Напоминание

"По учебнику Н.И.Сонина"


Автор: Саблашева Лада Валерьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Бельтирская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Новый Бельтир
Наименование материала: Рабочая программа 6 класс
Тема: "По учебнику Н.И.Сонина"
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛЬТИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании УВЦ «Человек-

Заместитель директора по

Директор МКОУ

природа-общество»

УВР ____________Диятова У.М.

«Бельтирская СОШ»

Протокол № от

«____»_______________20__г. _________/Молтушева Д.С./

«____» ________ 2017 г.

«___»__________20__г.

Руководитель УВЦ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2017-1018 учебный год

по биологии

Уровень обучения: основное общее, 6 класс

Общее количество часов: 35

Количество часов в неделю 1 ч Уровень базовый

Учитель Саблашева Лада Валерьевна

Квалификационная категория: СЗД

Программа разработана на основе авторской программы Н.И.Сонина с учетом содержания учебника Н.И.Сонина Биология: Живой

организм 6 кл.: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016)

Рабочая тетрадь к учебнику

Н.И.Сонина. Биология: Живой организм 6 кл.: М.: Дрофа, 2016

с. Новый Бельтир, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29. 12. 2012;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,

основного общего и среднего общего образования";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1897 "Об утверждении федерального госу-

дарственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 "О внесении изменений в приказ Ми -

нистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федераль-

ный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

СанПиН

2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

условиям

и

организации

обучения

в

образовательных

учреждениях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г.

№189, зарегистрированном в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и тер -

риторий Министерство здравоохранения Российской Федерации (утверждены Постановлением Главного государственного санитарно -

го врача Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 29);

Закон Республики Алтай «Об образовании в Республике Алтай» от 15.11.2013 № 59-РЗ;

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа»;

Устав МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа».

- Примерная программа по предмету биология.

УМК: Учебник "Биология: Живой организм" для 6 класса общеобразовательных учреждений Н.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2016)

Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина «Биология: Живой организм» для 6 класса. - М.: Дрофа, 2016

Федеральный базисный план отводит 35 часов для обязательного изучения биологии в 6 классе из расчёта 1 час в неделю.

В соответствии с этим реализуется программа в объеме 35 часов.

Цель: обеспечение обучащимся

биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении

широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Задачи:

- систематизация знаний

об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета

«Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Уче

ник

науч

ится

Осознание

единства

и

целостности

окружающего

мира,

возможности

его

познания и объяснения на

основе достижений науки;

Постепенное выстраивание

собственной

цело стной

картины мира;

формирование

ответственного

отношения

к обучению;

формирование

познавательных

интересов

и

мотивов,

направленных

на изучение программ;

р а з в и т и е

н а в ы к о в

обучения;

формирование

социальных

норм и навыков поведения

в классе, школе, дома и др.;

ф о р м и р о в а н и е

и

доброжелательные

Самостоятельно

обнаруживать

и

формировать

учебную

проблему,

определять УД;

Выдвигать

версии

решения

проблемы,

о сознавать

( и

интерпретироват

ь

в

с л у ч а е

необходимости)

конечный

результат,

выбирать

средства

достижения цели

из

предложенных, а

также искать их

самостоятельно;

Анализировать,

сравнивать,

классифицировать

факты и явления;

Выявлять причины и

следствия

простых

явлений;

Осуществлять

с р а в н е н и е

и

классификацию,

самостоятельно

выбирая

критерий

д л я

у к а з а н н ы х

логических

операций;

Строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных

связей;

Самостоятельно

организовывать

учебное

взаимодействие

в

группе

(определять

о б щ и е

ц е л и ,

договариваться

друг с другом);

В

д и с к у с с и и

уметь

выдвинуть

а р г у м е н т ы

и

контаргументы;

Учиться критично

о т н о с и т ь с я

к

своему мнению, с

достоинством

признавать

ошибочность

своего

мнения

и

корректировать

его;

1 .

В

п о з н а в а т е л ь н о й

(интеллектуальной) сфере:

в ы д е л е н и е

с у щ е с т в е н н ы х

признаков биологических объектов

(отличительных

признаков

живых

организмов;

клеток

и

организмов

растений,

животных,

грибов

и

бактерий;

организма

человека;

видов,

экосистем;

биосферы)

и

процессов

(питания,

дыхания,

выделения,

транспорт

веществ,

рост,

развитие,

размножение,

регуляция

жизнедеятельно сти

организмов).

п р и в е д е н и е

д о к а з а т е л ь с т в

в з а и м о с в я з и

ч е л о в е к а

и

окружающей среды; необходимости

защиты окружающей среды;

объяснение

роли

б и ол о г и и

практической деятельности людей;

роли

различных

организмов

в

ж и з н и

ч е л о в е к а ;

з н а ч е н и е

от н о ш е н и я

к

м н е н и ю

другого человека;

формирование

коммуникативной

компетентности в общении

и

с о т р уд н и ч е с т в е

с о

сверстниками,

учителями,

посторонними

людьми

в

п р о ц е с с е

у ч е б н о й ,

общественной

и

другой

деятельности;

о с о з н а н и е

ц е н н о с т и

здорового

и

безопасного

образа жизни;

осознание значения семьи в

жизни человека;

уважительное отношение к

с т а р ш и м

и

м л а д ш и м

товарищам.

Составлять

(индивидуально

или

в

группе)

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта);

Р а б о т а я

п о

плану,

сверять

свои действия с

целью

и,

п ри

необходимости,

исправлять

ошибки

самостоятельно

том

числе

и

корректировать

план);

В

д и а л о г е

с

учителем

совершенствоват

ь

самостоятельно

выбранные

критерии

оценки.

Создавать

схематические

м о д е л и

с

выделением

существенных

характеристик

объекта;

Составлять

тезисы,

р а з л и ч н ы е

в и д ы

планов

(про стых,

сложных и т.п.)

Преобразовывать

и н ф о р м а ц и ю

и з

одного вида в другой

(таблицу в текст);

Определять

возможные

источники

необходимых

сведений,

производить

поиск

информации,

а н а л и з и р о ват ь

и

о ц е н и в а т ь

е е

достоверность.

Понимая позицию

другого, различать

в его речи: мнение

(точку

зрения),

доказательство

(аргументы),

факты

(гипотезы,

аксиомы, теории);

Уметь

взглянуть

на

ситуацию

с

иной

позиции

и

договариваться

с

л ю д ь м и

и н ы х

позиций.

биологического

разнообразия

для

сохранения биосферы;

различие

на

таблицах

частей

и

органоидов

клетки;

на

живых

объектах

и

таблицах

органов

цветкового

растения,

органов

и

с и с т е м

о р г а н о в

ж и в о т н ы х ;

съедобных

и

ядовитых

грибов;

опасных

для

человека

растения

и

животных;

с р а в н е н и е

б и о л о г и ч е с к и х

объектов

и

процессов,

умение

д е л а т ь

в ы в о д ы

н а

о с н о в е

сравнения;

выявление

взаимосвязей

между

особенностями

строения

клеток,

тканей, органов, системой органов

и их функциями;

о в л а д е н и е

м е т о д а м и

биологической науки: наблюдения и

описания биологических объектов;

п о с т а н о в к а

б и о л о г и ч е с к и х

экспериментов

и

объяснение

их

результатов.

2.

В

ценностно-ориентационной

сфере:

з н а н и е

о с н ов н ы х

п р а в и л

поведения

в

природе

и

основ

здорового образа жизни.

3.

В сфере трудовой деятельности:

знание

и

соблюдение

правил

работы в кабинете биологии;

соблюдение

правил

работы

с

биологическими

приборами

и

инструментами

(препаровальные

и г л ы ,

с к а л ь п е л и ,

л у п ы ,

микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

освоение приёмов выращивания и

размножения культурных растений,

ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств

объектов живой природы

.

Уче

ник

полу

чит

возм

ожн

ость

науч

итьс

я

соблюдать правила

поведения в природе;

понимать основные

факторы, определяющие

взаимоотношения человека

и природы;

умению реализовывать

теоретические познания на

практике;

понимать социальную

значимость и содержание

профессий, связанных с

биологией;

испытывать любовь к

природе;

признавать право каждого

на собственное мнение;

проявлять готовность к

самостоятельным

поступкам и действиям на

благо природы;

уметь отстаивать свою

под

руководством

учителя

оформлять отчет,

включающий

описание

наблюдения, его

резуль- таты,

выводы;

составлять

сообщения на

основе

обобщения

материала

учебника и

дополнительной

литера- туры;

проводить

анализ связей

организмов со

средой

обитания;

определять

отношения объекта с

другими объектами;

сравнивать объекты

под микроскопом с

их изображением на

рисунках и

определять их;

сравнивать

представителей

разных групп

растений, делать

выводы на основе

сравнения;

оценивать с

эстетической точки

зрения

представителей

растительного мира;

анализировать и

обобщать

имеющиеся знания;

продуктивно

работать в группе;

доказывать и

отстаивать свою

точку зрения;

находить

информацию о

растениях в

научно-

популярной

литературе,

биологических

слова- рях и

справочниках,

анализировать и

оценивать её,

переводить из

одной формы в

другую;

применять

ИКТ

на

уроках

биологии.

• соблюдать правила работы в кабинете

б и о л о г и и ,

с

б и о л о г и ч е с к и м и

приборами и инструментами;

• использовать

приёмы

оказания

первой

помощи

при

отравлении

ядовитыми

грибами,

ядовитыми

растениями, укусах животных; работы

с

о п р е д е л и т е л я м и

р а с т е н и й ;

в ы р а щ и в а н и я

и

р а з м н о ж е н и я

культурных

растений,

домашних

животных;

• выделять

эстетические

достоинства

объектов живой природы;

• осознанно

соблюдать

основные

принципы

и

правила

отношения

к

живой природе;

• находить информацию о растениях и

животных

в

научно-популярной

литературе, биологических словарях и

с п р а в оч н и ка х ,

а н а л и з и р о в а т ь ,

оценивать её и переводить из одной

формы в другую;

точку зрения;

критично относиться к

своим поступкам, нести

ответственность за

последствия;

у м е т ь

с л у ш а т ь

и

слышать другое мнение.

строить

логические

схемы;

прогнозировать

экологические

ситуации.

составлять цепь

логических

рассуждений.

• выбирать

целевые

и

смысловые

установки

в

своих

действиях

и

поступках

по

отношению

к

живой

природе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь ной программы основного общего образования

предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх

групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых

результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения»,

при

котором

фиксируется

достижение

уровня,

необходимого

для

успешного

продолжения

образования

и

реально

достигаемого

большинством

обучающихся,

и

его

превышение,

что

позволяет

выстраивать

индивидуальные

траектории

движения

с

учётом

зоны

ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:

способность

к

решению

учебно-познавательных

и

учебно-практических

задач,

основанных

на

изучаемом

учебном

материале,

с

использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.

предполагает

выделение

базового

уровня

достижений

как

точки

отсчёта

при

построении

всей

системы

оценки

и

организации

индивидуальной работы с обучающимися.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках

диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени

образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка

«3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения

учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня,

превышающие базовый:

повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными

действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового выделяется пониженный уровень достижений,

оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»).

Недостижение базового уровня (пониженный) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания

предмета.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету.

1.

Оценка устного ответа обучающихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать

межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с

помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать

внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры

устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,

необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных

правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение

основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,

обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно

выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные

материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что

позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения

опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были

допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не

принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при

работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной

части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники

безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ

с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте

Р – общее число ответов

Коэффициент К

Оценка

0,83-1

«5»

0,56-0,82

«4»

0,3 -0,55

«3»

Меньше 0,3

«2»

Содержан

ие учебного предмета

п/п

Наименование

раздела/темы

Кол-

во

Содержание

Планируемые результаты обучения

часов

1

Раздел 1.

Строение

и

свойства

живых

организмов

13 ч

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов.

Многообразие живых организмов. Основные свойства

живых

организмов:

клеточное

строение,

сходный

химический состав, обмен веществ и энергии, питание,

дыхание,

выделение,

рост

и

развитие,

раздражимость,

движение, размножение.

Тема 1.2. Химический состав клеток

Содержание

химических

элементов

в

клетке.

Вода,

д р у г и е

н е о р г а н и ч е с к и е

в е щ е с т в а ,

и х

р о л ь

в

жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки,

жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

1.

Определение состава семян пшеницы.

Тема 1.3.

Строение

растительной

и

животной

клеток.

Клетка — живая система

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и

ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и

её

органоидов.

Хромосомы,

их

значение.

Различия

в

строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы:

1.

Строение клеток живых организмов (на готовых ми-

кропрепаратах).

Тема 1.4. Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное

вещество.

Типы

тканей

растений,

их

многообразие,

значение, особенности строения. Типы тканей животных

организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы:

1.

Ткани живых организмов.

Тема 1.5. Органы и системы органов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее

строение

и

значение

корня.

Корневые

системы.

Предметные

результаты

обучения

Обучающиеся должны знать:

— суть понятий и терминов: «клетка»,

«ядро»,

«мембрана»,

« о б о л оч к а » ,

«пластида»,

«органоид»,

«хромосома»,

«ткань»,

«орган»,

«корень»,

«стебель»,

«лист»,

«почка»,

«цветок»,

«плод»,

« с е м я » ,

« с и с т е м а

о р г а н о в » ,

« п и щ е в а р и т е л ь н а я

с и с т е м а » ,

«кровеносная

система»,

«дыхательная

система»,

«выделительная

система»,

«опорно-двигательная система», «нервная

система»,

«эндокринная

с и с т е ма »,

«размножение»;

— основные органоиды клетки, ткани

растений и животных, органы и системы

органов растений и животных;

— что лежит в основе строения всех

живых организмов;

— строение

частей

побега,

основных

органов

систем

органов

животных,

указывать их значение.

Обучающиеся должны уметь:

— распознавать

и

показывать

на

таблицах

основные

органоиды

клетки,

растительные

и

животные

т к а н и ,

основные

органы

и

системы

органов

растений и животных;

— исследовать

строение

основных

органов растения;

— устанавливать

основные

черты

Видоизменения

корней.

Строение

и

значение

побега.

Почка —

зачаточный

побег.

Стебель

как

осевой

орган

побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение

и

функции.

Простые

и

сложные

листья.

Цветок,

его

значение

и

строение

(околоцветник,

тычинки,

пестики).

Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение

семян

однодольного

и

двудольного

растений.

Системы

органов. Основные системы органов животного организма:

пищеварительная,

опорно-двигательная,

нервная,

эндокринная, размножения.

Лабораторные и практические работы:

1.

Распознавание органов растений и животных.

Тема 1.6.

Растения

и

животные

как

целостные

организмы

Взаимосвязь

клеток,

тканей

и

органов

в

организмах.

Живые организмы и окружающая среда.

различия

в

строении

растительной

и

животной клеток;

— устанавливать

взаимосвязь

между

строением побега и его функциями;

— исследовать строение частей побега

на натуральных объектах, определять их

на таблицах;

— обосновывать важность взаимосвязи

всех

органов

и

систем

органов

для

обеспечения целостности организма.

М е т а п р е д м е т н ы е

р е з у л ь т а т ы

обучения

Обучающиеся должны уметь:

— работать

с

д о п ол н и т е л ь н ы м и

источниками информации;

— давать определения;

— р а б о т а т ь

с

б и о л о г и ч е с к и м и

объектами.

2

Раздел 2.

Жизнедеятельность

организмов

19 ч

Тема 2.1. Питание и пищеварение

Сущность

понятия

«питание».

Особенности

питания

растительного организма. Почвенное питание. Воздушное

питание

(фотосинтез).

Особенности

питания

животных.

Травоядные

животные,

хищники,

трупоеды;

симбионты,

паразиты.

Пищеварение

и

его

значение.

Особенности

ст ро ения

пищеварительных

систем

ж и в о т н ы х .

Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация.

Действие

желудочного

сока

на

белок.

Действие

слюны

на

крахмал.

Опыты,

доказывающие

образование крахмала на свету, поглощение углекислого

газа листьями, роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание.

Значение

дыхания.

Роль

кислорода

в

процессе

расщепления

органических

веществ

и

освобождения

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— с у т ь

п о н я т и й

и

т е р м и н о в :

«почвенное

питание»,

«воздушно е

питание»,

«хлоропласт»,

«фотосинтез»,

«питание»,

«дыхание»,

«транспорт

веществ»,

«выделение»,

«листопад»,

«обмен

веществ»,

«холоднокровные

животные»,

«теплокровные

животные»,

«опорная система», «скелет», «движение»,

«раздражимость»,

«нервная

система»,

«эндокринная

система»,

«рефлекс»,

«размножение»,

«половое

размножение»,

«бесполое

размножение»,

«почкование»,

«гермафродит»,

«оплодотворение»,

энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в

дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания

животных организмов.

Демонстрация.Опыты,

иллюстрирующие

дыхание

прорастающих

семян;

дыхание

корней;

обнаружение

углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

Перенос

веществ

в

организме,

его

з н ач е н и е .

Передвижение веществ в растении. Особенности строения

органов

растений,

обеспечивающих

процесс

переноса

веществ.

Особенности

переноса

веществ

в

организмах

животных. Кровеносная система, её строение и функции.

Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки

крови).

Демонстрация.

Опыт,

иллюстрирующий

п у т и

передвижения органических веществ по стеблю растения.

Микропрепараты

«Строение

клеток

крови

лягушки»

и

«Строение клеток крови человека».

Лабораторные работы:

1.

Передвижение воды и минеральных веществ по сте-

блю.

Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии

Роль

выделения

в

процессе

жизнедеятельности

организмов. Продукты выделения у растений и животных.

Выделение у растений. Выделение у животных. Основные

выделительные

системы

у

животных.

Обмен

веществ

и

энергии.

Тема 2.5. Опорный системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные

системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация.

Скелеты

млекопитающих.

Распилы

костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.

Лабораторные работы:

«опыление», «рост», «развитие», «прямое

развитие», «непрямое развитие»;

— органы

и

системы,

составляющие

организмы растения и животного.

Обучающиеся должны уметь:

— определять и показывать на таблице

органы

и

системы,

со ст авляющие

организмы растений и животных;

— объяснять

сущность

о сновных

п р о ц е с с о в

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и

организмов;

— о б о с н о в ы в а т ь

в з а и м о с в я з ь

процессов

жизнедеятельности

между

собой;

— с р а в н и в а т ь

п р о ц е с с ы

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и

р а з л и ч н ы х

организмов;

— наблюдать

за

биологиче скими

процессами, описывать их, делать выводы;

— исследовать

строение

отдельных

органов организмов;

— фиксировать свои наблюдения в виде

рисунков, схем, таблиц;

— соблюдать

правила

поведения

в

кабинете биологии.

М е т а п р е д м е т н ы е

р е з у л ь т а т ы

обучения

Обучающиеся должны уметь:

— организовывать

свою

учебную

деятельность;

— планировать свою деятельность под

руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

1.

Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. Движение

Движение

как

важнейшая

особенность

животных

организмов.

Значение

двигательной

активно сти.

Механизмы,

обе спечивающие

движение

живых

организмов.

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей

средой.

Регуляция

процессов

жизнедеятельно сти

организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности

строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8. Размножение

Биологиче ское

значение

размножения.

Виды

размножения. Бесполое размножение животных (деление

простейших,

почкование

гидры).

Бесполое

размножение

растений. Половое размножение организмов. Особенности

полового

размножения

животных.

Органы

размножения.

Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение

растений.

Опыление.

Двойное

о п л од от во р е н и е .

Образование плодов и семян.

Демонстрация.

Способы

размножения

растений.

Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы

1.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Тема 2.9. Рост и развитие

Рост

и

развитие

растений.

Индивидуальное

развитие.

Распространение

плодов

и

семян.

Состояние

покоя,

его

значение в жизни растений. Условия прорастания семян.

Питание

и

рост

проростков.

Особенности

развития

животных

организмов.

Развитие

зародыша

(на

примере

ланцетника).

Постэмбриональное

развитие

животных.

Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация.

Способы распространения плодов и

— участвовать

в

групповой

работе

(малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной

информации на бумажных и электронных

носителях;

— работать с текстом параграфа и его

компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять

вопросы

к

т е кс ту,

разбивать

его

на

отдельные

смысловые

части, делать подзаголовки;

— узнавать

изучаемые

объекты

на

таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а

также работу одноклассников.

семян. Прорастание семян.

Тема 2.10. Организм как единое целое

Взаимосвязь

клеток,

тканей

и

органов

в

организме.

Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем.

Организм функционирует как единое целое. Организм —

биологическая система.

3

Раздел 3.

Организм и среда

2 ч

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды

Влияние

факторов

неживой

природы

(температуры,

влажности,

света)

на

живые

организмы.

Взаимосвязи

живых организмов.

Демонст рация.

Коллекции,

и л л ю с т р и ру ю щ и е

экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2. Природные сообщества

Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в

природное сообществе. Цепи питания.

Демонстрация.

Модели

экологических

систем,

коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.

Предметные результаты обучения

Обучающиеся должны знать:

— суть

понятий

и

терминов

«среда

обитания»,

«факторы

среды»,

«факторы

неживой

природы»,

«факторы

живой

природы»,

«пищевые

цепи»,

«пищевые

с е т и » ,

« п р и р од н о е

с о о б щ е с т в о » ,

«экосистема»;

— как

тот

или

иной

фактор

среды

может влиять на живые организмы;

— характер

взаимосвязей

между

живыми

организмами

в

природном

сообществе;

— структуру природного сообщества.

М е т а п р е д м е т н ы е

р е з у л ь т а т ы

обучения

Обучающиеся должны уметь:

— организовывать

свою

учебную

деятельность;

— планировать свою деятельность под

руководством учителя (родителей);

— составлять план работы;

— участвовать

в

групповой

работе

(малая группа, класс);

— осуществлять поиск дополнительной

информации на бумажных и электронных

носителях;

— работать с текстом параграфа и его

компонентами;

— составлять план ответа;

— составлять

вопросы

к

т е кс ту,

разбивать

его

на

отдельные

смысловые

части, делать подзаголовки;

— узнавать

изучаемые

объекты

на

таблицах;

— оценивать свой ответ, свою работу, а

также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

— формирование

от в е т с т в е н н о го

отношения к обучению;

— формирование

познавательных

интересов

и

мотивов,

направленных

на

изучение программ;

— развитие навыков обучения;

— формирование

социальных

норм

и

навыков поведения в классе, школе, дома

и др.;

— формирование и доброжелательные

отношения к мнению другого человека;

— формирование

коммуникативной

к о м п е т е н т н о с т и

в

о б щ е н и и

и

сот рудниче стве

со

с в е р с т н и к а м и ,

учителями,

посторонними

людьми

в

процессе учебной, общественной и другой

деятельности;

— осознание

ценности

здорового

и

безопасного образа жизни;

— осознание значения семьи в жизни

человека;

— уважительное отношение к старшим

и младшим товарищам.

Календарно- тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения по

плану

Дата

проведения по

факту

1

Чем живое отличается от неживого

1

2

Химический состав клетки

1

3

Строение растительной клетки

1

4

Строение животной клетки

1

5

Деление клетки - митоз

1

6

Деление клетки - мейоз

1

7

Ткани растений

1

8

Ткани животных

1

9

Органы цветковых растений

1

Обобщение знаний

10

Двудольные и однодольные растения

1

11

Органы и системы органов животных

1

12

Организм как единое целое

1

13

Что мы узнали о строении живых организмов

1

14

Обобщение. Терминологический диктант №1

1

15

Питание растений и животных

1

16

Пищеварение

1

17

Дыхание у растений и животных

1

18

Транспорт веществ в организме

1

19

Выделение у растений, грибов и животных

1

20

Обмен веществ и энергии

1

21

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма

1

22

Движение животных, обитающих в воздушной и водной средах

1

23

Движение наземных животных

1

24

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов и их связь с окружающей

средой

1

25

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

1

26

Размножение, его виды. Бесполое размножение

1

27

Половое размножение животных

1

28

Половое размножение растений

1

29

Рост и развитие растений

1

30

Рост и развитие животных

1

31

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов. Терминологический диктант № 2

1

32

Среда обитания. Экологические факторы.

1

33

Природные сообщества

1

34

Обобщение. Итоговый терминологический диктант № 3 за курс: 6 класс «Живой

организм»

1

35

Экскурсия в природу

1

ЛИТЕРАТУРА

1.

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа,

любое издание.

2.

Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. Биология. Живой организм. 6 класс. Ав-

торы Н. И. Сонин.

3.

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, любое издание.

4.

- Биология. Живой организм. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» / В.Н.

Кириленкова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, любое издание.

5.

- Биология. Живой организм. 6 класс: технологические карты к учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. И. В. Константинова. – Волгоград:

Учитель, 2014.-206 с.

6.

- Тесты по биологии. 5 класс: к учебникам Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» линий «Живой организм» и «Сфера

жизни» / Г.А. Воронина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. –128 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)



В раздел образования