Напоминание

"Формы и методы работы на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано"


Автор: Лизогуб Анжела Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МКОУДО "Конышевская ДШИ"
Населённый пункт: пос.Конышевка,Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формы и методы работы на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОНЫШЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»

Выполнила преподаватель

МКОУДО « Конышевская ДШИ»

Лизогуб Анжела Владимировна

КОНЫШЕВКА 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение-------------------------------------------------------------------------------- 3

Знакомство с записью звуков одновременно в скрипичном и

басовом ключах--------------------------------------------------------------------- 6

Подбор по слуху. Транспонирование------------------------------------------- 9

Технические упражнения----------------------------------------------------------- 12

Развитие самостоятельных навыков--------------------------------------------- 17

Список литературы ------------------------------------------------------------------ 21

3

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание

музыканта-пианиста

имеет

целью

подготовить

его

к

самостоятельному ознакомлению с музыкальным наследием прошлого и с

современной музыкой, т.е. с огромным богатством мира музыки. В процессе

обучения необходимо накопить запас музыкальных впечатлений и овладеть

рядом

необходимых

навыков,

к

которым

относятся:

воспитанный

слух,

умение быстро и грамотно читать нотный текст, гибкий исполнительский

аппарат,

владеющий

основными

формулами

пианистической

техники,

понимание стилей музыки, навыки игры в ансамбле.

В начальном этапе

обучения, особенно с первых месяцев, закладывается фундамент не только

прочных знаний, но и навыков самостоятельной работы.

Готовясь к занятиям, требующим индивидуального подбора заданий по

разделам для каждого ученика, приходится искать материал в различных

сборниках, которых может и не оказаться у детей.

Выполнение

заданий

разного

вида

и

направленности,

требующих

инициативы

и

активности,

всегда

вызывает

интерес

у

учащихся

и

сти -

мулирует их музыкальное развитие.

Целью

настоящей

работы

является

подбор

и

описание

методов

и

приемов, применяемых на начальном этапе обучения детей игре на форте-

пиано.

Задачи:

-создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому

обучающемуся в рамках образовательного процесса.

-подбор

упражнений

и

музыкальных

пьес,

направленных

на

формирование навыков звукоизвлечения.

В

методической

работе

даны

упражнения

для

развития

слуха,

технических

навыков,

для

закрепления

знания

элементов

музыкальной

грамоты, для развития самостоятельного мышления. Материал расположен

по

разделам

и

систематизирован

по

возрастающей

трудности

в

каждом

4

разделе. Использованы в основном народные и детские песни. Освоение

нотной

записи

базируется

на

одновременном

изучении

двух

ключей

-

скрипичного и басового - то есть на двустрочном изложении с первого же

знакомства с записью звуков. При этом обе руки одновременно включаются в

работу и сразу же начинается работа над налаживанием их координации.

Используются тональности, обычно изучаемые в первый год обучения: До

мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор и параллельные минорные. Каждый

раздел

посвящен

одному

виду

работы,

однако

все

они

взоимосвязаны.

Работая над заданием любого раздела, нельзя забывать о слуховом контроле,

о качестве звука, о правильном звукоизвлечении. Все элементы многогранной

работы должны в зародыше присутствовать на начальных уроках и дальше

развиваться параллельно.

Если ученик отстает по какому-либо разделу, можно временно уделить

больше внимания этому разделу, давая задания за счет более благополучного

раздела. Однако, в поле зрения должны быть все направления работы и их

постепенное освоение. Переключение с одного вида работы на другой очень

полезно для ученика. Оно снимает утомляемость и поддерживает постоянный

интерес к занятиям в классе. Это особенно важно при домашних занятиях,

когда ученик должен сам организовать свою работу. Задания должны быть

доступными и понятными, на уроке их надо разобрать. Новые элементы

следует вводить малыми дозами и очень последовательно, а также доводить

их по возможности до завершения, учитывая возраст и подготовленность

ученика.

Письменные

задания

4-го

раздела

необходимо

выполнять

карандашом,

чтобы

можно

было

исправлять

ошибки

и

делать

варианты

решения, потом их следует сыграть.

Методическая работа включает четыре раздела:

1.Знакомство с записью звуков одновременно в скрипичном и басовом

ключах.

2.Подбор по слуху и транспонирование.

3. Технические упражнения.

5

4. Развитие самостоятельных навыков.

В связи с расширением форм работы хочется сказать несколько слов об

атмосфере урока и о взаимоотношении педагога и ученика.

Хороший

урок

является

результатом

вдумчивой

подготовки

к

нему

педагога. Учитывая успехи и недостатки музыкального развития ученика,

следует готовить задания для каждого следующего урока.

Вредно форсировать продвижение начинающего ученика, насилуя его

волю:

это

может

привести

к

самому

опасному

результату

-нежеланию

заниматься

музыкой.

Маленький

ученик

требует

очень

чуткого

к

себе

отношения и радостная атмосфера на уроке на начальном этапе гораздо

важнее эффектных выступлений ученика. Подготовка к такому показу может

в

течении

долгого

времени

занимать

все

внимание

на

уроках,

лишая

возможности заниматься общим музыкальным развитием, что очень скоро

отразится отрицательно на продвижении ученика.

Задания,

предлагаемые

в

данной

работе,

рассчитаны

на

детей

со

средними

музыкальными

данными,

поддающимися

хорошему

развитию.

Более

способные

дети

могут

выполнять

большее

количество

заданий,

особенно по транспонированию, и это потребует индивидуального подхода к

каждому такому ученику.

В результате многогранной интенсивной работы в течение 1-го года

обучения ученик будет хорошо подготовлен к дальнейшим занятиям, где он

встретится с более сложным материалом, с необходимостью проходить много

произведений.

Предлагаемые

формы

работы

помогут

развитию

навыков

осмысленного

отношения

к

нотному

тексту,

а

также

исполнительских

навыков.

Главным

результатом

начального

этапа

обучения

должен

стать

навык постоянного слухового самоконтроля.

6

РАЗДЕЛ I. ЗНАКОМСТВО С ЗАПИСЬЮ ЗВУКОВ ОДНОВРЕМЕННО В

СКРИПИЧНОМ И БАСОВОМ КЛЮЧАХ

Способ первоначального обучения во многом определяет дальнейшие

успехи.

Этим

объясняется

особый

интерес

к

методике

первых

уроков.

Любознательность,

стремление

к

творчеству,

гибкость

исполнительского

аппарата свойственны детям в раннем возрасте. Все эти природные данные

помогают сделать первоначальный этап обучения очень активным и сразу

поставить

задачу

одновременного

освоения

нескольких

элементов

в

комплексе.

Быстрый

и

грамотный

разбор

нотного

текста

является

одним

из

основных

условий

успешных

музыкальных

занятий.

К

пианисту

предъявляется требование одновременного чтения двух нотных строчек - и

горизонтально

и

вертикально,-

и

звуковое

предугадывание

(смотреть

и

слышать вперед). Равноправное участие обеих рук сразу же ставит задачу

развития их координации.

Трудность

освоения

нотного

текста

может

стать

серьезным

препятствием к изучению музыкальной литературы. Слишком длительный

процесс

разбора

нот

и

освоения

произведения

делает

сложным

путь

к

восприятию музыкального образа превращая такие занятия в мучение и скуку

для ученика.

Чтение с листа должно стать органичной частью музыкальных занятий,

но не как неосмысленное чтение нотных знаков, а как процесс мыслительный

и слуховой. Каждая, пусть маленькая, легкая пьеса, прочитанная с листа,

должна

стать

знакомством

с

новым

музыкальным

образом.

Чем

больше

прочитано

пьес,

тем

богаче

запас

музыкальных

впечатлений.

Особенности воспитания пианиста, в отличие от учащегося класса струнных

инструментов, заключается в том, что он должен сразу читать глазами и

слышать

многогранный

музыкальный

образ;

он

должен

охватывать

внутренним

слухом,

видеть

и

воспроизводить

и

мелодическую

линию

и

7

гармоническое

сопровождение,

то

есть

-

следить

за

горизонтальным

и

вертикальным развитием музыкальной ткани одновременно. Слух и руки, в

результате

постоянной

тренировки,

будут

автоматически

реагировать

на

прочитанный текст, преобразуя его в музыкальный образ.

Первый раздел данной работы посвящен первоначальному знакомству и

изучению записи звуков на двух нотоносцах и одновременно в двух ключах -

скрипичном и басовом. Он рассчитан на первые 8-10 уроков.

На начальном этапе обучения музыканта много внимания уделяется

донотному периоду. При групповых занятиях возможна единая методика для

всех детей. При индивидуальных - есть возможность провести этот период в

зависимости от особенностей дарования и подготовленности ученика. Если

запас

его

музыкальных

впечатлений

очень

мал,

то

следует

начинать

со

слушания музыки, если он уже пытается подбирать знакомые мелодии на

инструменте, надо помочь ему и познакомить одновременно с клавиатурой.

Знакомить с размерами можно при помощи стихотворных текстов, изображая

при этом ритмические схемы.

На третьем-четвертом уроках начинается игра по нотам. В данном

разделе используется так называемая одиннадцатистрочная система обучения

нотной

грамоте

с

постепенным

расширением

диапазона

от

"до"

первой

октавы, записанной на дополнительной линейке между двумя нотоносцами,

вверх и вниз. Репертуар, в основном основан на народных и детских песнях

и на современном материале. Он дан по нарастающей трудности, начиная с

самых примитивных пьес, расположенных в середине двух нотоносцев и

охватывающих минимальный диапазон. Мелодии распределены между двумя

руками

(по

возможности

осмысленно

по

фразам).

От

пьесы

к

пьесе

музыкальный

язык

постепенно

усложняется.

Появляются

новые

длительности,

паузы,

удлиняется

линия

слигованных

звуков,

появляются

динамические

обозначения,

усложняется

ритм.

Обе

руки

одновременно

включаются в работу, играя сначала 2-3-4 пальцами, затем прибавляя I и 5.

8

С первых же пьес следует обращать внимание на качество звучания,

привлекая к нему все время внимание ученика. При разборе нот, чтобы

привить

навык

правильного

чтения

с

листа,

можно

следующий

звук

показывать указкой, чтобы взгляд и слух двигались впереди рук.

Желательно пройти как можно больше простых,несложных пьес на

начальном этапе. Для некоторых учеников, медленнее усваивающих запись

звуков, возможно добавление пьес такого же плана из различных сборников.

Очень

маленьким

ученикам

(5-6

лет)

трудно

ориентироваться

в

напечатанных

нотах,

поэтому

для

них

лучше

всего

переписать

пьесы

в

тетрадь для рисования. Для этого на каждой странице нужно начертить два

нотных стана и переписать по одной пьесе крупным штифтом.

После освоения пьес первого раздела переход к нотным сборникам с

более сложным нотным текстом, будет естественным и легким.

9

РАЗДЕЛ II ПОДБОР ПО СЛУХУ. ТРАНСПОНИРОВАНИЕ

Развитие слуха для ученика-пианиста особенно важно. Если игра на

струнном инструменте активизирует музыкальный слух, а слух направляет и

корректирует исполнение, то пианисту помогает зрение во время игры, а слух

не так активен, как например,у ученика-струнника. Поэтому активизация

слуха

и

его

развитие

представляет

особую

заботу

для

преподавателя-

пианиста.

Первые задания для начинающего пианиста должны быть основаны на

слуховом внимании. Обычно это детские песенки, подбираемые по слуху от

разных звуков. Такие упражнения сразу связывают внутреннее слышание с

освоением фортепианной клавиатуры и в то же

время подготавливают к

транспонированию.

Развитие

разных

сторон

слуха

должно

быть

всегда

в

поле

зрения

учителя.

Пианисту

необходим

слух

высотный,

ритмический,

тембровый,

ладовый, гармонический, полифонический. Эта задача не может быть решена

только на уроках сольфеджио. Есть много методов развития слуха и на

уроках фортепиано. Вот один из них. Ученик играет не ту ноту, которая

указана; педагог исполняет ту же фразу правильно. Слушая его, ученик сам

находит ошибку, не заглядывая в ноты. Можно использовать, как очень полез-

ное упражнение, игру с закрытыми глазами.

К

сожалению,

специальная

работа

над

развитием

слуха

в

классе

фортепиано

ведется

обычно

только

на

первом

году

обучения,в

связи

с

загруженностью работы над репертуаром, между тем, освоение репертуара

требует

постоянного

слухового

внимания

и

контроля,

а

без

развития

внутреннего

слуха

невозможно

осмысленное

запоминание

и

исполнение

произведений.

После

подбора

мелодий

по

слуху

следует

переходить

к

подбору их с простейшим сопровождением и к транспонированию. Широко и

с

пользой

можно

применить

метод

транспонирования

этюдов.

Особенно

удобны первые этюды Черни, которые можно использовать в конце первого

10

года обучения или в начале второго года. Транспонирование невозможно без

хорошего знания тональностей и без анализа гармонических последователь-

ностей, которые просто и ясно изложены в указанных этюдах.

Для подбора по слуху даются мелодии отдельно для правой и левой

руки. Мелодии для правой руки представляют собой песенки, поэтому они

изложены и подбираются в первой октаве, чтобы их можно было петь. Для

левой руки даются мелодии без слов, чтобы мелодическая линия, которую

нельзя

спеть

в

силу

неудобного

диапазона,

воспринималась

как

самостоятельная музыкальная ткань. Их следует подбирать в малой октаве.

При анализе подбираемой мелодии очень помогает показ направления

мелодии

рукой

или

рисование

схемы.

Подобранную

мелодию

полезно

повторить в других октавах - правой рукой в высоких, левой рукой в низких.

Потом можно включить игру "Угадай-ка". Она заключается в угадывании

октавы,

в

которой

сыграна

мелодия.

Для

такой

игры

можно

придумать

бесконечное количество вариантов, активизирующих слух. Так, например,

маленькие ученики любят переносить руку через октаву с закрытыми глазами

с целью попасть на тот же звук, при этом они стараются играть правильными

движениями.

Для развития ладового слуха даются, как примеры, два образца - один в

мажоре, другой в миноре. Ученику предлагается сыграть и запомнить оба

примера

для

лучшего

ощущения

ладового

контраста,

потом

подбирать

поочередно один пример за другим. В песенке "На мосточке" мажорный и

минорный лады даны как бы в единстве, то есть внутри одного произведения,

помогая оттенить смену настроений. Подбор примеров такого типа обостряет

ощущение лада. И в этом случае возможно использовать игру "Уга-дай-ка"

для узнавания лада, предлагая её в разных регистрах.

Подбор по слуху готовит к транспонированию, которое можно начинать

сразу же после знакомства с первыми двумя мажорными тональностями.

После

знакомства

с

каждой

новой

тональностью

следует

сразу

же

использовать её для транспонирования. Обычно на первом году обучения

11

изучаются четыре мажорные тональности: до мажор, соль мажор, фа мажор и

их

минорные

параллели.

Минорные

тональности

включаются

в

транспонирование таким же образом, причем следует использовать все три

вида минора.

Роль слуха для транспонирования очень важна. Вникая в мелодию, слух

как бы прокладывает ей путь, он вслушивается в звучание, которое должно

быть впереди и контролирует потом правильность его воспроизведения

Перед

транспонированием

следует

проанализировать

произведение

глазами:

определить

тональность,

размер,

количество

фраз,

темп.

Затем

следует

выбрать

интервал

транспонирования,

проследить

направление

мелодии, с какой ступени начинается и на какой оканчивается пьеса и по

возможности

определить

гармонические

последовательности.

Владение

навыком

транспонирования,

как

подтверждает

опыт,

дает

многогранный

результат.

Прежде

всего,

он

способствует

развитию

слуха

и

очень

его

активизирует.

Следующий

важный

момент

-

это

закрепление

знания

тональностей, что является основой музыкальной грамотности.

РАЗДЕЛ III ТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

12

Изучение

фортепианной

литературы

требует

владения

многими

техническими приемами игры. Игра гамм, арпеджио, аккордов, входит в

систему

воспитания

пианиста,

однако

необходимо

использовать

и

технические

упражнения.

Они

помогают

преодолеть

индивидуальные

недостатки и вводят в круг задач освоение технических формул, не входящих

в систему гамм.

Современная музыка ввела много новых приемов игры. Изучение их

наталкивает на создание специальных технических упражнений. Введение

и х

в

у р о к

о ч е н ь

в а ж н о

с

с а м о г о

н ачала

з а н я т и й .

Все педагоги знают, что надо начинать обучение с извлечения звука приемом

non legato движениями, включающими в работу мышцы плеча и предплечья

и

постепенно

переходить

к

более

мелким

движениям

и

к legato.В

фортепианной

методике

существует

определенная

последовательность

в

изучении приемов игры на начальной стадии обучения. Однако в работе

педагога неизбежно разнообразие, поскольку важен индивидуальный опыт.

Первые упражнения необходимы для организации рук, для различных

сочетаний в пределах 5-ти-пальцевой позиции и простейших сочетаний за

пределами этой позиции. В этот момент "воспитание" 1-го пальца требует

особого внимания.

До

игры

гамм

ведущая

роль

в

развитии

техники

принадлежит

упражнениям. Можно проходить по два упражнения - различного вида и с

разной целью, тренирующие пальцы и развивающие весь плечевой аппарат. С

первых же шагов следует направлять слух на слышание качества звука:

прежде

чем

извлечь

хотя

бы

один

звук,

ученик

должен

услышать

его

внутренним слухом, а нажав клавишу, слушать продолжительность звука. В

этом

плане

полезно

и

интересно

для

ученика

следующее

упражнение:

слушать

один

звук

до

его

полного

затухания,

сравнивать

длительность

звучания звуков высоких и низких.

13

Желательно,

чтобы

упражнения

игрались

в

разных

октавах,

это

помогает лучше ориентироваться на клавиатуре, вырабатывает смелость при

игре и расширяет возможности тембрового слуха. Когда игра начинающих

учиться детей сосредоточена только в середине клавиатуры, то, как правило,

плечи и предплечье, не включенные в работу, напрягаются. Поэтому для

начинающих полезны упражнения с широким движением всей руки «через

радугу»,

они

помогут

ощутить

правильное,

свободное

и

естественное

положение тела при игре в любом регистре.

Слух

-

дирижер

при

работе

над

упражнениями.

Все

движения

исполнительского

аппарата

должны

быть

подчинены

одной

цели

-качественному

звучанию,

управляемому

слухом.

Руки

учат ся

приспосабливаться к инструменту, используя экономные движения. Ученик,

даже

начинающий,

должен

представлять

себе,

какую

цель

преследует

играемое им упражнение, но задача должна быть не столько двигательная,

сколько звуковая, художественная. Это не значит, что никогда нельзя говорить

о чисто двигательной работе рук. Объясняя цель, поставленную при игре уп-

ражнения, можно говорить и о том, что именно должны делать руки и как, но

нельзя

ограничивать

задачи

только

этим

моментом,

забывая

о

звуковой

задаче. В трудный момент, когда появляется тормоз в движении, важно найти

меткое

определение,

слово,

направляющее

движение

рук,

или

помочь

п р и к о с н о в е н и е м

к

р у к а м

у ч е н и к а .

Т е х н и ч е с к и е

упражнения

в

индивидуальном

порядке

должны

создаваться

самим

учителем, необходимо заинтересовать ученика и в то же время дать ему

представление

цели,

которой

должны

быть

подчинены

движения.

Музыкальный

образ

поможет

без

напряжений

и

без

лишних

движений

выполнить поставленную задачу. Полезно повторять упражнения в разных

октавах, так как перемена положения тела препятствует появлению усталости

и напряжения. Подразделов всего пять:

- "Перелеты" и, как их разновидность, "Разлеты" - упражнения на

переносы рук через октавы;

14

- "Шагающий экскаватор" - упражнения на non legato ;

- "Капли" - репетиции, упражнения для развития кисти;

- "Поющие пальцы" - упражнения на legato ;

- "Тройка" - три упражнения на разные виды техника, постановка 1-го

пальца, подмена пальцев и "на привязи".

"Перелеты"

-

самые

первые

упражнения,

организующие

корпус,

посадку, включающие в работу все тело. Это переносы рук через октавы

большими круговыми движениями, игра одним пальцем - 2, 3,4. При игре

упражнения "Разлеты" (переносы через октавы от середины клавиатуры в

разные стороны), когда руки оказываются на большом расстояний друг от

друга, ученику приходится наклониться к клавиатуре и опереться на ноги,

при этом напряжение плеч практически невозможно. "Перелеты" и "Разлеты"

на терциях следует давать не раньше второго месяца обучения, когда пальцы

несколько окрепнут.

"Шагающий экскаватор" - упражнения на non legato .Название должно

помочь

ощутить

вес

руки:

вверх

-

как

бы

поднимая

тяжесть,

и

вниз

-

сбрасывая

её

в

клавишу.

Игра

двойных.

звуков

приемом п о п legato

организует пальцы и укрепляет их. Эти упражнения надо играть медленно,

внимательно

следить,

чтобы

не

было

напряжения

и

слышать

два

звука

одновременно.

"Капли"

-

игра

репетиции

на

одном

звуке,

на

двойных

звуках,

на

аккордах; ученик тренирует кисть, развивает кистевые движения, учится

навыку освобождения кисти от напряжения.

"Поющие пальцы" - особенно важный подраздел упражнений, так как

обучение приему игры legato начинающих учеников сопряжено с

некоторыми трудностями. Желательно начинать игру приемом legato в

первый же месяц обучения приблизительно на 5-6 уроке после освоения

приема non legato . При слишком длительном периоде игры приемом non

legato переход к новому приему воспринимается как этап переломный. Играя

15

мелодию по отдельным звукам, а иногда и очень нелогично передавая фразу,

из руки в руку, ученик с трудом переходит к игре связной – legato. Игра

мелодий legato

более естественна, чем non legato и полезна для развития

музыкальности,

но

представляет

большую

трудность

для

педагога.

Специальных рецептов для решения такой задачи нет, нужно только

не

бояться давать возможность ребенку как можно раньше объединять связно

звуки, тем более что часто дети делают это сами непроизвольно. В работе над

упражнениями legatо

количество

звуков

под

лигой

надо

прибавлять

постепенно и направлять слуховое внимание на объединение звуков, но не го-

ворить о связных пальцах. Пальцы должны «петь», а кистевые движения

помогать объединять звуки. Постепенно следует приучать учеников к игре

упражнений, в разных тональностях и к секвенционному их повторению.

Полезно играть упражнения в различных темпах, учитывая возможности

каждого ученика.

"Тройка"

-

три

упражнения

разного

типа.

Упражнение

на

под -

кладывание 1-го пальца - необходимая подготовка к игре гамм.

Упражнение

на

подмену

пальцев,

при

хорошем

слушании

продолжительности звучания, вырабатывает активность пальцев и готовит к

игре полифонических произведений. Упражнение "на привязи" - один звук

выдержав, одновременно другой повторяется репетиционно - способствует

развитию

самостоятельности

пальцев

и

их

координации.

Кисть

мягким

боковым движением помогает пальцу повторять звук, при этом палец, выдер-

живающий звук, не должен напрягаться.

К

концу

первого

года

обучения

должны

быть

решены

следующие

задачи:

выработана

правильная

посадка

за

инструментом

при

свободных

движениях

рук,

активно

включающих

весь

плечевой

пояс;

активность

пальцев,

всегда

свободно

закругленных;

игра

legato

и

non

legato

в

пятипальцевой

позиции

и

в

несложных

сочетаниях

за

пределами

этой

позиции; свободные кистевые движения; темпы, доступные ученику, при

которых возможен строгий слуховой контроль.

16

Упражнения необходимы как органичная часть процесса воспитания

музыканта-пианиста.

При

дальнейшей

работе

новой

задачей

станет

совершенствование качества звука, наращивание темпа и освоение новых

формул пианистической техники.

17

РАЗДЕЛ IV РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Самое ценное, что могут и должны дать родители, педагоги детям - это

умение

самостоятельно

прокладывать

себе

путь

в

жизни.

Необходимо

с

самых

первых

шагов

обучения,

поддерживая

природные

творческое

способности детей, развивать самостоятельность знания, однако они не могут

быть прочно усвоенными, если не прошли через самостоятельные действия.

Багаж

знаний

постоянно

увеличивается,

и,

если

процесс

усвоения

не

подкреплен опытным путем, а возложен только на работу памяти, то может

быть

заторможено

развитие

логического

мышления.

Осмысливание

элементов

музыкального

произведения,

восприятие

его

в

целом,

умении

проникать

в

замысел

композитора

-

все

должно

быть

подготовлено

систематической

учебой

и

постоянной

активной

самостоятельной

деятельностью.

Творческие

способности,

которые

в

разной

степени

проявляют все дети в дошкольном возрасте, в благоприятной атмосфере

занятий будут развиваться и помогут в учебе.

Перед педагогами-музыкантами стоит сложная задача - работать над

программой,

готовя

ученика

к

показу,

и

одновременно

развивать

его

самостоятельную

деятельность

в

процессе

занятий.

Казалось

бы,

при

освоении

программных

произведений,

должны

усваиваться

элементы

музыкальной грамоты, но как показывает практика, этого не происходит. Все

внимание педагога и ученика сосредотачивается на исполнительских задачах:

работе

над

качеством

звука,

преодолением

технических

трудностей,

освоением формы произведения и его содержания. В период подготовки

программы к зачету или концерту, ученик обращается к нотам только этих

произведений. Тогда рисунок их становится привычным и он не вникает в

смысл

обозначений,

а

новых

произведений

часто

совсем

не

разбирает.

Элементы

музыкальной

грамоты,

которые

объяснялись

попутно,

не

закрепляются, и при разборе следующей программы

многое приходится

повторять.

18

Такая форма проверки знаний музыкальных терминов, как проведение

зачетов

с

формальным

опросом,

не

подкрепленным

музыкальными

примерами,

не

отвечает

требованиям

музыкальной

педагогики.

Детям

предлагается

вызубрить

термины

по

списку,

который

составлен

как

требования

для

данного

класса.

Не

ассоциируясь

с

музыкальными

представлениями,

такие

знания

абстрактны

и

непрочны,

а

зачеты,

естественно, вызывают у детей неуверенность и страх. Проверка знаний в

виде зачетов может иметь место только в том случае, если ученики уверены в

знаниях и могут продемонстрировать их на музыкальных образцах.

Классные собрания предоставляют педагогу большие возможности, как

в порядке проверки знаний, так и для развития творческой инициативы.

Различные их формы, разработанные педагогом, могут принести неоценимую

пользу. Такие апробированные виды их, как конкурсы, викторины, доклады,

подготовленные детьми, могут быть дополнены новыми. Каждое классное

собрание имеет цель - закрепление определенного раздела знаний и игровых

навыков.

Для того чтобы ученик прошел школу самостоятельных навыков и мог

продемонстрировать

их

при

проверке

в

любой

форме,

он

должен

систематически

работать

над

решением

той

или

иной

задачи,

закрепляя

знания

опытным

путем.

Для

таких

задач

необходим

специальный

музыкальный

материал

в

виде

примеров,

которые

будут

постепенно

усложняться.

На самых первых уроках, когда дети еще не умеют писать ноты, можно

предложить

им

рассказать

об

услышанной

музыке,

нарисовать

к

ней

картинку.

Начальное

представление

о

фразировке

он

получит

играя

в

"музыкальный разговор". Чтобы вовлечь ребенка в слышание музыкальной

речи, педагог играет в вопрос и ответ, привлекая слуховое внимание ученика

к ладовому тяготению. Затем ученику предлагается самому найти ответ, а

потом он сможет играть и вопрос и ответ, распределяя их между руками.

19

Для дальнейшей работы в плане развития самостоятельных навыков и

творческой инициативы предлагаются задачи и технические упражнения . Их

цель - дать возможность педагогу работать регулярно, выбирая материал для

работы

с

каждым

учеником.

Таким

образом

будут

усваиваться

навыки

постоянной самостоятельной работы.

По

своему

характеру

задания

представляют

собой

два

вида

-закрепляющие

знания

элементов

музыкальной

грамоты

и

развивающие

творческую

инициативу.

К

первым

относятся:

расстановка

штрихов,

аппликатуры,

динамики,

обозначение

темпов,

работа

с

ритмическими

вариантами, освоение 3-х видов минора, осмысливание знаков альтерации.

Ко вторым - досочинение мелодии или сопровождения, сочинение второго

голоcа

в

полифонических

примерах,

варьирование

различных

элементов

музыкального языка.

По трудности они подразделены на две части. Для занятий в первом

полугодии можно применить легкие примеры и к каждому из них -одно-два

задания. Для работы во втором полугодии - более трудные музыкальные

отрывки

некоторым

из

них

предъявляется

одновременно

несколько

требований).

Для

второго

полугодия

добавлены

новые

виды

работы

-

освоение 3-х видов минора и варьирование элементов музыкального языка

данного произведения.

Выбрав задание, следует подробно разобрать его на уроке. У ученика

должна

быть

специальная

нотная

тетрадь

для

таких

заданий.

Работа

с

заданием - момент, закрепляющий знания, поэтому её следует предлагать

только после того, как ученик познакомился на музыкальных образцах с тем,

над чем ему предстоит работать самостоятельно. Например, если он должен

расставить

штрихи,

то

следует

разобраться,

почему

в

том

или

другом

произведении автор использует такой вариант расстановки штрихов, а не

другой.

В

таком

же

плане,

через

решение

задач,

осваиваются

другие

элементы музыкальной грамоты.

20

Дома

ученик

будет

выполнять

задачу,

вписывая

решенный

вариант

карандашом, что позволит исправлять ошибки, делать варианты. Работа над

заданием может продолжаться в течение двух-четырех уроков. В результате

решенная

задача

должна

иметь

законченный

письменный

вид,

а

ученик

должен

так

освоить

нотный

текст,

чтобы

мог eго

сыграть

со

всеми

изменениями и вариантами.

Результатом

постоянной

работы

над

развитием

самостоятельных

навыков и творческой инициативы будет уверенность в знаниях, как прочная

база для дальнейшего музыкального развития ученика. Полученные навыки

работы

помогут

успешно

осваивать

программу,

изучать

музыкальные

произведения

самостоятельно,

копить

багаж

музыкальных

знаний.

В

конечном результате изучение музыкальной литературы должно стать такой

же потребностью, как чтение книг.

Уроки становятся многогранными и требуют специальной подготовки к

занятиям.

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева М. От примы до октавы.- М.:Сов.композитор,1977

2. Барабошкина А. Музыкальная грамота.- Л.:Музыка, 1981

3. Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс- М.:Музыка, 1984

4. Брянцева Л. Козленок.- М.:Малыш, 1981

5. "Веселка" /100 песен народов мира/- Обр.В.Щуровкого.- Киев:

6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. –Музыка,1985

7. Любимцева Ю. Паучок.- М.:Малыш, 1980

8 . Любомудрова Л. Хрестоматия педагогического репертуара, вып.1.-

М.:Музыка, 1978

9. Ляховицкая С. Маленькому любителю музыки,- Л.:Музыка, 1978

10.Ляховицкая

С.

Учебное

пособие

для

общего

курса

фортепиано.-

Л.,М.:Музыка, 1964

11.

Милич

Б.

Воспитание

ученика-пианиста

в

1-2

классах

ДМШ-

Киев:

Музычна Украина, 1977

12. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства - М.: Сов.

композитор, 1983

13. Народная музыка для маленьких пианистов, вып.2.- М.:Сов.компо-

зитор, 1983

14. Серегина Т. Начальный период обучения игре на фортепиано/ Барнаул:

АГИИК, 2000

15. Современный пианист. Учебное пособие для начинающих.- Под общей

ред. М. Соколова.- М.:Музыка, 1979



В раздел образования