Напоминание

"Система вокально-интонационных упражнений"


Автор: Каракозова Валентина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Крапивинский"ДДТ
Населённый пункт: пгт Крапивинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система вокально-интонационных упражнений"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Система вокально-интонационных упражнений

Подготовка вокалистов к пению.

Прежде

чем

начинать

занятия

пением,

певцам

необходимо

снять

внутреннее

напряжение,

ощутить

психологическую

и

физическую

раскованность. Для этого существуют специальные разминки.

Разминка

1.Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а). Счет на четыре: вдох - голова назад, задержка - голова прямо, выдох

- голова вниз;

б). Счет на четыре: поворот головы в стороны;

2.

Для развития бокового зрения : Счет на восемь: поворот глаз

вверх - вниз, вправо - влево.

Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы.

3.

Для

смачивания

и

размягчения

голосовых

связок:

Счет

на

четыре:

а). «Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

6). Пожевывание языка (копим слюну, и проглатываем);

в). «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

г). Вытянув губы - «сосем соску»;

д). Упражнение «дразнящаяся обезьянка» (широко открытый рот, язык

максимально вытянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным

шипящим выдохом).

4.

Прочистка носоглоточной системы: Счет на четыре:

а).

Вдох

-

ведем

указательным

пальцем

от

основания

ноздри

до

верхних пазух,

выдох - бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам носа;

б).

«Нюхаем цветок»

вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах!

5 Для подготовки дыхательной системы: Счет на четыре:

а) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и

ослабевая звучание;

б) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая

звучание;

в) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь

и приближаясь;

6.

Для разработки корня языка:

а).

Кашляем как старички - Кха - кха - кха;

б).

Постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень -Кх-кх-кх;

в).

Застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;

г).

Кричит ворона - Кар - кар - кар.

7.

Для

ощущения интонации:

а).

«Крик ослика «- И - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху

вниз);

б).

«Крик в лесу» -А-у, а-у, а - у (интонация снизу вверх);

в).

«Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и с

низу вверх)

8.

Для

ощущения

работы

маленького

язычка

и

пропевания

ультразвуков:

а). «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;

б). «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу.

9.

Скороговорки

Задачи:

а).

Четко

проговорить

текст,

включая

в

работу

артикуляционный

аппарат;

б).

Проговорить

скороговорки

с

разной

интонацией

(удивление,

повествование, вопрос и восклицание);

в).

Проговорить

скороговорки

с

интонацией,

обыгрывая

образ

и

показывая в действии.

Скороговорка на «н», «л»: Няня мылом мыла Милу, Мила мыла не

любила, Но не ныла Мила, Мила молодчина. Скороговорка на «с», «р»: Сорок

сорок ели сырок, Рог носорог принес на порог. Зачем он явился, кричат

тараторки, Его не хватает для скороговорки. Скороговорки на «с», «ш»: Шла

Саша

по

шоссе

И

сосала

сушку.

Скороговорка

на

действие:

Уточка

вострохвосточка

ныряла,

да

выныривала,

выныривала,

да

ныряла.

Скороговорка на «т», «д», «р»: На дворе трава, На траве дрова. Не руби дрова

На траве двора.

Скороговорка на «к», «р», «л»: Король на корону копейку копил. Да

вместо короны, корову купил. А этот король на корову копил, да вместо

коровы корону купил

Дикция.

Речь

должна

быть

четкой

и

ритмичной.

Слова

должны

звучать,

сверкать. Необходимо запомнить!

1)

Правильное

произношение

звуков

зависит

от

работы

артикуляционных

органов:

губ,

нижней

челюсти,

языка,

мягкого

неба,

гортани со связками.

2)

В

образовании

звуков

участвуют

так

же

резонаторы

полости

грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из них не

работает, звук гаснет, искажается.

Произношение

гласных

требует

внимания

и

самоконтроля.

Перед

упражнениями на правильное произношение гласных звуков, можно сделать

специальное

упражнение,

имитирующее

зевок.

Это

позволяет

расширить

ротоглоточную полость. Гласные звуки произносятся со свободной струей

воздуха.

Артикуляция согласных звуков иная, чем у гласных. Струя воздуха

встречает

различные

препятствия.

Особое

внимание

следует

уделять

произношению согласных звуков в большом помещении, где артикуляция

искажается. Работу над произношением согласных звуков следует начинать

со слоговых сочетаний (согласный звук + гласный звук).

Упражнения для тренировки дикции, дыхания и голоса.

Эти

упражнения

помогут

подготовить

артикуляционно-

речевой

аппарат к действию, снять внутреннее напряжение, победить неуверенность.

Проводить их необходимо регулярно. Голос- главный инструмент, с помощью

которого выступающий доносит до слушателей музыкальную информацию.

Упражнения

-

прекрасная

разминка

для

выступающего.

Если

правильно

соотносить

и

использовать

возможности

дыхания,

силу

голоса,

то

это

позволит

свободно

петь.

В

вокале

последовательно

повторяются

вдох

и

выдох, пауза.

Музыкальный звук образуется при выдохе. Длина выдоха связана с

увеличением объема легких. На это должны быть направлены тренировки.

Следует отметить, что без правильного дыхания невозможно создание

выразительного музыкального образа.

При тренировке дыхания можно использовать специальный комплекс

упражнений, для выполнения которого необходимо усвоить ряд правил.

1)

Звук произносится спокойно, одновременно с выдыхаемой струей

воздуха,

если

для

выполнения

упражнения

не

требуется

специального

форсирования выдоха.

2)

Вдох совпадает во время пения с паузой, при длинном пении

необходима короткая пауза для добора воздуха.

3)

При пении набирать дыхание надо через нос, т.к. дыхание через

рот ведет к сиплости голоса и сухости во рту. А также возникает эффект

«задыхающейся рыбы».

Методика проведения занятий по сценической речи.

Артикуляционная гимнастика

1.

Пятачок - улыбочка.

2.

Сомкнуть челюсти и зубы, движение губами.

3.

Прожевать губы за зубы.

4.

Воздушный шарик - набрать воздух, поводить по кругу.

5.

Бурундучок пополоскать.

6.

Конь - клацать языком.

7.

Уколы языком - щеки, губы.

8.

Прочистить губы языком.

9.

Открыть рот, положить расслабленный язык на нижние зубы,

завернуть язык вглубь, расслабить, завернуть, расслабить (Юр.)

10.

Прокрасили языком по небу.

11.

Поднимаем небо на зевок.

12.

Горячая картошка.

13.

Освободить - тпру.

14.

Удивленный бегемот - открыть широко рот.

15.

Щелкать как лошадка, как белочка (наполняет слюной).

16.

Зевающая пантера - а - у, расслабить.

17.

Поцелуйчик.

Дикционная разминка

И-Э-А-О-У-Ы

Энергетика слова зависит от произнесения гласных.

Упр: птиг - бдык вкти - вгди мли-млы мни - мны рли-рлы

вспли - всплэ - вспла - всгшо - всплу - всплы вскри - вскрэ - вскра -

вскро - вскру - вскры взгри - взгрэ - взгра - взгро - взгру –взгры

тку - тук -ткы -- тык капитан - капитан - капитан кипятил - кипятил -

кипятил кипяток - кипяток - кипяток

Моя

тетя

чуть-чего

читает

Тютчева,

Тютчева,

Тютчева.

Корабли

лавировали, лавировали, да не вылавировали. (Поднимаем по полутонам как

только может голос высоко, спускаемся)

О любви не меня ли вы мило манили

И в тумане манили, манили меня.

УПР. На соединение дыхания, голоса, движения

Бык тупогуб, тупогубенъкий бычок, у быка бела губа была тупа, (с

прыжками)

УПР. Звуковой баскетбол- бах — бах — бах - бах - бах хам - хам - хам -

хам - хам ( продолжение звука мяча ) УПР. Пара барабанов, пара барабанов ,

пара барабанов била в бурю, пара барабанов пара барабанов пара барабанов

била в бой.

( С маршированием)

ИНТОНАЦИЯ 20вариантов « Здравствуйте » : печально

радостно эротично восторженно озабоченно

Использовать при заучивании текст, смотреть на него. Глазной нерв в

25 раз тоньше , чем слуховой.



В раздел образования