"Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствие с требованиями ФГОС"
Автор: Прокопенко Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 13 Населённый пункт: г.Россошь, Воронежская область Наименование материала: тезисы к научной статье Тема: "Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствие с требованиями ФГОС" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №13
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Тезисы к научной статье
на тему:
«Инновационные подходы к созданию
развивающей предметно-пространственной среды
ДОО в соответствие с требованиями ФГОС»
Подготовила:
Прокопенко Татьяна Сергеевна,
Россошь
2015
«Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов
деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это
единство социальных и предметных средств». (С.Л. Новоселова)
Известно, что именно среда может или тормозить развитие ребенка или
стимулировать его развитие. Исследования показывают, что развивающая
среда
это
определенным
образом
упорядоченное
образовательное
пространство,
в
котором
осуществляется
развивающее
обучение.
Специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное
влияние
на
развитие
способностей
ребенка
к
самообучению,
утверждая
чувство уверенности в себе.
ФГОС содержит требования к предметно-пространственной среде:
1.
Содержательная
насыщенность,
необходимые
и
достаточные
материалы для всех видов детской деятельности.
2.
Гибкость игрового пространства.
3.
Многофункциональность среды и игровых материалов (наличие
предметов-заместителей).
4.
Вариативность
материалов
и
оборудования,
для
свободного
выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
5.
Доступность игровых материалов, возможность использовать все
элементы среды
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные
характеристики
и
принципы
построения
предметно-пространственной
среды.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
учреждении,
реализующем
программу
дошкольного
образования,
является
одним
из
важнейших
критериев
оценки
качества
образования.
Именно
грамотно
организованная
предметно-пространственная
среда
может
решить
поставленные перед пед. работником задачи. Иначе говоря, среда должна
стать
не
только
развивающей,
но
и
развивающейся.
При
любых
обстоятельствах
предметный
мир,
окружающий
ребенка,
необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
возраста.
Поэтому
вопрос
повышения
профессиональной
компетентности
педагогов в создании развивающей предметно-пространственной среды в
соответствии с требованиями ФГОС в нашем ДОУ на сегодняшний день
стоит
особо
актуально.
Так
как,
организуя
предметно-пространственную
среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках,
педагоги должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех
основных
образовательных
областях,
а
именно
в
сферах
социально-
коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического
и
физического
развития
личности
детей
на
фоне
их
эмоционального
благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Всё групповое пространство в ДОУ распределено на центры: «центры
развития детей».
Для нравственно-эстетического развития детей в группах организован
«центр музыки» и центр «умелые ручки». В музыкальном центре подобраны
муз. инструменты, в том числе и фольклорные, музыкально-дидактические
игры. В группе оборудовано место для занятий детей рисованием, лепкой,
аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.
Для развития у детей экологически грамотного бережного отношения к
окружающему
в
группах
оборудован
центр
«Мы
познаем
мир».
Здесь
собраны
комнатные
растения,
создана
лаборатория
для
опытно-
экспериментальной и трудовой деятельности детей.
За период пребывания в детском саду дети прослушают и перескажут
много
сказок,
рассказов,
стихов.
В
группах
детского
сада
оформлены
своеобразные
центры
«Книжное
царство».
Одним
из
психолого-
педагогических
условий
полноценного
речевого
развития
дошкольников
является
организация
предметно-развивающей
речевой
среды
в
группе,
направленной
на
обогащение
и
обобщение
у
детей
представлений
об
окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических
компонентов речевой деятельности.
Для нравственно-патриотического воспитания создан центр «Милый
сердцу уголок», куда входят символика страны, родного города, альбом с
фото
родного
района,
города,
страны,
литература
по
патриотическому
воспитанию.
С целью знакомства с ПДД, предупреждения ДТП оформлен центр
«Светофорик».
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В
связи с этим в группах создан родительский центр. Родители должны знать,
что
изучают
дети
в
детском
саду,
как
идет
развитие
познавательных
интересов и социальных чувств детей.
В
результате
работы
организованная
предметно-пространственная
среда
в
группах
имеет
характер
незамкнутой
системы,
способной
к
корректировке и развитию, структурно функциональна, адекватна программе
ДОУ,
творческому
характеру
деятельности
воспитателей.
Дети
имеют
возможность активно развиваться, усваивать информацию об окружающем
мире в ходе различных видов деятельности. Разработанная нами предметно-
пространственная
среда
отражает
специфику
детского
сада,
учитывает
возрастные
и
индивидуальные
особенности
детей,
обеспечивает
высокий
качественный
уровень,
содержательной
работы
с
детьми,
способствует
успешному развитию детей во всех сферах деятельности.
Мы
считаем,
очень
важным
обеспечить
максимально
комфортные
условия для пребывания детей и соответственно стремимся создать во всех
помещениях детского сада уютную гармоничную естественную обстановку.
Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем
среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее на основе
гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого
ребенка и коллектива в целом.
Создаваемые
развивающие
зоны
строятся
на
основе
интеграции
содержания
и
видов
деятельности.
При
этом
предметная
среда
имеет
характер
открытой
незамкнутой
системы,
способной
к
корректировке
и
развитию. Мы меняем ее в зависимости от возрастных и индивидуальных
особенностей детей, задач образовательной программы в целом и отдельных
ее
периодов.
Иначе
говоря,
наша
среда
не
только
развивающая,
но
и
развивающаяся.
Динамичность
развивающей
среды
детского
сада
обусловлена
активностью и самих воспитанников, так как одним из условий ее изменения
является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами,
педагоги,
воспитанники
и
их
родители
насыщают
развивающую
среду
новыми
элементами:
макетами,
фотоальбомами,
выставками
творческих
работ.
Следует упомянуть, что для формирования у детей исследовательской
работе,
развития
интеллекта
и
формирования
у
них
представлений
об
окружающем
мире
в
группах
созданы
научные
центры,
в
которых
дети
проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия.
Своеобразной
визитной
карточкой
образовательного
учреждения
является
его
территория.
Коллектив
ДОУ
стремится
сделать
игровые
площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводятся
целый
комплекс
мероприятий
по
их
оформлению
и
озеленению,
но
и
полезными
в
плане
всестороннего
развития
детей
с
учетом
сезонных
изменений в природе.
Таким
образом,
правильно
организованная
предметно-развивающая
среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои
силы
и
способности,
научиться
взаимодействовать
со
взрослыми
и
сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это
лежит в основе развивающего обучения.
Педагогический коллектив МКДОУ д/с №13 г. Россошь не собирается
останавливаться
на
достигнутом.
Поиск
инновационных
подходов
к
организации
предметно-развивающей
среды
продолжается,
главными
критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.