Напоминание

"Применение компьютерных технологий в формировании этномузыкальной культуры"


Автор: Московкина Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: МБУ ДО "Ибресинская детская школа искусств"
Населённый пункт: Чувашская Республика, Ибресинский район, п. Ибреси
Наименование материала: статья
Тема: "Применение компьютерных технологий в формировании этномузыкальной культуры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья: Применение компьютерных технологий в формировании

этномузыкальной культуры. Автор: Преподаватель высшей категории МБУ

ДО «Ибресинская ДШИ» Московкина Светлана Леонидовна.

Уникальное музыкальное наследие этносов, выражающееся в народном

творчестве, всегда способствовало формированию в человеке культуры

восприятия окружающего мира через язык музыки и музыкальную

деятельность. В рамках национально образовательной парадигмы особую

актуальность приобретают вопросы, связанные с трактовкой понятия

"этномузыкальная" культура, средствами и способами её формирования в

системе музыкального образования. Общеизвестно, что персональный

компьютер завоевал твердые позиции во многих областях современной

жизни, но для нас особенно важны и интересны его достижения в

музыкальной сфере, особенно в этномузыкальной. Практика показывает,

что этномузыкальное образование рассматривает применение

компьютерных технологий как с надеждой, так и с тревогой: с одной стороны,

как обновление средств этномузыкальной выразительности, с другой - как

своего рода вырождение этномузыкальной эстетики и опыта, накопленного

за последние несколько веков. Мы исходим из того, что этномузыкальная

культура личности - интегрированное качество, позволяющее личности

воспринимать, воспроизводить, и создавать этномузыкальные ценности в

опоре на национально-своеобразный способ познания мира и себя в этом

мире, способствующее самореализации личности в музыкальном аспекте как

представителя этноса. Этномузыкальная культура личности включает в себя:

1.духовную компоненту;

2.накопленный музыкально-ценностный опыт;

3.комплекс знаний, умений и навыков;

4. опыт творческой деятельности.

Этномузыкальная культура общества может существовать только

тогда, когда есть люди, способные к её сохранению, ретрансляции и

творческому развитию. Наши наблюдения показывают, что в мире культуры

региона не наблюдается явного снижения интереса к фольклору, к

музыкальным культурам различных этносов и к музыкальному искусству в

целом. Музыка как звучащий феномен окружает нас в нынешнем мире

гораздо плотнее, чем это было несколько десятков лет назад. Это связано,

прежде всего, с развитием индустрии звукозаписи, с развитием радио и

телевидения, дистанционных передач музыкальной информации.

Современные мультимедийные технологии делают возможным хранение на

домашнем компьютере огромных этномузыкальных коллекций. Ведется

создание компьютерных баз данных по фонотеке, библиотеке, архивам

фольклорных экспедиций учащихся, проводится высококачественная

компьютерная обработка уникальных аудио и видеоматериалов

фольклорных экспедиций с целью введения этих материалов в научный

оборот и в репертуар музыкантов-исполнителей. С помощью компьютера

учащийся может аранжировать ту или иную народную песню, "украсить"

знакомое музыкальное произведение новыми тембровыми красками, то есть

полноценно выразить себя в музыкальном искусстве и иметь шанс быть

оцененным по достоинству. Но надо отдавать себе отчёт, что порой

аранжировка затмевает саму песню, мы воспринимаем уже не истоки, не

народную песню, а её наряд, современный антураж.

Этнокомпонент может быть в любой современной обработке - это тоже

путь, где есть интересные находки, только надо уметь "развести" в слуховом

плане звучащую музыкальную материю. Компьютерная аранжировка

народных песен на сегодняшний день получает широкое распространение,

это позволяет гармонично сочетать народный фольклор и современные

музыкальные жанры. Компьютерная аранжировка предполагает работу с

музыкальными программами, которые требуют, во-первых, владения ПК, во-

вторых, умения работы в какой-либо специальной музыкальной программе.

Как правило, человек, впервые столкнувшийся с компьютерными

музыкальными программами, испытывает целый ряд затруднений, которые

порождают многочисленные ошибки и неудачи.

Сохранение этнокомпонента в динамично развивающейся музыкально-

компьютерной индустрии позволяет ощутить вертикаль развития

этномузыкальной культуры от ее корней до современности. Музыкально-

компьютерные технологии - молодая и перспективно развивающаяся область

знаний. Она находится на стыке между техникой и искусством, это симбиоз

наработанного человечеством богатством музыкальной культуры и

новейшими информационными технологиями. Современные компьютерные

технологии предоставляют огромные возможности для развития

этномузыкальной культуры. Наиболее эффективными средствами

информатизации этномузыкального образования, с нашей точки зрения,

являются использование электронных учебников и пособий, электронных

презентаций к лекционным и практическим занятиям, создание сайтов по

этнокультуре и т.д. Так, электронные учебники, лекции и тематический

материал с использованием текстового редактора Microsoft Office Word,

предоставляют возможность составлять доклады с электронной

презентацией в программе Microsoft Office Power Point. Электронная

презентация, как правило, включает основные понятия, наиболее важные

цитаты, фотографии композиторов, краткие биографические таблицы,

иллюстрации из сцен опер и балетов, нотные примеры из доклада и

музыкальное оформление. Большую роль компьютерные технологии играют

как средство мониторинга качества этномузыкального образования. В этом

плане компьютерный мониторинг представляет собой систему постоянного

наблюдения, оценки и корректировки процесса формирования

этномузыкальной культуры , позволяющий функционировать на

экстравертивном, интровертивном и оценочном уровнях, и охватывать все

этапы этномузыкального-образовательного процесса. Применение

информационных технологий в системе музыкального образования реально

может стать базой для формирования этномузыкальной культуры , развития

творческого потенциала учащихся и гармонического развития личности в

целом. Использование компьютерных музыкальных технологий, позволяет

не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты

произведений видеозаписи, но и дает доступ к большому блоку

информации, связанной с миром этномузыкального искусства.



В раздел образования