Автор: Силаева Инга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Степановская СОШ"
Населённый пункт: п.Степановка, Верхнекетского района Томской области
Наименование материала: Наставничество в школе
Тема: "Программа деятельности учителя-наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов"
Раздел: среднее профессиональное
1. Пояснительная записка
Одной из наиболее острых проблем в образовании России на сегодняшний день является
создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых
кадров.
Система
образования
нуждается
в
компетентном,
ответственном
педагоге,
действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-
педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим
приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько
хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям
жизни, зависит будущее нашей страны.
Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей
школе
традиционно
является
одной
из
самых
важных
составляющих
методической
работы.
Эта
деятельность
особенно
важна
в
свете
выполнения
задач
Приоритетного
национального проекта «Образование», развития, а также реализации плана действий по
модернизации общего образования Томской области.
Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании - это процесс активного
приспособления
личности
к
новым
условиям
труда,
вхождения
его
в
систему
многосторонней
деятельности,
общения
и
установление
взаимоотношений
с
педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация
зависит
не
только
от
приобретения
знаний
и
сформированности
профессиональных
умений и навыков, но и от наличия профессионально
значимых личностных качеств.
Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит,
когда он приступает к самостоятельной работе. Молодой учитель, начинающий свою
педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе,
достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает
педагогического опыта.
Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект
урока,
оформление
документации,
осуществление
классного
руководства.
Следующая
проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно-
коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для
него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых
пора
зависит
не
только
общий
успех
работы
учителя,
но
и
уровни
самооценки
и
притязаний.
Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности
каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к
разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда
оправданный
отток
молодых
учителей,
не
нашедших
себя
в
выбранной
профессии.
Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального
распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность
процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые специалисты с первых дней в
школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не
возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по
их адаптации с постановкой цели и задач.
Цель:
Организовать работу с молодыми учителями, оказать методическую помощь в их
профессиональном становлении в условиях реализации новых ФГОС, сформировать
профессионально – адаптированного компетентного молодого учителя.
Задачи:
1.
Создать
условия
для
профессиональной
адаптации
молодых
учителей
в
коллективе.
2.
Выявить
затруднения
в
профессиональной
практике
и
принять
меры
по
их
предупреждению в дальнейшей работе.
3.
Обеспечить постепенное вовлечение молодых учителей во все сферы школьной
жизни.
4.
Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
5.
Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
6.
Развивать
профессиональное
мышление
и
готовность
к
инновационным
преобразованиям.
Приоритетные направления реализации программы:
1.
Углубление научных знаний и повышение научно – методического уровня
2.
Формирование профессионально значимых умений
3.
Овладение научным стилем речи и культурой педагогического общения
4.
Развитие способности работать в коллективе (команде)
5.
Освоение корпоративных норм поведения
6.
Освоение методики научно – исследовательской деятельности
Предполагаемое количество участников: молодые учителя школы со стажем до 3 лет.
2.Содержание программы:
Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и
целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации
начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие
высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста
в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в
новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в
позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического
контакта с учениками и их родителями.
Организация учебно-воспитательного процесса
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами
действующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими
программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей
категории, с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с
учащимися, вовлечение их в работу школы, совместную разработку программ,
грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного
минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.
Школьная документация в работе учителя
Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования
полностью подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо
обратить на эту проблему пристальное внимание, привлекая к работе работников
комитета по образованию, с целью создания условий для нормативной
деятельности молодых учителей.
Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой
информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью
упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной
коррегирующей помощи.
Методическое сопровождение молодого учителя
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке
методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое
сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных
особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных
методических разработок.
Организация воспитательной работы в классе
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при
планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это
диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать
воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо
уделять большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование
профессионального мастерства воспитателя.
Социология образования. Ученик в социуме
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с
социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом
образовательного учреждения.
Планируемые результаты:
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической
работы с учащимися и их родителями.
3.Этапы реализации программы.
Этапы.
Мероприятия.
Сроки
Организационный
Организация наставничества.
Организационные мероприятия.
Анализ целевых установок при создании
программы развития; разработка
стратегии основных направлений работы.
Формирование плана действий по
реализации стратегии.
Принятие и утверждение плана работы с
молодыми учителями.
август –
сентябрь
Преобразующий
Работа с молодыми учителями по плану.
Апробация комплексно-целевой
программы; корректировка отдельных
составных элементов работы.
Интерактивные формы работы.
Формирование профессиональных
компетентностей.
октябрь – май
Заключительный
Диагностика и самодиагностика
педагогической деятельности.
Подведение итогов работы в рамках
май
программы.
Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности направлено
на овладение каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет
переводить работу с кадрами в режиме активного саморегулирования и самокоррекции,
распознать профессиональные и личностные особенности учителя. Овладение навыком
самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить
необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом учитель выходит на
новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического
совершенствования и поиска.
4.Модель школьной адаптации молодого учителя
Приложение №1
Администрация школы
Научно-методический совет
Формирование системы,
создающей условия для
профессионального роста
молодого учителя
Адаптация в коллективе
Мониторинг
сформированности
компетенций у молодого
педагога
Создание индивидуальной
траектории
совершенствования
педагогического мастерства
Молодые учителя
Создание
комфортных
условий
труда
Наставничество
Информационные
ресурсы
Лаборатория
молодых и
малоопытных
педагогов
Диагностика по
выявлению
затруднений
Школа мастеров
педагогического
труда
Участие в
коллективных
делах, семинарах,
конференциях,
конкурсов разного
уровня
Директор школы:
знакомит молодого учителя со школой, педагогическим коллективом;
разъясняет ему права и обязанности учителя;
определяет должностные обязанности;
назначает из лучших учителей наставника;
на
педагогическом
совете
торжественно
принимает
молодого
учителя
в
ряды
педагогов школы;
проводит работу по решению вопросов социально-бытовых проблем.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
определяет рабочее место педагога;
знакомит с условиями работы;
расписание
уроков
составляет
таким
образом,
чтобы
молодой
учитель
имел
возможность посещать уроки у своих коллег совместно с наставником;
посещает
отдельные
уроки
или
воспитательные
мероприятия,
проводимые
молодым специалистом;
знакомит с требованиями организации учебного процесса, с системой школьной
отчетности.
Руководитель научно-методического объединения
вносит в банк данных необходимую информацию о молодом специалисте;
проводит с ним индивидуальные собеседования;
знакомит
с
учителями-
предметниками,
методической
темой,
с
вариативными
планами
и
учебными
программами
по
которым
работают
учителя
начальных
классов;
знакомит с планом работы МО начальных классов.
Наставник
совместно
с
молодым
специалистом
составляет
план
его
профессионального
становления;
помогает
подшефному
в
определенных
пределах,
не
сте сняя
е го
самостоятельности;
дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу;
вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и
затем анализирует их;
привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода
учебно-методической документации;
учит составлению календарно-тематических планов;
знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной
деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников;
посещает
занятия,
уроки,
внеклассные
мероприятия
по
предмету
у
своего
подшефного и проводит их разбор.
Ответственный по охране труда
проводит занятия по вопросам организации охраны труда, соблюдению санитарно-
эпидимиологических правил;
проводит инструктажи по ОТ при проведении мероприятий с обучающимися;
осуществляет контроль выполнения правил по ОТ.
Психолог
По необходимости проводит консультации, тренинги
5.ПЛАН работы
по оказанию помощи молодому учителю
в профессиональном становлении
Содержание
Этапы
"адаптационный"
"проектировочный"
"контрольно-оценочный"
Задачи
Определить
сформированность
профессионально значимых
качеств; разработать
адаптационную программу
профессионального
становления молодого
учителя
Сформировать потребность у
молодого учителя в
проектировании своего
дальнейшего
профессионального роста, в
совершенствовании знаний,
умений и навыков, полученных
в вузе
Сформировать у молодого
учителя способность и
стремление к рефлексии
собственной деятельности,
умения критически оценивать
процесс профессионального
становления и развития,
самостоятельно управлять
своим профессиональным
развитием
Формы работы
Индивидуальная
Индивидуальная, коллективная Индивидуальная, групповая,
коллективная
Средства,
методы
Диагностика, посещение
наставником уроков
молодого учителя,
организация их самоанализа;
стимулирование всех форм
самостоятельности,
активности в учебно-
воспитательном процессе;
формирование навыков
самоорганизации,
позитивное принятие
выбранной профессии.
Методы: репродуктивные,
наблюдение, анкетирование,
беседа
Работа над темами
самообразования,
планирование методической
работы, выявление
индивидуального стиля
деятельности, создание
"Портфолио".
Методы: информационные,
творческие, проблемные,
наблюдение; беседа;
анкетирование
Педагогическая рефлексия,
участие в профессиональных
дискуссиях, посещение и
анализ открытых уроков,
развитие творческого
потенциала молодых учителей,
мотивация участия в
инновационной деятельности.
Методы: комплексные
(педагогические мастерские,
мастерклассы, проблемно-
деловые)
6.План работы наставника с молодым специалистом
№
Планируемые мероприятия
Форма отчетности
Срок
1
-Изучение “Закона об образовании”, Устава
МБОУ «Степановская СОШ»
- Оказание помощи в составлении
календарно-тематического планирования по
предмету и составление плана в
закрепленных классах;
- Проведение инструктажа по оформлению
классного журнала
Календарно-тематическое
планирование.
Памятка
по
з а п ол н е н и ю
классного журнала.
сентябрь
2
Выбор темы по самообразованию;
- Участие в разработке (доработке) учебно-
дидактических материалов;
- Участие в оформлении учебного кабинета;
-
Практическое
занятие:
«Как
работать
с
дневниками
и
тетрадями
у ча щихс я .
Выполнение единых требований к ведению
дневников и тетрадей»
Список учебно-
дидактического материала.
Паспорт кабинета.
П а м я т к а
п о
в е д е н и ю
и
оформлению
дневников
и
тетрадей.
сентябрь-
октябрь
3
Консультация "Современный урок:
структура и конструирование"
Семинар-практикум "Анализ урока. Виды
анализа". Посещение уроков наставников и
их структурный анализ
Выработка рекомендаций.
октябрь
4
Участие в заседании методического
объединения учителей начальных классов;
- Знакомство с методикой подготовки
учащихся к конкурсам, олимпиадам по
предмету.
-
П о д б о р
л и т е р а т у р ы
п о
т е м е
самообразования,
с
испол ь зо ванием
образовательных ресурсов Интернета
Выработка рекомендаций.
Список литературы.
ноябрь
5
- Общие вопросы методики проведения
внеурочных мероприятий по предмету с
учащимися;
- Изучение основ исследовательской
деятельности с учащимися по предмету;
- Анализ работы за первое полугодие.
Выработка рекомендаций.
Участие учащихся в школьном
этапе.
Промежуточный отчет
декабрь
6
- Участие в заседании методического
объединения учителей начальных классов;
Занятие
«Современные
образовательные
технологии в учебном процессе»;
Мастер- к л а с с ы :
" И с п о л ь з о в а н и е
современных образовательных технологий в
учебном процессе"
Использованием современных
образовательных технологий
январь
7
- Общие положения портфолио педагога;
- Структура содержания и порядок ведения
портфолио;
- Оценивание материалов портфолио.
-Практикум "Оптимизация выбора методов и
средств обучения при организации
различных видов урока"
-Обзор периодической педагогической
печати
Портфолио учителя.
Выработка рекомендаций.
Список литературы.
февраль
8
Проведение внеклассного мероприятия по
предмету с учащимися;
Сценарий мероприятия.
март
Выступление по теме самообразования на
заседании учителей начальных классов.
Презентация.
9
Практикум «Анализ урока. Виды анализа
урока»;
- Практикум «Анализ различных стилей
педагогического общения (авторитарный,
либерально-попустительский,
демократический).
Памятка.
Подбор примеров - ситуаций
(информационный лист).
апрель
11
-Практикум "Содержание, формы и методы
работы педагога с родителями"
- Отчет молодого специалиста о
проделанной работе;
- Оказание помощи в составлении личной
карты самообразования молодого учителя на
следующий учебный год.
Отчет и заключение
наставника с оценкой о
проделанной работе.
май
12
Совместная разработка системы уроков по
теме или отдельного урока, консультации по
волнующим вопросам с психологом,
наставником, администрацией, участие в
педагогических советах, методических
совещаниях, посещение уроков опытных
учителей, регулярное ознакомление с
педагогической и методической
литературой, участие в работе временных
творческих групп
август-июнь