"Технология деятельностного метода обучения в начальных классах"
Автор: Тараканова Марина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Гремяченская СОШ" Населённый пункт: село Гремячье, Хохольский район, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Технология деятельностного метода обучения в начальных классах" Раздел: начальное образование
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В настоящее время в России идёт становление новой системы
образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте
начального
общего
образования
второго
поколения
подчёркивается
необходимость создания качественно новой личностно ориентированной
развивающей
модели
образования. Одним
из
ключевых
принципов
построения ФГОС второго поколения является рассмотрение в качестве
основных
концепций
развивающего
обучения, теории
деятельностного
подхода, в итоге трансформировавшихся в системно-деятельностный подход
в
обучении
(Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Эльконин,
П.Я.Гальперин,
Л.В.Занков, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов)[3, с. 4]
Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на
результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
составляет цель и основной результат образования. [4, с. 3]
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция
обучения, которая
должна
обеспечить
становление
личности
ребёнка,
раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств
и
способностей
детей
опирается
на
приобретение
ими
опыта
разнообразной
деятельности:
учебно-познавательной,
практической,
социальной.
Поэтому
особое
место
отводится
деятельностному,
практическому
содержанию
образования,
конкретным
способам
деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных
жизненных ситуациях.
Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную
учебно-познавательную деятельность детей под руководством педагога.
Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского – это как раз то, что
лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в
процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить
самостоятельно.
Чтобы
обеспечить
самостоятельную,
творческую
деятельность каждого ребенка, чтобы научить его умственным действиям,
надо идти «снаружи», от внешних, практических, материальных действий,
«внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. [1, с. 25]
Это
известное
положение
П.Я.Гальперина реализуется
в
«технологии
деятельностного
метода
обучения»,
разработанной
педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических
наук, профессора
Л.Г.Петерсон.
Деятельностный
метод
состоит
из
следующих этапов:
1 этап. Постановка учебной задачи.
Этап мотивации и целеполагания деятельности. Дети выполняют
задания,
актуализирующие
их
знания.
Среди
заданий
встречается
проблемный
вопрос,
создающий
проблемную
ситуацию.
Четко
формулируется цель урока.
2 этап. «Открытие» детьми нового знания.
Этап решения проблемы, которое осуществляется самими детьми
посредством
выполнения
ими
предметных
действий
с
реальными
объектами или их графическими схемами, в ходе дискуссии, обсуждения,
диалога.
3 этап. Первичное
закрепление.
Осуществляется
через
комментирование искомой ситуации, проговаривание вслух установленных
алгоритмов действия (что делаю и почему, что идет за чем, что должно
получиться). Этап внешней речи.
4 этап. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Задача этого
этапа – самоконтроль и самооценка. В процессе самоконтроля действие
переходит во внутренний план.
5 этап. Тренировочные упражнения. Выполняются на последующих
уроках, где происходит отработка и закрепление изученного материала,
выведение его на уровень автоматизированного умственного действия.
6 этап. Отсроченный контроль знаний. [2, с. 25]
Я использую данный метод на уроках математики и русского
языка при введении нового понятия, знакомстве с новыми знаниями и
умениями. В основе урока лежит проблемная задача, в процессе решения
которой учащиеся моделируют различные ситуации. При таком подходе
педагогу не нужно самому рассказывать детям о новых понятиях,
образовании новых чисел и т.д. Как можно больше вопросов и как можно
меньше рассказов педагога. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и
творчество
детей, педагог
незаметно
руководит
творчеством
ребенка,
заставляя его самостоятельно «открывать» новые знания, окружающий мир
и его закономерности.
Приведу конкретный пример использования деятельностного
метода обучения на уроке математики в 1 классе. Тема урока: «Раскрытие
связи между сложением и вычитанием». Проводится игра «Подбери к
рисункам примеры». На магнитной доске – рисунки и примеры, из которых
необходимо выбрать те примеры, которые соответствуют рисункам. Дети
выбирают примеры на сложение и прикрепляют их под картинками.
Спрашиваю: «Ребята, а куда деть примеры на вычитание? Может, они здесь
лишние?» Дети отвечают, что лишних примеров нет. Примеры на вычитание
относятся к этим же картинкам. После проверки правильности решения,
интересуюсь: «Какие новые числа появились в ваших примерах после
вычитания?» Малыши
удивляются: «Числа – то
все
те
же, что
при
сложении!» «Ничего не пойму, - говорю я, - почему числа при вычитании не
изменились? Может, вы знаете?»
Проблемная ситуация создана. В результате обсуждения проблемы,
диалога, поиска дети «открывают» новое знание: вычитание и сложение
взаимосвязаны, если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим второе.
Первичное
закрепление
осуществляется
через
комментирование
(проговаривание вслух алгоритмов действия). Дети работают с учебником.
Они читают вслух примеры на сложение, решают их и тут же составляют
два обратных на вычитание, объясняя их с точки зрения «открытого» ими
на уроке знания. Выполняя затем самостоятельную работу, дети опираются
на
опорную
схему, вывешенную
на
доске. Проверка
правильности
выполнения задания осуществляется учителем, сильными учащимися или в
виде взаимоконтроля в парах.
Деятельностный метод обеспечивает, с одной стороны, включение
детей в деятельность, а с другой – прохождение всех необходимых этапов
глубокого
и
прочного
усвоения
понятий, установленных
в
работах
П.Я.Гальперина: 1) мотивация; 2) ООД (ориентировочная основа действия); 3)
материальное
или
материализованное
действие; 4) внешняя
речь; 5)
внутренняя речь; 6) умственное действие. [2, с.27]
Главное достоинство деятельностного метода в организации
такой
детской
деятельности, в
процессе
которой
они
сами делают
«открытия», узнают
что-то
новое
путем
решения
проблемных
задач.
Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и
открытия
нового
формируют
у
детей
познавательную
мотивацию, а
преодоление
возникающих
в
процессе учения
интеллектуальных
и
личностных трудностей развивает волевую сферу. Все это помогает в
становлении
личности
школьника,
развитию
его
компетентностей
(коммуникативной,
интеллектуальной,
физической),
инициативности,
самостоятельности,
ответственности,
самосознания
и
самооценки,
креативности. Процесс учения становится творческим.
Список литературы
1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла.
Сборник материалов/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: Баласс,
Издательский Дом РАО, 2003.
2 . Петерсон Л.Г. Деятельностный подход и его реализация на уроках //
Начальная школа: плюс, минус, 1999, №5. – с.24 – 27.
3. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения // Начальная школа, 2009, №9. – с.3 – 25.
4. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего образования. – М. : Просвещение, 2010.