Автор: Лаврентьева Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 ДО №1
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: "Экспериментирование в старшей группе"
Тема: "Воздух-невидимка"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа № 1467 ДО №1
Выполнила воспитатель старшей группы № 7
Лаврентьева Ольга Васильевна.
Конспект занятия на тему «Экспериментирование в старшей группе»
« Воздух-невидимка».
Тема «Экспериментирование в старшей группе».
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию
совместной деятельности.
Задачи:
1.способствовать познавательно-исследовательской деятельности через
элементарное экспериментирование: умение проводить опыты,
демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2.расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет
запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
3.Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами,
познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Материалы: стаканы с водой, трубочки, сумка-холодильник, веер, листы
бумаги, кусочек апельсина, ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные
весы, миска, бутылка, мыльные пузыри.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте с
ними поздороваемся.
Хором: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— Доброе утро!!!
Воспитатель: Ребята,среди гостей я вижу Дедушку Зная. Дедушка Знай,ты не
догадываешься почему мы тебя пригласили к нам в гости?
Д.Знай: Я думаю,потому что вы хотите научиться многому интересному и
поэтому меня пригласили.
Д.Знай:Ребята,отгадайте загадку и узнаете о чём мы сегодня будем говорить.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух .
Д.Знай: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и
животным?
Дети: Пища, вода, воздух.
Д.Знай: Молодцы! Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Д.Знай: Сделайте глубокий вдох, выдох.Вы знаете сколько человек может
прожить без еды? А без воды?
Дети: Несколько дней.
Д.Знай: А без воздуха?
Дети: Не больше 5 минут.
Д.Знай: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-
исследователи.Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов,
а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Д.Знай: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
(Дети садятся за столы).
Д.Знай: Я буду заведующим лабораторией, а вы, ребята, будете научными
работниками.
(Одевает халат,шапочку и очки).
Д.Знай: Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правила :
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на
место.
Правило №5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии
взрослых.
Дедушка Знай : Перед тем как начать наши эксперименты,ребята,ответьте мне
на вопросы:
Д.Знай : Можем ли мы увидеть воздух?
- Нет. Он невидим.
Д.Знай: Можем ли мы почувствовать воздух?
- Да, можем.
Дедушка Знай : Давай те сейчас это проверим.У вас на столах лежат по
листочку бумаги. Сложите из него веер. И помашите возле своего лица.
Д.Знай : Что вы чувствуете?
- В лицо дует ветерок.
Д. Знай : А как получается ветер?
- Движется воздух?
Д. Знай : Где человек использует ветер?
- Ветряная мельница, фен, вентилятор.
Д.Знай : Имеет ли воздух запах?
- Воздух без запаха.
Д.Знай : А мы сейчас это проверим. Вы должны закрытыми глазами отгадать
запах.
(Детям предлагается отгадать запах апельсина,чеснока,духов,ванилина)
Д.Знай : Этим экспериментом мы доказали,что воздух не имеет собственного
запаха. Вы чувствовали запах того вещества,которое я вам предлагала понюхать.
Д.Знай : Ребята, посмотрите сегодня у нас в лаборатории много воздушных
шариков. Как вы думаете, что внутри этих шариков?
- Воздух.
Д.Знай : А в ненадутых шарах есть воздух?
- Нет.
Д.Знай : Какой шарик тяжелее-надутый или ненадутый?Как проверить?
- Можно взвесить.
Д.Знай : Чем будем взвешивать?
- Чашечными весами.
Д.Знай : Давайте проверим.
( Дети берут шары,укладывают на весы).
Д.Знай : Какой шарик тяжелее?
- Надутый.
Д.Знай : Почему надутый шарик тяжелее ненадутого?
- Потому что воздух имеет вес.
Дедушка Знай : Что-то мы немного устали.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты ( руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы ( руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг ( ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
Дедушка Знай: Ребята, как вы обычно надуваете шарики? Хотите, покажу,
как можно надувать шарики по-другому?
(Достаёт из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку
( необходимо поставить её для охлаждения заранее), надевает на её горлышко
воздушный шарик. Затем ставит в миску с горячей водой)
Дедушка Знай: Что происходит? Почему шарик надувается?
- Воздух при нагревании расширяется.
Дедушка Знай: Как можно теперь сдуть шарик?
- Поставить его снова в холодильник.
Дедушка Знай: Пока у нас шарик охлаждается, давайте вспомним, что мы
узнали о воздухе?
( Дети рассказывают).
Дедушка Знай: Молодцы,ребята. А знаете ли вы, кто изобрёл первый
воздушный шарик?
- Нет.
Дедушка Знай: Ну,значит, слушайте, ребята.
Первый воздушный шарик построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это
было оень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги.
Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче
холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полёт
продолжался 8 минут. После стали летать и люди,- первый человек летал 25
минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха.
( Рассказ-презентация).
Дедушка Знай: Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком?
- Шарик спустился.
Дедушка Знай: Почему?
- При охлаждении воздух сжимается.
Дедушка Знай: Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.Что вам
понравилось больше всего на нашем занятии?
(Высказывания детей)
Дедушка Знай: На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора
возвращаться из лаборатории в детский сад. Мне было приятно с вами работать.
Вы такие наблюдательные, активные и умные.