Нравственно-патриотическое воспитание в разновозрастной дошкольной группе
Автор: Соколова Людмила Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ Петропавловская СОШ Населённый пункт: с.Петропавловка, Лискинского района Наименование материала: Статья Тема: Нравственно-патриотическое воспитание в разновозрастной дошкольной группе Раздел: дошкольное образование
Воспитатель Соколова Людмила.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса
воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это
время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности
для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя
в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так
как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а
иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в
социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах
общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания
подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых
направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и
развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её
интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи
становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые
характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная
часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения
и становления личности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина .
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная
деятельность органов государственной власти и общественных организаций по
формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности
своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель: патриотического воспитания детей дошкольного возраста – прививать
любовь к Родине , родному краю, воспитывать гордость за свое Отечество,
гордость за его многонациональную культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства
сопричастности: к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному
наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя
своего народа.
3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, за малую родину.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих
детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Концепция патриотического
воспитания граждан РФ.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,
детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к
ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей
Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества,
художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими.
Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и
праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах,
столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с
названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений
о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной
природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по нравственно–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях,
чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и
стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для
детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный
зал) .
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
Семья - Детский сад – Родное село - Родная страна - Наша Армия .
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач
нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему
содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими,
желание сохранить, приумножить богатства страны.
Семья- часть Родины.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом..
В семейном кругу все корни твои...
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают
ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка,
заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба,
взаимопомощь важны для человека Сказка ежедневно приходит к детям перед
сном.. Загадки, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они
воспринимаются ребёнком легко, естественно. Отбирая данные пословицы,
необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей
дошкольного возраста. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о
Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и
др.
Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между
собой. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями,
полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют
формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без
хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и
др.
Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей
стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле
постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого
педагога, знакомящего ребёнка с Родиной., с малой родиной , со своим селом, с
его красотой, С людьми , которые здесь живут и трудятся ребенок знакомится
через выставки , экскурсии , встречи с родителями разных профессий.
Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное.
Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром,
направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание
патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается
любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к селу, стране.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им.
Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и
эмоциональной близости с ним - важно для личности ребёнка. Для того чтобы
чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше
увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников
вносящих вклад в общее дело. Для этого в саду проводятся выставки «Мой край
родной Петропавловка» , « Моя семья», « Моя мама почтальон»,спортивные
досуги « Мама, папа , я – дружная Семья» , праздники «Мамочка милая мама
моя», «День матери» « Бабушка любимая» и др. беседы о родном селе : его
рождении , его традициях , его наречии ,его промыслах , народных костюмах.
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и
патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое
человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не
может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к
Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для
русского народа. Это не просто сведения, которые получают дети . Это истины,
которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и
поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная
заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний. В связи с
этим создана летопись села Петропавловка силами воспитателя ,библиотекаря
ДК села ,учителем Петропавловской СОШ.В ней отражено прошлое и настоящее
села .Большой помощью в работе является материал о знакомстве детей с
символами России , г ,Лиски , г.Воронеж. Это фотографии , это музыка , это стихи.
Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, но для того, чтобы с
малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит
своеобразие патриотизма ребенка - дошкольника, каковы пути и методы
патриотического воспитания в ДОУ.
Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература,
изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И. Левитана, И.
Шишкина, К. Юона и других больших художников, которые с любовью изображали
природу родной Отчизны, слушают стихи А. Блока, С. Есенина, музыку П.
Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы отбирались только
высокохудожественные произведения.
Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен
революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей
патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям,
традициям, культуре своего народа. В доступной форме можно знакомить
дошкольников с историей создания нашего государства., Также с историей
городов Воронеж и Лиски , с историей родного села. Петропавловка.
Большое значение в детском саду придается героико - патриотическому
воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой
Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как
сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать
им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В
этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления
взрослых. Музей в школе ,комната старины , оформление уголка книги , рассказы
очевидцев (встречи с ветеранами), и многое другое…и главное, что в селе есть
свои герои на которых можно равняться.
Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение
к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние
маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем
родной народ, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы
настоящим человеком .Разучивание с детьми потешек на занятиях не только
знакомит с фольклором , но и развивает память ,обогащает словарный запас.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного
музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В
результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу,
восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня
способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание
детей. Песня «Золотые колоски» очень подходит для воспитания любви к родному
краю.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе,
окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических
чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому
необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с
этим особая тема бесед на музыкальных занятиях – о Родине. К сожалению,
хороших песен для детей на эту тему совсем немного, но педагоги все-таки могут
выбрать и современные песни и что-то из классики, чтобы пробудить интерес у
ребят к самой теме, создать определенный настрой.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у
детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует
вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину: знаменитых ученых,
изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников.
Познакомить детей с лучшими качествами российского народа.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать
предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно -
патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно
рассматривать пособия:
• Карта мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных
населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы
живём, закрепить знания о богатстве нашей страны.
• Альбом «Наша Родина - Россия». В этом уголке поместить флаг России. Во
время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения цветов. Белый
цвет – цвет мира, синий цвет - верность России, красный цвет - кровь, пролитая за
Родину. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России. Альбом
«Наша малая Родина» дает представление о селе, его возникновении и развитии
до наших дней., в котором есть фотографии старого села и нового.
• Герб России - на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад,
другая на восток. Это обозначает что наше государство большое, сильное. В
лапах у орла жезл или держава - сила страны. Так же в уголке находится портрет
президента нашей страны В. Путина. Дети должны знать нашего руководителя
страны. Также в уголке находятся символы г.Лиски и г, Воронеж и Герб и Гимн
Чеченской республики ( в группе есть дети из Чеченской республики).Фотографии
главы администрации г.Лиски и г.Воронеж.
• Альбомы «Наша Армия родная» - помогают детям закрепить представления о
военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. У детей
воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но
почетной обязанности - защищать нашу Родину. А также альбом о Сергее
Кубышкине ( в честь него названа улица села) . Он герой Афганистана.. Альбом
«Мой папа защищал Родину» и др.
Серьезное направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям
народа, к народному творчеству.
Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного
искусства. Комната старины способствует знакомству с предметами декоративно-
прикладного искусства наших сельчан., знакомит с предметами старины, с бытом
сельчан.
Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства
оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание
патриотических чувств.
На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и с
предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои
впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Заслуживают внимания коллективные
работы дошкольников по мотивам дымковских игрушек, хохломы, русских кружев.
В группе организован уголок творчества, где дети в свободное время могут
рассмотреть народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства
(или альбомы с их изображением). Все это обогащает и углубляет детские
представления об искусстве, языке и быте разных народов.
Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству, знакомим их с
репродукциями, альбомами, рассказывающими о резьбе по дереву, организуем
встречи с народными умельцами.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и
культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом
культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.
Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная
деятельность детей.
Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и
понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и
родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют
наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны,
можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В
противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому
родителям, воспитателю и учителю стоит задуматься над собственным чувством
любви к Родине.