Напоминание

"Понятие об окончании и основе слова"


Автор: Макова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 47"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Понятие об окончании и основе слова"
Раздел: начальное образование





Назад





Предмет:
Русский язык
Класс:
3
Тип урока:
Урок открытия новых знаний.
УМК:
Образовательная система «Школа 2100» Тема:
Понятие об окончании и основе слова
Цели: Образовательные: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы. Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры речи, коммуникативных навыков, укреплению и сохранению здоровья учащихся через физминутки, бережного отношения к животным. Планируемый результат: Предметные: знать, что такое окончание и основа слова, умение находить и выделять эти орфограммы в словах. Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя. Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из текстов,выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе. Основные понятия: Понятия: окончание и основа слова. Межпредметные связи: Окружающий мир. Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Этапы урока

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1
.Мотивация к

учебной

деятельности
Цель: активизация учащихся. Проверяют готовность к уроку Настраивает детей на работу, фиксирует на доске демонстрационно- наглядные средства обучения. - У нас сегодня необычный урок. К нам пришел гость, посмотреть на ваши успехи – давайте поздороваемся с ними. - Вы начать урок готовы? Садитесь! - На каждом уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас.
2.Актуализация

знаний
повторение Участвуют в обсуждении проблемных Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
1. Индивидуальная работа.
- Начнем урок с орфографической минутки. - С какой целью проводим орфографическую минутку?
изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося . вопросов. Сверка с доской Сл. № 1 Организует словарную работу. Слайд № 1
2. Словарная работа.
- Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные слова, которые вы записываете к себе в тетрадь. 1. Машет радостно хвостом Когда идет хозяин в дом. У неё удел таков Дом хранить от чужаков.
(собака)
2. Хозяин лесной просыпается весной, А Зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
(медведь)
3. У нёё рога, копыта, И на всех глядит сердито, Но добрей она щенка, И нальёт нам молока.
(корова)
4. Всех боится он в лесу: Волка, филину, лису. Бегает от них, спасаясь, С длинными ушами…
(заяц)
- Посмотрите на экран и проверьте свою работу. - Поднимите руки те, у кого нет ошибок. У кого есть ошибки. - Оцените свою работу. - Что вы можете сказать о словах? (словарные слова). Как назвать одним? (названия животных). А точнее название зверей.
3.
- Животный мир – это часть нашей Земли. Все люди должны заботиться о животных. Звери – часть животного мира.

3. Постановка

учебной задачи
Осуществляют взаимный контроль и Работа в парах. сл. № 2 Слайд № 3 Организует работу в группах, используя раздаточный материал:
4. Введение в новый раздел
- Какие части слова мы изучили? (корень, приставка, суффикс) - Какая часть в слове самая главная? (корень) - Что такое корень? (главная часть слова, в котором заключено общее значение всех однокоренных слов) - Какие части слова участвуют в образовании новых слов? (приставки и суффиксы) - Что такое приставка? (часть слова, которая стоит перед корнем служит для образования новых слов) - Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) - Хорошо, молодцы. Я предлагаю выполнить задание в группах. Перед вами слова:
Поход, мостик, перелесок, столик, пригород,

подсвечник
. - Подчеркните те, которые состоят: 1 группа: из корня и приставки (поход, пригород) 2 группа: из корня и суффикса (мостик, столик) 3 группа: из приставки, корня и суффикса (перелесок, подсвечник) Сверка с доской - Все согласны с выполнением задания. Возникли ли у вас затруднения? - Обратите внимание на 1-ю группу. - Из этих слов найдите слово с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением (пригород). Что оно означает?

4. Открытие

нового знания
Цель: уточнить общий характер нового знания. оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе). Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). карточки, обеспечивает контроль за выполнением задания слайд № 4 (цель) Организует работу в парах, используя материал слайд № 5 нтерактивного задания. на карточках Слайд № 6 - Запишите это слово. 1 человек у доски - Употребите это существительное с другими предлогами в, за, к. (в пригороде, за пригородом, к пригороду) - Назовите корень в словах. Часть перед корнем – это? (приставка). Выделите её. - Назовите ту часть, которая изменяется и подчеркните её. - Кто знает, как называется эта часть слова? (окончание) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Тема нашего урока: Окончание.) - Ребята, что мы уже можем сказать об окончании? (часть слова, которая стоит после корня) - Определим цели: узнать, что такое окончание, научиться определять его и узнать для чего оно нужно. Работа в парах. - Посмотрите на экран и на карточки на парте, перед вами задание. (Вставить слово страна в предложении, изменяя по смыслу.) - Выделите корень. - Послушаем, что у вас получилось. Какой корень выделили? Какая часть слова осталась? - Кто знает как выделить окончание? - В русском языке окончание обозначают квадратом. Выделите окончания в записанных словах на карточке. (Ученик на интерактивной доске обозначает окончания) 1 человек у доски выделяет. - Сравните. Были у вас ошибки? Оцените свою работу в паре. - Какая часть слова изменилась? - Для чего вы изменяли окончание? (для связи слов в предложении)

5. Первичное

закрепление
Работают с информацией, представленной Слайд № 7 Слайд № 8 - Сформулируйте вывод, что вы узнали об окончании? Вот мы и сделали маленькое, но очень важное открытие. Убедимся в правильности нашего вывода и прочитаем правило на стр. 144. Читаем 1-ую часть. - Читаем 2-ую часть правила. - Про какую часть слова вы ещё узнали? (основа слова) Так значит, на уроке у нас тема будет не только окончание, а еще какая?
(основа слова)

- Цели, какие:
узнать, что такое основа слова и научиться выделять основу в словах. - Что такое основа? (неизменяемая часть слова) - Найдите в тексте правила, как обозначается основа? - Входит ли окончание в основу? (нет) - Какие части слова входят в основу? (приставка, корень, суффикс) 1 человек у доски - Выделите основу в словах. (Ученик на интерактивной доске обозначает)
Физкультминутка
- Еще раз понаблюдаем за этими словами. - Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или 3 разных слова (это одно и тоже слово) - Что происходило с окончаниями? (оно изменялось)

6. Закрепление

нового
Цель: зафиксировать алгоритм рассуждения на слайдах презентации Формулируют шаги, которые необходимо сделать реализации поставленной цели Слайд № 9 Вывод: - Как же найти в слове окончание? (нужно изменить слово) - Проверим наши предположения по учебнику на стр. 145. Что нового еще узнали из правила. (окончание может быть нулевым)
-
Закрепим новое правило и выполним задание. Но сначала выстроим алгоритм, по которому мы будет выделять окончание и основу слова. Задание на карточке. Выдели окончание и основу слова.
7.

Итог урока
Цель: оценить результаты деятельности учащихся; подвести их к самостоятельно му оцениванию собственной деятельности. Фиксируют по индивидуальной карте - схеме изученное новое знание. Оценивают собственную учебную деятельность на уроке с помощью индивидуальных карточек - Осуществляет рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся с помощью карточки – схемы для этапа рефлексии. Предлагает учащимся вариативное домашнее задание. - Подходит к концу наш урок. Подведем итоги. Какую цель мы ставили на уроке? (узнать, что такое окончание и для чего оно нужно) - Достигли мы цели? Проверим наши знания с помощью игры. Работа с сигнальными карточками: да – нет Да- хлопок, нет- тишина - Ответьте кратко: да ли нет (зеленая карточка – да, красная - нет) - Окончание – изменяемая часть слова? (да) - Окончание входит в основу слова? (нет) - Окончание служит для связи слов в предложении? (да) - С помощью окончания образуются новые слова? (нет) - У кого были затруднения при изучении темы? - Оцените свою работу на уроке.
лестницы успеха. - Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, нарисуйте себя на лесенке успеха. - Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит? -Все вы на уроке очень хорошо потрудились.
Домашнее задание, отметки
- Задание на дом. 1. Выучить определения на стр 144-145 2. Упр 2 стр 162 3. Творческое задание: сочинить стихотворение, загадку или сказку о новых частях слова. - На этом наш урок окончен.


В раздел образования