"Формирование проектных умений школьников на основе личностно-ориентированного обучения"
Автор: Прокофьева Людмила Алексеевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ гимназия №11 Населённый пункт: город Елец, Липецкая область Наименование материала: статья Тема: "Формирование проектных умений школьников на основе личностно-ориентированного обучения" Раздел: среднее образование
Формирование проектных умений школьников на основе
личностно-ориентированного обучения
Будущее принадлежит двум типам людей:
человеку мысли и труда.
В сущности , оба они составляют одно единое
целое, ибо мыслить - значит трудиться.
В.Гюго.
Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так
просто, как кажется. С одной стороны, раз учится ребенок в школе, значит, и деятельность
у него учебная. И с этим трудно спорить. Но с другой стороны, в теории деятельности это
совсем
не
так.
Если
ребенок
приобретает
новые
знания,
практические
умения,
компетентности, значит осуществляется учебная деятельность, и проектная - является ее
частным случаем, вариантом. И строится она от идеи замысла до конечного результата.
На сегодняшний день проектная деятельность школьников – инновационное
направление. Тем более, что опыт ведения индивидуальных творческих работ является
обязательным для современного ученика.
Большой
потенциал
для
развития
интеллектуальных,
творческих
способностей
и
профессиональных
умений
имеет
идея
и
элементы
проектирования,
что
заложено
в
творческом
проекте.
Они
являются
важным
показателем
эффективности
и
результативности учебного процесса, поскольку стимулируют познавательную активность,
самостоятельность,
творческий
подход
к
овладению
материалом,
побуждают
к
самообразованию,
интеллектуальной
инициативе,
независимо
от
их
успеваемости.
Абстрактное
мышление,
логическая
память,
произвольное
внимание,
которые
в
образовательной
деятельности
недостаточно
используются,
так
как
познавательный
интерес не высок, с особым успехом проявляются в творчестве. Поэтому их развитие
является необходимым условием в формировании проектных умений школьников.
И
изначально
необходимо
выделять
и
одновременно
с
этим
ограничивать
тематику
проекта, видя в ней в большей степени научные основы, а также социальные и учебно-
предметные творческие замыслы.
Для того, чтобы овладеть разными компонентами проектной деятельности, необходимо:
Уточнение задач
-как провести интервью
-определить потребности людей
-выяснить, если исследование и определить «нелогичные связи»
Выработка идей
-провести атрибутивный анализ
-выявить «нелогичные связи»
Оценка изделия
-выполнить анализ пользователя
-оценить анализ изделия с помощью эскиза
Оценка результатов проекта
-выполнить графики, диаграммы, шрифты
-выявить гармонию и масштаб деятельности
Проектные умения являются синтезом природных и приобретенных свойств
личности,
определяющим
собой
продуктивность,
качество
и
скорость
овладения
проектным видом деятельности. Им свойственна определенная структура личностных
качеств и черт характера. В процессе приобретения этих умений человеческий потенциал
находит свою реализацию, становится средством личностного развития.
Под проектными умениями мы понимаем группу умений, которая выделяется
общностью
по
отношению
к
проектной
деятельности,
целью
которой
является
изготовление изделия и решение собственного творческого замысла.
. Наблюдения за школьниками в процессе проектирования показывают, что импульсом
к возникновению замысла может стать, в частности, появление нового вида работы.
Например, работа с лоскутом различной фактуры, цвета может спровоцировать ребенка к
проектированию в области художественного коллажа.
В тоже время замысел может возникнуть и в связи с новыми знаниями, новым образом,
которые могут породить идею проекта, а идея уже станет толчком к поиску средств
реализации и определению результатов. Например, то же самое художественное панно, но
выполнено оно может быть в виде декоративной композиции из различных тканей. И здесь
образное представление готового изделия оказалось толчком к работе. И дети не просто
сочиняли и образно мыслили, а сразу же обсуждали и пытались реализовать панно во всем
его образе, т.е. рисовали эскизы, создавали рисунки одновременно с обсуждением сюжета.
Немаловажную роль в этом играет субъективное мнение ученика, что является одним из
основных
принципов
личностно-ориентированного
обучения.
Вариативность
заданий,
представление свободы выбора проекта, накопление знаний, как средство реализации
детского
творчества,
проблемность
создаваемых
ребенком
ситуаций
способствуют
формированию проектных умений школьников.
Совокупность проектных умений включает:
- разработку и планирование собственной деятельности ученика в соответствии с целью
проектного задания;
- выбор информации, относящейся к теме проекта;
- анализ и выбор наиболее рациональных способов решения проектного задания;
- продумывание своего варианта действий по выполнению проекта;
- оценка и самооценка созданного проекта.
Действия ученика Действия учителя
Определяет цель учитель помогает в этом виде деятельности
Открывает новые знания рекомендует источники получения знаний
Экспериментирует раскрывает возможные формы и методы эксперим.
Выбирает содействует прогнозированию результатов
Активен в деятельности создает условия для проявления активности
Субъект обучения партнер
Несет ответственность за свой проект помогает оценить результат, выявляет
способы решения
Какова специфика проектной деятельности на разных этапах школы? Как формируются
умения детей при выполнении различных заданий с учетом их способностей различных
возрастных групп?
. На протяжении всей творческой деятельности ученики разных классов выполняют
личностные задания и упражнения с учетом формирования проектных умений в процессе
обучения, чтобы метод проектов максимально развивал и обучал школьников. Упражнения
предлагает учитель. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от
содержания задания.. Иногда дети выполняют задания до начала запуска проекта, чтобы
заранее
овладеть
необходимыми
знаниями
и
умениями,
которые
им
потребуются
в
дальнейшем.
И
практика
показывает,
что
включение
заданий
и
упражнений
перед
проектом и в процессе выполнения проекта является наиболее удачной.
В каждом упражнении указано, какой характер носит деятельность учащихся, какова
цель упражнения, какие материалы
потребуются для его выполнения. Для удобства
пользования учителем представлены упражнения с различным уровнем сложности по
классам.
В каждый момент времени дети четко должны представлять и понимать, какой тип работы
они выполняют. В начальной школе возникают «островки» проектирования– поиск и
присвоение способов действия над проектом, как правило, принадлежит учителю и этап
замысла свернут. И выполнение проекта может быть сведено только лишь к исследованию
одной проблемной ситуации.
Как показывает опыт труднее всего работать над проектом учащимся пятых классов, где
они впервые сталкиваются с ситуацией свободного выбора, поэтому на первом этапе мы с
ними выполняем творческое задание, я предлагаю тему задания, они разрабатывают ее,
проектируют и выполняют техническое описание проекта.
Виды заданий для развития индивидуальности школьников :
По заданному алгоритму проверить работу (Найти ошибки и проанализировать их)
Оценка себя как субъек та (Проверь себя – вычеркни лишнее слово),
(Верно ли утверждение?),
(Впиши в клетки слова ответы).
Позиция, степень активности в работе (Кто быстрее разгадает ребус)
«Зеркальные задания » – Нахождение личных качеств в персонажах
Выбор задания на самоопределение Найти в Интернете способы складывания
салфеток
Задания, требующие творчества Выполни планировку комнаты с учетом рабочего
треугольника
Выбор жанра заданий ( отчет, иллюстрация, инсценировка)
Проявление себя в различных ситуациях (автор, эрудит, критик в темах по
моделированию)
Я – в маске ( современный зритель, исторический персонаж)
Совместные
творческие
и
игровые
задания
с
распределением
игровых
ролей
(
5-6
классах)
В основной школе – замысел и реализация едины, выбирается наиболее адекватное
средство
реализации
проекта.
Уровень
сложности
повышается
в
связи
с
уровнем
подготовки детей и их способностями, происходит осмысление проекта, увеличивается
количество
информации
и
выполнение
работы
ведется
планомерно,
поэтапно,
что
отражается в пояснительной записке к проекту соответственно определенным критериям.
А в старшей школе выполняется проектирование собственной образовательной
траектории. То есть
сам ребенок имеет свободу выбора в творческой деятельности,
самостоятельно планирует тип работы, ищет свои подходы и способы реализации своих
решений
при
достижении
конечного
результата.
Широко
используется
компьютерная
графика, приемы макетирования, масштабность, шрифты и многое другое. Здесь уже
умения проектирования в большей степени сформированы.
.Творческие задания и проекты вызывают большой интерес у детей, которые при этом
одновременно бывают и мастерами и исполнителями. Содержание и тематика их очень
обширна.
Они
обогащают
жизнь
ребенка
благодаря
визуальным
образам
и
эмоциональному
воздействию.
Проследить,
как
развивается
ребенок
в
творчестве
на
разных уровнях обучения, от начального звена до уровня старшей школы, можно путем
создания различных выставочных композиций, где хорошо просматриваются способности
ученика, его жизненный опыт и умения, приобретенные им в период процесса обучения.
Два раза в год проходят творческие выставки-конкурсы, выставки «живой
вернисаж»
(тематические,
персональные),
текущие
выставки
детских
работ,
где
большинство
авторских
решений,
выставка-фриз,
которая
становится
элементом
оформления
класса.
Этот
вид
экспозиции
наиболее
удачен,
если
в
работах
есть
одинаковые элементы, позволяющие представлять их как единое целое - мир животных, в
мире прекрасного, цветочная композиция.
Подводя итоги, следует отметить, что «включение» проектной и исследовательской
деятельностей
в
учебно-воспитательное
пространство
школы,
на
основе
проектных
умений – актуальное, перспективное, результативное, но очень не простое направление в
достижении
образовательных
целей.
Оно
требует
системного
создания
специальных
условий
для
работы
начинающих
исследователей.
И
деятельность
самого
учителя
становится еще более актуальной.
Аннотация к статье
Проектная деятельность в школе как
инновационное направление очень актуальна и
должна
развиваться
в
соответствии
с
современными
требованиями
к
учебно-
воспитательному процессу.
Статья
«
Формирование
проектных
умений
школьников
на
основе
личностно-
ориентированного
обучения»
содержит
вопросы
обучения
детей
видам
проектной
деятельности, формирования и развития логической памяти, умение абстрактно мыслить
и
представлять
цель
своего
проекта,
его
идею
и
замысел
поэтапной
реализации
исполнения. В ней отражены способы развития творческого начала ребенка, и на основе
его
личностных
качеств,
способностей
и
индивидуальности
прослеживаются
этапы
формирования
проектных
умений
через
творческие
задания,
исследования,
ситуацию
свободного выбора от начальной школы к старшему звену.