Напоминание

Трезвучие и его обращения


Автор: Ильгамова Ираида Галеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ г. Белорецк МР БР РБ
Населённый пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Трезвучие и его обращения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа г. Белорецк

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Трезвучие и его обращения

Методическая разработка

Ильгамова И.Г.,

преподаватель

теоретических дисциплин

первой

квалификационной категории

2018 г.

Содержание

1.Введение.

2. Виды трезвучий.

3.Обращения трезвучий.

4. Главные трезвучия лада.

5. Рекомендации по работе с аккордами на уроках сольфеджио.

6. Приложения.

7. Используемая литература.

Важную роль в музыке играет гармония - одно из главных средств

выразительности. Мелодия не может всегда звучать одна. Музыка должна

быть наполненной, насыщенной и это богатство придает музыке во многом

гармония.

Поддерживая

мелодию,

она

наполняет

звучание

новыми

выразительными

красками.

Гармонию

же

создает

последовательность

благозвучных аккордов. Слово «аккорд» (итал. accordo, φρ. accord) ведет свое

происхождение от позднелатинского (III-VI вв.) accordare — «согласовывать».

Таким образом, слово «аккорд» указывает на «согласие» между звуками. В

XIV в. во Франции зафиксировано использование слова «acors» — в работе

«Tractatus

de

discantu» Анонима XIII,

где

«acors»

значит

«двузвучия»,

«интервалы».

В

английской

терминологии

середины XV

в.

встречаются

термины acordis,

cordis

в

значении

консонирующих

созвучий.

Понятие

консонирующего

аккорда

выработано

Дж.

Царлино

в

его

«Учении

о

гармонии» (1558). Понятие и термин «аккорд» закрепились в эпоху генерал-

баса (XVII — первая половина XVIII в.). Широкое же употребление термин

«аккорд» повсеместно получил с XVIII в., с выработки классического учения

о гармонии.Одно из первых новых определений аккорда дал немецкий теоре-

тик Йоханн Вальтер (1708): «Аккорд есть всякое гармоническое созвучие».

Основное

же

определение

аккорда,

действительное

для

эпохи

венских

классиков и романтиков, а затем и русских композиторов гласит: аккорд есть

созвучие, расположимое по терциям

.

В наше время созвучием называется одновременное сочетание нескольких

(двух и больше) звуков. Аккорд – это созвучие, состоящее из трех и более

звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Аккорд, который состоит из трех звуков, расположенных по терциям

называется

трезвучием.

От

того,

какие

терции

входят

в

образование

трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1.

Большое или мажорное трезвучие состоит из большой терции и малой

терции,

между

крайними

звуками

образуется

интервал

чистой

квинты

(термин «мажорный» происходит от итальянского maggiore – «больший» и

относится к нижней большой терции трезвучия).

2.

Малое или минорное трезвучие состоит из малой терции и большой

терции,

между

крайними

звуками

образуется

чистой

квинты

(

термин

«минорный» происходит от итальянского minore – «меньший» и относится к

нижней малой терции трезвучия).

3.

Уменьшенное

трезвучие

состоит

из

двух

малых

терций,

между

крайними

звуками

образуется

интервал

уменьшенной

квинты

(

термин

«уменьшенный» относится к квинте).

4.

Увеличенное

трезвучие

состоит

из

двух

больших

терций,

между

крайними

звуками

образуется

интервал

увеличенной

квинты

(термин

«увеличенный» относится к квинте).

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются

консонирующими

интервалами.

В

число

интервалов,

составляющих

увеличенное и уменьшенное трезвучие, входят диссонирующие интервалы

(увеличенная квинта и уменьшенная квинта). Поэтому мажорное и минорное

трезвучия

являются

консонирующими,

а

увеличенное

и

уменьшенное

диссонирующими.

В

обозначения

трезвучий

входят

интервалы,

составляющие эти аккорды, цифры 3 и 5:Б.53,М.53,Ув.53,Ум.53

Когда звуки трезвучия расположены по терциям, то такое положение его

называется основным. Каждый звук трезвучия имеет свое название. Эти

названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении

трезвучия от нижнего звука к последующим. Так основной или нижний звук

трезвучия называется примой, второй или средний – терцией, третий или

верхний

квинтой,

причем

эти

названия

сохраняются

в

дальнейшем

за

данными звуками при любых их перестановках (перемещениях).

Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется таким образом,

что нижним его становится терция или квинта, то такое положение трезвучия

называется обращением. Обращение – это перенос нижнего звука любого

созвучия на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.

Трезвучие имеет два обращения секстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд – первое обращение трезвучия. Образуется путем переноса

примы

трезвучия

на

октаву

вверх.

Нижним

звуком

становится

терция.

Обозначается цифрой 6 – Б.6, М.6, так как для этого аккорда характерна

секста,

образовавшаяся

от

нижнего

звука

к

перенесенной

наверх

приме.

Интервальная

структура

меняется

в

отличии

от

основного

аккорда

-

трезвучия. В секстаккорде внизу терция, вверху- кварта

Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия. Образуется путем

переноса

примы

и

терции

на

октаву

вверх.

Нижним

звуком

становится

квинта.

Обозначается

цифрами

четыре-шесть-

Б.64,

М.64,Ум.64,Ув.64

по

интервалам,

образовавшимся

от

нижнего

звука

к

приме

и

терции.

Интервальная структура такова- внизу – кварта, вверху-терция.

Изменяющаяся интервальная структура меняет и фонические свойства

(колорит звучания) обращений по сравнению с основным видом трезвучий.

Исключение составляет увеличенное трезвучие, обращения и основной вид

которого

вследствие

энгармонического

равенства

входящих

в

него

интервалов (б.3 и ум.4) звучат одинаково как друг с другом, так и с основным

видом аккорда. Энгармоническое равенство увеличенного трезвучия и его

обращений видно из следующего примера:

На уроках сольфеджио увеличенное и уменьшенное трезвучия наименее

употребительны.

На

начальном

этапе

знакомство

проходит

только

с

мажорными и минорными аккордами.

С построением трезвучий мы знакомы с первого года обучения. Это в

мажорных и минорных ладах – тоническое трезвучие. На новом этапе, можно

ассоциировать трезвучие со «снеговиком», «светофором» или, что видят сами

дети.

Можно

остановиться

на

«светофоре»,

разные

цвета,

которого

в

дальнейшем пригодятся в работе с обращениями.

В определении трезвучий нужно учитывать крайние квинты, которые

позволяют

сразу

определить

вид

трезвучия.

Чистая

квинта

означает

мажорное или минорное трезвучия. Если квинта другая, увеличенная или

уменьшенная, то и трезвучия соответствующие.

Когда мы переходим к обращениям трезвучия, возникают трудности с

переносом звуков. Нижний звук переносится детьми просто и быстро, а два

остальных звука вызывают иногда сомнение – что делать с

оставшимися

двумя

звуками

трезвучия.

Здесь

могут

помочь

цветные

мелки

на

доске,

цветные карандаши в тетрадях, с помощью которых построить трезвучие –

«светофор», а затем и применить их в обращениях. Если красный переносим

на октаву вверх, то желтый и зеленый остаются на месте и так далее.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия.

Построив трезвучия на ступенях натурального мажора, мы видим, что три из

них мажорные: трезвучия I, IV и V ступеней

Каждое

трезвучие

имеет

самостоятельное

название

(происходящее

от

названия ступени, на которой оно построено).

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени – субдоминантовым,

трезвучие V ступени – доминантовым.

Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для

мажорного лада .Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции( то

есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков).Благодаря этому

они называются главными трезвучиями и обозначаются Т53, S53, D53.

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим,

что главными оказываются минорные трезвучия, поэтому и обозначаться они

будут малыми буквами t, s, d:

На уроках сольфеджио в школе применяем и пользуемся только мажорным

доминантовым трезвучием в мажоре и гармоническом миноре:

После освоения обращений тонического трезвучия

можно перейти и к

другим главным ступеням лада - субдоминанте и доминанте. Запомнить их

как хорошие оценки или представить их как членов королевской семьи:

Тоника - Король, Доминанта - Королева, Субдоминанта – Принцесса.

Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической

основой лада, они широко применяются в музыке. Поэтому необходимо знать

их

простейшие

соединения.

Соединением

аккордов

называется

последовательность

их

при

плавном

движении

голосов

(голосоведении).

Последовательность,

образованная

несколькими

аккордами,

называется

гармоническим оборотом.

При построении аккордовых последовательностей нужно знать ступени

от которых строятся данные аккорды. Основные ступени трезвучий известны

и запоминаются с самого начала. Для того, чтобы построить секстаккорд или

квартсекстаккорд

в

определенной

тональности,

необходимо

исходить

из

основного положения трезвучия и затем при помощи обращения находить

требуемый

аккорд.

Для

того,

чтобы

уметь

быстро

строить

обращения

мажорного

и

минорного

трезвучий

от

любого

звука

и

определять

их

тональности, рекомендуется знать:

1)

какие интервалы образуются соседними звуками аккорда;

2)

что примой в секстаккорде является верхний звук, а в квартсекстаккорде

средний звук.

Зная интервальное строение обращений трезвучий и положение в них

основного

звука,

легко

построить

заданный

аккорд

и

определить

и

обозначить построенные аккорды.

Аккордовая последовательность или гармония важна в музыке. Это одно

из главных

средств выразительности .Она придает музыке красочность, а

иногда и несет большую часть смысловой и эмоциональной нагрузки:

Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада

I часть Тема побочной партии

Благозвучные

аккорды

создают

гармонию,

оставляющую

впечатление

стройности, красоты, наполненности. В некоторых произведениях она играет

даже большую роль, чем мелодия. Например,с в знаменитой прелюдии до

минор Ф.Шопена практически нет развернутой мелодии, общее настроение

создает именно гармония:

Уроки

сольфеджио

на

первом

этапе

начинаются

с

ознакомления

со

звукорядом,

последовательным

движением

звуков

вверх

и

вниз,

рассматриваемые как в построении, так и в пении и определении на слух

мажорного и минорного звукорядов. Далее мы переходим к ознакомлению с

созвучиями сначала из двух звуков - интервалы, затем – это созвучия из трех

звуков – трезвучия и его обращения.

Виды

работы

над

трезвучиями

и

их

обращениями

должны

быть

последовательными:

- построение трезвучий в мажорных и минорных ладах от любой ступени;

- построение трезвучия от I ступени и его обращений;

- пение аккордов группой и по голосам. Для лучшего запоминания можно

придумать слова:

Б53 - я по-ю; Б6 – всех зо-ву ; Б64 – по-гу-лять

М53 – я гру-щу; М6 – не зо-ву; М64 – дож-дик льет

- игра трезвучий с обращениями на фортепиано;

- слушание и разбор особенностей звучания аккордов (слуховой анализ

устный и письменный).Так как аккорды даются только в гармоническом

звучании,

то

нужно

пропевать

сначала

всей

группой

звуки

аккорда,

тем

самым находя кварту внизу или наверху, а отсюда и название звучащего

обращения

трезвучия.

Затем

дети

делают

это

каждый

индивидуально,

пропевая мысленно.

- построение от IV ступени;

-

построение

от V

ступени.

Доминантовые

трезвучия

с

обращениями

даются только мажорные, поэтому строятся в гармоническом миноре;

-

построение

гармонических

последовательностей

по

обозначениям,

обратить внимание, что голосоведение должно быть плавным;

- игра гармонических оборотов в одной тональности или перемещая на

какой- либо интервал вверх и вниз;

-

о п р е д е л е н и е

п о с т р о е н н ы х

а к ко р д о в

в

г а р м о н и ч е с к и х

последовательностях. Анализируя, сделать вывод, что Королева Доминанта

главнее.

Поэтому

Королева

как

бы

опекая

субдоминанту

Принцессу,

пропускает ее всегда вперед и не может следовать за ней. Последнее слово

всегда

за

Королем

последовательности,

как

и

всякое

произведение,

заканчивается только на тонике;

- определение аккордов в произведениях;

-

подбор

аккомпанемента.

Пояснить

-

что

тоника,

субдоминанта

и

доминанта – это гармоническая основа лада и в сопровождении любой песни

будут чередоваться именно эти аккорды, которые можно смело применять в

аккомпанементе как на слух, так и подбирая к написанной мелодии. Начинать

с трезвучий, а затем усложнять аккомпанемент обращениями;

- проверка знаний по теме может проходить как в устной форме, так и

письменно - в виде теста (Приложение №1);

-

для

развития

зрительного

сосредоточения

и

мышления

можно

предложить найти трезвучия и его обращения в природе. Например - три

дерева в разном расположении, на разном расстоянии (Приложение №2).

Тема

«Трезвучие

и

его

обращения»

обогащает

знания,

навыки

построения и игры на фортепиано, слуховые навыки, подготавливает работу

над

четырехзвучными

аккордами.

Определяет

творческие

наклонности

и

способности – ведь умение подбирать аккомпанемент влечет за собой и более

сложные формы подбора и желание сочинять.

Приложение №1

Тестовое задание по теме «Трезвучие и его обращения»

1. Трезвучие состоит из:

а) секунд;

б) терций;

в) кварт.

2. Обращение – это:

а) перенос нижнего звука на октаву вверх;

б) перенос нижнего звука на октаву вниз;

в) переход неустойчивой ступени в устойчивую.

3 .Какой новый интервал появляется в обращениях трезвучия :

а) секунда;

б) кварта;

в) квинта.

4. Главные ступени лада:

а) I – III - V;

б) I – IV - V;

в) I – II - VII.

5. Какое трезвучие строится на V ступени:

а) тоническое;

б) субдоминантовое;

в) доминантовое.

6. Секстаккорд состоит из:

а) двух терций;

б) терции и кварты;

в) двух кварт.

7. Где расположена кварта в D64:

а) вверху;

б) внизу;

в) посередине.

8. На какой ступени строится S64 в ладу:

а) на I;

б) на III;

в) на IV.

9. Строение Б53:

а) б3 + м3;

б) б3 + б3;

в) м3 + м3.

10. Крайние звуки Т64 образуют:

а) сексту;

б) септиму;

в) квинту.

Приложение № 2

Трезвучие

Трезвучие

Секстаккорд

Квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие

Используемая литература:

1.

Алексеев Б., Мясоедов А. «Элементарная теория музыки». - М.:

Музыка,1986.

2.

Вахромеев В. «Элементарная теория музыки». - М.: Музыка,1975.

3.

Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио». - М.:

Музыка,1979.

4.

Способин И. «Элементарная теория музыки». - М.: Музыка,1979.

5.

Халопов Ю. «Гармония» теоретический курс.-С-Петербург,2003.



В раздел образования