Напоминание

"Именины у Мухи-Цокотухи"


Автор: Кулабина Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №22 "Сказка"
Населённый пункт: Ханты Мансийский автономный округ, Тюменская область г.Сургут
Наименование материала: НОД
Тема: "Именины у Мухи-Цокотухи"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема «Именины у Мухи – Цокотухи»

Задачи.

Образовательные:
• Продолжать знакомить с миром насекомых. • Закрепить знания потешек, закличек. • Познакомить с русской народной и хантыйской пословицей о труде. • Учить задумывать содержания изображения, применять усвоенные приёмы лепки. • Закреплять умение рисовать предметы круглой формы, правильно пользоваться кистью и гуашью.
Развивающие:
• Развивать творческую самостоятельность. • Развивать у детей самостоятельность мышления. • Развивать интерес к насекомым, желание узнавать о них что – то новое.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе и её жителям.
Оборудование:
театр фланелеграф «Муха – Цокотуха»; стол, скатерть, самовар, набор детской посуды, угощение; солёное тесто, дощечки, салфетки; стаканчики с водой, гуашь жёлтого цвета, кисточки, салфетки, две картины с изображением природы, животных; слайды, д/и «Собери цветок», полевые цветы из бумаги; игрушки: муха-цокотуха, божья коровка, стрекоза, муравей. В. Ребята, я вам покажу сейчас отрывок из сказки, смотрите и слушайте (дети садятся на стульчики перед коврографом) . В. Муха, Муха – Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар. В. Как называется сказка? (ответы детей) В. Узнали лесные букашки о празднике – дне рождения Мухи, и полетели к ней – поздравить её с этим прекрасным днём. Я вас тоже приглашаю в гости к Мухе, и посмотрим, кто же прилетел к ней на праздник (дети подходят к большо ширме, воспитатель убирает её, стоит накрытый стол с угощением, а также игрушка – Муха – Цокотуха) . Д. Здравствуй Муха – Цокотуха! М. Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас у себя в гостях, проходите, усаживайтесь поудобнее (дети садятся на ковёр). В. Спасибо. В. Ребята, вам интересно узнать, кто же прилетит первый из лесных букашек в гости к Мухе? Тогда слушайте внимательно загадку: Красный жучок в черную точку Сел отдохнуть на красивом цветочке. Он с крошечной маленькой черной головкой. Зовется жучок этот (Божьей коровкой) . В. Правильно, молодцы, это божья коровка. А, что вы знаете о божьей коровке?
Д. Божьи коровки бывают красного, жёлтого и коричневого цвета. Точки рассказывают о его «имени». Коровка с двумя точками называется – двухточечная, с пятью – пятиточечная. Божьи коровки поедают -тлю – это крошечное насекомое, сосущее сок из растений, поэтому растения говорят спасибо божьей коровке. В. Ребята, скажите мне, пожалуйста, но почему же маленький жучок, не имеющий зубов и когтей, не прячется, а наоборот – вырядился в такой «яркий костюм»? Почему не боится божья коровка, что ее съедят птицы? Д. Потому, что есть у нее своя хитрая защита. Они выделяют в случае опасности ядовитое пахучее «молочко», которое отпугивает птиц, питающихся насекомыми. А так как называют эту жидкость «молочком», то жучка назвали – коровкой. В. А почему же «божья»? Д. Людей добрых называли «божьими». А жучок этот тоже считается безобидный, так и получилось «божья коровка». В. Всё - то вы знаете. Порадовали. Ребята, предлагаю вам позвать божью коровку, прочитав закличку. Д. Божья коровка, Ты лети на небо Принеси нам хлеба Чёрного и белого, Только не горелого! (Из- за маленькой настольной ширмы появляется игрушка - божья коровка) . Б. К. Здравствуйте ребята (дети здороваются). Помогите, пожалуйста сделать подарок для Мухи – Цокотухи. В. Поможем? (да) (дети садятся за стол). Я предлагаю вам слепить из солёного теста кто, что захочет. Вы подумайте, прежде чем приступить к работе. В. Настя, что ты придумала, и как будешь лепить задуманное? Н. Я подарю чашечку. Из теста скатаю шарик, и большим пальцем вдавливаю середину шара, а затем оттягиваю края. Воспитатель спрашивает у нескольких детей, что они придумали, и как будут осуществлять задуманное. Затем, божья коровка рассматривает работы, благодарит ребят за помощь. На столе лежат влажные салфетки, дети вытирают руки и продолжают играть. Божья коровка с подарками летит на именины к Мухе- Цокотухе. Муха – Цокотуха встречает божью коровку, благодарит за подарок, сажает её за стол (дети подходят к воспитателю) В. Кто же следующий гость? Послушайте внимательно загадку. У реки, над камышами, Вот с та-а-а-акущими глазами, Зависает вертолёт. Пассажиров не берёт! И пропеллер. И глаза. Да ведь это -. ! (Стрекоза) В. Отгадали, какие вы смышлёные! Что же вы можете рассказать про стрекозу? Д. У стрекозы четыре крыла, большие крупные глаза, которые глядят сразу во все стороны. Следит за всем, что находится в воздухе. Стрекозы могут очень быстро летать и хватать добычу на лету. Питаются комарами или мошками. В. Ребята, предлагаю вам позвать стрекозу, прочитав закличку.
Д. Стрелочка – стрекозочка, Полети на облачко! Сухо будет - полечу, А сыро будет - посижу! . (Из- за маленькой настольной ширмы появляется игрушка - стрекоза) . В. Доброе утро, дети (дети здороваются). Подходят к мольберту. С. Ребята, я приготовила подарок для Мухи - Цокотухи – картину. Но она получилась у меня грустная, скучная, печальная… Дети рассматривают картину, и замечают, что животные – грустные, лес темный, дремучий. В. Ребята, как мы можем помочь стрекозе? (ответы детей) В. Правильно, молодцы, мы с вами нарисуем солнышко и позовём его. Дети за столом рисуют солнце. Стрекоза радуется работам детей. В. Ребята, солнышко мы нарисовали, для того, чтобы оно выглянуло, позовём его. Д. Солнышко – вёдрышко Выгляни в окошко Твои детки плачут По камушкам скачут В. А солнышко не выглядывает… Ребята, давайте мы с вами произнесём закличку народов ханты: Солнышко покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Тёплое летечко, Грибы и берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка. В это время воспитатель меняет на мольберте грустную, печальную картину на картину тёплую, весёлую с изображением солнца. В. Ой, ребята, посмотрите, мы с вами кликали солнышко, обращались с просьбой к нему, вот оно и выглянуло. Посмотрите на картину, как рады солнцу и растения, и животные. С. Спасибо вам огромное, мне пора лететь на день рождение к Мухе – Цокотухе. До свидания! М. Спасибо гостья дорогая, садись за стол, самовар готов. В. Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный (Ответы детей). (Показ слайдов) В. Нет, не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле – муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. А ещё муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные терема – муравейники они строят. Муравейник – это многоэтажный дом, тёплый, уютный, многоквартирный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами. Недаром пословица говорит «Мал муравей, да горы копает», это значит ребята, что несмотря на свой маленький рост, они очень сильные и смелые, и у них есть желание что – то делать, строить, трудиться. (воспитатель ещё раз повторяет пословицу) и дополнить мне хочется пословицей народов ханты «Легким трудом не проживешь, человеком не станешь», эта пословица тоже о труде, нужно работать, трудиться, видеть результат своего труда, почувствовать важность своего труда не только для себя, но и для других людей. Живут
они большой и дружной семьёй. Население в полном муравейнике – несколько сот тысяч жителей. Как целый город. Самая главная у них – муравьиная принцесса. Став матерью большого семейства, муравьиха отгрызывает себе крылья и с этих пор живёт в муравейнике. Она откладывает яички. Из которых позже появляются личинки. Заботятся о них муравьи – няньки. Охраняет муравейник муравьи – солдаты. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». (Из- за маленькой настольной ширмы появляется игрушка - муравей с букетом из полевых цветов) . М. Доброе утро, здравствуйте (дети здороваются) В. Муравей, какой у тебя замечательный букет! М. Этот букет из полевых цветов я подарю Мухе – Цокотухе. В. Ребята, а как вы понимаете это слово – полевые цветы? (ответы детей) В. Правильно, это цветы, которые растут в поле. Как мы радуемся им! Давайте мы с вами рассмотрим цветы в букете и назовём их. (ромашка, василёк, мак). Давным – давно полевые цветы считались самым лучшим подарком. Девушки плели венки, гадали на ромашках, а молодые люди дарили букеты из полевых цветов. Красота… Только нужно помнить, о бережном отношении к природе, не нужно нести домой большой букет, цветы погибнут, а так они будут украшать поляну, радовать нас и насекомых. М. Мне пора ребята, рад был с вами познакомиться. Я хочу вам подарить игру «Собери цветок». До свидания. (до свидания) М. Спасибо, спасибо, букет красивый. Прошу за стол садиться, не воды, а чайку напиться. Дидактическая игра «Собери цветок» (дети на полу выкладывают цветы) В. Какие красивые маки, васильки, ромашки, просто невозможно оторвать взгляд от этих красивых, нежных и простых полевых цветов. В. Ребята, я уверена, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка. Ведь по сравнению с ними, мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать их. В. Ну а теперь, мы с вами тоже поздравим Муху – Цокотуху. Игра «Каравай»


В раздел образования