Напоминание

""Счастье в радости, а радость в слове."


Автор: Шардакова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 422"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Проект
Тема: ""Счастье в радости, а радость в слове."
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Если ребенок родился и рос,

На родной стороне, среди русских берез,

Слышал русские песни, колядки справлял,

Со светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

Был воспитан в труде, милосердье, добре,

В уважении к старшим, родным и Земле,

Эту заповедь предков в душе сбережет,

Только радость и счастье с собой принесет»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде

всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.ЕЛевина,

А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за

сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и

процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше

времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого,

произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки)

практически не используются даже в младшем возрасте.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Познакомить детей с малыми формами фольклора

через разные виды деятельности в рамках ФГОС.

ЗАДАЧИ.

Поэтапно формировать интерес фольклору.

Формировать первые представления о культуре, быте русского народа.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении

расширять и активизировать словарный запас детей.

Способствовать

развитию

навыков

выразительной,

показать

детям

красоту

русского

языка

через

устное

народное

творчество

и

эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, используя малые

жанры фольклора.

Формировать умение использовать малые формы фольклора в

повседневной жизни.

Воспитывать чувство сопереживания.

ПАСПОРТ ПОЕКТНОЙ РАБОТЫ.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 3-4й года жизни.

Направленность. Развитие детей, в рамках которого проводится работа по

проекту

интеграция

разных

видов

детской

деятельности

(познавательно-

исследовательская, игровая, трудовая, продуктивная, двигательная, музыкально-

художественная, коммуникативная).

УЧАСТНИКИ

ПРОЕКТА:

дети,

воспитатели

группы,

музыкальный

руководитель, родители.

ВИД ПРОЕКТА: творческий, групповой.

ФОРМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ:

НОД,

игры,

самостоятельная

деятельность

детей,

экскурсии, наблюдения, беседы, экспериментальная лаборатория, развлечения,

труд, папки-передвижки и консультации для родителей.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Повышение интереса к истории народа, его быту, традициям.

Интерес к устному народному творчеству.

Использование малых форм фольклора в самостоятельной деятельности в

детском саду и дома.

Обогащенный словарный запас.

Развитие творческих способностей у детей.

ПРОДУКТ

ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

подборка

методического

и

практического материала, фотоматериал.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА: передача опыта по теме проекта в детских садах

района.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРОЕКТА:

познакомить

детей

с

более

сложными

произведениями, такими как пословицы и поговорки, ставя задачу пробудить в

окружающий

мир,

сравнивать,

обобщать

свой

впечатления

на

основе

прочитанного.

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает

интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его

самобытность.

Детство

то

время,

когда

возможно

подлинное,

искреннее

погружение

в

истоки Национальной культуры.

В

конце

ХХ

века

в

нашу

жизнь

начала

вливаться

огромная

лавина

заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит

и культуре. Поэтому проблема развития речи детей младшего дошкольного

возраста

средствами

малых

форм

фольклора

на

сегодняшний

день

имеет

особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни

ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил,

принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой

системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из

семьи в семью.

По

мнению

О.С.Ушаковой,

воздействие

фольклора

на

умственное

и

эстетическое развитие ребёнка общеизвестно, велика его роль и в развитие речи

детей. Она считает, что речь ребёнка становится образной, непосредственной и

живой

в

том

случае,

если

у

ребёнка

воспитывается

интерес

к

языковому

богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные

выразительные средства. Важнейшими источниками развития выразительности

детской

речи,

по

мнению

О.С.

Ушаковой,

являются

произведения

устного

народного

творчества,

в

том

числе

и

малые

фольклорные

формы.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно,

так

как

он,

расширяя

знания

об

окружающей

действительности,

развивает

умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного

языка.

К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов,

забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще

актуальнее.

Над проблемой развития речи детей работали многие педагоги, такие как

Ушакова, Сохина, Тихеева. Они считают, что развивающая речь способствует

развитию личности ребёнка в целом, и любая из сторон развития личности

содействует развитию языка.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста –

помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим

источником

развития

выразительности

детской

речи

являются

произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные

формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое

народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную

мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно

пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Произведения,

созданные

специально

для

детей,

составляют

особую

область

народной

поэзии

-

детский

фольклор.

И

теоретики-педагоги,

и

воспитатели-практики

неоднократно

подчеркивали

высокие

педагогические

качества

адресованных

детям

произведений

фольклора:

глубокое

проникновение

в

психику

ребенка,

тонкий

учет

особенностей

детского

восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Воспитательное,

познавательное

и

эстетическое

значение

фольклора

огромно,

так

как

он

расширяет

знания

ребенка

об

окружающей

действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму,

мелодику и ритм родного языка.

Произведения

устного

народного

творчества

имеют

огромное

познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного

мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история

народа,

его

духовное

богатство.

Весёлые

песенки,

замысловатые

загадки,

пословицы, заклички приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки,

скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный

поэт – русский народ.

Работать над развитием речи детей в процессе ознакомления детей с

устным народным творчеством я начала с сентября 2011 года. Группа была

сформирована из детей, которые не посещали детский сад, а так же из детей

переведённых из яслей.

Наблюдения

за

детьми

показали,

что

большинство

малышей

довольствовалась лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку,

сказку, только называли её персонажей. Навыки речевой деятельности детей

были

развиты

слабо.

При

рассказывании

даже

коротких

произведений

им

требовалось

значительная

помощь

воспитателя.

Основная

часть

детей,

не

владела способами речевых навыков в элементарной художественно – речевой

деятельности.

Я

поставила

перед

собой

задачу

систематизировать

работу

по

использованию произведений устного народного творчества для формирования

у

малышей

речевой

активности,

первоначальных

навыков

художественно–

речевой и познавательной деятельности, интереса и любви к фольклору.

В основу работы были положены научные достижения А. П. Усовой

(«Русское

народное

творчество

в

детском

саду»),

Е.

А.

Флериной

(«Эстетическое

воспитание

дошкольников»).

Выбрать

наиболее

удачные

приёмы

воздействие

на

детей

помогли

исследования

Н.

А.

Ветлугиной

(«Самостоятельная

художественная

деятельность

дошкольников»).

Статьи

кандидата психологических наук Л. Н. Павловой.

Были

рассмотрены

материалы

на

темы:

«Художественное

эстетическое

воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Волшебный

мир народной игрушки», «Фольклор в музыкальном воспитании детей раннего

возраста»,

«Использование

народной

игрушки

в

повседневной

работе

с

детьми»,

«Организация

самостоятельной

художественно

речевой

деятельности», «Использование русского фольклора в развитие речи детей».

Занятия с использованием фольклорных произведений несут на себе отпечаток

исторической давности. В ходе таких занятий главная задача – донести до детей

смысловое

содержание.

В

народных

произведениях

часто

звучат

слова

неупотребляемые

в

современной

разговорной

речи,

например:

(люлечка,

торжок) и другие. Необходим разнообразный наглядный материал, с помощью

которого можно глубже раскрыть читаемый текст.

Прежде чем знакомить детей с русским фольклором, самой пришлось

многое узнать, прочесть, изучить, постичь сердцем. А также с темой проекта

были ознакомлены родители. Они проявили огромную заинтересованность и

поэтому

приняли

посильное

участие

в

подготовке

на

первом

этапе. Таким

образом, на первом этапе работы на основе знаний уровня развития своих

малышей мною и родителями был накоплен материал: словесный (потешки,

песенки, загадки и т.д.), была сделана подборка картинок, книг, игрушек, игр

разной направленности.

Особое значение я придавала использованию фольклора в первые дни

пребывания ребёнка в детском саду – в период адаптации. Хорошо

подобранная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него

положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Ведь многие народные

произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания:

«Кто у нас пригожий?

Кто у нас хороший?

Сашенька пригожий…»

Во

время

"тяжелого

расставания"

с

родителями

я

стараюсь

переключить

внимание малыша на забавную игрушку, сопровождая ее движения чтением

потешки:

«Идет бычок качается

Ой, доска кончается

Вздыхает на ходу

Сейчас я упаду»

Вам, наверное, знакомо, что проведение некоторых режимных процессов

вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети

умывались,

ели, спали и т.д., с удовольствием,

все режимные процессы в

нашей

группе

сопровождаются

удачно

подобранными

потешками. Это

позволяет воспитывать у детей положительное отношение к ним.

Так, во время умывания:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют

руки под струю воды.

Помогает потешка и в процессе кормления.

Ч то б ы

в ы зват ь

у детей

желание

есть

с

аппетитом,

я

произношу:

«Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, душистую»

Дети, которые сначала отодвигали тарелку, отказывались от еды, брались

за ложку.

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят

одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали

навыки, необходимые для одевания, мы вместе с младшим воспитателем

Татьяной Леонидовной (она знает много потешек) проговариваем:

«Вот они - сапожки, Если дождичек пойдёт,

Этот - с левой ножки, Наденем калошки»

Этот с правой ножки,

Во время прогулки, знакомя детей с деревьями, цветами, наблюдая за

изменениями в природе и погоде, рассказываю подходящие потешки или

заклички:

«Ветер, ветерок

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Камы-реки!»

Не все дети охотно ложатся

спать, некоторые испытывают чувство тревоги,

тоски по дому, по маме. Тут на помощь приходят колыбельные:

«Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят,

Всему миру спать велят»

Во время подъема детей после дневного сна использую просыпательную

гимнастику:

«Глазки открываются,

Глазки просыпаются

Потягушки – ножки

Патягушки – пяточки

Ручки и ладошки, сладкие ребяточки!»

Это помогает ребятам просыпаться постепенно и в «отличном» настроении.

Использование

устного

народного

творчества

во

время причесывания

доставляет особенно девчонкам массу удовольствия:

«Уж я косу заплету

Уж я руссу заплету.

Я плету-плету-плету, приговариваю:

Ты расти, расти коса

Всему городу краса!»

Особое

значение

малые

фольклорные

формы

имеют

в

ход е

непосредственной образовательной деятельности. Мною они используются

во всех областях.

Занятия,

на

которых

ставятся

чисто речевые

задачи,

обязательно

сопровождаются

показом

наглядного

материала.

Это

позволяет

быстрее

запомнить

содержание

произведения

и

более

глубоко

воздействует

на

чувства ребенка.

На

занятиях по

физическому

воспитанию

малые

жанры

фольклора

я

использую во время выполнения всех видов движений и во время игр.

Польза

от

совершаемых

детьми

движений

неизменно

выше,

если

они

выполняют их охотно и радостно.

Использование

художественного

слова в рисовании, аппликации, лепке

помогает добиваться лучших результатов, создавать яркие образы.

Для благоприятного овладения техническими навыками и разминки кисти

рук

я

включаю

пальчиковую

гимнастику,

которая

позволяет

не

только

развивать ручные умения, но речь:

«Перед тобой пятерка братьев –

1, 2, 3, 4, 5

Дома все они без платьев –

1, 2, 3, 4, 5

А на улице, зато надо каждому пальто...»

Огромную роль в развитии детей я не могу не отдать игре. Игра - это

источник

радостных

эмоций,

одно

из

лучших

средств

научить

ребенка

общаться со взрослыми и сверстниками. В своей работе я использую разные

виды игр: подвижные, игры-инсценировки, словесные игры др.

Можно смело сказать, что игры влияют на воспитание ума, характера,

воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.

Каждой игре обычно предшествует игровой зачин - считалка. Именно

считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия,

доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет,

то остальные стараются успокоить, приговаривая: "Не плач, не плач, куплю

тебе калач".

Я считаю, что на данном этапе работы мы добились достаточно больших

результатов. Большинство детей в группе начали самостоятельно вводить

малые формы фольклора в свои игры не только в детском саду, но и дома.

Речь детей стала более красочна. Научились замечать в окружающей жизни

то, что раньше пропускали мимо. Малыши стали более доброжелательными

к сверстникам, а также научились сопереживать.

В течение учебного года в группе организовывались выставки рисунков,

аппликаций, фигурок из пластилина выполненных по мотивам произведений

устного народного творчества.

Анализ собранных материалов даёт возможность получить чёткую картину

реального речевого развития детей конкретной группы, и каждого ребёнка в

отдельности.

Правильно

спланировать

работу

на

год,

чтобы

добиться

положительной динамики.

Было

проведено

родительское

собрание

на

тему:

«Устное

народное

творчество, как средство развития речи детей», с показом драматизации сказки

«Заюшкина избушка».

Моя

работа

не

была

бы

столь

плодотворной

без

помощи

родителей.

С

родителями

я

проводила

беседы,

консультации

на

тему:

«Устное

народное

творчество

как

средство

развития

речи

детей»,

«Произведения

народного

творчества», «Драгоценное достояние» (культурное наследие русского народа),

«Сказка ложь, да в ней намёк».

В уголок для родителей помещала статьи: «Что за прелесть эти сказки»,

«Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества», «Драгоценное

достояние»

(культурное

наследие

русского

народа),

«Знакомство

с

традиционными и обрядовыми праздниками», «Чем богаты – тем и рады!»,

«Знакомство с русскими народными играми».

Вместе с родителями оформили альбомы по устному народному творчеству:

«Загадки»,

«Пословицы

и

поговорки»,

«Скороговорки». Родители

оказали

большую помощь в обновлении и обогащении театральной зоны.



В раздел образования