Автор: Лукманова Миляуша Фаниловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДХШ №1 им.Л.А.Горды
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: учебная программа
Тема: "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА" - КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ."
Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«МИР КРАСОК»
Для детей в возрасте 7 лет
срок освоения программы - 1 год
Преподаватель МБУДО «ДХШ №1 им. Л.А.Горды»
М.Ф.Лукманова г.Сургут
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 7
летнего возраста. Структура программы традиционна. В содержательной части
программы достаточно полно обозначена методологическая основа программы,
освещено содержание занятий, формы проведения занятий, методы и приемы,
используемых занятий, определены методы отслеживания результатов обучения,
позаимствованные
из
художественной
педагогики,
выделены
результаты
реализации
программы,
представлены
критерии
оценки
результативности,
описано методическое и материально-техническое обеспечение, приведен список
литературы.
Детский
рисунок,
процесс
рисования
–
это
частица
духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу
что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят
в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В. Л. Сухомлинский
Программа «Мир красок» - это начало систематического приобщения детей
младшего
школьного
возраста
к
удивительному
миру
искусства,
к
миру
прекрасного,
это
первый
шаг
на
пути
к
познанию
азов
художественного
творчества.
Занятия
по
программе
«Мир
красок»
направлены
на
реализацию
базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия
детей,
формирование
представлений
о
предметах
и
явлениях
окружающей
действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение
объемных предметов.
А главное то, что нетрадиционное рисование и декоративно-
прикладное
искусство
играет
важную
роль
в
общем
психическом
развитии
ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие
личности:
формирование
уверенности
в
себе,
в
своих
способностях,
самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Нетрадиционные
техники
рисования
и
декоративно-
прикладное
искусство
демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их
выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому,
смешанные
техники
рисования
и
декоративно-
прикладное
творчество
очень
привлекательны для детей, т.к. они открывают большие возможности выражения
собственных фантазий, желаний.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих:
Дети не только учатся приемам и элементам изобразительного искусства, но
и
знакомятся
с
нетрадиционными
особенностями
русской
художественной
культуры,
декоративно-прикладного
творчества,
изучают
лепку,
живопись,
раскрывая их красоту, многообразие и самобытность.
В процессе работы у ребёнка всегда есть выбор вариантов заданий в меру
своих возможностей, способностей и желаний, что способствует творческому
подходу к процессу создания работ.
Любой работе ребенка необходимо находить практическое применение. Даже
образец
может
стать
законченной
работой.
Это
позволяет
сохранить
дух
творчества в процессе работы и интерес учащихся к процессу обучения.
Освоение
предметов
учебного
плана
осуществляется
в
форме
аудиторных
мелкогрупповых/групповых занятий (численностью 7- 10/ 11-14 человек). Виды
аудиторных занятий: урок, практическое занятие.
Цель программы «Мир красок»:
Формирование
у
детей
младшего
школьного
возраста духовной
культуры
личности,
художественно-творческих
способностей
в
изобразительной
деятельности и декоративно- прикладном искусстве.
Задачи программы:
-
воспитать
и
развить
у
обучающихся
личностные
качества,
позволяющие
уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- создать условия для воспитания детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной требовательности;
- развить эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях
искусства)
и
предметах
(явлениях)
окружающего
мира
как
эстетических
объектов.
-
расширять
представления
детей
о
нетрадиционных
способах
рисования,
создавая
условия
для
свободного
экспериментирования
с
художественными
материалами и инструментами;
-
развивать
моторные
навыки,
образное
мышление,
внимание,
творческие
способности;
-
сформировать
у
одаренных
детей
комплекс
знаний,
умений
и
навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать дополнительные предпрофессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства;
- воспитать художественный вкус и чувство гармонии.
Реализация
программы
«Мир
красок»
основывается
на
принципах
учета
индивидуальных способностей ребенка, его возможностей.
Основным
методом
общения
педагога
с
учеником
является
диалогическое
общение. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное
обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон.
Беседа
является
одним
из
основных
методов
формирования
нравственно-
оценочных критериев у детей.
Основное
время
на
уроке
отводится
практической
деятельности,
поэтому
создание
творческой
атмосферы
способствует
ее
продуктивности.
Программа
знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует
стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
Беседы
на
каждом
занятии
раскрывают
содержание
задания
и
указывают
методы его решения. Беседа сопровождается наглядным показом репродукций,
образцов из методического фонда школы. В процессе обучения осуществляются
межпредметные связи. Для обеспечения результативности учебного процесса и
активности, учащихся предусмотрено максимальное разнообразие тем, техник и
материалов.
Работы детей, соответствующие основным требованиям, представляются на
выставках
живописи
и
декоративно-прикладного
искусства,
используются
в
оформлении кабинетов, участвуют в конкурсах, фестивалях различных уровней.