Напоминание

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения


Автор: Власкина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Агроном
Населённый пункт: п. Агроном, Лебедянского р-на
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Агроном Лебедянского района Липецкой области Подготовила: Власкина Татьяна Анатольевна учитель иностранного языка, 1 кв. категории 2016г.
Публика

ция на

тему:

«Соврем

енный

урок в

аспекте

реализа

ции

задач

ФГОС

второго

поколен

ия»


Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго

поколения

.
В своей работе учитель должен учитывать тот факт, что доминирующими тенденциями XXI века, определяющими пути модернизации российского образования, являются: – постоянно изменяющаяся структура рынка труда, – доступность многообразной информации, быстрое изменение технологий, – креативность и творчество - самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности, – ценность самоидентификации личности. Эти тенденции определяют ключевые эффекты, которые государство планирует получить от модернизации образования: – консолидация общества в условиях роста его разнообразия, – социальное выравнивание общества, – формирование инновационной экономики, развитие человеческого потенциала, – формирование российской гражданской идентичности личности, – взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур, – конкурентоспособность личности, общества и государства. Осуществляется процесс постепенного перехода от школы информационно- трансляционной к школе деятельностной с поэтапной работой со знаниями
:

начальная школа
формирует у учащихся первичные навыки самостоятельного поиска знаний, –
основная

школа
обеспечивает самостоятельную навигацию по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач, –
старшая школа
обеспечивает применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки. При этом образование наполняется новым содержанием, предусматривающим – организацию образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, – формирование социокультурной образовательной среды школы, – обеспечение формирования универсальных учебных действий, – введение интегрированных предметов (метапредметов), – непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний, – обеспечение индивидуализации процесса обучения. В основу модернизации образования положена идея о том, что развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействии науки и технологий. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Теперь в начальной школе ребенка должны научить: не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений: 1группа - это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации; универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так
и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик. 2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется
деятельностным методом
. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося». Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела, так педагоги нашей школы на уроках активно пользуются следующими методами:  Метод проектов  Информационно-коммуникационные технологии  Здоровье сберегающие технологии  Портфолио Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня
методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Другой метод –
информационно-коммуникационные

технологии.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:  игровая деятельность;  создание положительных эмоциональных ситуаций;  работа в парах;  проблемное обучение. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 1. Принцип равенства позиций 2. Принцип доверительности 3. Принцип обратной связи 4. Принцип занятия исследовательской позиции. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются
здоровье сберегающие технологии,
которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это: - учет возрастных особенностей; - демократический стиль общения на уроке;
- дифференцированное обучение; - игровые технологии; - динамические минутки и паузы у первоклассников, введение третьего часа физкультуры. С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют
метод

Портфолио
. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся – возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками). Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.


В раздел образования