Напоминание

"Три портрета эпохи Великой французской революции" А.З.Манфреда как пример романтизма в исторической науке


Автор: Кудинова Екатерина Васильевна
Должность: студент
Учебное заведение: СПбГУ История искусств 4 курс
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Три портрета эпохи Великой французской революции" А.З.Манфреда как пример романтизма в исторической науке
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Три портрета эпохи Великой французской революции» А.З.Манфреда как пример

романтизма в исторической науке

Кудинова Е.В.

История

-

непрерывный

поток

событий,

из

которого,

словно

светом

прожектора,

выхватываются отдельные личности. Этот несущийся поток порой круто меняет свое

русло, и одной из таких «точек не возврата» явилась Великая французская революция.

Понимание значимости данного события не только для отдельного государства – Франции,

но и для всей европейской цивилизации приходит довольно скоро, что предопределило

появление

обширной

историографической

базы

по

данной

теме.

Исследователи

обращаются к различным вопросам и аспектам революции 1789-начала XIX века, по сути,

первой истинной революции (споры о точных хронологических границах ведутся по сей

день).

Рассматривает

французские

события

конца XVIII

столетия

в

оригинальном

развороте: через анализ нескольких ключевых личностей – Альберт Захарович Манфред в

монографии «Три портрета эпохи Великой Французской Революции».

Альберт Захарович Манфред – крупный советский историк, круг научных интересов

которого связан с Великой Французской революцией, деятельностью Наполеона Бонапарта

и историей русско-французских, в том числе советско-французских, отношений. После

окончания

аспирантуры РАНИОНа в 1930 году исследователь был направлен лектором

сначала

в

Ярославль,

Иваново,

а

затем

в

Якутский

университет.

Активная

исследовательская деятельность А.З.Манфреда начинается по возвращении в Москву в

1940 году и, особенно, после Великой Отечественной войны, когда с 1945 г. он переходит в

Институт истории Академии наук СССР

1

.

Главная тема исследований Манфреда – история Франции XVIII-XX вв. Таким образом,

ученый

захватывает

в

своих

работах

большой

хронологический

диапазон,

включая

современные на тот момент исторические процессы. Однако наиболее глубоко им были

изучены

вопросы,

касающиеся

двух

этапов

истории

Франции:

Великой

Французской

революции и внешней политики страны времен Третьей республики (последняя треть XIX

в). В последней теме ученого больше всего интересовали проблемы русско-французских

взаимоотношений: им была посвящена докторская диссертация ученого (1950 г), ряд

статей в сборнике «Традиции дружбы и сотрудничества. Из истории русско-французских и

советско-французских связей» (1967), а также фундаментальная работа «Образование

русско-французского союза» (1975).

1



Далин В. М. Историки Франции XIX —XX веков. М., 1981. С.167

О Великой Французской революции Манфред создает как общие исследования («Великая

французская революция XVIII века» 1956 г.), так и работы, посвященные отдельным

вопросам

и

крупным

историческим

деятелям:

например,

Марату

(«Марат»1962г.)

и

Наполеону

(«Наполеон

Бонапарт»1971г.).

Монография

«Три

портрета эпохи Великой

Французской Революции» (1977), в которой автор анализирует влияние на исторические

события

Ж.-Ж.Руссо,

Мирабо

и

М.Робеспьера,

была

последней

работой

ученого,

своеобразной «лебединой песнью» многолетнего интереса к теме революции. Данная

работа А.З.Манфреда была переиздана два раза в 1979 и 1989 гг, а также переведена на

некоторые другие языки: чешский (Прага, 1982), литовский (Вильнюс, 1982), словацкий

(Братислава, 1986), французский (М., 1986), немецкий (М., 1987),армянский (Ереван,

1988), итальянский (М., 1989), испанский (М., 1989)

2

, что отражает интерес широкого

круга читателей к монографии.

Отношение к историческим личностям отличается особенной гибкостью и подвижностью,

часто являясь реакцией на социально-политические условия и изменения в общественной

мысли.

Так,

интерпретация

трех

«героев»,

рассматриваемых

А.З.Манфредом,

неоднократно менялась, особенно это касается непосредственных участников революции

и наиболее противоречивых фигур – Мирабо и Робеспьера.

Образ Жан-Жака Руссо многими исследователями трактуется в позитивном ключе: как

видного представителя эпохи Просвещения и предвестника революции. Еще в 1912 году

М.Н.Розанов пишет об исключительной роли философа в демократизации европейского

общества

3

. В современных исследованиях существует тенденция к развитию данного

положения

и

интерпретации

идей

Руссо

как

этапа

в

формировании

современной

демократической

мысли.

Его

взгляды

рассматриваются

в

контексте

эволюции

политической мысли просветителей XVIII в.: от просвещенного абсолютизма Вольтера – к

идее

республики,

выдвигаемой

Руссо

4

.

В

советской

историографии

при

сохранении

определения Руссо – «демократа» культивировался образ «Руссо- защитник угнетенного

народа

и

предвозвестник

революции».

Например,

у

В.Ф.

Асмуса

мы

находим:

« От

большинства современников, в том числе самых передовых, Руссо отличает плебейско-

демократическая точка зрения на все явления жизни и культуры. Демократизм Руссо -

демократизм мыслителя, выражающего интересы бедной, угнетенной, униженной части

2



Погосян В.А. К вопросу о научном сотрудничестве В.М. Далина и А.З. Манфред // «Французский

ежегодник». М., 2013. С.346

3



Розанов М.Н. Ж.- Ж. Руссо и демократический идеал жизни. СПб, 2005. С. 203

4



Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения: Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного

абсолютизма к теориям гражданского общества)

.

М., 2006. С. 216

общества»

5

. Другие советские историки, обращавшиеся к биографии и идеям Ж.-Ж. Руссо:

И. Е. Верцман («Жан-Жак Руссо», М., 1958), А.Т. Дворцов («Жан Жак Руссо», М.: Наука,

1980).

Личность

Оноре

Габриэля

Рикети

Мирабо

противоречива

и

неоднозначна.

Одни

исследователи

дают

ему

негативную

оценку

как

«предателя»

революции,

акцентируя

внимание

на

факте

тайных

переговоров

Мирабо

с

монаршей

семьей.

Однозначную

характеристику, например, дает А.Олар: «Мирабо был беспринципен в момент, когда

решалась судьба нации, он думал не о судьбах революционной Франции, а о своей

личности и о своем гении»

6

. Другая группа ученых представляет этого исторического

деятеля, непревзойденного оратора, в ином свете, критикуя тезис о собственной выгоде

как основной движущей силе поступков Мирабо.

Глубокий анализ его биографии и

деятельности

в

революционный

период

без

подведения

их

к

какому-либо

узкому

оценочному

определению

представлен

в

работе

Рене

де

Кастра

«Мирабо:

Несвершившаяся судьба»

7

.

В российской и советской историографии мало исследований,

посвященных

данной

исторической

личности:

исторические

портреты

С.Г.Лозинского

(Лозинский, С.Г. Очерки Великой Французской революции, Петроград, 1918)

и А.З.

Манфреда.

Более

никаких

серьезных

исследований

этой

яркой

фигуры

Великой

Французской революции не было.

Множество

споров

происходило

и

вокруг

личности

М.Робеспьера.

В

западной

и

отечественной историографии можно встретить крайне противоположные точки зрения.

Уже при современниках Робеспьер начинает обрастать «мифологией» и складывается

почти нарицательный образ лишенного человеческих качеств «тирана и убийцы» (Колло

д'Эрбуа,

Буасси д'Англ, Мишле и др.). Однако появляются также работы, в которых

происходит своеобразная реабилитация Максимилиана Робеспьера (Гракх Бабёф (конец

XVIII в.), Луи-Блан, Бюше и Ру «Парламентская история революции» и др.). В советской

историографии

прослеживалась

тенденция

к

идеализации

образа

Робеспьера,

представлении его истинным революционером, никогда не поступающимся принципами

революции

(А.

Собуль. Робеспьер

и

народное

движение.

Москва,

1960

Я .

Захер. Робеспьер.

М.-Л.:

государственное

издательство.

1925).

Современные

исследователи склонны применять рационалистический подход к оценке исторической

личности,

исключая

этические

постулаты.

Приведем

в

качестве

примера

статью

А.

Тэвдой-Бурмули «Логика торжествующей добродетели: Робеспьер и идея революционного

5



Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984

6



Олар А. Ораторы революции. М.1907

7



Р. де Кастр. Мирабо: Несвершившаяся судьба. М., 2008

насилия»

8

, в которой на основе данного политического деятеля разбирается механизм

революционного насилия как неизбежного этапа развития любой революции.

А.З.Манфред в «Трех портретах…» опирается на обширную базу источников: переписки

героев,

записанные

речи

и

выступления,

мемуары

современников.

Краткую

историографию и эволюцию научных взглядов исследователь дает только в последней

части

монографии,

посвященной

Робеспьеру.

В

остальных

мы

находим

единичные

упоминания

и

указания

на

определенные

работы,

с

которыми

автор

согласен

или,

наоборот, считает спорными. Автор, опираясь, прежде всего, на источники, часто трактует

их субъективно.

Манфред избирает жанр исторического портрета. Он активно романтизирует образы своих

героев,

окутывая

факты

их

биографии

метафорической

оболочкой.

Мифологизация

личностей революционеров - характерное явление для советской историографии. Великая

Французская

революция

неизбежно

сравнивалась

с

другой

«великой»

революцией

Октябрьской и воспринималась в связи с ней. Однако, при явно марксистском подходе к

истории,

А.З.

Манфред

избежал

присущей

многим

исследованиям

своего

времени

одиозности и сухости насаждаемых постулатов.

Монография состоит из трех частей:

1.

Жан-Жак Руссо

2.

Мирабо

3.

Робеспьер

Каждая глава представляет собой самостоятельное эссе и может восприниматься как

изолированное

исследование.

Связь

между

рассматриваемыми

персоналиями,

позволяющая

объединить

их

в

одной

монографии,

выявлена

во

введении.

Автор

поэтизирует

образы,

придавая

им

символическое

звучание:

Ж.-Ж.Руссо

«заря

революции»,

Г.О.

Мирабо

«ранние

часы

революции»

и

М.Робеспьер

«полдень

революции», ее зенит.

В

исследовании

нет

обобщающего

заключения,

зато

присутствует

небольшое

послесловие, в котором А.З. Манфред, прибегая к личным воспоминаниям, рассуждает о

причинах своего интереса к теме Великой Французской революции.

Романтическая вера в идеалы революции, а также свобода в форме научного текста,

позволяющая ученому задавать риторические вопросы и додумывать детали исторических

событий и особенности поведения своих героев, ставят данное исследование на грань

8



Тэвдой-Бурмули А. Логика торжествующей добродетели: Робеспьер и идея революционного насилия. М.,

2003

научного

и

художественного

произведения.

Таким

образом,

очевидно,

что

автор

обращается к самому широкому кругу читателей.

Автор видит своей задачей не описание биографии или анализ политических взглядов

героев. Он создает приближенный к читателю образ живого человека, а не безликой

картинки в учебнике по истории.

Главный

вопрос,

повторяющийся

в

монографии

рефреном:

«Что

же

им

движет?».

Манфред раскрывает первопричины взглядов и поступков Руссо, Мирабо и Робеспьера,

причем, несмотря на явные отличия в их происхождении и жизненном пути, основной

источник

в

идейном

формировании

героев

оказывается

одинаковым

личный

опыт,

повседневное наблюдение за жизнью французского народа.

Манфред находит для каждого исторического деятеля несколько определений, своего рода

ярлыков, в которых кристаллизуется суть его интерпретации данной личности. Так, Ж.-

Ж.Руссо – бродяга, «человек со дна жизни», который, даже обретя определенный вес в

высшем

свете

Франции,

сохранил

глубокую

социальную

связь

с

народом.

Мирабо

определяется

как

«дикий

барин»

и

в

то

же

время

свободолюбивый

мыслитель,

выступающий

против

абсолютизма.

В

этой

«раздвоенности»,

противоречии

натуры

Манфред видит фатальную сторону биографии Оноре Мирабо.

Робеспьер

-

провинциальный

адвокат,

который

«заставил

слушать»

всю

Францию.

Отметим, что Манфред осуждает колебания Робеспьера в самый решающий момент: в дни

вареннского кризиса, в вопросе о судьбе короля, считая ошибочными его «иллюзии» о

возможности

сохранения

монархии.

Но

исследователь

оправдывает

это

страхом

Робеспьера

перед

тем,

что

республика

может

выродиться

в

«господство

буржуазной

аристократии».

Таким образом, «Три портрета эпохи Великой Французской революции» А.З.Манфреда

выходит

за

рамки

сугубо

научного

исследования,

так

как

обладает

повышенной

субъективностью

и

идеализацией

исторических

процессов.

Точные

биографические

сведения

перемежаются

с

умозрительными

конструкциями

в

целях

создания

образа

исторической личности как «человека» со своими страхами, неудачами и мечтами, а не

бездушного винтика в механизме истории.

Список использованной литературы:

1.

Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984

2.

Далин В. М. Историки Франции XIX —XX веков. М., 1981

3.

Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения: Монтескьё. Вольтер. Руссо (от

концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.,

2006

4.

Олар А. Ораторы революции. М.1907

5.

Погосян В.А. К вопросу о научном сотрудничестве В.М. Далина и А.З. Манфред //

«Французский ежегодник». М., 2013

6.

Розанов М.Н. Ж.- Ж. Руссо и демократический идеал жизни. СПб, 2005

7.

Рене де Кастр. Мирабо: Несвершившаяся судьба. М., 2008

8.

Тэвдой-Бурмули

А.

Логика

торжествующей

добродетели:

Робеспьер

и

идея

революционного насилия. М., 2003



В раздел образования