Автор: Гиниятуллина Эльвира Марселевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБС(К)ОУ "ЗС(К)ОШ 8 вида" Населённый пункт: республика Татарстан, Заинский муниципальный район Наименование материала: статья Тема: "Коррекция застенчивости" Раздел: начальное образование
Коррекция застенчивости
Изменение
социально-экономической
ситуации
в
обществе,
ценностных
и
социальных ориентаций людей привели к усугублению конфликтов, к сложностям при
установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве,
возникающие отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего
мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена как
застенчивость. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных
проблем межличностных отношений.
Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных
психологических проблем современности. в связи с тем, что все большее количество
людей
проживает
концентрировано
в
городах,
где
необходимость
взаимодействия
особенно актуальна. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как
застенчивость, аутистичность, интровертированность, могут обостряться и из субъективно
ощущаемых
трудностей
превращаться
в
объективное
препятствие
для
полноценных
личностных контактов.
Несмотря
на
разное
понимание
застенчивости
различными
авторами,
можно
выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с
самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и
возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом.
Застенчивые
люди
испытывают
большие
трудности
в
установлении
межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и
жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более
зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. В
стадии установления первого контакта застенчивость является специфической трудностью
доверительного межличностного общения. При этом каждый новый шаг в продвижении к
человеческому
сближению
связан
с
преодолением
личностных
свойств,
создающих
особые трудности на пути к доверию.
Немецкий психиатр Фридрих Шольц образно определяет застенчивость так: «...в то
время
как
страх
смотрит
в
будущее,
а
печаль
обращает
свои
взоры
в
прошлое—
застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у
детей, как и у взрослых» (Шольц Ф. Недостатки характера в детском возрасте. — СПб.,
1914.—С.
33.).
Застенчивость
составляет
недостаток
характера
тогда,
когда
она
проявляется у ребенка не случайно, а постоянно и всюду, с кем бы ни приходилось ему
сталкиваться. Застенчивость—это тяжелое психическое состояние, которое может влиять
на
наше
мышление,
задерживая,
расстраивая
его
ход,
может
действовать
вопреки
желаниям
на
чувства
(эмоции)
и,
наконец,
вызывать
у
нас
неловкие,
вынужденные,
лишние движения руками, ногами, головой и т. п.
У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и какой-то
кажущейся глупости; она бывает у них в присутствии взрослых людей, им незнакомых, но
также и при детях, но более старшего возраста. В некоторых случаях она есть один из
симптомов психастении. Самовосприятие таких детей обычно достаточно негативно, они
остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих
положительных качеств, постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя
хуже других, часто колеблются в принятии решений.
Таким образом, застенчивость затрудняет их адаптацию в обществе. Застенчивые
люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда
замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом;
чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы,
внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущие
застенчивым людям, делают их очень уязвимыми в обществе. Малоизученность явления
застенчивости и детерминирующих его факторов, делает проблему актуальной с научно-
практических позиций.
Психологические особенности застенчивости.
опущенные вниз глаза; тихий голос; скованность мышц и движений.
Застенчивость обязательно нужно побороть к 5—6 годам, иначе она перейдет в хроническую форму.
К этому возрасту у ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он осознает, какое положение
занимает в коллективе, пусть даже в детском. Понимание ребенком своей застенчивости еще больше
сковывает
его,
неуверенность
и
заниженная
самооценка
могут
помешать
не
только
общаться
с
одноклассниками, но и существенно влияют на уровень успешности обучения. Не смотря на то, что
застенчивость
больше
присуща
девочкам,
все
чаще
можно
встретить
застенчивых
и
стеснительных
мальчишек.
Ребенок,
хорошо
знающий
урок,
растерянно
молчит
или
в
лучшем
случае
что-то
бормочет,
запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Начитанный, грамотный, но в обстановке строгого
собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может
ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки)
задания.
застенчивость
сопровождается
также
и
повышенной
тревожностью,
мнительностью,
неуверенностью в себе, робостью. Между тем мальчик обладает большими способностями, любит читать, но
одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним
напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывает менее способным,
н о
б о л е е
ш у с т р ы м
с в е р с т н и к а м .
Психологические особенности ребенка можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с
людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины -
все это на фоне неуверенности в себе. Навыки общения бедны, он не проявляет инициативы, не утверждает
и не защищает себя.
Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому им необходимо помочь в признании
своих достоинств.
Ребенок из-за своей застенчивости не может найти друзей и обрекает себя на одиночество. Робкий и
нелюдимый человек вряд ли чего-то добьется в жизни, энергичные и контактные сверстники его наверняка
опередят и оставят на обочине жизненной гонки. Это может проявиться уже в школьных стенах, где робкие
и нерешительные дети стесняются отвечать у доски, никогда не проявляют инициативы и в результате редко
становятся хорошими учениками даже при высоких способностях. В подростковом возрасте застенчивость,
как правило, обостряется, порождая целый комплекс неприятных переживаний и препятствуя полноценному
формированию личности. А многих эта проблема продолжает тяготить еще долгие годы. Для застенчивого
человека такие задачи, как создание семьи и планирование карьеры, оказываются крайне трудными и
зачастую решаются неудачно.
Причины детской застенчивости:
· У застенчивых родителей дети тоже часто застенчивы.
· У слишком строгих родителей с завышенными требованиями также часто вырастают застенчивые дети.
· От застенчивости страдают чаще первые или единственные дети — те, на кого приходится основной груз
родительских ожиданий и ошибок.
· Собственно навешивание ярлыка «застенчивый» тоже способствует развитию этого качества.
Тип нервной системы или темперамент, который ребенок получает с рождением от родителей.
Застенчивость чаще свойственна меланхоликам.
Гиперопека со стороны родителей, которые стремятся оградить ребенка от всех превратностей
жизни. В таких семьях родное чадо с раннего детства ограничивают в общении, опасаясь инфекций, драк и
«плохого влияния улицы». Малыш растет в тепличных условиях, не имея возможности обрести самый
ценный опыт – опыт общения. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем
просто не знают, как вести себя со сверстниками.
Излишняя строгость и требовательность родителей. Ребенок, растущий в атмосфере
запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, также может стать
застенчивым, даже забитым и трусливым.
Обоснование методических средств.
Так как коррекция направлена на детей дошкольного и младшего школьного возраста,
основным методическим средством используем игру. Игра, как средство познания мира и себя, как
очередной этап психического развития. По мнению Д.Б. Эльконина, игра есть деятельность, в
которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему
человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее
воспроизведения, моделирования. Д.Б. Эльконин писал, что символика игры дает возможность
смоделировать систему отношений между людьми, в игре происходит рождение смыслов
человеческих действий – все делается для другого человека , и в этом есть величайшее
гуманистическое значение игры.
Форма коррекционной работы.
Используем групповую форму коррекционной работы, так как во время групповой работы
(совместной игры со сверстниками и взрослыми), моделируя различные ситуации, ребенок
постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека, которая в свою очередь имеет
сильное влияние на психическое развитие ребенка. Групповая форма наиболее популярна и более
эффективна, так как человек получает в группе не только обратную связь на свои слова и действия,
но и многочисленные алгоритмы разрешения своей проблемы.
Режим занятий.
Рекомендуемый состав группы: 4-7 человек - дети с одной проблемой (в данном случае
застенчивость), принцип гетерогенности по полу, возраст дошкольный(3-7лет) или младший
школьный(7-10лет).
Данная программа включает в себя 4 этапа:
1этап. Ориентировочный (1 занятие).
2этап. Актуализация и объективирование типичных трудностей ребенка (2 занятия).
3этап. Конструктивно-формирующий (5 занятий)
4этап. Обобщающе-закрепляющий(2 занятия).
Продолжительность одного занятия-45 минут.
Периодичность занятий (2 раза в неделю).
5. План реализации программы.
Занятие.
Цель занятия: создание и установление эмоционального контакта, знакомство с целями
работы, установление правил, знакомство детей друг с другом через установление
первичных отношений.
1. Вводная часть
-Приветствие (3-5 минут).
«Здравствуйте, меня зовут ….Я очень рада вас всех видеть. На занятиях мы будем играть,
рисовать, получать новые знания и хорошее настроение, также мы будем учиться
справляться с трудностями, которые иногда портят нам настроение.
Поэтому давайте обсудим, как нужно себя вести, чтобы всем здесь было хорошо и
приятно» (необходимо организовать в виде дискуссии).
Вот перечень основных правил:
Приходить на занятия группы нужно вовремя.
Каждый участник группы имеет право активно выступить.
В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением: пытаться не давать оценок, быть
искренними в своих чувствах.
Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом.
После выработки основных правил необходимо обсудить вопрос, чем эти правила полезны для
группы.
2. Основная часть.
-Упражнение «Представление»(10 минут)
Цель: знакомство, снятие напряженности, установление контакта, доверительных
отношений.
Все дети берутся за руки и произносят слова: «Всем, всем – здравствуйте!» Затем каждый
участник занятия по кругу представляется следующим образом: «Меня зовут... Больше
всего я люблю…».
3. Релаксационная пауза.
-
Упражнение-разминка. «Теремок» Пальчиковая игра (5минут)
Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему
упражнению.
«На поляне теремок, (ладони сложить «домиком»)
Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок).
Из трубы идет дымок (поочередно из всех пальцев сделать колечки)
Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить).
Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочередно).
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони).
Открывайте! (широко развести руки в стороны).
Я ваш друг!»( ладони сомкнуть одна поперек другой).
Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему
упражнению.
4. Коррекционная работа.
-Упражнение «Паровозик» (10 -15мин).
Цели: Упражнение в качестве разминки и установления доверительных отношений между
участниками, учит детей работать в группе, быть ответственным за действия группы,
развивает координацию движений.
Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с
вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не
торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы
каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить
всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.
Рекомендации: Объясните детям, что тем, кто стоит в конце, сложнее преодолевать
препятствия. Препятствия можно сделать из кубиков, мячей, положить гимнастическую
палку на стулья и т.д.
После упражнения обсуждаем, как чувствовали себя участники, будучи в роли паровозика
и вагончика.
5. Заключительная часть.
На заключительном этапе занятия можно провести –«Упражнение «Я!!!» (5-7минут).
Цель: создание положительного настроя для дальнейшей работы.
Все дети встают в круг. Каждый участник, по очереди, выходит в круг, подпрыгивает как
можно выше, произнося слово «Я!!!!», все остальные хлопают в ладоши.
Завершая занятие, все дети берутся за руки и говорят:
«Всем, всем – спасибо!»
Домашнее задание
Говорите что-нибудь хорошее друзьям или родственникам, делитесь своими чувствами.
6. Обратная связь.
Чем мы сегодня занимались? Все ли у вас получилось на занятии? Чему вы еще хотите
научиться?