"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Автор: Лысова Светлана Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10 Населённый пункт: город Губаха Пермский край Наименование материала: Статья Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Лысова Светлана Васильевна, учитель-логопед
МАДОУ Детский сад №10 г.Губаха
Для педагогов образовательных учреждений
Чем моложе человек, тем вероятнее успех в обновлении его системы
ценностей. Но дети – часть общества, которая не нуждается в обновлении.
Мы можем и должны пробудить духовность уже в детстве, сформировать в
развивающейся личности ту систему нравственных и духовных установок,
тех
поведенческих
компонентов
культуры,
вокруг
которых
постепенно
можно будет через поколение
консолидировать все общество, весь народ,
открыв ему путь
к постоянному восхождению. По существу, всеобщие
социальные
компетенции,
куда
входят
такие
свойства-ориентации,
как
умение держать слово, доверие, умение общаться работать в командах, быть
ассоциативным
человеком,
готовым
к
смене
ролей,
становящиеся
обязательными для каждого «значимого человека». Но именно их общность
делает
их
ценностными,
культурными
ориентациями.
Ведь
культура
и
ценности носят всеобщий характер. Культурное образование, как составная
часть
светского
образования,
служит
воспитанию
вкуса
к
образцам,
в
частности,
к
речевым.
Ибо
«культура
есть
совокупность
абсолютных
ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его
духовно-общественное бытие».
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема
нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество
заново
пытается
понять,
каким
образом
привить
современным
детям
нравственно-духовные ценности.
Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив
информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет — все это скорее
способствует
размыванию
нравственных
норм
и
заставляет
нас
очень
серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания
собственного малыша.
Особенности нравственного воспитания дошкольников
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции
другого
человека,
для
которого
понятия
дружба,
справедливость,
сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо
более
высокий
уровень
эмоционального
развития,
не
имеет
проблем
в
общении
с
окружающими,
он
гораздо
устойчивее
переносит
стрессовые
ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как
именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению
нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса
формирования личности ребенка.
Другими
словами,
духовно-нравственное
воспитание
школьников
и
детей
раннего
возраста
можно
рассматривать
как
непрерывный
процесс
усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в
дальнейшем
будут
регулировать
его
поступки.
В
результате
такого
нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет
заслужить
одобрение
взрослого,
а
потому,
что
считает
необходимым
соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях
между людьми.
Первоначально
на
занятиях
по
развитию
речи,
чтению,
индивидуальных занятиях педагог закрепляет с детьми знания о том, что с
помощью
слова
можно
познакомиться,
приласкать,
прогнать,
огорчить,
согреть,
обидеть.
На
основе
практических
упражнений
дошкольники
закрепляют правила, («секреты») общения. По мере ознакомления, каждое
правило может вывешиваться в группе как памятка.
Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также!
Будь внимателен к людям, и тебя будут уважать!
Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!
Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его
поступки.
Эти правила вводятся по одному, закрепляясь в игровых упражнениях,
воспитывающих первичные коммуникативные умения и навыки. Например,
первый
«секрет»
общения
может
быть
отработан
с
помощью
таких
упражнений: «Давай познакомимся», «Встреча», «привет».
Вначале дети по вопросам педагога анализируют ситуацию, а затем
учатся
составлять
диалоги,
участвуя
в
инсценировке.
Между
детьми
распределяются роли и они разыгрывают сценку. Дети учатся использовать
вербальные и невербальные выразительные средства общения.
Также целесообразно закреплять этикетные тактики, знакомя детей с
этимологией
некоторых
слов
,выражений.
В
таких
случаях
следует
использовать
доступный
справочный
материал,
художественные
тексты
(рассказы Н Ушакова «Добрые слова», «Здравствуйте» и др.).
В
совместной
деятельности
также
разбираются
примеры,
описывающие кооперативные ситуации общения, в которых словом можно
приласкать, ободрить, пожалеть и т.д. Например: «Не плачь»,
«Царевна
Несмеяна», «Что можно сделать для друга», «Вежливые слова», «Магазин
вежливых слов»
Правило «Будь внимателен к людям, и тебя будут уважать!» можно
закрепить на материале рассказа В. Осеевой «Просто старушка». Обсуждая,
аргументируя свои позиции дети учатся спорить. При этом используются
вводные конструкции, типа «Я не согласен», «Я думаю по-другому», «А я
считаю…» и т.д. , демонстрирующие стратегию самопрезентации.
Затем диалоги (из рассказа и придуманные детьми о поступке девочки)
целесообразно инсценировать. В конце следует подвести детей к выводу об
уважении людьми хороших поступков.
Важно
у
дошкольников
развивать
умение
понимать
настроение
собеседника,
чувствовать
его
состояние
и
выражать
свое
настроение.
Упражнения, направленные на формирование эмоционально настраивающих
тактик
(привлечение,
поддержание,
отвлечение
внимания;
получение
позитивных
впечатлений),
можно
проводить
используя
разнообразный
материал.
Для формирования
полноценного общения
необходимо, создание
ситуаций,
направленных
на
понимание
и
использование
детьми
в
своем
речевом
опыте
причинно-следственных
связей,
которые
наиболее
легко
проследить.
Дети должны
научиться выражать свои чувства. Поэтому полезно
предложить им поиграть в «пожелания», когда дошкольники высказывают
друг другу свои напутствия, приветствия, поздравления.
В детском саду дети также закрепляют этикетные формулы выражения
отказа в некоторых ситуациях. Дошкольников также необходимо обучать
строить
разные
модели
диалога
(модель
двустороннего
контакта,
модель
вариативных кодов общения).
Совместная работа дошкольников
улучшает
их
коммуникативно -
речевую деятельность, так как обеспечивает перестройку всех компонентов
структуры личности за счет общности мотивов, целей, способов достижения
совместного
результата
с
помощью
включения
участников
общения
в
разнообразные
формы
сотрудничества.
Овладение
речевыми
моделями
создает базис
для формирования
вариантов речевого поведения, то есть
выполнения определенной
ролевой позиции, проявления активности
в
диалоге, адекватного выбора вербальных действий, поддержания обратной
связи.
Жизнь
в
изменяющихся
условиях
поликультурного
образования
требует умения
решать постоянно
возникающие новые, нестандартные
проблемы,
выдвигает
повышенные
требования
к
коммуникативному
взаимодействию и сотрудничеству. Взаимодействие ребенка с окружающими
людьми
является
важным
фактором
его
социального
и
личностного
становления. Недостаточность речевого общения с окружающими является
первопричиной
дисгармонии
психического развития ребенка. Поэтому
необходимым
условием
социализации
детей
является
сформированная
полноценная речевая коммуникация.