Автор: Масловская Ольга Николаевна
Должность: заведующая мбдоу
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с.Верхососна"
Населённый пункт: Белгородская область с. Верхососна
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Готовность дошкольника к школе
в контексте ФГОС».
2018 г.
Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение
правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила
развития
ребенка,
а
не
его
обучения.
Почему
вдруг
ученые
взялись
за
разработку
стандарта
дошкольного
образования?
Потому
что
впервые
в
истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным
уровнем образования — такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный
возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе.
Сейчас
дошкольный
возраст
сам
по
себе
ценен.
Сущность
изменения
касается
модели
образовательного
процесса.
Из
неё
напрочь
нужно
искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а
развивать. Развитие — стоит во главе угла. Развивать нужно по средством
доступного для их возраста деятельности — игры. В результате весь
образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая
будут обучаться. Так же в тексте ФГОС не употребляется слово занятие.
Однако
это
не
обозначает
переход
на
позиции
попустительства.
Мы
занимаемся с детьми, но само понятие занятие с сейчас рассматривается как
занимательное дело без отождествлением его с занятием как формой учебной
деятельности.
В
стандарте
учитываются
индивидуальные
потребности
каждого
ребенка,
связанные
с
его
жизненной
ситуацией
и
состоянием
здоровья.
В РФ выделяются уровни:
Первый
—
Дошкольное
образование (впервые) является
первым
уровнем общего образования
Второй - Начальное общее образование
Третий - Основное общее образование
Четвертый - Основное среднее образование
Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем
общего образования
По
сути
что
такое
ФГОС
это
требования
которые
прописаны
в
программе и каждый воспитатель работает по этой программе ( показать,
рассказать своими словами).
Главным
стало
по
новому
закону
психологическая
подготовка
детей к школе, которая включает:
интеллектуальную готовность;
мотивационную готовность;
эмоционально-волевую готовность;
коммуникативную готовность.
Интеллектуальная
готовность
предполагает
развитие
внимания,
памяти,
сформированные
мыслительные
операции
анализа,
синтеза,
обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления,
умение
устанавливать
связи
между
явлениями
и
событиями,
делать
простейшие
умозаключения
на
основе
аналогии.
Например,
морковь
–
огород, грибы — … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их
работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать,
что бабушка — это мама отца или матери.
Мотивационная готовность…
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве
и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль
— роль школьника.
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что
учёба
–
это
труд,
дети
ходят
учиться
для
получения
знаний,
которые
необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не
следует
запугивать
детей
школой,
предстоящими
трудностями,
строгой
дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за
тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с
легкостью
заимствуются
детьми.
Ребенок
должен
видеть,
что
родители
спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома
его понимают, верят в его силы.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не
наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и
дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать
удовольствие от процесса учебы.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
способностей ставить перед собой цель,
принять решение о начале деятельности,
наметить план действий,
выполнить его, проявив определенные усилия,
оценить результат своей деятельности,
а также умения длительно выполнять не очень привлекательную
работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная
деятельность
и
конструирование,
поскольку
они
побуждают
длительное
время сосредоточиваться на постройке или рисовании..
Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.
Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения,
формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными
его возрасту.
Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и
умеем, так как всё знать невозможно.
Коммуникативная готовность.
Проявляется
в
умении
ребенка
подчинять
свое
поведение
законам
детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она
предполагает
способность
включиться
в
детское
сообщество,
действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать
или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В
целях
развития
коммуникативной
компетентности
следует
поддерживать
доброжелательные
отношения
вашего
сына
или
дочери
с
окружающими.
Личный
пример
терпимости
во
взаимоотношениях
с
друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании
этого вида готовности к школе.
Казалось бы каждый из вас считает что ребенок готов к школе но прдя
в школу он будет испытывать трудности и вы сэтим согласитесь. Я хочу
обратить внимание ваше и зачитать
«Портрет» первоклассника, не готового к школе:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
неумение общаться со сверстниками;
трудность
контактов
с
незнакомыми
взрослыми (стойкое
нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
неумение
сосредоточиться
на
задании,
трудность
восприятия
словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать
обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
плохое
развитие
тонко
координированных
движений
руки,
зрительно-моторных
координации (неумение
выполнять
различные
графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное
произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и
т. п.).
Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСам:
Физически
развитый,
овладевший
основными
культу р но -
гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и
потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила
ЗОЖ.
Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы
взрослому,
любит
экспериментировать.
Способен
самостоятельно
действовать в различных видах детской деятельности.
Эмоционально-отзывчивый.
Сопереживает
персонажам
сказок,
историй,
рассказов.
Эмоционально
реагирует
на
произведения
изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения,
мир природы.
Овладевший
средствами
общения
и
способами
взаимодействия
с
взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные
средства
общения,
владеет
диалогической
речью
и
конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия,
направленные
на
достижение
конкретной
цели.
Поведение
ребенка
преимущественно
определяется
не
сиюминутными
желаниями
и
потребностями,
а
требованиями
со
стороны
взрослых
и
первичными
ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое
плохо».
Ребенок
способен
планировать
свои
действия,
направленные
на
достижение конкретной цели.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы,
адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные
знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как
взрослым,
так
и
им
самим.
Ребенок
способен
предложить
собственный
замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
Но самое главное и это прописано в законе об образовании, что первым и
главным в воспитательно — образовательном процессе для детей
являетесь вы родители, а воспитатели могут оказать помощь в
воспитании,