Напоминание

"Программа деятельности учителя-наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов"


Автор: Силаева Инга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Степановская СОШ"
Населённый пункт: п.Степановка, Верхнекетского района Томской области
Наименование материала: Наставничество в школе
Тема: "Программа деятельности учителя-наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1. Пояснительная записка

Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является

создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых

кадров.

Система

образования

нуждается

в

компетентном,

ответственном

педагоге,

действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-

педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим

приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько

хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям

жизни, зависит будущее нашей страны.

Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей

школе

традиционно

является

одной

из

самых

важных

составляющих

методической

работы.

Эта

деятельность

особенно

важна

в

свете

выполнения

задач

Приоритетного

национального проекта «Образование», развития, а также реализации плана действий по

модернизации общего образования Томской области.

Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании - это процесс активного

приспособления

личности

к

новым

условиям

труда,

вхождения

его

в

систему

многосторонней

деятельности,

общения

и

установление

взаимоотношений

с

педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация

зависит

не

только

от

приобретения

знаний

и

сформированности

профессиональных

умений и навыков, но и от наличия профессионально

значимых личностных качеств.

Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит,

когда он приступает к самостоятельной работе. Молодой учитель, начинающий свою

педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе,

достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает

педагогического опыта.

Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект

урока,

оформление

документации,

осуществление

классного

руководства.

Следующая

проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно-

коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для

него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых

пора

зависит

не

только

общий

успех

работы

учителя,

но

и

уровни

самооценки

и

притязаний.

Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности

каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к

разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда

оправданный

отток

молодых

учителей,

не

нашедших

себя

в

выбранной

профессии.

Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального

распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность

процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые специалисты с первых дней в

школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не

возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по

их адаптации с постановкой цели и задач.

Цель:

Организовать работу с молодыми учителями, оказать методическую помощь в их

профессиональном становлении в условиях реализации новых ФГОС, сформировать

профессионально – адаптированного компетентного молодого учителя.

Задачи:

1.

Создать

условия

для

профессиональной

адаптации

молодых

учителей

в

коллективе.

2.

Выявить

затруднения

в

профессиональной

практике

и

принять

меры

по

их

предупреждению в дальнейшей работе.

3.

Обеспечить постепенное вовлечение молодых учителей во все сферы школьной

жизни.

4.

Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.

5.

Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.

6.

Развивать

профессиональное

мышление

и

готовность

к

инновационным

преобразованиям.

Приоритетные направления реализации программы:

1.

Углубление научных знаний и повышение научно – методического уровня

2.

Формирование профессионально значимых умений

3.

Овладение научным стилем речи и культурой педагогического общения

4.

Развитие способности работать в коллективе (команде)

5.

Освоение корпоративных норм поведения

6.

Освоение методики научно – исследовательской деятельности

Предполагаемое количество участников: молодые учителя школы со стажем до 3 лет.

2.Содержание программы:

Психологические основы адаптации в системе образования

Реализация этой части программы предусматривает оперативное и

целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации

начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие

высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста

в педагогическом и ученическом коллективах.

Планируемые результаты:

Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в

новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в

позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического

контакта с учениками и их родителями.

Организация учебно-воспитательного процесса

Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами

действующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими

программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей

категории, с их последующим анализом.

Планируемые результаты:

Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с

учащимися, вовлечение их в работу школы, совместную разработку программ,

грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного

минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.

Школьная документация в работе учителя

Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования

полностью подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо

обратить на эту проблему пристальное внимание, привлекая к работе работников

комитета по образованию, с целью создания условий для нормативной

деятельности молодых учителей.

Планируемые результаты:

Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой

информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью

упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной

коррегирующей помощи.

Методическое сопровождение молодого учителя

Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке

методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.

Планируемые результаты:

Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое

сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных

особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных

методических разработок.

Организация воспитательной работы в классе

Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при

планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это

диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать

воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо

уделять большое внимание.

Планируемые результаты:

Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование

профессионального мастерства воспитателя.

Социология образования. Ученик в социуме

Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с

социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом

образовательного учреждения.

Планируемые результаты:

Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической

работы с учащимися и их родителями.

3.Этапы реализации программы.

Этапы.

Мероприятия.

Сроки

Организационный

Организация наставничества.

Организационные мероприятия.

Анализ целевых установок при создании

программы развития; разработка

стратегии основных направлений работы.

Формирование плана действий по

реализации стратегии.

Принятие и утверждение плана работы с

молодыми учителями.

август –

сентябрь

Преобразующий

Работа с молодыми учителями по плану.

Апробация комплексно-целевой

программы; корректировка отдельных

составных элементов работы.

Интерактивные формы работы.

Формирование профессиональных

компетентностей.

октябрь – май

Заключительный

Диагностика и самодиагностика

педагогической деятельности.

Подведение итогов работы в рамках

май

программы.

Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено

на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет

переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции,

распознать профессиональные и личностные особенности учителя. Овладение навыком

самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить

необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учитель выходит на

новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического

совершенствования и поиска.

4.Модель школьной адаптации молодого учителя

Приложение №1

Администрация школы

Научно-методический совет

Формирование системы,

создающей условия для

профессионального роста

молодого учителя

Адаптация в коллективе

Мониторинг

сформированности

компетенций у молодого

педагога

Создание индивидуальной

траектории

совершенствования

педагогического мастерства

Молодые учителя

Создание

комфортных

условий

труда

Наставничество

Информационные

ресурсы

Лаборатория

молодых и

малоопытных

педагогов

Диагностика по

выявлению

затруднений

Школа мастеров

педагогического

труда

Участие в

коллективных

делах, семинарах,

конференциях,

конкурсов разного

уровня

Директор школы:

знакомит молодого учителя со школой, педагогическим коллективом;

разъясняет ему права и обязанности учителя;

определяет должностные обязанности;

назначает из лучших учителей наставника;

на

педагогическом

совете

торжественно

принимает

молодого

учителя

в

ряды

педагогов школы;

проводит работу по решению вопросов социально-бытовых проблем.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

определяет рабочее место педагога;

знакомит с условиями работы;

расписание

уроков

составляет

таким

образом,

чтобы

молодой

учитель

имел

возможность посещать уроки у своих коллег совместно с наставником;

посещает

отдельные

уроки

или

воспитательные

мероприятия,

проводимые

молодым специалистом;

знакомит с требованиями организации учебного процесса, с системой школьной

отчетности.

Руководитель научно-методического объединения

вносит в банк данных необходимую информацию о молодом специалисте;

проводит с ним индивидуальные собеседования;

знакомит

с

учителями-

предметниками,

методической

темой,

с

вариативными

планами

и

учебными

программами

по

которым

работают

учителя

начальных

классов;

знакомит с планом работы МО начальных классов.

Наставник

совместно

с

молодым

специалистом

составляет

план

его

профессионального

становления;

помогает

подшефному

в

определенных

пределах,

не

сте сняя

е го

самостоятельности;

дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу;

вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и

затем анализирует их;

привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода

учебно-методической документации;

учит составлению календарно-тематических планов;

знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной

деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников;

посещает

занятия,

уроки,

внеклассные

мероприятия

по

предмету

у

своего

подшефного и проводит их разбор.

Ответственный по охране труда

проводит занятия по вопросам организации охраны труда, соблюдению санитарно-

эпидимиологических правил;

проводит инструктажи по ОТ при проведении мероприятий с обучающимися;

осуществляет контроль выполнения правил по ОТ.

Психолог

По необходимости проводит консультации, тренинги

5.ПЛАН работы

по оказанию помощи молодому учителю

в профессиональном становлении

Содержание

Этапы

"адаптационный"

"проектировочный"

"контрольно-оценочный"

Задачи

Определить

сформированность

профессионально значимых

качеств; разработать

адаптационную программу

профессионального

становления молодого

учителя

Сформировать потребность у

молодого учителя в

проектировании своего

дальнейшего

профессионального роста, в

совершенствовании знаний,

умений и навыков, полученных

в вузе

Сформировать у молодого

учителя способность и

стремление к рефлексии

собственной деятельности,

умения критически оценивать

процесс профессионального

становления и развития,

самостоятельно управлять

своим профессиональным

развитием

Формы работы

Индивидуальная

Индивидуальная, коллективная Индивидуальная, групповая,

коллективная

Средства,

методы

Диагностика, посещение

наставником уроков

молодого учителя,

организация их самоанализа;

стимулирование всех форм

самостоятельности,

активности в учебно-

воспитательном процессе;

формирование навыков

самоорганизации,

позитивное принятие

выбранной профессии.

Методы: репродуктивные,

наблюдение, анкетирование,

беседа

Работа над темами

самообразования,

планирование методической

работы, выявление

индивидуального стиля

деятельности, создание

"Портфолио".

Методы: информационные,

творческие, проблемные,

наблюдение; беседа;

анкетирование

Педагогическая рефлексия,

участие в профессиональных

дискуссиях, посещение и

анализ открытых уроков,

развитие творческого

потенциала молодых учителей,

мотивация участия в

инновационной деятельности.

Методы: комплексные

(педагогические мастерские,

мастерклассы, проблемно-

деловые)

6.План работы наставника с молодым специалистом

Планируемые мероприятия

Форма отчетности

Срок

1

-Изучение “Закона об образовании”, Устава

МБОУ «Степановская СОШ»

- Оказание помощи в составлении

календарно-тематического планирования по

предмету и составление плана в

закрепленных классах;

- Проведение инструктажа по оформлению

классного журнала

Календарно-тематическое

планирование.

Памятка

по

з а п ол н е н и ю

классного журнала.

сентябрь

2

Выбор темы по самообразованию;

- Участие в разработке (доработке) учебно-

дидактических материалов;

- Участие в оформлении учебного кабинета;

-

Практическое

занятие:

«Как

работать

с

дневниками

и

тетрадями

у ча щихс я .

Выполнение единых требований к ведению

дневников и тетрадей»

Список учебно-

дидактического материала.

Паспорт кабинета.

П а м я т к а

п о

в е д е н и ю

и

оформлению

дневников

и

тетрадей.

сентябрь-

октябрь

3

Консультация "Современный урок:

структура и конструирование"

Семинар-практикум "Анализ урока. Виды

анализа". Посещение уроков наставников и

их структурный анализ

Выработка рекомендаций.

октябрь

4

Участие в заседании методического

объединения учителей начальных классов;

- Знакомство с методикой подготовки

учащихся к конкурсам, олимпиадам по

предмету.

-

П о д б о р

л и т е р а т у р ы

п о

т е м е

самообразования,

с

испол ь зо ванием

образовательных ресурсов Интернета

Выработка рекомендаций.

Список литературы.

ноябрь

5

- Общие вопросы методики проведения

внеурочных мероприятий по предмету с

учащимися;

- Изучение основ исследовательской

деятельности с учащимися по предмету;

- Анализ работы за первое полугодие.

Выработка рекомендаций.

Участие учащихся в школьном

этапе.

Промежуточный отчет

декабрь

6

- Участие в заседании методического

объединения учителей начальных классов;

Занятие

«Современные

образовательные

технологии в учебном процессе»;

Мастер- к л а с с ы :

" И с п о л ь з о в а н и е

современных образовательных технологий в

учебном процессе"

Использованием современных

образовательных технологий

январь

7

- Общие положения портфолио педагога;

- Структура содержания и порядок ведения

портфолио;

- Оценивание материалов портфолио.

-Практикум "Оптимизация выбора методов и

средств обучения при организации

различных видов урока"

-Обзор периодической педагогической

печати

Портфолио учителя.

Выработка рекомендаций.

Список литературы.

февраль

8

Проведение внеклассного мероприятия по

предмету с учащимися;

Сценарий мероприятия.

март

Выступление по теме самообразования на

заседании учителей начальных классов.

Презентация.

9

Практикум «Анализ урока. Виды анализа

урока»;

- Практикум «Анализ различных стилей

педагогического общения (авторитарный,

либерально-попустительский,

демократический).

Памятка.

Подбор примеров - ситуаций

(информационный лист).

апрель

11

-Практикум "Содержание, формы и методы

работы педагога с родителями"

- Отчет молодого специалиста о

проделанной работе;

- Оказание помощи в составлении личной

карты самообразования молодого учителя на

следующий учебный год.

Отчет и заключение

наставника с оценкой о

проделанной работе.

май

12

Совместная разработка системы уроков по

теме или отдельного урока, консультации по

волнующим вопросам с психологом,

наставником, администрацией, участие в

педагогических советах, методических

совещаниях, посещение уроков опытных

учителей, регулярное ознакомление с

педагогической и методической

литературой, участие в работе временных

творческих групп

август-июнь



В раздел образования