Напоминание

"Подготовка учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам"


Автор: Сунгурова Ирина Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Пудемская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Село Пудем, Удмуртская республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам"
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовка учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам

(Сунгурова И.А. учитель истории и обществознания)

Предметные олимпиады, конкурсы, викторины – это большая и серьезная

работа по развитию детской одаренности. С точки зрения учителя олимпиада,

конкурс – это эксперимент, в рамках которого дети помогают ему

проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации

учащимися по общеобразовательному предмету.

Педагог должен перед собой поставить цель:

- формировать интерес к изучению предметов гуманитарного цикла, выявить

уровень подготовки учащихся (истории, обществознанию, праву);

- развития у учащегося самостоятельного, поискового, исследовательского

мышления;

- формирование творческой активности;

- способствовать развитию мышления и коммуникативных способностей

учащихся.

Выявить одарённых детей, для этого каждому желающему дать возможность

попробовать свои силы, оценить свои способности. Как известно, самыми

прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно,

после определенных усилий. Подготовить для учащихся всевозможные задания,

для самостоятельной работы,

решая которые, учащийся работает с разными источниками информации

самостоятельно, но при необходимости имеет возможность получить

консультацию преподавателя.

Одной из форм подготовки к олимпиадам можно использовать

исследовательскую работу учащихся. Основной целью исследовательской

деятельности является формирование культуры мышления, т.е. способности

учащегося из потока информации выделять события, описывать их

аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники,

применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации,

аргументировать личные взгляды.

Кто же такие одарённые дети, чем они отличаются от своих сверстников?

Одарённые дети:

имеют более высокие по сравнению с большинством остальных

сверстников интеллектуальные способности;

имеют активную познавательную потребность;

испытывают радость от умственного труда;

для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и

творческой сфер, глубина и неординарность мышления.

Одаренных детей можно разделить на три категории :

дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития

при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в начальной

школе);

дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в

определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в

подростковом возрасте);

учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении,

но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью

психического склада, незаурядными умственными резервами

(возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем

школьном возрасте).

Система подготовки участников олимпиад:

— базовая школьная подготовка по предмету;

— подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования

(предметные кружки, факультативы, элективы и учреждениях дополнительного

образования);

— самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы,

самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

— целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады,

конкурса по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка

осуществляется под руководством преподавателя-предметника, имеющего опыт

участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не

воспринималась как разовое мероприятие:

— подготовка к олимпиаде должна быть систематической;

— элективные курсы целесообразнее использовать не для обсуждения

вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

— индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого

учащегося;

— использование диагностического инструмента;

— уделить внимание совершенствованию и развитию у детей

экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной

ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при

решении экспериментальных задач;

— использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности:

мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий

(по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявление наиболее подготовленных, одаренных школьников через:

— наблюдения в ходе уроков;

— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других

внеклассных мероприятий по предмету.

2.Создание творческой группы школьников, готовящихся к олимпиадам,

которая позволяет:

— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах,

психологическую подготовку новых участников;

— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших

могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои

знания).

3.Планирование:

— построение индивидуальных образовательных планов для каждого

участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный

выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

— групповые формы работы должны быть более краткими и интересными для

всех присутствующих;

— основной формой работы на занятиях группы должны быть различные

формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширение кругозора:

— чтение книг, журналов;

— работа с информацией в Интернете;

— решение задач по предмету;

— дистанционное общение;

— целевое изучение литературы;

— создание опорных схем, таблиц и т.д.

С олимпиадниками работать и сложно и интересно. Интересно потому что

это, как правило, мотивированные учащиеся, которые могут более детально

рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды,

отработать умения и навыки, пообщаться, на исторические и

обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда

ученики по каким-то вопросам знают уже больше педагога, тогда

«олимпиадником» приходится становиться учителю, чтобы «держать планку» и

не только держать, но и поднимать выше.



В раздел образования