Напоминание

"Воздух-невидимка"


Автор: Лаврентьева Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 ДО №1
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: "Экспериментирование в старшей группе"
Тема: "Воздух-невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Школа № 1467 ДО №1

Выполнила воспитатель старшей группы № 7

Лаврентьева Ольга Васильевна.

Конспект занятия на тему «Экспериментирование в старшей группе»

« Воздух-невидимка».

Тема «Экспериментирование в старшей группе».

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию

совместной деятельности.

Задачи:

1.способствовать познавательно-исследовательской деятельности через

элементарное экспериментирование: умение проводить опыты,

демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2.расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет

запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

3.Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами,

познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Материалы: стаканы с водой, трубочки, сумка-холодильник, веер, листы

бумаги, кусочек апельсина, ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные

весы, миска, бутылка, мыльные пузыри.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с

ними поздороваемся.

Хором: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— Доброе утро!!!

Воспитатель: Ребята,среди гостей я вижу Дедушку Зная. Дедушка Знай,ты не

догадываешься почему мы тебя пригласили к нам в гости?

Д.Знай: Я думаю,потому что вы хотите научиться многому интересному и

поэтому меня пригласили.

Д.Знай:Ребята,отгадайте загадку и узнаете о чём мы сегодня будем говорить.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух .

Д.Знай: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и

животным?

Дети: Пища, вода, воздух.

Д.Знай: Молодцы! Для чего нам нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Д.Знай: Сделайте глубокий вдох, выдох.Вы знаете сколько человек может

прожить без еды? А без воды?

Дети: Несколько дней.

Д.Знай: А без воздуха?

Дети: Не больше 5 минут.

Д.Знай: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-

исследователи.Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов,

а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Д.Знай: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.

(Дети садятся за столы).

Д.Знай: Я буду заведующим лабораторией, а вы, ребята, будете научными

работниками.

(Одевает халат,шапочку и очки).

Д.Знай: Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правила :

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на

место.

Правило №5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии

взрослых.

Дедушка Знай : Перед тем как начать наши эксперименты,ребята,ответьте мне

на вопросы:

Д.Знай : Можем ли мы увидеть воздух?

- Нет. Он невидим.

Д.Знай: Можем ли мы почувствовать воздух?

- Да, можем.

Дедушка Знай : Давай те сейчас это проверим.У вас на столах лежат по

листочку бумаги. Сложите из него веер. И помашите возле своего лица.

Д.Знай : Что вы чувствуете?

- В лицо дует ветерок.

Д. Знай : А как получается ветер?

- Движется воздух?

Д. Знай : Где человек использует ветер?

- Ветряная мельница, фен, вентилятор.

Д.Знай : Имеет ли воздух запах?

- Воздух без запаха.

Д.Знай : А мы сейчас это проверим. Вы должны закрытыми глазами отгадать

запах.

(Детям предлагается отгадать запах апельсина,чеснока,духов,ванилина)

Д.Знай : Этим экспериментом мы доказали,что воздух не имеет собственного

запаха. Вы чувствовали запах того вещества,которое я вам предлагала понюхать.

Д.Знай : Ребята, посмотрите сегодня у нас в лаборатории много воздушных

шариков. Как вы думаете, что внутри этих шариков?

- Воздух.

Д.Знай : А в ненадутых шарах есть воздух?

- Нет.

Д.Знай : Какой шарик тяжелее-надутый или ненадутый?Как проверить?

- Можно взвесить.

Д.Знай : Чем будем взвешивать?

- Чашечными весами.

Д.Знай : Давайте проверим.

( Дети берут шары,укладывают на весы).

Д.Знай : Какой шарик тяжелее?

- Надутый.

Д.Знай : Почему надутый шарик тяжелее ненадутого?

- Потому что воздух имеет вес.

Дедушка Знай : Что-то мы немного устали.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг ( ходьба)

Вот закончилась игра,

Заниматься нам пора (садятся)

Дедушка Знай: Ребята, как вы обычно надуваете шарики? Хотите, покажу,

как можно надувать шарики по-другому?

(Достаёт из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку

( необходимо поставить её для охлаждения заранее), надевает на её горлышко

воздушный шарик. Затем ставит в миску с горячей водой)

Дедушка Знай: Что происходит? Почему шарик надувается?

- Воздух при нагревании расширяется.

Дедушка Знай: Как можно теперь сдуть шарик?

- Поставить его снова в холодильник.

Дедушка Знай: Пока у нас шарик охлаждается, давайте вспомним, что мы

узнали о воздухе?

( Дети рассказывают).

Дедушка Знай: Молодцы,ребята. А знаете ли вы, кто изобрёл первый

воздушный шарик?

- Нет.

Дедушка Знай: Ну,значит, слушайте, ребята.

Первый воздушный шарик построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это

было оень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги.

Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче

холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полёт

продолжался 8 минут. После стали летать и люди,- первый человек летал 25

минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха.

( Рассказ-презентация).

Дедушка Знай: Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком?

- Шарик спустился.

Дедушка Знай: Почему?

- При охлаждении воздух сжимается.

Дедушка Знай: Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.Что вам

понравилось больше всего на нашем занятии?

(Высказывания детей)

Дедушка Знай: На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора

возвращаться из лаборатории в детский сад. Мне было приятно с вами работать.

Вы такие наблюдательные, активные и умные.



В раздел образования