Напоминание

"Развитие творческого воображения, посредством аппликации"


Автор: Голубева Анжелика Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ№9
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого воображения, посредством аппликации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальност

ь

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач

эстетического

воспитания,

так

как

по

своему

характеру

является

художественной

деятельностью,

что

решает

одну

из

приоритетных

задач

ФГОС.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот

психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы

деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах

психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о

роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности

механизмов воображения.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.

Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других,

воображение

выступает

не

только

предпосылкой

эффективного

усвоения

детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования

имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в

значительной

степени

определяет

эффективность

учебно-воспитательной

деятельности в ДОУ.

Специфика

занятий

изобразительным

творчеством

даёт

широкие

возможности для познания прекрасного и развития творческого воображения

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического

влияния, имеет своё специфическое воздействие на ребёнка. Аппликация

имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного

возраста.

Цель : развить

творческое

воображение,

детей

среднего

дошкольного

возраста ,средствами аппликации.

Задачи:

1)

Изучение

научной

литературы

по

проблеме

развития

творческого

воспитания, детей среднего дошкольного возраста.

2) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в

технике аппликации.

3) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных

занятия по аппликации.

4)

Разработать

и

апробировать

занятие

занимательного

характера

по

аппликации с детьми среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческого воображения у детей

среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческого воображения, детей среднего

дошкольного возраста, средствами аппликации.

Гипотеза: процесс

развития

творческого

воображения,

детей

среднего

дошкольного

возраста,

будет

более

эффективным,

если

развивать

его

средствами аппликации.

Творческое воображение - это способность человека к построению новых

образов посредством переработки психических компонентов, которые

были приобретены в прошлом опыте.

В

возрасте

4-5

лет

формируются

предпосылки

развития

творческого

воображения.

К

ним

относится

обогащение

опыта

ребенка

и

развитие

представлений, появление ступенчатого планирования, благодаря которому

развивается возможность направленного словесного творчества. В возрасте 4-

5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков,

выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет

рассказы,

создает

новых

персонажей,

ищет

способы

осуществить

свои

творческие

замыслы,

придумывает

новые

игры.

Но

детям

еще

трудно

фантазировать,

не

действуя

при

этом.

То

есть,

чтобы

воображать,

фантазировать,

детям

4-5

лет

надо

действовать

(строить,

рассказывать,

рисовать и т.д.)

Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе изодеятельности

происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все

задачи

не

сухо,

не

формально,

в

соответствии

с

требованиями

самой

изобразительной деятельности, используя методы и приёмы, вызывающие

положительный

эмоциональный

отклик

у

ребят.

Чем

богаче

впечатления

детей, чем содержательнее и полнее их жизнь, тем больше будет развиваться

детское воображение.

Согласно работам Т.М. Комаровой, И.А. Лыковой, аппликация представляет

собой

простой

и

доступный

способ

создания

художественного

образа,

отличающегося сохранностью реалистичной основы изображения.

Простота

и

легкость

исполнения

аппликации

делают

ее

доступной

для

детского

творчества.

Ребята

могут,

как

использовать

готовые

формы,

окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая

элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия

аппликацией

спо собствуют,

с

одной

стороны,

формированию

изобразительных

умений

и

навыков,

с

другой

--

развитию

творческих

способностей детей.

Аппликация -

наиболее

простой

и

доступный

способ

создания

художественных

работ,

при

котором

сохраняется

реалистическая

основа

самого изображения.

Аппликация может быть;

Предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево,

гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.);

Сюжетной,

отображающей

совокупность

действий,

событий

(«Салют

Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.);

Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить

различные предметы.

Классификация аппликации

по форме

1.

объемная;

2.

плоская;

по цвету

1.

одноцветная;

2.

многоцветная;

3.

чёрно-белая

В среднем дошкольном возрасте аппликация является одним из самых

любимых

видов

деятельности

детей.

На

занятиях

аппликацией

дети

осваивают разнообразные умения, которые влияют не только на их общее

развитие, но и на развитие воображения.

К этим умениям относятся: развитие сенсорных эталонов, благодаря

которым дети учатся соотносить предметы по цвету, форме и величине, это

эстетические чувства, помогающие детям гармонично сочетать разные цвета

и формы в одном образе, это пространственная ориентировка, помогающая

детям правильно оформлять свой образ.

Знакомясь

с

аппликацией,

дети

также

знакомятся

с

разнообразными

материалами, разными видами тканей, бумаги, кожи, соломы и других видов

материалов.

Все

эти

материалы

обладают

разными

свойствами,

они

обогащают представления детей и создают почву для фантазии. При этом

ключевым условием является наличие у детей интереса к процессу.

Таким

образом,

аппликация

выступает

одним

из

средств

развития

творческого воображения детей дошкольного возраста. По своему характеру

аппликация уже предполагает создание образов из отдельных элементов,

мысленное представление результата, возможность варьировать деталями,

материалами,

что

формирует

у

детей

разные

идеи

и

механизмы

их

воплощения. Способствует развитию творческого воображения в процессе

аппликации ,

наличие

у

детей

интереса

к

аппликации

как

виду

изобразительной

деятельности;

последовательное

овладение

операциями

воображения; усложнение способов создания аппликации (от создания «по

образцу»

до

создания

«по

замыслу»);

система

занятий,

направленная

на

развитие творческого воображения.

Литература

1.

Амоков

А.Б.

Искусство

аппликации.

Кн.

Для

занятий

с

детьми

младшего и среднего возраста. М: «Школьная Пресса», 2012. 228 с.

2.

Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение,

2008. 224 с.

3.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:

Просвещение, 2011. 94 с.

4.

Комарова

Т.

С.

Детское

художественное

творчество.

Методическое

пособие для воспитателей и педагогов. М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

182 с.

5.

Лыкова И.А Экспериментирование в изобразительной деятельности //

Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы

международной юбилейной научно-практической конференции / Отв.

ред. В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова. - М.: Аванти, 2010. - С.157-158.

6.

Малик

О.А.

Занятия

по

аппликации:

развиваем

самостоятельность

дошкольников.М.: ТЦ Сфера, 2009. 96 с.



В раздел образования