Напоминание

"Планирование работы в подготовке концертного выступления с начинающими учащимися – инструменталистами в свете учения Павлова о темпераментах и типах высшей нервной деятельности."


Автор: Юрк Ирина Ивановна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: музыкальный колледж института искусств "ХГУ" им. Н.Ф. Катанова
Населённый пункт: г. Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Планирование работы в подготовке концертного выступления с начинающими учащимися – инструменталистами в свете учения Павлова о темпераментах и типах высшей нервной деятельности."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Планирование работы

в подготовке концертного выступления

с

начинающими учащимися – инструменталистами в свете учения Павлова о

темпераментах и типах высшей нервной деятельности.

П р е п од а в ат е л ь

м у з ы к а л ь н о г о

колледжа

института искусств

«ХГУ им. Н.Ф.Катанова»

И.И.Юрк

Педагоги-музыканты

знают,

что

нередко

о

качестве

выступления

исполнителя

можно догадаться уже потому, как он выходит на сцену. Поникшие плечи, робкий взгляд в

зал и несмелое касание пальцами клавишей или струн являются такой же прелюдией к

посредственному выступлению, как и испуганный прыжок на сцену (словно вытолкнули),

и, не сосредоточившись, не успокоившись, - лихорадочное исполнение

первых тактов

произведения.

В итоге безмерно искреннее

изумление преподавателя на обсуждении

выступления:

- На репетиции все было так хорошо! Кто бы мог подумать, что на концерте так

плохо сыграет?

И самое досадное в таких тривиальных историях то, что педагог действительно

добросовестно выучил со студентом программу, студент добросовестно занимался, но в

процессе обучения педагог совершенно игнорировал все психологические аспекты работы

со

студентами.

Была

выучена

программа,

но

не

было

подготовлено

концертное

выступление.

Для удачного выступления необходима серьезная подготовка, сценический опыт,

профессиональные навыки и постоянная работа.

Когда

у

Антона

Рубинштейна

спросили,

должен

ли

музыкант

ежедневно

у п р а ж н я т ь с я ,

о н

о т в е т и л :

— Если я не упражняюсь один день, я сейчас же это чувствую, если два дня – это

чувствуют мои пальцы, а если три дня не упражняюсь – это чувствует публика. Требуются

также психологические предпосылки — внутренняя собранность, концентрация внимания.

Зная особенности темперамента, можно помочь ребенку-исполнителю хорошо выступить

на эстраде.

Для того, чтобы учащийся мог успешно выступить на концерте, весь процесс

работы с самостоятельного первого урока и до выхода на эстраду нужно строить с учетом

психологии учащегося, особенностей его воспитания, указаний педагога.

Естественно, что при этом педагог

рассчитывает не только на художественный

эффект от реализаций своих указаний, но и на то, как эти указания будут выполняться, а

последнее зависит от целого ряда конкретных факторов:

- темперамента учащегося;

- его настроения и состояния;

- от воздействия окружающей обстановки на учащегося;

- от степени заинтересованности его в работе и т.д.

Методика

не

может

существовать

в

отрыве

от

психологии,

ибо

тогда

она

превращается просто в набор рецептов «на все случаи жизни», который конечно даже и в

малейшей мере не облегчает, работу учащегося.

Вся методика работы должна строиться с учетом психологического восприятия ее

учеником.

И

только

методика,

основанная,

на

правильном

понимании

психологии

учащегося может стать результативным помощником в художественном и техническом

воспитании музыканта.

Рассмотрим влияние темперамента музыканта на качество выступления

Темперамент

исполнителя и концертное выступление

.Музыканты флегматического склада, в основном, не испытывают дискомфорта на

сцене. Им не нужно преодолевать стресс выступления.

Флегматичные меланхолики – во время выступления не обращают внимания на

отвлекающие факторы, они все в музыке и не замечают, что происходит вокруг. Перед

выступлением они мысленно проигрывают произведение и настраиваются на характер

произведения.

«Чистые» сангвиники и флегматики спокойно реагируют на внешние раздражители

и условия, связанные с выступлением.

Трудности

возникают

у

сангвинических

холериков

во

время

выступления

на

академических концертах.

Сангвинические меланхолики испытывают сценический стресс, для преодоления

которого

не

смотрят

в

зал,

представляют,

что

зал

пустой,

и

что

они

находятся

в

привычной, уютной обстановке. Этот тип испытывает радостные чувства, если комиссия

оказывает внимание и поощрение. В ответ у них появляется чувство удовлетворения и

комфорта.

Сангвинические

холерики

на

открытом

концерте

полностью

открываются,

испытывают

подъем,

радость

от

выступления.

А

выступление

на

экзаменах,

академических концертах для них — стресс. Иногда они впадают в уныние, если в зале

м а л о

с л у ш а т е л е й .

В данном случае музыкантам нужно культивировать в себе ощущения воодушевления и

радости от возможности выступить и поделиться своим мастерством со слушателями.

«Чистые» сангвиники встречаются редко. Они испытывают сценический стресс,

для

преодоления

которого

необходимо

сосредоточиться

только

на

выступлении

и

выполнении исполнительских задач.

Сангвинические флегматики чувствуют себя довольно уверенно на сцене. Им перед

выступлением полезно представить себя в другой, спокойной обстановке.

.Итак, подведем итоги

.Исполнители с признаками сангвинического и флегматического типов справляются

со сценическим волнением. Исключение – сангвинические меланхолики и некоторая часть

флегматических меланхоликов, для которых выступление – стресс.

Больше всего сценические трудности и волнение испытывают холерический тип,

холерические

меланхолики,

«чистые»

холерики,

а

на

экзаменах

холерические

сангвиники.

Воодушевление испытывают на открытых концертах холерические сангвиники. А

холерические

флегматики

уютно

себя

чувствуют

как

на

открытых,

так

и

на

экзаменационных выступлениях.

«Чистые» холерики и холерические меланхолики, испытывая стресс, становятся

очень возбужденными и не могут совладать с волнением. Этим типам следует заняться

самовнушением: «Я спокоен, потому что готов к выступлению», глубоко подышать и не

обращать внимания на внешние раздражители.

Холерические сангвиники неплохо чувствуют себя и на экзаменах, и на открытых

выступлениях. Для них очень важен эмоциональный контакт со слушателями. И если

такой контакт налажен, испытывают приятные ощущения от выступления.

Уверенны на сцене и холерические флегматики, особенно, если комиссия и зал

внимательны и благосклонны к исполнителю.

Чаще

испытывают

стресс

меланхолические

холерики,

меланхолики,

часть

меланхолических сангвиников, реже – меланхолические флегматики. В классе они –

отличные исполнители, а на сцене – непредсказуемы. У них срыв может вызвать любая

помеха – шум в зале, невнимание со стороны слушателей. И от этого часты сценические

срывы, боязнь комиссии, неумение совладать с собой. Музыкант отлично готов, но что

будет на концерте – никто предсказать не может.

Этим музыкантам следует внушать уверенность в своих силах и мастерстве и

внутренне хвалить себя, а не заниматься самобичеванием.

Итак.

Непредсказуемы

на

сцене,

постоянно

сбиваются,

допускают

промахи

холерические

меланхолики,

холерики,

меланхолические

холерики.

У

холерических

сангвиников открытый концерт вызывает воодушевление, а академический – напряжение.

Холерические флегматики и часть меланхолических флегматиков уравновешены на

сцены.

Уютно,

комфортно

чувствуют

на

сцене

сангвинические

флегматики,

флегматические

сангвиники,

сангвиники.

А

сангвинические

холерики

себя

лучше

чувствуют на сцене, чем в классе.

.

Каждый ребенок – личность и индивидуальность. Именно поэтому, для достижения

результатов в обучении и подход к каждому ученику должен быть индивидуальным.

В первую очередь, нужно учитывать темперамент учащихся: шустрых непосед –

сдерживать, а медлительных – воодушевлять на действие.

У одних детей – рассеянное внимание, они интересуются всем и ничем конкретно.

Т а к и х

д е т е й

н е о б х о д и м о

п р и у ч а т ь

к

к о н ц е н т р а ц и и

в н и м а н и я .

Есть дети, которые сосредоточены на каких-либо переживаниях — таких нужно отвлечь от

тревожного

состояния,

предварительно

выяснив

и

устранив

причину,

поддержать

и

убедить в своих силах и возможностях.

Все дети не переносят повелительных интонаций, но некоторых эти интонации

побуждают к действию. Одни переносят большие нагрузки, и сколько не задай – всё

выполнят. Другим такие нагрузки обременительны и не по силам. Одни дети любят

работать и учатся с усердием, другие – не приучены к труду. Одни — открыты знаниям,

другим процесс познания нового неинтересен.

Обучение музыке – длительный и трудоемкий процесс. А дети все такие разные!

Но каждый из них – единственный и неповторимый, и у каждого свой внутренний мир. И

эти особенности необходимо учитывать в процессе обучения, тем более что обучению

игры на музыкальных инструментах свойственно индивидуальное обучение.

Психологические особенности ребенка зависят от физиологии организма, нервной

системы.

Личность

формируется

в

процессе

жизни.

В

зависимости

от

того,

как

складывается жизнь, проявляются различные черты характера.

Что же такое характер?

Характер

это

главная

особенность

личности

и

объединяет

волевые,

эмоциональные,

интеллектуальные

качества.

Характер

отражает

образ

мыслей,

убеждений, склад психической жизни человека.

Характер

тесно

связан

темпераментом.

Но

характер

это

основа,

стержень

личности.

А

темперамент

характеризует

эмоциональную

сторону,

импульсивность,

возбудимость, степень напряженности и скорость протекания психических процессов.

В работе с детьми нужно знать свойства характера и темперамент своих учеников.

И

на

основе

этих

знаний

культивировать

положительные

стороны

и

сглаживать

отрицательные.

Например:

Сангвиник — положительные качества: общительность, подвижность.

Холерик – активность, быстрота реакции.

Меланхолик – эмоциональная отзывчивость, чувственность.

Флегматик – выдержка, уравновешенность, трудоспособность

Если складываются отрицательные условия, то

У флегматика проявляется вялость, незаинтересованность, даже апатия.

У сангвиника – отсутствие устойчивости.

У холерика – резкость, несдержанность и натянутые отношения с окружающими.

Меланхолик становится застенчивым и нерешительным, замыкается и уходит в

себя.

Типы темпераментов

Типы темпераментов объединены в четыре группы, но в чистом виде встречаются

редко,

чаще

мы

сталкиваемся

с

взаимными

переходами

и

влияниями

одних

типов

т е м п е р а м е н т о в

н а

д р у г и е .

Во

многом

музыкальное

развитие

зависит

от

природных

данных

и

музыкальных

способностей.

Но

нельзя

не

считаться

с

психологическими

характеристиками

и

их

основой – свойствами нервной системы.

Для

развития

учащегося

преподаватель

должен

знать

его

характер,

привычки,

темперамент и подобрать формы работы с каждым учеником.

Ребенок-холерик разучивает произведение быстро, но детально и основательно.

Трудолюбив, настойчив, начальный этап обучения проходит за короткий период. Упорно

работает над техникой исполнения. Пальцы цепкие. Звучание вначале обучения немного

резкое,

но

в

дальнейшем

появляется

яркость

и

глубина.

Исполнение

отличается

м у з ы к а л ь н о с т ь ю

и

с т р а с т н о с т ь ю ,

н а с ы щ е н н о с т ь ю

и

о б р а з н о с т ь ю .

Выдающихся исполнителей можно причислить к холерикам.

Требования

к

ученикам-холерикам:

ответы

должны

быть

спокойными

и

обдуманными, к занятиям относиться добросовестно, воспитывать уравновешенность,

работать не спонтанно, по настроению, а последовательно и по плану.

Меланхолики

работают

неровно,

сказывается

частая

смена

настроения

или

прилив энергии, или нежелание заниматься. Они — то прилежны, то ничего не делают.

Таким детям постоянно нужны поощрения. Техникой не любят заниматься. Их больше

привлекают

лирические

произведения.

На

уроках

бывают

всплески

появляется

заинтересованность, но быстро на смену приходит равнодушие и безразличие. Обычно,

этим учащимся присуще чувство ритма, выразительность и спокойствие исполнения.

Звучание

у

них

утонченное,

грамотное,

правильная

передача

элементов

музыки.

Меланхолики любят все фантастическое и страшное.

Рекомендация

преподавателям:

правильно

дозировать

нагрузки,

так

как

меланхолики не выносят больших перегрузок и длительного напряжения. У учащихся

следует развивать общительность и чувство коллективизма.

Флегматики – трудолюбивы, разучивают произведение медленно, но грамотно.

Объяснения

слушают

внимательно.

Отсутствует

чувство

ритма.

Любят

классическую

музыку.

Исполнение

характеризуется

логичностью,

точностью

воспроизведения

музыкальных

элементов

и

спокойствием.

Благодаря

этому

музыка

в

исполнении

флегматиков

интересна,

но

несколько

грубовата

и

прямолинейна,

нет

ощущения

целостности. Флегматикам мешает медлительность и равнодушие.

Педагог

должен

постоянно

активизировать

работу,

заставлять

действовать,

воодушевлять на учебный процесс, работать над эмоциональным откликом ученика на

изучаемый материал.

Сангвиники невнимательны, разучивают произведение с ошибками, самоконтроль

не развит, работать над техникой не любят, к объяснениям не прислушиваются. Имеют

чувство

ритма,

однако

темп

не

выдерживают,

стремясь

ускорить

его.

Причина:

подвижность сангвиников. Они могут всю жизнь учиться, но результат этого процесса

малоэффективный. Любят произведения яркие, но не хватает глубины и основательности в

исполнении.

Произведение

быстро

надоедает,

стремятся

играть

новое

и

не

доводят

исполнение до совершенства.

Рекомендация

преподавателям:

поощрять

настойчивость

и

стремления

сангвиников, но быть требовательными по отношению к ученикам, ставить большие

задачи в процессе обучения. Отношения строить доверительные и уважительные.

Подготовка ученика к концертному

выступлению начинается

с составление

индивидуального плана работы с учащимся. Среди индивидуальных качеств ученика

имеет значение не только его общее развитие и, в частности, музыкальная культура, не

только степень его профессиональной подготовленности, но и ряд чисто психологических

моментов:

- особенности восприятия указаний педагога;

- скорость реакции на них;

- период времени, в течение которого учащийся может быть сосредоточенным;

- способность переключить внимание с одного элемента на другой;

- с одного характера музыки на другой, что во многом зависит от темперамента

учащегося, а следствие всех этих и прочих качеств – индивидуальный склад мышления.

Поэтому,

планируя

работу

с

учащимися,

необходимо

учитывать

не

только

профессионально-технические,

но

и

психологические

особенности

индивидуума.

«Благодаря психологии, - говорит Павлов, - я могу себе представить сложность состояния

другого, вчувствоваться, вмыслиться».

Положение

усложняется

тем,

что

в

жизни

редко

бывают

хрестоматийно-ясно

выраженные темпераменты. Чаще всего это, сочетание качеств разных темпераментов, но

которые в большинстве случаев подразделяются на подвижные и неподвижные, сильные и

слабые.

Безусловно,

даже

для

того,

чтобы

примерно

определить

основные

свойства

темперамента, нужно определенный период времени поработать с учащимся. В процессе

работы выявятся основные индивидуальные качества.

В свете учения Павлова о темпераментах и типах высшей нервной деятельности,

думается, допустимы следующие выводы.

Планируя

учебный

процесс

с

учащимся,

темперамент

которого

близок

к

флегматическому, можно смело включить в программу курса работу над всеми нужными

для развития учащегося

исполнительским навыками и произведениями, которые будут

необходимы для их освоения.

1

Спокойный

и

ровный

характер

и

уравновешенная

психика

ученика

дадут

возможность полностью осуществить задуманное.

Обычно

уроки

с

флегматиками

проходят

ровно,

целенаправленно,

спокойно.

Нередко

бывает,

что

при

настойчивости

и

целеустремленности,

а

главное,

любознательности,

учащийся

способен

выполнить

даже

больший

объем

работы

и

в

количественном , и в качественном отношениях, чем предполагает педагог. Обычно такие

учащиеся, помимо заданного урока, самостоятельно знакомятся с множеством этюдов,

пьес, много читают с листа, играют в ансамблях. Вряд ли достойны похвалы педагоги, не

поощряющие такую деятельность, но ее обязательно нужно контролировать, поскольку

все это открывает скрытие резервы учащегося.

Екатерина

была

способной

домристкой,

однако

о

наличии

у

нее

собственной

инициативы, педагог, судя по урокам, не предполагал. Случайно узнав, что Катя много

играет

музыки

по

своей

инициативе,

сказал

ей

об

этом,

немного

смущаясь,

она

подтвердила.

- А почему ты мне об этом не говорила?

- Вы не задавали этого, и я думала, что запретите мне это делать.

- Мы с тобой договоримся так: я ничего не буду тебе запрещать, а ты будешь мне

говорить, что и где ты играешь помимо нашей основной работы.

На

следующий

урок

Катя

принесла

сложное

произведение,

которое

педагог

предполагал пройти с ней намного позже, считая, что лишь к тому времени Екатерина

«созреет» для этого произведения.

Случается, педагог говорит своему ученику:

-Выбери

себе

пьеску

или

несколько

произведений,

из

которых

сделаем

окончательный выбор.

Это

один

из

способов

развития

инициативы

учащегося,

и

воспитания

сознательного,

глубоко

осмысленного

отношения

к

делу,

не

говоря

уже

о

том,

что

полюбившееся

произведение

гораздо

приятнее

играть,

и

поэтому

в

работе

над

этим

произведением он рельефнее выявит и использует свои возможности.

1

Павлов говорит о флегматике, что это сильный, уравновешенный, медленный тип, спокойный, всегда

ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. И.Павлов. Физиологическое учение о типах нервной

системы, темпераментах.

Возвращаясь к типу флегматиков, нужно сказать еще об одном распространенном

характере, обладающем чертами этого темперамента. Это учащиеся, работающие только

«от сих до сих», т.е., делающие только то, что задал педагог.

Если это происходит не из-за отсутствия контакта с педагогом или неправильного

выбора программы или незаинтересованности учащегося в работе, то для выявления

возможностей такого учащегося, педагог всеми силами старается развить его собственную

инициативу,

заинтересовывая

репертуаром,

ансамблями,

наконец,

дает

количественно

большие задания, требующие максимальной затраты времени и сил.

Флегматики, зачастую, бывают со слишком спокойным, невозмутимым, пожалуй,

сонливым характером.

На уроке некоторые из таких учеников слишком долго «раскачиваются», т.е., долго

входят в образ произведения, в рабочую атмосферу. Очень важно, чтобы такие учащиеся

настраивались

на

урок

заранее,

придя

в

класс

уже

разыгравшись,

сконцентрировав

внимание. Урок с ними проводится в быстром, напористом темпе, так как быстрый темп

требует концентрации внимания. Такого ученика педагог, как актер, настраивает на урок,

возбуждая его желание играть и усилием воли обострить восприятие музыки и замечаний.

Планируя работу с сангвиником (так мы назовем учащегося, темперамент которого

близок к сангвиническому), прежде всего учтем, что сангвиник плодотворно работает

лишь тогда, когда заинтересован в работе и когда работы много. Это не означает, что

нужно

идти

по

пути

изучения

программы

с

повышенной

трудностью

относительно

возможностей учащегося, что может дать,

как раз обратный результат: не будучи в

состоянии ощутить результаты своего труда, учение потеряет интерес к работе. А вот о

расширении программы в количественном отношении нужно подумать, особенно за счет

пьес и этюдов. Сангвиники – учащиеся с активным и подвижным мышлением, развитой

инициативой. Часто они «заваливают»

педагога

пожеланиями сыграть то или иное

произведение, поиграть в непредусмотренном программой ансамбле и т.д. безусловно,

крайне

неразумно

игнорировать

их

инициативу.

Всегда

можно

найти

материал,

отвечающий и методическим требованиям, предъявляемым программой

и пожеланиям

учащегося.

Сангвиник

с

его

постоянной

жаждой

новых

ощущений

всегда

с

охотой

работает над музыкой разных эпох, стилей и направлений, что имеет неоценимое значение

в формировании мировоззрения учащегося. Это качество сангвиника педагог обязательно

должен учесть. Что же касается ансамблей, то нет нужды доказывать их пользу. Нужно

лишь следить, чтобы произведения, играемые учеником в ансамблях, не были выше

исполнительских возможностей учащегося на данном этапе. Темперамент сангвиника

требует быстрой и напряженной работы, поэтому урок с ним должен предоставлять

учащемуся широкое поле для работы мышления, что включает в себя советы педагога,

которые не ограничиваются рекомендациями – сколько, как и над чем работать. Ученика

нужно учить самостоятельному мышлению, умению анализировать изучаемый материал с

художественной,

технологической

сторон,

и

вести

этот

анализ

с

определенных

методических позиций.

Ученик, уходя с урока должен знать, сколько, как и над чем работать, сколько

времени затратить на каждый раздел работы, над чем работать в первую очередь, знать

наиболее целесообразный распорядок самостоятельной работы. Уметь не просто много

заниматься, а продуктивно использовать рабочее время, уметь, занимаясь самостоятельно,

уделить

внимание

всей

программе.

(Этому

тоже

надо

обучать,

и

для

людей

сангвинического

и

холерического

темпераментов,

порождающих

характеры

стремительные, увлекающиеся, что крайне важно).

Продуктивный и содержательный урок, вообще, необходим учащемуся, но для

сангвиника он является единственным условием, гарантирующим творческий рост, ибо

ненасыщенный урок порождает вялость работы учащегося в течение 2-3 дней периода до

следующей встречи с педагогом.

У учащейся Полины А. ярко выраженный сангвиническим темперамент. Однажды

мама Полины пришла к педагогу за советом.

-Как быть? Поля иной раз много и углубленно занимается, а в другой раз даже не

подходит к инструменту.

На вопрос Полина ответила сама.

-Когда педагог со мной позанимается, мне очень хочется работать.

- И она, действительно, сидит днем и ночью, не оторвешь – говорит впоследствии

мама.

- А иногда придешь на урок, педагог спешит куда-то. Послушает этюд, ничего не

подскажет. «А пьесу – в следующий раз» - говорит.

- Домой придешь, и делать ничего не хочется, руки опускаются.

Таким образом, для этого типа учащихся, урок кроме всего, имеет еще и огромное

тонизирующее значение.

Мы

говорили

об

учащихся

с

центральным

уравновешенным

типом

нервной

системы,

2

но и учащиеся с холерическим складом

темперамента

имеют огромные

возможности

для

развития

своих

профессиональных

качеств.

Однако

особенности

темперамента могут в процессе работы играть как положительную, так и отрицательную

роль.

Сильный процесс возбуждения у холерика позволяет им справляться с большим

объемом

работы,

легко

усваивать

замечания

педагога

и

овладевать

необходимым

количеством музыкально-выразительных средств и исполнительских навыков.

Но для холерика характерна и быстрая смена настроения, возникающая при первых

удачах, ложная уверенность в выполнении нереально большого объема может смениться

уже при первой неудаче столь, же ложным убеждением:

- У меня никогда и ничего не получится и, вообще, мне нечего заниматься музыкой.

Физиологи и психологи утверждают: типы нервной деятельности не являются

неизменными, но и, не переделывая своего темперамента, человек приспосабливает к

нему свой стиль работы.

Однако,

приспосабливая

стиль

работы

к

своему

темпераменту,

человек

путем

длительной и упорной тренировки, может менять в себе те черты темперамента, которые

мешают ему в работе.

Планирование учебного процесса учащегося с холерическим или близким к нему

темпераментом

должно

ориентироваться

на

максимальное

использование

моментов

возбуждения и подвижности, а также, возникающей у учащегося уверенности в своих

силах, для выполнения основной части работы. Осень важно, чтобы чувство уверенности

не

переходило

в

чувство

самоуспокоенности,

следствием

которого

бывает

снижение

трудовой активности. Таким образом, постоянно поддерживая чувство уверенности в

своем учащемся, педагог должен одновременно добиваться, чтобы учащийся понимал

ответственность и важность выполняемой работы и, представляя себе ее реальный объем.

Ученые

опровергли

мнение

о

«социальной

неполноценности»

меланхолика

3

.

Профессор Теплов на основании эксперимента сделал вывод, что, несмотря на слабость

темперамента, у меланхоликов есть ценное положительное качество: высокая абсолютная

чувствительность. Именно это качество, столь ценное в творческой личности и может

служить

отправной точкой в работе с меланхоликом. Заметим: П.И.Чайковский был

меланхоликом.

2

В.И. Павлов. Типы нервной деятельности.

О холериках Павлов говорит, что это сильный, безудержный тип; явно боевой, задорный, легко и быстро

раздражающийся.

И. Павлов. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах.

3

Павлов характеризует меланхолика, как слабый тип, каждое явление жизни для которого становится

тормозящим агентом, он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит плохое.

Вся учебная программа меланхолика должна быть направлена на изменение тех

черт темперамента, которые мешают работе. И прежде всего, учащемуся требуется то, что

спортсмены называют волей к победе, т.е. качества целенаправленности, настойчивости,

упорство в овладении каким-либо произведением или исполнительским навыком. Одними

советами

здесь

не

обойтись.

Учащийся

должен

быть

убежден,

что

ему

подвластно

исполнительское

мастерство,

а

убедиться

он

сможет

лишь

на

конкретном

примере.

Включить в программу несложное произведение, добиться максимальной концентрации

энергии для работы над этим произведением, безукоризненно выучить его (в пределах

возможного), сыграть в концерте – вот путь воспитания уверенности в себе.

Дальнейший

путь

овладение

навыками

музыкального

исполнительства.

Но

особенно важно в работе с меланхоликом – доводить начатое дело до конца, ни в коем

случае

не

включать

в

программу

произведения

завышенной

трудности,

выпускать

учащегося на концерт только при условии полного освоения им концертных программ.

Таким образом, главная задача работы с меланхоликом заключается в воспитании

в нем качеств, не характерных для его темперамента, но необходимых для того, чтобы

воспитать его специалистом в своей области. И уже следствием этого будет овладение

учащимся

приемами

музыкального

исполнительства,

изучение

нужных

произведений,

выступление в академических и открытых концертах. Хотя практически воспитание в

меланхолике нужных качеств и овладение им определенными приемами мастерства будет

происходить одновременно.



В раздел образования