Напоминание

"Буквы Ё и О после шипящих в корне слова."


Автор: Веслополова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 55"
Населённый пункт: Г. Новокузнецк
Наименование материала: Урок (технологическая карта): Русский язык, 5 класс.
Тема: "Буквы Ё и О после шипящих в корне слова."
Раздел: полное образование





Назад




Урок: Русский язык, 5 класс.

(Технологическая карта урока).

ТЕМА: Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

НОВОКУЗНЕЦК

Русский язык , 5 класс.

Тема: Буквы Ё и О после шипящих в корне слова

.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели

Цель учителя: формировать умения учащихся правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

Цель учащихся: научиться правильно писать слова, в которых есть б. Ё и О после шипящих, применяя новое правило.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: выссказывать предположения, формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм, оценивать свою деятельность,

свой результат, работать по алгоритму.

- познавательные УУД:. выполнять анализ, делать вывод.

- коммуникативные УУД: выссказывать и обосновывать своё мнение, слушать других.

Предметные: находить корни, в которых после шипящих под ударением пишем Ё или О, правильно писать слова с изученной

орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.

Технологическая карта урока .

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Задания

1.Организационный

момент

(самоопределение

к

деятельности)

Ц е л ь : организация

самооценки

обучающимися

г о т о в н о с т и

к

предстоящей

д е я т е л ь н о с т и

н а

уроке.

Приветствует

учеников, создаёт

эмоциональный

настрой на урок,

проверяет

готовность.

Настраиваются на

работу.

Готовность к уроку,

эмоциональный настрой.

2.Актуализация

з

н а

н и й . Цель:

организация

восприятия

задания

обучающимися

Организует

работу по

выполнению

задания,

организует беседу.

Выполняют задание.

Формулируют тему

урока: « Буквы Ё и О

после шипящих в корне

слов», и цель урока.

Выссказывают

предположения, формулируют

тему и цель урока ( Р )

Выссказывают и

обосновывают своё мнение

( К )

Задание: На доске слова. Надо

распределить их по группам.

Вставить пропущенные буквы.

Какие слова у вас остались не

распределёнными по группам?

Почему? Почему слова, вызвавшие

затруднения, записаны вместе с

остальными? Какой у них корень?

Какие буквы можно вставить на

месте пропуска в этих словах?

Сформулируйте тему нашего

урока .Что нам надо узнать? Чему

научиться? Распределяют их по

группам (столбикам), вставляют

пропущенные буквы, отбирают

проверочные слова. Остаются

лишние слова.

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Задания

3.

Введение

нового

з

н а

н и я . Цель:

организация

совместного

о т к р ы т и я

н о в о г о

знания (продуктивного

чтения нового текста;

восприятия

н о во г о

материала и т. п.)

Организует работу

по теме.

Учащиеся наблюдают и

анализируют слова.

Выполняют анализ, делают

вывод ( П ).

На доске записаны слова: жёлудь,

тяжёлый, решётка, шёлк, шёпот,

шорох, шорты, шов, трущоба,

капюшон. Распределить их в 2

столбика. (1 ст. – с Ё, 2 ст. – с О)

Учитель предлагает выявить

условия написания Ё-О в корне

слова. Сделаем вывод: от чего же

зависит написание ё-о в

корне слова? Сформулируйте

правило. Проговариваем: После

шипящих в корне слов под

ударением пишется ё если при

изменении формы слова или в

родственном слове Ё

чередуется с Е.

Дети:

(выделяют

корень, ставят ударение, подбирают

родственные слова с Е)

Речевое проговаривание,

обозначение орфограмм.

4.

Воспроизведение

н о в о г о

з н а н и я .

(Формулирование

н о в о г о

п р а в и л а

(понятия, факта и др.)

Построение

алгоритма

деятельности по новой

н

о

р

м е

)

. Цель:

организация

совместной

деятельности

Организует работу

по составлению

алгоритма.

Строят алгоритм

рассуждения.

Составляют алгоритм ( Р )

Делают выводы ( П )

Слушают других ( К ).

Алгоритм:

1. Выдели корень .

2. Поставь ударение.

3. Попробуй подобрать др. форму

или однокоренное слово, чтобы в

безударном положении была б. «Е».

Получилось - пишем в корне под

ударением «Ё» (пшёнка, печёнка,

начёс, шёпот, жёлудь, чёрный,

шёлк)

4.Не получилось, значит, это

слово-исключение, и в корне будем

писать «О» (шорты, шоркать,

капюшон, шов, бесшовный,

крыжовник, трущоба)

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Задания

5. В ряде слов, как правило

заимствованных, пишется б. «о»

после шипящих и в безударном

положении (шоссе, шофёр,

жонглёр, шоколад)

6.Отличаем написание сущ. «ожог»

от гл. «жечь» (сильный ожог руки

-ожёг паром руку ).

5.Первичное

з а к р е п л е н и е . Цель:

организация

правильного

выполнения

задания

и

проговаривания нового

знания в речи

Организует работу

в парах и

взаимопроверку.

Выполняют задание.

Оценивают свою

деятельность, работают по

алгоритму ( Р ).

Списать с доски, вставить

пропущенные буквы: обвинение в

подж*ге - подж*г дом, переж*г

горючего – переж*г все дрова,

изж*га – изж*г много топлива,

прож*г кирпича – прож*г куртку у

костра, ож*говый центр, ш*пот,

ш*лк, ж*лтый, ч*рт, ш*фёр, ш*в,

ш*рох, ш*к, ш*колад.

Списывают. Взаимопроверка:

Меняются тетрадями и проверяют.

По цепочке 1 ученик вслух

комментирует написание слова.

6 . Т р е н и н г . Цель:

организация

первичного

закрепления

построенного

алгоритма

Организует и

контролирует

работу учащихся.

Выполняют задание и

аргументируют свой

ответ

Оценивают свою деятельность

( Р )

Слушают других ( К ).

Игра «Третий лишний».

Записать в строчку слова,

найти и подчеркнуть «лишнее»

слово: 1) ж*лудь, тяж*лый,

ш*рох,

2) ч*лка, ч*рт, ш*колад

3) ш*у, капюш*н, ч*рт

4) ш*рох, пш*нка, нач*с

5) ш*рты, крыж*вник, ж*лтый

Объясни, почему эти слова

«лишние» .

7.Рефлексия

д е я т е л ь н о с т и

н а

у

р

о

к

е

. Цель:

организовать

понимание

ценности

Организует

самооценку

учебной

деятельности.

Осуществляют

самооценку собственной

учебной деятельности,

сопоставляют цель и

результаты.

Мотивация к учебной

деятельности ( Л )

Оценивают свой результат (Р).

Выразите ваше впечатление от

урока одним предложением,

оцените себя:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Задания

выполненной

деятельности

Теперь я могу…

Я выполнял задания…

Было трудно…

8.Домашнее задание.

Подготовьте

раздаточный

материал по

изученной

орфограмме

(карточки).

Записывают в дневник.



В раздел образования