Рабочая программа по ознакомлению с художественной литературой детей 4-5 лет
Автор: Юрова Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ПГОДетский сад № 54 Населённый пункт: город Полевской, Свердловская область Наименование материала: Метадическая разработка Тема: Рабочая программа по ознакомлению с художественной литературой детей 4-5 лет Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №54»
Методическая разработка
"
Рабочая программа
по ознакомлению с художественной литературой
детей 4-5 лет
"
Исполнитель Юрова Н.В.
(Воспитатель)
Полевской
2016г
Рабочая программа включает разделы:
- пояснительная записка;
- ожидаемые результаты;
- основное содержание;
- учебно-тематическое планирование;
- календарно-тематическое планирование.
1.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «От рождения до школы» Н.И. Вераксы. Программа
рассчитана на детей 4-5лет. Материал распределен по блокам: «Сказки», «Чтение рассказов и басен», «Заучивание и
чтение стихов», «Малые фольклорные формы».
В среднем дошкольном возрасте уделяется большое внимание приобщению детей к художественной литературе.
Учебный материал преподносится после прочтения какой-либо сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных
форм. Развитие речи ребенка неотделимо от знакомства его с книгой. Чем больше читает и слушает малыш, тем красивее
он говорит, тем богаче его словарный запас.
Шаг за шагом, через беседы, игры, стишки, потешки, сказки, ребенок учится размышлять, правильно выражать свои
мысли, разговаривать.
В основном используется формы игровая, , занятия-путешествия, беседы чтения, обсуждения.
Применяемые технологии обучения: подгрупповые , игровые, театральные .
•
Цель : формирование интереса и потребности к чтению книг, через решение следующих задач:
•
Задачи: 1. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; Запоминать небольшие и простые по
содержанию считалки; Помогать им используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно
воспринимать содержание произведения.
•
2. Поддерживать внимание и интерес к слову литературном произведении . Учить с помощью воспитателя
инсценировать и драматизировать не большие отрывки народных сказок
•
3. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
•
4. Продолжать способствовать формированию интереса книгам.
2. Ожидаемые результаты.
Бережное отношение и интерес к книге , к художественной литературе
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ и решение задач развития детей вместе с их
семьями
Рост интереса к самостоятельной и совместной деятельности с родителями дома
Развитие речевой активности ребенка
Основное содержание рабочей программы.
№
Наименование темы
Содержание учебного
материала
Формы
организации
образовательной
деятельности
Задачи
1
Сказки
Русские народные сказки
«Про Иванушку дурачка »
«Зимовье», «Жихарка»,
«Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Лесичка
сестричка и волк»,
«Петушок и бобовое
зернышко», «Лиса и козел».
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Беседа
Игры
Ситуативный
разговор с
детьми
Знать: русские
народные сказки и
сказки народов мира.
Уметь: пересказывать
сказки, отвечать на
вопросы по
содержанию сказок.
Понимать: содержание
сказок, чему учит
сказка.
2
Чтение рассказов и басен К.И.
Чуковский, С.Я.Маршак С. Михалков.
Пришвин, Чарушин.
Слушают и обсуждают
содержание басен рассказов:
об осени, И.А.Крылова
«Стрекоза и муравей»,
«Ворона и лисица», «Лебедь,
рак и щука», «Дядя Степа»,
«Федорино горе», «Лесна
поляна», «Воробьи», «Лиса
и лисята».
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Беседа
Игры
Ситуативный
разговор с
детьми
Знать: рассказы и
басни.
Уметь: внимательно
слушать, понимать и
запоминать
услышанное,
различать сказки,
рассказы, стихи,
басни.
Понимать: смысл
басен и рассказов
3.
Заучивание и чтение стихов
Дети знакомятся со стихами
и заучивают их:
Выразительное
чтение наизусть.
Знать: стихи русских
поэтов.
«Осень»Трутнева, «Первый
снег» , А.Пушкин «Ветер
ветер ты могуч», С.Есенин
«поет зима –аукает »,
Сурикова «Зима» , А.Барто
«Игрушки».
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Беседа
Игры
Ситуативный
разговор с
детьми
Уметь: запоминать
стихи, выразительно
их читать.
4.
Малые фольклорные формы
Знакомство с потешками,
песенками, пословицами и
поговорками, загадками.
Русские народные потешки:
1.Сегодня целый день …
2. Лень-потягота…
3. Барашеньки…
4.Ножки , ножки, где вы
были.
5.Чив-чив воробей.
6. Дед хотел уху сварить..
. Чтение
Обсуждение
Беседа
Игры
Ситуативный
разговор с
детьми
Продуктивная
деятельность
Знать: потешки,
песенки, пословицы,
поговорки, загадки
Уметь: выразительно
читать наизусть,
пересказывать,
отгадывать загадки.
Понимать: языковые
особенности потешек
4.Учебно-тематическое планирование.
№
Наименование темы
Количество часов
Изучение теории
Практические
занятия
Время,
отведенное на
проведение
контрольных
мероприятий
1
Сказки
12
4
8
2.
Чтение рассказов и басен
11
4
7
3.
Заучивание и чтение стихов
5
2
3
4.
Малые фольклорные формы
4
2
2
5. Календарно-тематическое планирование
№
Наименование темы
Колич
ество
часов
Тема занятия
Тип занятия
Виды и формы контроля
1
Чтение рассказов и
басен
1
1.Чтение рассказов
об осени
комбинированный
Фронтальный
Беседа по вопросам
2.
Сказки
1
Рассказывание
русской нар.сказки
«Жихарка»
комбинированный
Беседа по вопросам
3.
Заучивание стихов
1
Заучивание
стихотворения
Е.Трутневой
«Осень»
комбинированный
Выразительное чтение наизусть
4.
Сказки
2
1.Рассказывание
русской
народ.сказки
«Зимовье»
комбинированный
Беседа по вопросам
5
2. туркменская
нар.сказка
«Падчерица»
комбинированный
Беседа по вопросам
6.
Малые фольклорные
формы
1
Знакомство с
потешками. «Баю-
баю-баиньки»
комбинированный
Беседа по вопросам.
Чтение наизусть
7.
Сказки
1
Слушание сказки
Мамин-Сибиряка
«Про зайца длинные
уши..»
комбинированный
Беседа по вопросам
8.
Заучивание стихов
1
Заучивание
комбинированный
Выразительное чтение наизусть
стихотворения
А.Пушкина «Уж
небо осенью
дышало..»
9.
Сказки
1
Рассказывание
украинской сказки
«Руковичка»
комбинированный
Беседа по вопросам
10.
Чтение рассказов и
басен
1
Чтение басни
И.А.Крылова
«Стрекоза и
Муравей»
комбинированный
Беседа по вопросам
Пересказ по ролям
11.
Сказки
1
Чтение сказки
С.Маршак «Красная
шапочка»
комбинированный
Беседа по вопросам
12.
Заучивание и чтение
стихов
1
А.Барто «игрушки»
комбинированный
Выразительное чтение наизусть
13.
Малые фольклорные
формы
1
Заучивание песенки
«Сорока-белобока»
комбинированный
Выразительное чтение наизусть
14.
Сказки
1
Рассказывание
сказок Чуковского
комбинированный
Беседа по вопросам
15.
Чтение басен и
рассказов
2
Басня И.Крылова
«Ворона и Лисица»
комбинированный
Беседа по вопросам
16.
Чтение рассказов о
животных
Пришвина
комбинированный
Беседа по вопросам
17.
Чтение и заучивание
стихов
1
Заучивание
стихотв.С.Есенина
«Береза»
комбинированный
Выразительное чтение наизусть
18.
Сказки
1
Чтение сказки У.
Диснея «Три
комбинированный
Беседа по вопросам
поросенка»
19.
Малые фольклорные
формы
1
Русские народные
потешки: 1.Сегодня
целый день …
2. Лень-потягота…
3. Барашеньки…
4.Ножки , ножки,
где вы были.
5.Чив-чив воробей.
6. Дед хотел уху
сварить
комбинированный
Выразительное чтение
20.
Рассказы и басни
2
Чтение рассказа
С.Иванова «Каким
бывает снег»
комбинированный
Беседа по вопросам
21.
Чтение басни
С.Михалкова
«Ошибка»
комбинированный
Беседа по вопросам
22.
Сказки
1
Слушание сказки
В.Катаева «Цветик-
семицветик
комбинированный
Беседа по вопросам
23.
Рассказы и басни
2
Чтение рассказов и
стихов о весне
комбинированный
Беседа по вопросам
24.
Басня Л.Толстого
«Собака и её тень»
комбинированный
Беседа по вопросам
Пересказ по ролям
25.
Сказки
1
Сказки Чуковского
комбинированный
Беседа по вопросам
26.
Рассказы и басни
1
Чтение рассказа
В.Драгунского
«Друг детства»
комбинированный
пересказ
27.
Малые фольклорные
формы
1
комбинированный
Выразительное чтение наизусть
28.
Сказки
2
Рассказывание
сказки Н.Носов
«Приключения
Незнайки »
комбинированный
Беседа по вопросам
29.
Рассказывание
сказки
Г.Х.Андерсена
«Гадкий утенок»
комбинированный
Рассказывание сказки
30.
Рассказы и басни
2
Чтение басни
А.Крылова «Лебедь,
Рак и Щука»
комбинированный
Беседа по вопросам
31
Рассказы о весне
Составление
описательного
рассказа по картине
Каменева «Весна»
комбинированный
Индивидуальное выполнение заданий
32.
Заучивание и чтение
стихов
1
Заучивание
стихотворения «Что
такое лето?»
комбинированный
Выразительное чтение наизусть