Автор: Веслополова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 55"
Населённый пункт: Г. Новокузнецк
Наименование материала: Урок (технологическая карта): Русский язык, 5 класс.
Тема: "Буквы Ё и О после шипящих в корне слова."
Раздел: полное образование
Урок: Русский язык, 5 класс.
(Технологическая карта урока).
ТЕМА: Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
НОВОКУЗНЕЦК
Русский язык , 5 класс.
Тема: Буквы Ё и О после шипящих в корне слова
.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели
Цель учителя: формировать умения учащихся правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
Цель учащихся: научиться правильно писать слова, в которых есть б. Ё и О после шипящих, применяя новое правило.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация к учебной деятельности.
Метапредметные:
- регулятивные УУД: выссказывать предположения, формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм, оценивать свою деятельность,
свой результат, работать по алгоритму.
- познавательные УУД:. выполнять анализ, делать вывод.
- коммуникативные УУД: выссказывать и обосновывать своё мнение, слушать других.
Предметные: находить корни, в которых после шипящих под ударением пишем Ё или О, правильно писать слова с изученной
орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.
Технологическая карта урока .
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Задания
1.Организационный
момент
(самоопределение
к
деятельности)
Ц е л ь : организация
самооценки
обучающимися
г о т о в н о с т и
к
предстоящей
д е я т е л ь н о с т и
н а
уроке.
Приветствует
учеников, создаёт
эмоциональный
настрой на урок,
проверяет
готовность.
Настраиваются на
работу.
Готовность к уроку,
эмоциональный настрой.
2.Актуализация
з
н а
н и й . Цель:
организация
восприятия
задания
обучающимися
Организует
работу по
выполнению
задания,
организует беседу.
Выполняют задание.
Формулируют тему
урока: « Буквы Ё и О
после шипящих в корне
слов», и цель урока.
Выссказывают
предположения, формулируют
тему и цель урока ( Р )
Выссказывают и
обосновывают своё мнение
( К )
Задание: На доске слова. Надо
распределить их по группам.
Вставить пропущенные буквы.
Какие слова у вас остались не
распределёнными по группам?
Почему? Почему слова, вызвавшие
затруднения, записаны вместе с
остальными? Какой у них корень?
Какие буквы можно вставить на
месте пропуска в этих словах?
Сформулируйте тему нашего
урока .Что нам надо узнать? Чему
научиться? Распределяют их по
группам (столбикам), вставляют
пропущенные буквы, отбирают
проверочные слова. Остаются
лишние слова.
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Задания
3.
Введение
нового
з
н а
н и я . Цель:
организация
совместного
о т к р ы т и я
н о в о г о
знания (продуктивного
чтения нового текста;
восприятия
н о во г о
материала и т. п.)
Организует работу
по теме.
Учащиеся наблюдают и
анализируют слова.
Выполняют анализ, делают
вывод ( П ).
На доске записаны слова: жёлудь,
тяжёлый, решётка, шёлк, шёпот,
шорох, шорты, шов, трущоба,
капюшон. Распределить их в 2
столбика. (1 ст. – с Ё, 2 ст. – с О)
Учитель предлагает выявить
условия написания Ё-О в корне
слова. Сделаем вывод: от чего же
зависит написание ё-о в
корне слова? Сформулируйте
правило. Проговариваем: После
шипящих в корне слов под
ударением пишется ё если при
изменении формы слова или в
родственном слове Ё
чередуется с Е.
Дети:
(выделяют
корень, ставят ударение, подбирают
родственные слова с Е)
Речевое проговаривание,
обозначение орфограмм.
4.
Воспроизведение
н о в о г о
з н а н и я .
(Формулирование
н о в о г о
п р а в и л а
(понятия, факта и др.)
Построение
алгоритма
деятельности по новой
н
о
р
м е
)
. Цель:
организация
совместной
деятельности
Организует работу
по составлению
алгоритма.
Строят алгоритм
рассуждения.
Составляют алгоритм ( Р )
Делают выводы ( П )
Слушают других ( К ).
Алгоритм:
1. Выдели корень .
2. Поставь ударение.
3. Попробуй подобрать др. форму
или однокоренное слово, чтобы в
безударном положении была б. «Е».
Получилось - пишем в корне под
ударением «Ё» (пшёнка, печёнка,
начёс, шёпот, жёлудь, чёрный,
шёлк)
4.Не получилось, значит, это
слово-исключение, и в корне будем
писать «О» (шорты, шоркать,
капюшон, шов, бесшовный,
крыжовник, трущоба)
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Задания
5. В ряде слов, как правило
заимствованных, пишется б. «о»
после шипящих и в безударном
положении (шоссе, шофёр,
жонглёр, шоколад)
6.Отличаем написание сущ. «ожог»
от гл. «жечь» (сильный ожог руки
-ожёг паром руку ).
5.Первичное
з а к р е п л е н и е . Цель:
организация
правильного
выполнения
задания
и
проговаривания нового
знания в речи
Организует работу
в парах и
взаимопроверку.
Выполняют задание.
Оценивают свою
деятельность, работают по
алгоритму ( Р ).
Списать с доски, вставить
пропущенные буквы: обвинение в
подж*ге - подж*г дом, переж*г
горючего – переж*г все дрова,
изж*га – изж*г много топлива,
прож*г кирпича – прож*г куртку у
костра, ож*говый центр, ш*пот,
ш*лк, ж*лтый, ч*рт, ш*фёр, ш*в,
ш*рох, ш*к, ш*колад.
Списывают. Взаимопроверка:
Меняются тетрадями и проверяют.
По цепочке 1 ученик вслух
комментирует написание слова.
6 . Т р е н и н г . Цель:
организация
первичного
закрепления
построенного
алгоритма
Организует и
контролирует
работу учащихся.
Выполняют задание и
аргументируют свой
ответ
Оценивают свою деятельность
( Р )
Слушают других ( К ).
Игра «Третий лишний».
Записать в строчку слова,
найти и подчеркнуть «лишнее»
слово: 1) ж*лудь, тяж*лый,
ш*рох,
2) ч*лка, ч*рт, ш*колад
3) ш*у, капюш*н, ч*рт
4) ш*рох, пш*нка, нач*с
5) ш*рты, крыж*вник, ж*лтый
Объясни, почему эти слова
«лишние» .
7.Рефлексия
д е я т е л ь н о с т и
н а
у
р
о
к
е
. Цель:
организовать
понимание
ценности
Организует
самооценку
учебной
деятельности.
Осуществляют
самооценку собственной
учебной деятельности,
сопоставляют цель и
результаты.
Мотивация к учебной
деятельности ( Л )
Оценивают свой результат (Р).
Выразите ваше впечатление от
урока одним предложением,
оцените себя:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Этап урока и его цель
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающихся
Результат
Задания
выполненной
деятельности
Теперь я могу…
Я выполнял задания…
Было трудно…
8.Домашнее задание.
Подготовьте
раздаточный
материал по
изученной
орфограмме
(карточки).
Записывают в дневник.