Автор: Ягупова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Савинская СШ"
Населённый пункт: Волгоградская область Палласовский район с. Савинка
Наименование материала: презентация
Тема: "Итоговая оценка выпускника начальной школы и ее отражение в личном портфолио"
Раздел: начальное образование
Да, действительно, ну как же все это успеть отследить
нашему ученику и первым заинтересованным
помощником в этом является учитель?!
С введением ФГОС изменились требования к
результатам обучения. И оптимальным способом
организации системы накопительной оценки является
портфолио.
И вот 4 года назад, начиная работать по стандартам
второго поколения, в нашем образовательном
учреждении 28 августа 2011 года на педагогическом
совете было утверждено и введено в действие приказом
директора «Положение о портфолио достижений
обучающихся МКОУ «Савинская СОШ».
Прошло 4 года работы и можно уже подвести первые
итоги внедрения в практику систему работы по
использованию П. как способа оценивания
индивидуальных достижений обучающихся или как
новую технологию оценивания.
И сейчас мне хочется поделиться своим опытом
работы по данной теме.
Чтобы полноценно использовать П. как форму оценочной
деятельности я соблюдаю ряд условий:
I.
Поставила, как учитель, перед собой цель.
Определила задачи и принцип, которому должна
неукоснительно следовать.
II.
Выбрала методы работы, которые вы видите на
слайде.
III.
И чтобы достичь поставленной цели в своей работе я
использую такие организационные формы:
1.
Свою работу начала с практикума. На родительском собрании
родителям, а затем и отдельно учащимся объяснила правила
ведения и заполнения П. по критериям, которые обозначены в
положении образовательного учреждения.
2.
Невозможно организовать работу по заполнению П. без
сотрудничества. Эта форма позволяет взаимодействовать
учителю с учеником и его родителями, а также с педагогом –
психологом.
3.
Самой важной формой работы я считаю предоставление места
деятельности, т.е. создаю условия, которые позволяют ученику
проявить себя – это учебная деятельность, олимпиады,
конкурсы, творческие, проектные и исследовательские работы
и занятия во внеурочное время по интересам.
4.
Осуществляю контроль. Своевременно контролирую и
оцениваю заполнение всех разделов по критериям раз в
полугодие.
5.
Демонстрирую П. учащимся класса, родителям, коллегам,
учителям – предметникам.
6.
Использую «Рейтинговую шкалу», которую разработала по
критериям оценивания. Используя эту «Рейтинговую шкалу» в
конце каждого учебного года, экспертная группа, состоящая из
членов родительского комитета, учителей предметников и меня,
как классного руководителя ранжирует материалы,
помещенные за весь текущий учебный год в П.. Хочу показать
вам образец «Рейтинговой шкалы». Может быть кто-то сможет
использовать её в своей работе.
7.
На родительском собрании, родителям вместе с детьми
предлагаю сделать презентацию своего П. и представить ее
перед учащимися своего класса или на родительском собрании,
чтобы члены жюри могли выбрать победителя в номинациях:
- «Самый, самый, самый…»
- «Самый любознательный»
- «Самый спортивный», «Самый креативный» и т. д.
8. И в этом году, в мае, по результатам П., мы
запланировали провести среди 4 классов конкурс
«Лучший выпускник начальной школы».
9. Используя методы анализа и коррекции,
формулирую задачи на
следующий учебный год.
10. И завершающим этапом систематической
работы над П. – является составление
характеристики «Выпускника начальной
школы», в которой все выводы и оценки,
включаемые в характеристику, должны быть
подтверждены материалами из П. достижений и
другими объективными показателями.
Предлагаю вам памятку по составлению
характеристики выпускника начальной школы.
IV.
И четвертое условие, которое является особо
важным –
что оценивать?
-
Школьную деятельность и внешкольную
деятельность.
1.Оценивание материалов П. школьной и внешкольной
деятельности направляю на проверку не только
- фиксирования контрольно-оценочной деятельности,
но и
- на проверку комплексного результата,
проявляющегося в умении решать учебно-практические
задачи,
- на оценку сформированности универсальных,
- коммуникативных,
- социальных,
- регулятивных способов действий.
В то же время именно в этих результатах и
проявляется
- достижение основных требований стандарта, причем
большинство из этих результатов
- фиксирую и оцениваю в ходе текущей учебной
деятельности по разделам, утвержденным
общеобразовательным учреждением, которые вы видите
на слайде.
2. Труднее оценить внешкольную деятельность, ведь
школа после уроков – это мир творчества, проявление
своих интересов и увлечений, проявление себя как
личности, а также достижение определенных морально –
нравственных ценностей и культурных традиций.
Главная оценка для меня – это заинтересованное
участие ребенка в кружках и факультативах,
творческих и спортивных клубах и проявление
активной жизненной позиции .
(
Показать папку «индивидуальных
достижений»)
Говоря о комплексном результате отслеживания и
оценивания, могу вам представить «Папку
индивидуальных достижений учащегося»,
где собираю всё:
- «Листы достижений по предметам»,
- «Метопредметные, предметные и личностные
результаты»
- «Оценочные листы»,
- «Маршрутные листы»
по всем годам обучения,
которые позволяют проследить динамику развития
и роста ребенка, сделать своевременно коррекцию,
не роясь по всему П. учащегося.
Папку я веду отдельно для того, чтобы
минимизировать свою работу с П..
-
Исходя из поставленных мною целей и задач,
-
это мне позволило сделать вывод о развитии ребенка,
-
выявить склонности и таланты,
-
отследить индивидуальные достижения в виде
системной оценки личностных, метапредметных и
предметных результатов.
В
п р о ц е с с е
в ы я в л е н и я
р е з у л ь т а т и в н о с т и
с ф о р м и р о в а н н о с т и метапредметных
ре зульт атов
универсальных учебных действий, выяснилось, что Айнур,
владеет в полной мере
-
регулятивными
универсальными
учебными
действиями
(умеет
планировать
необходимые
действия,
контролировать процесс и результат деятельности, вносит
необходимые коррективы, осознает возникшие трудности,
ищет
их
причину
и
пути
преодоления,
оценивает
свои
действия в соответствии с поставленной задачей,
умеет
находить
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата),
-
в л а д е е т коммуникативными
универсальными
учебными
действиями
(умеет
вступать
в
диалог
с
учителем,
сверстниками,
участвовать
в
беседе,
соблюдая
правила
речевого
поведения,
формулирует
собственные
мысли,
высказывает
и
обосновывает
свою
точку
зрения,
осуществляет совместную деятельность в группах с учетом
конкретных
учебно-познавательных
задач,
отзывчива,
сопереживает и понимает чувства других ),
- владеет познавательными
универсальными
учебными действиями (умеет самостоятельно находить и
извлекать нужную информацию, осуществляет для решения
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливает
причинно-следственные
связи, делает обобщения, выводы).
Если
говорить
о
сформированности
личностных
результатов, то я считаю, что как выпускница начальной
школы
Айнур осознает себя как личность,
- обладает уверенностью в себе,
- чувством собственного достоинства,
- положительной самооценкой.
- стремится к самосовершенствованию,
- мотивирована на достижение успеха,
-
и
на
дальнейшее
продолжение
образования
в
основной школе.
Данные
результаты
под тве р ж д ают
высокий
уровень
с ф о рм и р ов а н н о с т и
м а т а п р е д м е т н ы х
и
л и ч н о с т н ы х
универсальных учебных действий.
-Это
вы
видите
на
диаграмме.
(Слайд
диаграмма)
И в заключении по материалам П. можно сделать
вывод об итоговой оценке выпускницы:
-
На основании накопительных оценок,
характеризующих выполнение всей совокупности
планируемых результатов,
а также положительной динамики
образовательных достижений обучающегося за
период обучения в начальной школе
- я считаю,
- что выпускник овладел опорной системой знаний,
необходимой для продолжения образования на
следующей ступени общего образования,
- на уровне осознанного произвольного овладения
учебными действиями.
И эти результаты подтверждены материалами П.