Напоминание

"Поиск эффективных форм групповой и индивидуальной работы в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе"


Автор: Соколовская Анна Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №279
Населённый пункт: г.Гаджиево Мурманской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Поиск эффективных форм групповой и индивидуальной работы в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе"
Раздел: полное образование





Назад




Поиск эффективных методов групповой и индивидуальной подготовки

учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку.

Соколовская Анна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №279

В процессе подготовки к ОГЭ наиболее действенной ,естественно,

является

индивидуальная

подготовка.

Но,

как

известно,

загруженному

современному учителю, лишенному отдельных часов на индивидуальную

работу, она доступна лишь частично. В основном, подготовка проходит ,

конечно, в группе.

Итак,

1.Готовимся к изложению.

1.1. Изначально знакомим с теорией, с приемами компрессии. Результат:

большинству она ничего не говорит и не дает.

1.2.

Большей

эффективностью

обладает

практический

разбор

данных

приемов. Работа с печатными текстами. Работаем на текстах художественных

произведений из программы 9 класса, а также с текстами готовых сочинений

и

изложений

(лучшие

образцы

приведены

в

сборниках

Егораевой

«200

образцов готовых сочинений на «отлично»). Таким образом, учитывая, что

разбор любого текста начинаем с определения общей темы текста, а затем

микротем, то учащиеся не только работают над изложением, но и знакомятся

с этическими понятиями, которые могут встретиться на экзамене.

В готовом тексте мы отмечаем ключевые слова, которые важно сохранить,

чтобы не нарушить микротемы. И далее стараемся применить к каждому

абзацу (микротеме) приемы сжатия. Как известно, достаточно одного на

каждую микротему (согласно КИМам). По моим наблюдениям, лучше всего

получается применить ИСКЛЮЧЕНИЕ. Ученики сразу практически видят

повторы, вводные слова и т.п.

Таким образом, подготовка к изложению проходит прежде всего в группах

в

рамках

факультативных

занятий.

На

альтруистических

началах

особо

обеспокоенным ученикам иду на встречу: они пишут дома изложения текстов

из

открытого

банка

ФИПИ,

приносят

мне,

и

мы

вместе

разбираем

написанное, сравнивая с исходным напечатанным текстом.

2. Готовимся к тесту.

2.1. Подготовка к данному типу задания в формате ОГЭ отчасти проходит на

уроках (тема по программе + по одной-две темы разбираем в конце почти

каждого урока, вспоминаем, выполняем упражнения).

2.2. Учащиеся класса поделены на группы «Любителей» и «Антилюбителей»

русского

языка,

согласно

уровню

подготовки.

Отсюда

строится

образовательная траектория для каждой из групп.

2.3.

Огромным

подспорьем

являются

тетради-сборники

под

редакцией

Цыбулько и Егораевой (36 вариантов). Плюс очень помогают две презентации

Нурушевича: «Комплексное повторение» и «Готовимся к ОГЭ», содержащие

первая – основные правила для повторения и типы формулировки заданий на

ОГЭ, а вторая – подробный алгоритм подготовки к каждому из видов заданий

на экзамене.

Кроме

того,

периодически

устраиваю

тематические

зачеты

по

блокам

(Синтаксис,

Пунктуация,

Морфология,

Орфография,

Лексика).

Даю

конкретные вопросы блока и практическую часть.

3. Готовимся к сочинению.

3.1. Естественно раздаю памятки, содержащие структуру сочинения и, как бы

ни ругались экзаменаторы-эксперты ОГЭ, речевые клише (начало каждой

части, возможные варианты вывода, связок между частями сочинения).

3.2. Ориентирую на выбор 15.3. Но с 15.2 тоже знакомлю, конечно. 15.1.

осваивают только «Любители русского языка». Сделала выборку этических

понятий, скомпоновала их в словарик. Так как с толкованием у современных

школьников

настоящая

беда.

Ориентирую

на

возможности

трактовки

этического понятия. Например, как вариант, подбор синонимов.

Наиболее сложные разбираем более подробно. А именно:

- формулируем несколько вариантов толкования;

- даем возможные комментарии;

- прорабатываем предложенные тексты и примеры из них;

- Для второго аргумента (из жизненного опыта):

-

заранее

прошу

подобрать

книги

из

личного

читательского

опыта,

иллюстрирующие понятие; Сама дополняю список

-

прошу

заранее

подобрать

уместные

примеры

судеб

известных

людей,

фильмы. Дополняю список.

-

подбираю

несложные

цитаты

на

тему

с

просьбой

заучить

одну

понравившуюся. Они очень хорошо «раскрашивают» сочинение.

Стараюсь и уроки литературы подтягивать в помощь при подготовке к ОГЭ

по

русскому

языку.

Например,

на

заключительном

этапе

изучения

темы

«Мотивы лирики А.С. Пушкина», я попросила ребят написать сочинение в

формате ОГЭ. Получилось следующее:

-

15.3.

Что

такое

дружба?

(на

материале

стихотворений

«19

октября»,

«Пущину» и др. (на выбор)).

- 15.3. Что такое любовь? (на материале стих-ний «К *** (Я помню чудное

мгновенье…)», «Я вас любил…» и др.(на выбор)).

-

15.3.

Что

такое

миссия?

(на

материале

стихотворения

«Пророк»,

«Я

памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. (на выбор)).

- 15.3. Что такое природа? (на материале стихотворения «В тот год осенняя

погода…»,

«Осень»

и

др.

(на

выбор)).

В

плане

работы

над

этическими

понятиями

художественные

произведения,

а

особенно

лирика,

дают

богатейший материал.

Данные аргументы могут быть полезны учащимся в процессе работы над

сочинением непосредственно на экзамене.

ГК1-ГК-4.

Настоящая «ахиллесова пята» - это добиться хороших показателей ГК1-

ГК4. Здесь пришлось вернуться в начальную школу и заставлять работать над

контрольным списыванием, усложняя его проведением языкового анализа. В

этом вопросе, к сожалению, важным остается наличие или отсутствие навыка

грамотного письма и уровень усвоения знаний 1-8 класс.

Стараюсь

ориентировать ребят сделать паузу после окончания работы на черновике, а

потом внимательно прочитать написанные сочинения и изложения с целью

их

проверки.

Однако

все

равно

баллы

за

грамотность

остаются

катастрофически низкими и нередки случаи получения обидных оценок на

балл ниже за пробный экзамен из-за недостаточности баллов, набранных за

ГК1-ГК4.

Всем успехов в работе!



В раздел образования