Автор: Соколовская Анна Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №279
Населённый пункт: г.Гаджиево Мурманской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Поиск эффективных форм групповой и индивидуальной работы в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе"
Раздел: полное образование
Поиск эффективных методов групповой и индивидуальной подготовки
учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку.
Соколовская Анна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №279
В процессе подготовки к ОГЭ наиболее действенной ,естественно,
является
индивидуальная
подготовка.
Но,
как
известно,
загруженному
современному учителю, лишенному отдельных часов на индивидуальную
работу, она доступна лишь частично. В основном, подготовка проходит ,
конечно, в группе.
Итак,
1.Готовимся к изложению.
1.1. Изначально знакомим с теорией, с приемами компрессии. Результат:
большинству она ничего не говорит и не дает.
1.2.
Большей
эффективностью
обладает
практический
разбор
данных
приемов. Работа с печатными текстами. Работаем на текстах художественных
произведений из программы 9 класса, а также с текстами готовых сочинений
и
изложений
(лучшие
образцы
приведены
в
сборниках
Егораевой
«200
образцов готовых сочинений на «отлично»). Таким образом, учитывая, что
разбор любого текста начинаем с определения общей темы текста, а затем
микротем, то учащиеся не только работают над изложением, но и знакомятся
с этическими понятиями, которые могут встретиться на экзамене.
В готовом тексте мы отмечаем ключевые слова, которые важно сохранить,
чтобы не нарушить микротемы. И далее стараемся применить к каждому
абзацу (микротеме) приемы сжатия. Как известно, достаточно одного на
каждую микротему (согласно КИМам). По моим наблюдениям, лучше всего
получается применить ИСКЛЮЧЕНИЕ. Ученики сразу практически видят
повторы, вводные слова и т.п.
Таким образом, подготовка к изложению проходит прежде всего в группах
в
рамках
факультативных
занятий.
На
альтруистических
началах
особо
обеспокоенным ученикам иду на встречу: они пишут дома изложения текстов
из
открытого
банка
ФИПИ,
приносят
мне,
и
мы
вместе
разбираем
написанное, сравнивая с исходным напечатанным текстом.
2. Готовимся к тесту.
2.1. Подготовка к данному типу задания в формате ОГЭ отчасти проходит на
уроках (тема по программе + по одной-две темы разбираем в конце почти
каждого урока, вспоминаем, выполняем упражнения).
2.2. Учащиеся класса поделены на группы «Любителей» и «Антилюбителей»
русского
языка,
согласно
уровню
подготовки.
Отсюда
строится
образовательная траектория для каждой из групп.
2.3.
Огромным
подспорьем
являются
тетради-сборники
под
редакцией
Цыбулько и Егораевой (36 вариантов). Плюс очень помогают две презентации
Нурушевича: «Комплексное повторение» и «Готовимся к ОГЭ», содержащие
первая – основные правила для повторения и типы формулировки заданий на
ОГЭ, а вторая – подробный алгоритм подготовки к каждому из видов заданий
на экзамене.
Кроме
того,
периодически
устраиваю
тематические
зачеты
по
блокам
(Синтаксис,
Пунктуация,
Морфология,
Орфография,
Лексика).
Даю
конкретные вопросы блока и практическую часть.
3. Готовимся к сочинению.
3.1. Естественно раздаю памятки, содержащие структуру сочинения и, как бы
ни ругались экзаменаторы-эксперты ОГЭ, речевые клише (начало каждой
части, возможные варианты вывода, связок между частями сочинения).
3.2. Ориентирую на выбор 15.3. Но с 15.2 тоже знакомлю, конечно. 15.1.
осваивают только «Любители русского языка». Сделала выборку этических
понятий, скомпоновала их в словарик. Так как с толкованием у современных
школьников
настоящая
беда.
Ориентирую
на
возможности
трактовки
этического понятия. Например, как вариант, подбор синонимов.
Наиболее сложные разбираем более подробно. А именно:
- формулируем несколько вариантов толкования;
- даем возможные комментарии;
- прорабатываем предложенные тексты и примеры из них;
- Для второго аргумента (из жизненного опыта):
-
заранее
прошу
подобрать
книги
из
личного
читательского
опыта,
иллюстрирующие понятие; Сама дополняю список
-
прошу
заранее
подобрать
уместные
примеры
судеб
известных
людей,
фильмы. Дополняю список.
-
подбираю
несложные
цитаты
на
тему
с
просьбой
заучить
одну
понравившуюся. Они очень хорошо «раскрашивают» сочинение.
Стараюсь и уроки литературы подтягивать в помощь при подготовке к ОГЭ
по
русскому
языку.
Например,
на
заключительном
этапе
изучения
темы
«Мотивы лирики А.С. Пушкина», я попросила ребят написать сочинение в
формате ОГЭ. Получилось следующее:
-
15.3.
Что
такое
дружба?
(на
материале
стихотворений
«19
октября»,
«Пущину» и др. (на выбор)).
- 15.3. Что такое любовь? (на материале стих-ний «К *** (Я помню чудное
мгновенье…)», «Я вас любил…» и др.(на выбор)).
-
15.3.
Что
такое
миссия?
(на
материале
стихотворения
«Пророк»,
«Я
памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. (на выбор)).
- 15.3. Что такое природа? (на материале стихотворения «В тот год осенняя
погода…»,
«Осень»
и
др.
(на
выбор)).
В
плане
работы
над
этическими
понятиями
художественные
произведения,
а
особенно
лирика,
дают
богатейший материал.
Данные аргументы могут быть полезны учащимся в процессе работы над
сочинением непосредственно на экзамене.
ГК1-ГК-4.
Настоящая «ахиллесова пята» - это добиться хороших показателей ГК1-
ГК4. Здесь пришлось вернуться в начальную школу и заставлять работать над
контрольным списыванием, усложняя его проведением языкового анализа. В
этом вопросе, к сожалению, важным остается наличие или отсутствие навыка
грамотного письма и уровень усвоения знаний 1-8 класс.
Стараюсь
ориентировать ребят сделать паузу после окончания работы на черновике, а
потом внимательно прочитать написанные сочинения и изложения с целью
их
проверки.
Однако
все
равно
баллы
за
грамотность
остаются
катастрофически низкими и нередки случаи получения обидных оценок на
балл ниже за пробный экзамен из-за недостаточности баллов, набранных за
ГК1-ГК4.
Всем успехов в работе!