Напоминание

"Коррекция застенчивости"


Автор: Гиниятуллина Эльвира Марселевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБС(К)ОУ "ЗС(К)ОШ 8 вида"
Населённый пункт: республика Татарстан, Заинский муниципальный район
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция застенчивости"
Раздел: начальное образование





Назад





Коррекция застенчивости
Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентаций людей привели к усугублению конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве, возникающие отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена как застенчивость. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности. в связи с тем, что все большее количество людей проживает концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность, интровертированность, могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов. Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом. Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. В стадии установления первого контакта застенчивость является специфической трудностью доверительного межличностного общения. При этом каждый новый шаг в продвижении к человеческому сближению связан с преодолением личностных свойств, создающих особые трудности на пути к доверию. Немецкий психиатр Фридрих Шольц образно определяет застенчивость так: «...в то время как страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое— застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у детей, как и у взрослых» (Шольц Ф. Недостатки характера в детском возрасте. — СПб., 1914.—С. 33.). Застенчивость составляет недостаток характера тогда, когда она проявляется у ребенка не случайно, а постоянно и всюду, с кем бы ни приходилось ему сталкиваться. Застенчивость—это тяжелое психическое состояние, которое может влиять на наше мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства (эмоции) и, наконец, вызывать у нас неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой и т. п. У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и какой-то кажущейся глупости; она бывает у них в присутствии взрослых людей, им незнакомых, но также и при детях, но более старшего возраста. В некоторых случаях она есть один из симптомов психастении. Самовосприятие таких детей обычно достаточно негативно, они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств, постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других, часто колеблются в принятии решений. Таким образом, застенчивость затрудняет их адаптацию в обществе. Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда
замкнутость, одиночество); пассивны в деятельности и жизнедеятельности в целом; чрезмерно озабочены оценкой себя другими людьми; более зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущие застенчивым людям, делают их очень уязвимыми в обществе. Малоизученность явления застенчивости и детерминирующих его факторов, делает проблему актуальной с научно- практических позиций.
Психологические особенности застенчивости.

Внешние признаки застенчивости:

Покраснение лица; потливость; дрожь; учащение сердцебиения; стесненное дыхание; согбенная поза;

опущенные вниз глаза; тихий голос; скованность мышц и движений.
Застенчивость обязательно нужно побороть к 5—6 годам, иначе она перейдет в хроническую форму. К этому возрасту у ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он осознает, какое положение занимает в коллективе, пусть даже в детском. Понимание ребенком своей застенчивости еще больше сковывает его, неуверенность и заниженная самооценка могут помешать не только общаться с одноклассниками, но и существенно влияют на уровень успешности обучения. Не смотря на то, что застенчивость больше присуща девочкам, все чаще можно встретить застенчивых и стеснительных мальчишек. Ребенок, хорошо знающий урок, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Начитанный, грамотный, но в обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания. застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. Между тем мальчик обладает большими способностями, любит читать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывает менее способным, н о б о л е е ш у с т р ы м с в е р с т н и к а м . Психологические особенности ребенка можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе. Навыки общения бедны, он не проявляет инициативы, не утверждает и не защищает себя. Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому им необходимо помочь в признании своих достоинств. Ребенок из-за своей застенчивости не может найти друзей и обрекает себя на одиночество. Робкий и нелюдимый человек вряд ли чего-то добьется в жизни, энергичные и контактные сверстники его наверняка опередят и оставят на обочине жизненной гонки. Это может проявиться уже в школьных стенах, где робкие и нерешительные дети стесняются отвечать у доски, никогда не проявляют инициативы и в результате редко становятся хорошими учениками даже при высоких способностях. В подростковом возрасте застенчивость, как правило, обостряется, порождая целый комплекс неприятных переживаний и препятствуя полноценному формированию личности. А многих эта проблема продолжает тяготить еще долгие годы. Для застенчивого человека такие задачи, как создание семьи и планирование карьеры, оказываются крайне трудными и зачастую решаются неудачно. Причины детской застенчивости: · У застенчивых родителей дети тоже часто застенчивы. · У слишком строгих родителей с завышенными требованиями также часто вырастают застенчивые дети. · От застенчивости страдают чаще первые или единственные дети — те, на кого приходится основной груз родительских ожиданий и ошибок. · Собственно навешивание ярлыка «застенчивый» тоже способствует развитию этого качества. Тип нервной системы или темперамент, который ребенок получает с рождением от родителей. Застенчивость чаще свойственна меланхоликам. Гиперопека со стороны родителей, которые стремятся оградить ребенка от всех превратностей жизни. В таких семьях родное чадо с раннего детства ограничивают в общении, опасаясь инфекций, драк и «плохого влияния улицы». Малыш растет в тепличных условиях, не имея возможности обрести самый ценный опыт – опыт общения. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками. Излишняя строгость и требовательность родителей. Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, также может стать застенчивым, даже забитым и трусливым.
Обоснование методических средств. Так как коррекция направлена на детей дошкольного и младшего школьного возраста, основным методическим средством используем игру. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития. По мнению Д.Б. Эльконина, игра есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Д.Б. Эльконин писал, что символика игры дает возможность смоделировать систему отношений между людьми, в игре происходит рождение смыслов человеческих действий – все делается для другого человека
,
и в этом есть величайшее гуманистическое значение игры. Форма коррекционной работы. Используем групповую форму коррекционной работы, так как во время групповой работы (совместной игры со сверстниками и взрослыми), моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека, которая в свою очередь имеет сильное влияние на психическое развитие ребенка. Групповая форма наиболее популярна и более эффективна, так как человек получает в группе не только обратную связь на свои слова и действия, но и многочисленные алгоритмы разрешения своей проблемы. Режим занятий. Рекомендуемый состав группы: 4-7 человек - дети с одной проблемой (в данном случае застенчивость), принцип гетерогенности по полу, возраст дошкольный(3-7лет) или младший школьный(7-10лет). Данная программа включает в себя 4 этапа: 1этап. Ориентировочный (1 занятие). 2этап. Актуализация и объективирование типичных трудностей ребенка (2 занятия). 3этап. Конструктивно-формирующий (5 занятий) 4этап. Обобщающе-закрепляющий(2 занятия). Продолжительность одного занятия-45 минут. Периодичность занятий (2 раза в неделю). 5. План реализации программы.
Занятие.
Цель занятия: создание и установление эмоционального контакта, знакомство с целями работы, установление правил, знакомство детей друг с другом через установление первичных отношений. 1. Вводная часть -Приветствие (3-5 минут). «Здравствуйте, меня зовут ….Я очень рада вас всех видеть. На занятиях мы будем играть, рисовать, получать новые знания и хорошее настроение, также мы будем учиться справляться с трудностями, которые иногда портят нам настроение. Поэтому давайте обсудим, как нужно себя вести, чтобы всем здесь было хорошо и приятно» (необходимо организовать в виде дискуссии). Вот перечень основных правил: Приходить на занятия группы нужно вовремя. Каждый участник группы имеет право активно выступить. В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением: пытаться не давать оценок, быть искренними в своих чувствах. Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом. После выработки основных правил необходимо обсудить вопрос, чем эти правила полезны для группы. 2. Основная часть. -Упражнение «Представление»(10 минут)
Цель: знакомство, снятие напряженности, установление контакта, доверительных отношений. Все дети берутся за руки и произносят слова: «Всем, всем – здравствуйте!» Затем каждый участник занятия по кругу представляется следующим образом: «Меня зовут... Больше всего я люблю…». 3. Релаксационная пауза. - Упражнение-разминка. «Теремок» Пальчиковая игра (5минут) Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению. «На поляне теремок, (ладони сложить «домиком») Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в замок). Из трубы идет дымок (поочередно из всех пальцев сделать колечки) Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы растопырить). Чтобы не забрался вор (щелчки каждым из пальцев поочередно). Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (кулаком постучать по ладони). Открывайте! (широко развести руки в стороны). Я ваш друг!»( ладони сомкнуть одна поперек другой). Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению. 4. Коррекционная работа. -Упражнение «Паровозик» (10 -15мин). Цели: Упражнение в качестве разминки и установления доверительных отношений между участниками, учит детей работать в группе, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений. Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани. Рекомендации: Объясните детям, что тем, кто стоит в конце, сложнее преодолевать препятствия. Препятствия можно сделать из кубиков, мячей, положить гимнастическую палку на стулья и т.д. После упражнения обсуждаем, как чувствовали себя участники, будучи в роли паровозика и вагончика. 5. Заключительная часть. На заключительном этапе занятия можно провести –«Упражнение «Я!!!» (5-7минут). Цель: создание положительного настроя для дальнейшей работы. Все дети встают в круг. Каждый участник, по очереди, выходит в круг, подпрыгивает как можно выше, произнося слово «Я!!!!», все остальные хлопают в ладоши. Завершая занятие, все дети берутся за руки и говорят: «Всем, всем – спасибо!» Домашнее задание
Говорите что-нибудь хорошее друзьям или родственникам, делитесь своими чувствами. 6. Обратная связь. Чем мы сегодня занимались? Все ли у вас получилось на занятии? Чему вы еще хотите научиться?


В раздел образования