Напоминание

Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии как средство реализации познавательной активности обучающихся.


Автор: Масленникова Марина Владимировна
Должность: преподаватель географии, биологии, экологии
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Высокогорский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: Город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии как средство реализации познавательной активности обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проектная и исследовательская деятельность на уроках географии

как средство реализации познавательной активности

обучающихся.

Масленникова Марина Владимировна

преподаватель биологии, географии, экологии ГАПОУ СО

«Высокогорский многопрофильный техникум»

С каждым днём мир, в котором мы живём, становится всё более

зависимым

от

информационных

технологий.

Знания

настолько

быстро

устаревают, что иногда нет смысла «зазубривать» те или иные параграфы

учебника.

В

современных

реалиях

гораздо

важнее

научить

студента

самостоятельно искать и находить новое знание. Пусть даже это знание будет

новым

только

для

него,

знание,

которое,

таким

образом,

наполняется

особым, личностным смыслом.

Большую

роль

для

развития

познавательной

а к т и в н о с т и ,

самостоятельности обучающихся имеет метод проектов.

Метод

учебного

проекта

способ

организации

самостоятельной

деятельности обучаемых, интегрирующий проблемный подход, групповые

методы,

рефлексивные,

презентативные,

исследовательские,

поисковые

и

прочие методики. Метод проектов позволяет реализовать принцип активного

вовлечения

обучающихся

в

познавательную

деятельность,

применять

приобретённые знания на практике и чётко осознавать, где, каким образом, и

для каких целей эти знания могут быть применены.

В

курсе

географии

метод

проектов

может

использоваться

в

рамках

программного материала практически по любой теме. В своей практике я

чаще

всего

применяю

мини

проекты,

рассчитанные

на

выполнение

в

течение одного урока и краткосрочные проекты. В работе над проектами

выделяю следующие этапы:

Подготовительный: определение темы и выбор группы.

Планирование

работы:

анализ

проблемы,

отбор

содержания,

определение формы работы, распределение ролей.

Выполнение

проекта:

поиск

информации

и

её

обсуждение,

выбор

способа реализации проекта.

Презентация проекта: объяснение результатов, публичное выступление.

Подведение итогов проектной работы (рефлексия): даётся оценка своих

результатов, осмысление учащимися собственной деятельности.

Проекты

предполагают

активизацию

учащихся:

они

должны

писать,

вырезать, наклеивать, работать со справочниками, разговаривать с другими

людьми, искать фотографии, рисунки, самостоятельно делать записи.

В

кабинете географии есть богатая библиотека, много справочной литературы,

старые газеты и журналы, обучающиеся всегда могут воспользоваться не

только

помощью

педагога,

но

и

найти

ответ

на

интересующий

вопрос

самостоятельно.

Приведу

пример

проектов,

над

которыми

работали

обучающиеся на уроках географии.

Проект «Китай»

охватил большую группу обучающихся. В течение

месяца

студенты

собирали

самую

различную

информацию,

используя

познавательную

литературу,

газеты,

журналы,

работая

с

Интернетом.

Обсуждая найденную информацию, обучающиеся решили остановиться на

теме

«Культура

и

традиции

народов

Китая».

Во

время

защиты

проекта

постарались оформить кабинет, повесив карту Китая, государственный герб,

флаг,

иллюстрации

природы.

Проектная

группа

приготовила

яркую

презентацию

проекта.

Так

как

урок

проводился

в

группе

поваров,

то

кульминацией проекта стала проба блюд китайской кухни, которые студенты

приготовили

на

уроках

спецтехнологии.

Участники

проектной

группы

разработали викторину по Китаю и все присутствующие смогли проверить

свои знания об этой стране. Во время проведения рефлексии обучающиеся

отметили, что они хорошо поработали, работа была плодотворной, и они

остались довольны результатом.

Так как современный стандарт образования требует связь предмета с

получаемой профессией или специальностью, то темы проектов отражают

непосредственную будущую деятельность обучающихся.

Например, для

групп

будущих

автомехаников

предлагаются

проекты

«История

автомобильного транспорта», «Развитие транспорта в различных регионах

мира». Для групп поваров – «Традиции кухонь народов мира». Для швей

«Национальные

костюмы

народов

мира».

Для

машинистов

локомотива

«История развития железнодорожного транспорта».

Практико

ориентированные

проекты

чаще

всего

применяю

при

изучении тем «Мировые природные ресурсы», «Воздействие человека на

окружающую среду».

На уроках географии можно использовать информационные проекты при

изучении экономико- географической характеристики стран мира. При этом

на уроке одновременно работают несколько групп обучающихся, каждая над

своей

темой.

Результатом

работы

стала

презентация

информационных

плакатов. Работая над проектами, проектные группы использовали не только

ресурс атласа, учебника, но и дополнительную литературу, имеющуюся в

кабинете.

Использование метода проектов на уроках географии дало обучающимся

возможность рационально сочетать теоретические знания и их практическое

применение. Здесь уместен тезис «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это

нужно». В результате участия в проектной разработке повышается интерес

студентов

к

учебному

предмету,

изучение

предмета

становится

не

формальным, а осмысленным, заинтересованным. Учебные проекты в своём

большинстве имеют направленность на результат, который можно увидеть и

применить на практике. Обучающиеся отмечают, что в процессе работы над

учебными

проектами

они

приобретают

такие

компетенции

как:

умение

работать самостоятельно, отбирать нужную информацию, анализировать её,

делать выводы, представлять результаты своей деятельности. Выстраивать

коммуникативные связи с разными людьми.

Наряду

с

проектной

технологией

я

использую

и

технологию

исследовательской деятельности. Исследовательская работа – это творческая

работа

с

применением

исследовательского

метода,

основа

которого

в

современной

дидактической

системе

соотносится

с

деятельностным

подходом. Исследовательские работы продолжительные по времени, требуют

знаний из разных областей науки. Когда исследовательская работа закончена,

то студент защищает её на уроке или конференциях. Учебное исследование

предполагает

выполнение

практических

работ,

составление

и

решение

географических задач, уроки-конференции, диспуты, семинары, проблемную

подачу материала, работу со статистическим материалом, развитие навыков

анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Благодаря

этой

технологии

формируются

внутренние

личностно-

познавательные мотивы, способствующие саморазвитию студента. В качестве

примера могут служить следующие задания исследовательского характера:

Как изменится климат Зарубежной Европы, если течение Гольфстрим

остынет?

В результате дрейфа материков материк Австралия окажется рядом с

материком Евразией. Какие могут произойти изменения?

«Оценка экономического ущерба для здоровья жителей города Нижний

Тагил в результате загрязнения окружающей среды».

«Роль заповедников Свердловской области в сохранении биологического

разнообразия Земли».

«Атомная энегетика: зло или благо»

«Нетрадиционные источники энергии»

При

использовании

элементов

метода

проектов

и

исследовательской

деятельности

у

обучающихся

формируются

навыки

индивидуальной

самостоятельной

деятельности,

деятельности

не

репродуктивной,

а

созидательной,

творческой.

Приобретая

эти

навыки,

привычку

работать

самостоятельно, использовать дополнительную литературу, искать решение

проблемы, обучающиеся переносят их на традиционные уроки.

Проектная

деятельность

способствует

формированию

обучающегося

нового

типа,

владеющего

способами

целенаправленной

интеллектуальной

деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного

опытом самообразования.



В раздел образования