

Однако среди обучающихся есть те, кто воспринимает музыку без понимания

ее

строения,

содержания,

средств

музыкальной

выразительности,

особенностей

интонирования и те, кто, наслаждаясь всеми красками музыкального произведения,

способны к его глубокому осмыслению. Для первых музыка является фоном в

жизни,

а

для

вторых

музыка

становится

одной

из

базовых

ценностей.

Автор

убежден, что от того какую музыку слушает ребенок, зависит его интеллектуальное

развитие или, по теории Г.Гарднера, музыкальный интеллект.

В рамках преподавания музыки автору, учителю – стажисту, удалось добиться

повышения

интереса

обучающихся

к

предметной

области

«Искусство».

Растет

количество

детей,

желающих

и

способных

к

участию

в

творческих

конкурсах

лицейского, регионального и Всероссийского уровней («Фактор успеха», «Один в

один»,

Региональный

конкурс

«Добрая

песня

России»,

Всероссийский

конкурс

«Звездный ветер»)

В начальной школе для выявления и развития музыкального интеллекта автор

использует следующие виды деятельности:

сочинение мелодий на заданный текст (например, А.С.Пушкин «Осень»,

К.Бальмонт «Росинка», В.Скотт в переводе А.Плещеева «Ave, Maria»);

моделирование несуществующего музыкального инструмента (например,

Домисоль (Приложение№2);

исполнение или инсценировка народной песни в рамках изучения темы

«Музыка моего народа»

В 5 –м классе:

учащиеся

сочиняют

стихи

о

прослушанной

музыке

или

о

творчестве

композитора (например,

Стихотворение о Моцарте – Богданова Арина 5кл

Моцарт! Музыкой ты удивил

Весь мир!

И столько музыки ты сочинил,

Что всю Европу покорил!

Нотки радости, печали

В произведениях звучали.

Концерты, путешествия, режим,

Но Моцарт был неудержим!

Он рвался к новым достижениям,

Все с большим, большим увлечением.

И, окрыленный, вдохновением,

Творил, творил, творил!

О, Моцарт! Музыкой ты покорил

Весь мир!

в рамках изучения темы «Музыка и литература» дети сочиняют либретто,

например, сочиняют музыкальную сказку, в которой оживают музыкальные

инструменты, ноты, знаки альтерации, нотный стан. После нескольких

предложений, в круглых скобках, описывают характер звучащей в этом

месте

музыки,

средства

музыкальной

выразительности,

кто

исполняет:

соло, ансамбль, оркестр (какой?); оформляют в виде книжки – малышки,

представляют одноклассникам, аргументируя свой выбор музыки);

в рамках изучения темы «Музыка и изобразительное искусство» учащиеся

подбирают к картинам великих художников музыкальные произведения,

обосновывая

свой

выбор

эмоциями

(например:

«Золотая

осень»

И.Левитана;

Н.Н.Ге

«Дорога

в

лесу»;

А.М.Васнецов

«Северный

край»

выбирают музыку П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова инструментальные

произведения; М.А.Врубель «Царевна Лебедь» - музыку Н.А.Римского -

Корсакого).

В

наши

дни

все

большее

влияние

на

развитие

школьного

музыкального

образования

стали

оказывать

информационно

коммуникационные

технологии.

Компьютерная

среда

способствует

развитию

инновационного

мышления

обучающихся и обеспечивает возможность на уроках музыки и при самостоятельной

работе создать среду для интеллектуального и личностного развития. В основной

школе, в 6 – 7классах, практикуется создание учащимися музыкальных фрагментов

на основе современных технонаправлений.

Развитие музыкального интеллекта у обучающихся влечет за собой развитие

невербального мышления. Воспитание творческого начала у обучающихся – одна из

задач образования в современной школе.

Приложение к рабочей программе по музыке 5 класс.

Модуль

Подтема

Форма деятельности обучающихся

УМО (ЦОР, текст,

Приложение №2



В раздел образования