Автор: Подлесная Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ "Тепикинская ШИ"
Населённый пункт: Станица Тепикинская, Урюпинский район, Волгоградская область
Наименование материала: Открытое мероприятие
Тема: " Передай добро по кругу"
Раздел: среднее профессиональное
Схема конспекта занятия
Подлесная Екатерина Николаевна.
Воспитатель, 1 категория, образование высшее, педагогический стаж 12 лет.
Тема: « Передай добро по кругу».
Цель:
развитие коммуникативных навыков в процессе взаимодействия в детском коллективе; закрепление понятий «добро» и
«зло» через игровые упражнения; воспитание положительной мотивации к занятиям через игровые формы его проведения.
Задачи:
воспитательная: воспитание доброты, чувства любви и благодарности как составных понятий « добро»;
коррекционная: коррекция недостатков характера – замкнутости, застенчивости, эмоциональной зажатости;
развивающая: развивать умение работать в коллективе ,оказывать и принимать поддержку окружающих;
осмыслить себя как члена группы, способной оказывать поддержку.
Этапы работы
Содержание этапа
1
1.
Организационно-
подготовительный.
Цели для воспитанников
Подготовится к
продуктивной
деятельности на
мероприятии.
Цели для педагога
Способствовать созданию
- Здравствуйте ребята. Вот у меня в руках мешочек с шариками, сейчас вы
достанете из него по шарику. У кого будут жёлтые шарики, встанут в одну
команду, а у кого белые шарики станут в другую команду. ( Дети достают
шарики и делятся на команды). Одной команде достаётся конверт с
«осколочной» картинкой злого поступка, другой – конверт с «осколочной»
картинкой доброго поступка. (Воспитанники собирают картинки).
- Что изображено на картинке? (Хороший или плохой поступок).
- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О добре и зле).
2
условий для эффективной
работы.
Методы: словесный(беседа),
практический(работа с
«осколочными»
иллюстрациями), наглядный
(демонстрация получившихся
иллюстраций).
Введение в тему.
Цели для педагога: познакомить
воспитанников с темой занятия;
дать объяснения понятиям
«доброта», «добро», «зло».
Цели для воспитанников:
закрепить умения различать
понятия «доброта», «добро» и
«зло».
Метод: словесный (беседа).
- Тема нашего сегодняшнего занятия - «Передай добро по кругу». Сегодня мы с
вами будем определять понятия «добро» и «зло», оценим свои поступки и
поступки своих сверстников, закрепим навыки доброжелательного отношения
друг к другу, сделаем соответствующие выводы.
- Ребята, скажите, кто знает, что такое добро, зло? Давайте определим понятие
«доброта». - Что такое «доброта»? (Ответы детей: это когда человек всем
помогает, не шумит, дарит подарки, улыбается и т.д).
- Правильно. Доброта - это чуткость, отзывчивость, деликатность, эти чувства
проявляются по отношению к другому человеку. Как ведёт себя добрый
(доброжелательный) человек? (Он не обзывается, говорит добрые слова,
уступает место в автобусе, говорит «спасибо» и т.д.). Доброта проявляется в
самих человеческих делах, поступках, в отношении к людям, ко всему
окружающему, умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать. Всё это
зависит от воспитания, от взаимоотношений людей в коллективе.
3
Игра на внимание « Узнай
меня».
Цель для педагога: познакомить
учащихся с правилами игры;
почувствовать микроклимат в
группе в ходе проведения игры,
- А сейчас давайте поиграем в игру. Настя будет ведущей, завяжем ей глаза, и
она по рукам и голове, должна определить, кто рядом с ней. А мы, ребята, будем
помогать ведущей, если она будет затрудняться. Мы должны описать человека,
до которого она дотронулась, но называть только его добрые поступки,
определять его внешность, характеризовать положительные черты.
Итог игры: - Видите, ребята, поскольку ваши дружеские отношения располагают
4
для выявления степени
сплочённости коллектива.
Цель для воспитанников: за счёт
корректных прикосновений к
сверстнику и добрых отзывов о
нём и его поступках другими,
научиться узнавать, о ком идёт
речь.
Методы: словесный; игровой;
исследовательский.
Чтение и обсуждение сказки
«Сокровища пирата».
Цель для педагога: познакомить
воспитанников с понятиями
духовно – нравственные и
материальные богатства;
помочь разобраться, какое из
богатств важнее в той или иной
жизненной ситуации.
Цель для воспитанников:
постараться понять нужность и
важность в жизни всякого
богатства.
Методы: словесный; наглядно –
практический.
вас друг к другу, вы
можете определить своих одноклассников по рукам, голове, положительным
чертам характера.
-
Вспомните, ребята, что обычно кладут в сундук в сказках, да и в
жизни тоже? ( Ответы детей: золото, серебро, драгоценности,
украшения и т.д.).
- Посмотрите, в одном из наших сундучков тоже лежат драгоценности.
А для чего люди копят, собирают эти богатства? ( Ответы детей).
-Как вы думаете, что можно положить в другой наш сундучок? Давайте
подумаем вместе. Возможно, в этом нам поможет сказка, которую я
вам сейчас расскажу.
(Чтение сказки « Сокровища пирата» М.А. Адрианова).
- О каких сокровищах, которые находятся в сердце человека, вы узнали
из этой сказки?
( Ответы детей : радость, любовь, доброта).
- Почему Артём сначала захотел поменяться с тенью этими
сокровищами? (Ответы детей).
5
6
Игра «Передай добро по кругу!»
Цель для педагога: постараться
задать доброжелательный тон
игре; нацелить воспитанников на
доброе отношение друг к другу.
Цель для воспитанников : быть
добрыми, отзывчивыми.
- Раз это сокровища, сокровища человеческого сердца, можем ли мы
их положить в другой сундучок? ( Ответ детей: нет).
- Почему? ( Ответы детей: ведь это не предметы, а чувства, как их
можно куда-то положить?)
- Хорошо, тогда давайте сделаем так. Вот у меня есть маленькие
частички сердца. Пусть каждое сердечко будет одним из сокровищ,
которые есть в сердце человека. ( Воспитатель кладёт сердечки в
маленькую вазочку).
- Я беру одно сердечко и кладу её в пустой сундучок. Пусть это будет –
любовь. Кто из вас хочет положить в сундучок другие сокровища
человеческого сердца? ( Дети по желанию берут сердечки, называя те
или иные человеческие добродетели и складывая их в сундучок).
- Как вы думаете, все ли богатства человеческого сердца, души мы
нашли и положили в сундучок? ( Ответы детей: наверное, нет).
- Давайте попроси наших гостей помочь наполнить наш сундучок,
положить туда те богатства, о которых мы, может быть, забыли. ( Гости
тоже берут сердечко, называют положительные человеческие качества
и кладут в сундучок).
- Итак, перед вами два сундучка. В одном – бусы, колечки и другие
украшения, а также деньги. Это – богатства. Его можно потрогать
руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим
богатством? ( Ответы детей).
- А в другом сундучке – радость, доброта, честность – всё то, что мы
называли. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его
нельзя потрогать руками, нельзя увидеть.
Может быть, это и не богатство вовсе? ( Ответы детей, обсуждение.
Методы: словесный,
практический, игровой.
Итог «От всего сердца…..»
Цель для педагога : выяснить
поняли ли воспитанники какое
богатство важнее в разных
жизненных ситуациях.
Цель для воспитанников:
показать, поняли ли
воспитанники, почему прочнее и
ценнее то богатство, которое
находится в нашем сердце.
Методы: беседа.
Мнения могут быть разными).
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру « Передай добро по кругу»,
мы будем передавать ленточку по кругу и называть богатства
человеческого сердца, которое есть в вашем товарище, которому вы
её передаёте. Какие вы молодцы, как богато сердце каждого из вас и
самое главное, что ваши товарищи замечают эти богатства. А это
говорит о том, что вы очень дружные и знаете друг о друге всё.
Физкультминутка. ( Первый куплет песни «Дорогою добра» с
движениями.
- Итак, бывает богатство, которое можно потрогать, полюбоваться им,
купить с его помощью всё, что хочется. А бывает богатство, которое
можно только почувствовать. И – как ни странно - прочнее и ценнее то
богатство, которое можно только почувствовать. И – как ни странно –
прочнее и ценнее то богатства, которое находится в нашем сердце.
Потому что его, в отличие от этих сокровищ ( показывает на первый
сундучок), никто и никогда у нас отнять не сможет. А сейчас мне
хотелось бы узнать, что вы чувствуете, когда вам дарят подарки?
( Ответы детей). А какие чувства вы испытываете, когда вы дарите
кому-то подарок, или когда вы помогли, утешили, успокоили кого –
нибудь? ( Ответы детей). Когда вы что-то дарите, вы отдаёте частичку
тепла своего сердца. Каждый человек может подарить частичку
сокровищ своего сердца тому, кого он согревает своей любовью,
добротой, вниманием . Мне бы хотелось, чтобы вы всегда делились
сокровищами из своего сердца с родными и близкими. Вот моё сердце
и его частички. Я хочу подарить каждому из вас кусочек этого
большого сердца и ангелочка, который будет вас беречь, охранять и
защищать на вашем жизненном пути. Пусть маленькие сердечки
напоминают вам о нашем сегодняшнем разговоре, а мне на память
останутся сокровища ваших сердец, которые вы положили в этот
сундучок. ( Показывает сундучок с сердечками). Хочу поблагодарить
вас, ребята, за замечательно проведённое время. Вы все очень чуткие,
доброжелательные, отзывчивые ребята! Я желаю вам добра!
Сказка «Сокровища пирата» (М.А. Андрианов)
Один мальчик, звали его Артем, часто разговаривал со своей любимой игрушкой-кроликом.
- Ты не знаешь, кролик, почему умные взрослые иногда любят придумывать всякую ерунду и
заставляют верить в нее детей? Сегодня мама сказала мне, что все богатства и сокровища человека
находятся в его сердце. Она, наверное, все еще считает, что я маленький и глупый и не знаю, что такое
богатства и сокровища. Помнишь, кролик, мы с тобой мультик про пиратов смотрели, там один пират
все время искал сокровища, а потом нашел сундук с золотом и драгоценностями. Этот пират еще все
время песенку напевал: «Ого-го, эге-ге, эй вы, тени на стене, мне сокровища нужны, а отдам я вам
свои...»
Не успел Артем допеть песенку пирата до конца, как вдруг услышал за спиной чей-то тихий голос:
- Правильно, правильно думаешь.
Артем, испугавшись, резко повернул голову. На стене позади себя он увидел непонятное существо из
черного двигающегося дыма. Артем хотел было закричать, позвать маму, но от страха потерял голос и
не мог произнести ни единого слова.
- Не бойся, Артем, я несчастная тень того самого пирата из мультика. Ты спел песенку, и вот я пришла
поменяться с тобой сокровищами. Я тебе дам настоящие сокровища, а ты мне ненастоящие, которые у
тебя в сердце.
Страх у Артема быстро прошел, и он тихо спросил тень:
- А какие же у меня в сердце сокровища?
- Радость, любовь, доброта и много других, - прошептала тень.
- Вот глупая тень, - подумал Артем. - Да какие же это сокровища?
А сам вслух спросил:
- А если я тебе радость отдам, то взамен получу игрушку?
- Будешь получать любые игрушки, какие только пожелаешь. Только сначала ты должен повторить за
мной волшебное заклинание.
Артем слово в слово повторил заклинание, и тень пирата исчезла вместе с его радостью.
Давно мечтал Артем о большой радиоуправляемой машине. Только он о ней подумал, как она тут же
появилась в его руках. Но почему- то при этом Артем не почувствовал никакой радости. Как будто бы в
его руке появилась не желанная игрушка, а какой-нибудь ненужный камень. Стал он с ней играть,
катать ее по полу, а радости все равно ни капельки, как будто вовсе не машину катаешь, а уроки
скучные Учишь.
Вышел Артем во двор поиграть - опять никакой радости, угостили мороженым - опять ничего. Только к
концу дня стало ясно Артему, что он наделал и какую глупость совершил. Вернулся он домой совсем
печальный, зашел в свою комнату и решил на всякий случай повторить песенку пирата из мультика.
Только допел он последнее слово, как опять на стене появилась тень пирата. Но на этот раз она
выглядела совсем не несчастной, а очень даже радостной и веселой.
- Еще какими-нибудь сокровищами поменяться хочешь? - спросила тень.
- Я хочу радость свою вернуть, а игрушек мне что-то уже не хочется.
- Хорошо, - сказала тень. - Если хочешь меняться, то давай мне сразу любовь и доброту, а я тебе
радость верну, а в придачу волшебный пиратский сундук, в котором деньги и драгоценности никогда
не кончаются. Согласен?
Подумал Артем, что лучше без любви и доброты всю жизнь прожить, чем без радости. А если
вдобавок деньги с драгоценностями предлагают, то это даже намного лучше. За деньги ведь не только
игрушки, но и целую гору шоколадок купить можно.
Согласился Артем и стал повторять волшебное заклинание вслед за тенью.
Только договорил он заклинание, как стал улыбаться, потому что почувствовал внутри, в сердце,
радость. А тень с его любовью и добротой стала светлеть и вскоре исчезла со стены.
Увидел Артем под ногами пиратский сундук, достал оттуда деньги, распихал их по карманам и,
довольный, побежал в магазин за шоколадками. Но недолго длилась его радость. Оказалось, что он
перестал любить и шоколад, и мороженое, и игрушки, и друзей, и все на свете. Но самое страшное
было то, что Артем разлюбил даже маму с папой, бабушку и сестренку. И вдобавок ко всему он
перестал быть добрым. А когда любви и доброты в сердце не остается, пустое место тут же ненавистью
и злом заполняется. Стал Артем ругаться, передразнивать и обижать всех подряд. Всего лишь за три
дня он успел со всеми перессориться и даже передраться со своими друзьями по двору. С каждым
днем жизнь среди людей становилась все хуже и хуже. Какая уж там радость, когда все вокруг
разонравилось, и от всякой ерунды в сердце злость появляется!
- Опять меня тень обманула, - подумал Артем. - И зачем я с ней меняться стал, лучше бы без радости
жил.
Произнес он слова пирата из мультфильма, и на стене опять тень появилась, которая по-доброму и с
любовью в голосе спросила:
- Ну как, Артемушка, понравились тебе мои сокровища из сундучка? Может быть, еще поменяемся?
Но Артем со злостью ответил:
- А ну отдавай назад мою любовь и доброту, а то получишь у меня сейчас.
- Фу, какой ты злой и бессердечный! Получил настоящие сокровища, а вместо благодарности еще и
грубишь. Я с невоспитанными не разговариваю, - обиженно сказала тень и тут же исчезла.
Стал Артем плакать и жалеть, что не верил раньше маминым словам о сокровищах в сердце. Теперь
впереди его ждала долгая жизнь без любви и добра в сердце. И вдруг ему в голову пришла идея. Он
решил поменять слова в волшебном заклинании. Целых два часа сидел Артем и придумывал свое
заклинание, с новыми словами, чтобы оно было похоже на стихотворение. Наконец новое заклинание
было готово, и Артем громко произнес его.
Очень повезло Артему, потому что придуманное им заклинание вдруг подействовало. К нему
вернулись любовь и доброта, а деньги и все купленное на них сразу же исчезло.
Больше никогда в жизни Артем не пел песенку пирата из мультика, потому что боялся, что опять
появится хитрая тень и как-нибудь его обманет.