Напоминание

"Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека"


Автор: Зольникова Тамара Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №47
Населённый пункт: Нижегородская область,г.Арзамас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности детьми подготовительной к школе

группы на тему

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: Развивать

познавательную

активность

детей

в

процессе

формирования

представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и

применения.

Развивать

экологическое

мышление

в

процессе

образовательной

деятельности, творческое воображение.

Задачи:

Образовательная:

Обобщить

и

систематизировать

представления

детей

о

лекарственных растениях;

Развивающая :Расширять кругозор, развивать связную речь, мышление;

Воспитывающая:

Воспитывать

экологическую

культуру,

формировать

уважительное

отношение

к

лекарственным

травам;

навыки

совместной

деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.

Оборудование: Презентация «Лекарственные

растения»,

гербарий

«Растения

нашего края», дидактическая игра «Кто быстрее найдёт растение по названию?».

Ход занятия.

1

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений.

- Закройте, пожалуйста, глаза и на минутку представьте, что вы оказались на

летнем лугу.

Воспитатель читает стихотворение Рождественского В.В.

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Воспитатель

загадывает

загадки,

отгадав

которые,

дети

узнают,

какие

это

растения:

-Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

У лесной сторожки

Стоит солнышко на ножке.

Середка желтая,

Юбка белая. (Ромашка)

-Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

2

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок (Мать-и-мачеха)

Воспитатель

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно.

-

Крапиву,

мать-и-мачеху,

ромашку

и

подорожник

можно

объединить

в

одну

группу, какую?

Ответы детей(Это лекарственные растения)

- Для чего они нужны человеку?

Ответы детей (Для того чтобы, не болеть или лечиться, если уже заболели)

Воспитатель

-Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то

травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у

разных растений.

-Лекарственных растений много, но мы сегодня поговорим о некоторых из них.

-Посмотрите на это растение (Показ слайда 2).

-Он растет вдоль дорог. Листья у него упругие, с прочными прожилками,

густой

пучок

корней,

который

надежно

укрепляется

в

почве,

стебелек

с

соцветием. Его называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист,

очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился

сок, и приложи его к ране.

3

- Кто знает, как оно называется?

Ответы детей

(Подорожник)

Ребёнок в костюме подорожника.

Стих

Подорожник под ногами –

Землю застелил коврами.

Лапы им Песец лечил,

И теперь зверь полон сил.

Воспитатель

- Его можно встретить на лугах и лесных опушках. Каждый его лист состоит

из

множества

крохотных

листков,

и

у

каждого

листка

ажурные

края. Его

используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита, снятия воспаления.

-Подумайте, как называется это растение?(Показ слайда 3)

Ответы детей (Тысячелистник)

Ребёнок в костюме тысячелистника.

Стих

Тысячелистник - пахнет

сладко и смолисто,

В зонт бело - розовый

собрал свои цветочки

4

На стебле - тысяча

мельчайших листьев

Возьмите сосчитайте –

это - точно!

- Предлагаю посмотреть на другое растение. (Показ слайда 4)

- О каком растении говорят, что оно жжет? Кто знает, как оно называется?

Ответы детей (Крапива)

-Правильно, рекомендуют крапиву при воспалении лёгких, кровотечениях,

нарывах, ранах. Применяют как ранозаживляющее, при кашле рекомендуют отвар

корней крапивы в сахарном сиропе. Настой из листьев используют для полоскания

горла, а так же для укрепления волос.

Ребенок в костюме крапивы.

Стих

Очень часто тело жжёт -

Себя сильно бережёт,

А растёт неприхотлива

Травянистая крапива.

Воспитатель (Показ слайда 5)

-Применяют ее как успокаивающее, противопростудное средство. Наружно

для полосканий при заболевании полости рта. Цветки также применяются как

противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, в косметике для

придания светлым волосам золотистого оттенка.

5

– Что это за растение?

Ответы детей (Ромашка)

Ребенок в костюме ромашки.

стих

На лугу цветёт ромашка

Скромный беленький цветок,

Что из жёлтого кармашка

Уронила лепесток.

Воспитатель(Показ слайда 6)

- Это лекарственное растение применяют в двух случаях — при кашле внутрь

и гнойных нарывах наружно. Сегодня оно из первых лекарственных растений при

кашле.

- Как думаете, о каком растении идет речь?

Ответы детей (мать –и- мачиха)

Ребенок в костюме мать-и-мачихи.

стих

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега - и цветут!

6

-Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих

районах нашего края.

Физкультминутка"Мы по лугу прогулялись"

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

(Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

(Шагаем на месте.)

-Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы?

Ответы детей. (в мае месяце, на лугу, в лесу, в поле).

- А сейчас я вам назову некоторые правила сбора лекарственных растений,

слушай и запоминайте:

7

1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

-Почему?

Ответы детей

(если

попадёт

в

сбор

ядовитая

трава,

то

можно

отравиться).

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет

роса.

- Почему?

Ответы детей ( обсохшие от росы растения, не испортятся во время

сушки и хранения).

-А что

может произойти с мокрыми от росы растениями во время

сушки и хранения?

Ответы

детей

( они

загниют

и

будут

не

пригодны

для

лечения).

3. Нельзя

собирать

растения

в

городе

и

вблизи

дороги. Почему,

как

вы

думаете?

Ответы

детей (Растения

там

отравлены

ядами

от

проезжающего

транспорта).

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а

то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. Почему?

Ответы детей(На солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ

в

н и х

н е

о с т а н е т с я ) .

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем

и рвать все до последнего. Почему?

Ответы детей.(Чтобы сохранить растения для дальнейшего размножения).

- Правильно, молодцы.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

Ответы детей. (Они находятся на грани исчезновения).

8

-

А теперь посмотрите на эти растения в засушенном виде. (Показ гербария

«Растения нашего края» ).

- Ребята, а теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра «Кто быстрее найдёт растение по названию?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Правила

игры:

быстро

находить

карточки

с

изображением

лекарственного

растения, названного воспитателем.

Материал: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого

растения).

Воспитатель

раскладывает

карточки

с

изображением

различных

растений.

Называет одно из изображенных на карточке лекарственных растений. Например,

крапива. Дети собирают все карточки с изображением крапивы. Выигрывает тот,

кто быстрее всех найдет названное растение.

Итог:

-Ребята с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились?

(Ответы детей)

- Молодцы, на этом наше занятие закончено. Спасибо за работу!

Литература

1. Путырский, И.Н.Универсальная энциклопедия лекарственных растений./ И.Н.

Путырский, В.Н. Прохоров.: Изд-во Книжный дом, Махаон, 2000.-605 с.

2. Бондаренко, Т. М.Комплексное занятие в подготовительной группе детского

сада./ Т.М.Бондаренко.- Воронеж: Изд-во Учитель, 2009.-666 с.

9



В раздел образования