Автор: Макова Ольга Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Школа № 47" Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: Конспект урока Тема: "Понятие об окончании и основе слова" Раздел: начальное образование
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Тема:
Понятие об окончании и основе слова
Цели:
Образовательные: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова,
первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их
обозначать.
Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, умения сравнивать, выделять
существенные признаки, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры речи,
коммуникативных навыков, укреплению и сохранению здоровья учащихся через
физминутки, бережного отношения к животным.
Планируемый результат:
Предметные: знать, что такое окончание и основа слова, умение находить и выделять
эти орфограммы в словах.
Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои
эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируем
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей; умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из текстов,выявлять
сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в
устной форме; умение работать в паре, группе.
Основные понятия:
Понятия: окончание и основа слова.
Межпредметные связи:
Окружающий мир.
Организация пространства:
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Этапы урока
Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
1 .Мотивация к
учебной
деятельности
Цель:
активизация
учащихся.
Проверяют
готовность к
уроку
Настраивает детей на
работу, фиксирует на
доске
демонстрационно-
наглядные средства
обучения.
- У нас сегодня необычный урок. К нам пришел гость,
посмотреть на ваши успехи – давайте поздороваемся с ними.
- Вы начать урок готовы?
Садитесь!
- На каждом уроке вы получите новые знания, какими они будут:
большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от
вас.
2.Актуализация
знаний
повторение
Участвуют в
обсуждении
проблемных
Включает учащихся в
обсуждение
проблемных вопросов.
1. Индивидуальная работа.
- Начнем урок с орфографической минутки.
- С какой целью проводим орфографическую минутку?
изученного
материала,
необходимого
для «открытия
нового знания»,
и выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого
учащегося
.
вопросов.
Сверка с доской
Сл. № 1
Организует словарную
работу.
Слайд № 1
2. Словарная работа.
- Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные
слова, которые вы записываете к себе в тетрадь.
1. Машет радостно хвостом
Когда идет хозяин в дом.
У неё удел таков
Дом хранить от чужаков. (собака)
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А Зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
3. У нёё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока. (корова)
4. Всех боится он в лесу:
Волка, филину, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц)
- Посмотрите на экран и проверьте свою работу.
- Поднимите руки те, у кого нет ошибок. У кого есть ошибки.
- Оцените свою работу.
- Что вы можете сказать о словах? (словарные слова). Как назвать
одним? (названия животных). А точнее название зверей.
3.
- Животный мир – это часть нашей Земли. Все люди должны
заботиться о животных. Звери – часть животного мира.
3. Постановка
учебной задачи
Осуществляют
взаимный
контроль и
Работа в парах. сл. № 2
Слайд № 3
Организует работу в
группах, используя
раздаточный материал:
4. Введение в новый раздел
- Какие части слова мы изучили? (корень, приставка, суффикс)
- Какая часть в слове самая главная? (корень)
- Что такое корень? (главная часть слова, в котором заключено
общее значение всех однокоренных слов)
- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
(приставки и суффиксы)
- Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем
служит для образования новых слов)
- Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и
служит для образования новых слов)
- Хорошо, молодцы. Я предлагаю выполнить задание в группах.
Перед вами слова: Поход, мостик, перелесок, столик, пригород,
подсвечник .
- Подчеркните те, которые состоят:
1 группа: из корня и приставки (поход, пригород)
2 группа: из корня и суффикса (мостик, столик)
3 группа: из приставки, корня и суффикса (перелесок, подсвечник)
Сверка с доской
- Все согласны с выполнением задания. Возникли ли
у вас затруднения?
- Обратите внимание на 1-ю группу.
- Из этих слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне,
проверяемая ударением (пригород). Что оно означает?
4. Открытие
нового знания
Цель: уточнить
общий характер
нового знания.
оказывают в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
(работа в группе).
Осуществляют
взаимный
контроль и
оказывают в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь
(работа в паре).
карточки, обеспечивает
контроль
за выполнением
задания
слайд № 4 (цель)
Организует работу в
парах, используя
материал слайд № 5
нтерактивного задания.
на карточках
Слайд № 6
- Запишите это слово. 1 человек у доски
- Употребите это существительное с другими предлогами в, за, к.
(в пригороде, за пригородом, к пригороду)
- Назовите корень в словах. Часть перед корнем – это?
(приставка). Выделите её.
- Назовите ту часть, которая изменяется и подчеркните её.
- Кто знает, как называется эта часть слова? (окончание) Как вы
думаете, какова тема нашего урока? (Тема нашего урока: Окончание.)
- Ребята, что мы уже можем сказать об окончании? (часть слова,
которая стоит после корня)
- Определим цели: узнать, что такое окончание, научиться
определять его и узнать для чего оно нужно.
Работа в парах.
- Посмотрите на экран и на карточки на парте, перед вами задание.
(Вставить слово страна в предложении, изменяя по смыслу.)
- Выделите корень.
- Послушаем, что у вас получилось. Какой корень выделили?
Какая часть слова осталась?
- Кто знает как выделить окончание?
- В русском языке окончание обозначают квадратом. Выделите
окончания в записанных словах на карточке. (Ученик на интерактивной
доске обозначает окончания) 1 человек у доски выделяет.
- Сравните. Были у вас ошибки? Оцените свою работу в паре.
- Какая часть слова изменилась?
- Для чего вы изменяли окончание? (для связи слов в
предложении)
5. Первичное
закрепление
Работают с
информацией,
представленной
Слайд № 7
Слайд № 8
- Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании? Вот мы и
сделали маленькое, но очень важное открытие. Убедимся в
правильности нашего вывода и прочитаем правило на стр. 144. Читаем
1-ую часть.
- Читаем 2-ую часть правила.
- Про какую часть слова вы ещё узнали? (основа слова) Так
значит, на уроке у нас тема будет не только окончание, а еще какая?
(основа слова)
- Цели, какие: узнать, что такое основа слова и научиться
выделять основу в словах.
- Что такое основа? (неизменяемая часть слова)
- Найдите в тексте правила, как обозначается основа?
- Входит ли окончание в основу? (нет)
- Какие части слова входят в основу? (приставка, корень, суффикс)
1 человек у доски
- Выделите основу в словах. (Ученик на интерактивной доске
обозначает)
Физкультминутка
- Еще раз понаблюдаем за этими словами.
- Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или 3
разных слова (это одно и тоже слово)
- Что происходило с окончаниями? (оно изменялось)
6. Закрепление
нового
Цель:
зафиксировать
алгоритм
рассуждения
на слайдах
презентации
Формулируют шаги,
которые необходимо
сделать реализации
поставленной цели
Слайд № 9
Вывод: - Как же найти в слове окончание? (нужно изменить
слово)
- Проверим наши предположения по учебнику на стр. 145. Что
нового еще узнали из правила. (окончание может быть нулевым)
- Закрепим новое правило и выполним задание. Но сначала выстроим
алгоритм, по которому мы будет выделять окончание и основу слова.
Задание на карточке. Выдели окончание и основу слова.
7.
Итог урока
Цель: оценить
результаты
деятельности
учащихся;
подвести их к
самостоятельно
му оцениванию
собственной
деятельности.
Фиксируют по
индивидуальной
карте - схеме
изученное новое
знание.
Оценивают
собственную
учебную
деятельность на
уроке с помощью
индивидуальных
карточек -
Осуществляет
рефлексивный анализ
учебной деятельности
учащихся с помощью
карточки – схемы для
этапа рефлексии.
Предлагает учащимся
вариативное домашнее
задание.
- Подходит к концу наш урок. Подведем итоги. Какую цель мы ставили
на уроке? (узнать, что такое окончание и для чего оно нужно)
- Достигли мы цели? Проверим наши знания с помощью игры.
Работа с сигнальными карточками: да – нет
Да- хлопок, нет- тишина
- Ответьте кратко: да ли нет (зеленая карточка – да, красная - нет)
- Окончание – изменяемая часть слова? (да)
- Окончание входит в основу слова? (нет)
- Окончание служит для связи слов в предложении? (да)
- С помощью окончания образуются новые слова? (нет)
- У кого были затруднения при изучении темы?
- Оцените свою работу на уроке.
лестницы успеха.
- Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, нарисуйте
себя на лесенке успеха.
- Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю?
О чём это говорит?
-Все вы на уроке очень хорошо потрудились.
Домашнее задание, отметки
- Задание на дом.
1. Выучить определения на стр 144-145
2. Упр 2 стр 162
3. Творческое задание: сочинить стихотворение, загадку или сказку о
новых частях слова.
- На этом наш урок окончен.