Автор: Болотина Галина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Климовского филиала ГБПОУ "БАТ им.Героя России А.С. Зайцева"
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: обществознание
Тема: Абсентеизм, его причины и опасность
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Абсентеизм, его причины и опасность.
Избирательная кампания в РФ.
Цели урока:
Образовательные:
1)
Рассмотреть особенности организации выборов в условиях
демократического политического режима;
2)
дать определение понятию «политические выборы», выделить его
характерные признаки, сравнить политические выборы с
референдумом и голосованием;
3)
выявить взаимосвязь политических выборов и политической культуры;
4)
охарактеризовать причины уклонения избирателей от участия в
выборах;
5)
определить основные принципы избирательного права;
6)
охарактеризовать политические и избирательные права.
Развивающие:
1)
Продолжить формирование у обучающихся навыков работы с
документами правового характера;
2)
Развивать у обучающихся умения применять правовые нормы на
практике;
3)
Продолжить выработку умений работать в группе, умение выражать
собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.
Воспитательные:
1)
Способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся;
2)
формировать активную гражданскую позицию.
Оборудование урока:
1)Конституция РФ, 2)Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации»,
3)В помощь наблюдателю. Права и обязанности наблюдателя.
4)Правила предвыборной агитации. Право на предвыборную
агитацию. Сроки проведения агитации
5) А.И.Кравченко «Обществознание» 11кл.№20 стр.151-161
6)А.Г.Важенин «Обществознание»№7.4 стр.251-259
7)Кейс№1 «Принципы избирательного права»
Кейс№2 «Этапы избирательного процесса»
Кейс№3 «Типы избирательных систем»
7)
Сообщение «Абсентеизм и его причины»
8)
Презентация к уроку.
9)
Таблицы :а) «Основные принципы демократических выборов»,
б) «Основные типы избирательных систем»,
в) « Основные плюсы и минусы избирательных систем»
г) «Демократическое государство»
Тип урока: проблемно –диалогический урок с использованием
технологии «кейс –метод».
«Высшим непосредственным выражением власти народа
являются свободные выборы»
Конституция РФ глава1, статья 3.3.
I Организация начала урока.
Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее
горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.
-Почему же ты не покидаешь этой местности? –удивился мудрец.
-В других областях князья угнетают свой народ.
-Видите, -сказал тогда Конфуций,-жестокий тиран страшнее для
человека, чем лютый зверь.
В чем заключается смысл этой притчи?
-Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная
веками демократия. Но вместе с тем мы иногда неумело пользуемся ее
плодами, а ведь за право выбирать люди сражались долгое время.
Всегда мы стоим перед выбором: как поступить, что сделать и как? Трудно
сделать выбор, когда речь идет о собственной судьбе, еще сложнее, когда от
вашего выбора зависит судьба государства.
-Как вы думаете, какой главный выбор может делать гражданин, достигнув
возраста 18 лет?
-я полагаю, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь?
IIПодготовка к основному этапу
1)-правильно, о выборах.Тема урока «Выборы в демократическом
государстве».
Что вы должны знать, прежде чем пойти на выборы?
(Прежде всего – что такое выборы в демократическом государстве, как они
организуются и проходят, по каким принципам).
- Эти вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем занятии. А в конце нашего
занятия подведем итог – готовы ли вы к этому сами.
Перед вами все необходимое для урока:кейс с документами и
дополнительной информацией для анализа и подготовке устной презентации
по изучаемой теме, таблицы, Конституция РФ, учебное пособие,глоссарь.
2)Словарная работа
-Но вначале обратимся к глоссарю
-Какие термины содержит тема нашего урока?
-Что такое государство?
-Вспомним принципы демократического государства( работа с таблицей).
-Какой из названных принципов, на ваш взгляд, является главным?
-Правильно,власть народа реализуется через выборные органы власти.
-Следующий термин-выборы. Среди документов, с которыми вы сегодня
работаете, имеется выдержка из Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
РФ». Давайте найдем это определение и зачитаем.
-Подчеркните в определении три слова, которые на ваш взгляд будут
выражать суть этого определения.(Выборы –избрание путем
голосования).Кто может быть избран путем голосования? (депутаты,главы
государства, должностные лица).
3)Работа с первоисточником.
-Откройте Конституцию РФ ст.3. Прочитайте.
-(внимание на доску)- Я предлагаю в конце урока поставить вопросительный
или восклицательный знак после фразы, которую вывидите на доске
Участвуйте в выборах – это возможность управлять страной…
IIIУсвоение новых знаний.
1.
-Приступаем к основной части нашего урока, к этапу усвоения новых знаний.
Вы заранее разделились на 3группы. Каждая группа выбрала своего спикера,
который будет направлять работу группы.
-Опираясь на ранее полученные обществоведческие знания,
дополнительную информацию, документы, учебные пособия,
таблицы,каждаягруппа должна подготовить устную презентацию по своей
теме. Итак, 1группа работает по теме: «Принципы избирательного права».
Чтобы попасть в парламент и отдельные кандидаты,и партии должны пройти
через процедуру выборов. Право избрания руководителей общества- одно из
важнейших прав человека. Поскольку именно оно позволяет людям
контролировать свои личные судьбы. Демократические, свободные выборы
предполагают соблюдение пяти главных принципов. Ваша задача
охарактеризовать эти 5 главных принципа.
2группа работает по теме: «Этапы избирательного процесса». Избирательный
процесс в России –это деятельность по подготовке и проведению выборов.
Ваша задача в своей презентации показать последовательность этапов
избирательного процесса.
3группа- готовит устную презентацию по теме «Типы избирательных
систем». Вам предстоит не только охарактеризовать 3 типа избирательных
систем, но и проработав таблицу выполнить их сравнительный анализ.
На самостоятельную работу в группах вам отводится 10мин. Затем спикеры
должны представить устную презентацию. В которой вы должны показать,
что вы(вся группа) ваш вопрос изучили, поняли и последовательно его
изложили так, чтобы он стал понятен для всех.
2Выступление спикеров групп.
(к1группе-Итак,вы сформулировали 5 неотъемлемых признаков
избирательного права. Тогда возникает вопрос, в каких условиях реализуются
данные принципы ? )
Ко 2группе –Какой вывод вы должны сделать ? ( под избирательной
кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов,
осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о
проведении выборов до дня представления соответствующей избирательной
комиссией финансового отчета о расходовании средств, выделенных на
подготовку и проведение выборов, т.е. избирательная кампания включает
все этапы избирательного процесса).
К 3группе-Вы вместе проанализировали сущность, достоинства и недостатки
типов избирательных систем, какой вывод можно сделать?
Индивидуальная работа
-Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится выбирать, во –первых,
один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во –вторых
одного из кандидатов на пост главы государства. Как не ошибиться и сделать
правильный выбор?
Я предлагаю вам «нарисовать» политический портрет депутата
Государственной думы. Какими качествами он должен обладать ? (3-4мин.)
4 Обобщение
Работа с таблицей « 6 причин идти на выборы»
-Итак, почему так важно принимать участие в голосовании?
Голосование – это минимальное участие в жизни демократического
общества. Чем, меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени
политика государства определяется узкими интересами обособленных групп.
Равнодушие и безучастность граждан позволяет некомпетентным и
коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах).
5 Проблемные вопросы:
1.Можно ли заставить человека голосовать?
2. Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?
6.Сообщение «Абсентеизм, его причины и опасность»
Этап закрепления новых знаний
-Предлагаю в течение 5 мин.выполнить тест, с самопроверкой и самооценкой
на доске.
Подведение итогов урока.
Ребята, настало время вернуться к фразе, которую вы видите на доске:
Участие в выборах- это возможность управлять страной…
И поставить необходимые знаки препинания ? или!
Ваше мнение…
-Спасибо, я с вами согласна.
Информация о домашнем задании
1№20 –прочитать, выполнить одно из заданий по выбору.
2 Написать эссе по теме: « Выборы – это право, обязанность или…»
Подведение итогов урока
-Мне сегодня приятно было работать с вами и я с удовольствием выставляю
пятерки за активное участие, правильные суждения группам…
-а закончить урок мне хотелось бы такими словами: нужно, чтобы человек
понял, что он творец и хозяин мира, что на нем лежит ответственность за все
несчастья Земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в
жизни. Живите с девизом «Я за все в ответе!»