Напоминание

Ансамблевое музицирование как метод всестороннего развития учащихся


Автор: Алексеенко Людмила Анатольевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ п. Сафоново
Населённый пункт: Мурманской области
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Ансамблевое музицирование как метод всестороннего развития учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств п. Сафоново

Методическое сообщение на тему :

« Ансамблевое музицирование как метод всестороннего развития

учащихся»

Выполняла

преподаватель по классу фортепиано

Алексеенко Л. А.

Обучение в детской школе искусств играет важную роль в эстетическом

развитии ребёнка. Детские школы искусств, призваны обучать практически всех

детей, вне зависимости от их природных данных.

Главная задача преподавателя - заинтересовать ребёнка, сделать занятия

интересными,

перспективными, «зажечь» у ребёнка желание овладеть языком

музыки.

В большинстве своём

детская школа искусств занимается подготовкой

музыкантов

любителей

,

которые

могут

свободно

владеть

инструментом,

самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра,

обладают навыками музыкального творчества.

Огромными

развивающими

возможностями

обладает

ансамблевое

музицирова ние . Игра в четыре руки с самого начала обучения не является чем-

то новым. Еще Иосиф Гайдн придавал ей огромное значение, написав свой

знаменитый цикл пьес “Брат и сестра”. Много внимания уделяли ансамблю

и другие композиторы. Для детей писали Зденек Фибих, Жюль Масоне,

Жорж Бизе, Майкапар, Гречанинов и другие.

Обучение ансамблевой игре уже на первом этапе активизирует музы-

кальное развитие ученика, расширяет восприятие музыкальных образов,

элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности. Игра в

ансамбле,

как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение

читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, приносит ни с

чем не сравнимую радость совместного творчества.

Я, как и многие преподаватели, чтобы привлечь ребёнка и поддержать

интерес

к

инструменту,

большое

внимание

уделяю организации

игровых

движений и сразу же использую занятия в ансамбле. Аккомпанируя ученику,

исполняющему на фортепиано отдельные звуки, маленькие попевки, простейшие

песенки, устанавливаю творческий

контакт между педагогом и учеником. В

репертуаре

использую

сборники

Ф.

Кларк

«Музыкальное

дерево»,

А.

Артоболевской

«Первая

встреча

с

музыкой»,

М.

Баренбойма

«Путь

к

музицированию», О. Геталовой «В музыку с радостью»,

И. Королькова «Крохе

музыканту».

В начале ребёнок вслушивается в звучание нового для него гармонического

фона в партии педагога, в выразительно-изобразительные краски сопровождения,

его ритмически- организующее начало ( например пьески “ Казачок”, “Два кота”).

Далее внимание ученика направляется на слушание элементов полифонии

на примере пьески “Кошечка” из сборника И. Корольковой «Крохе музыканту»

или острой и колористической ритмикой пьеска “Скок , скок”.

Ансамбли “Камаринская”,“На мосточке” обогащают музыкальные представле-

ния ученика яркими ладогармоническими звучаниями, образной характеристикой

разных жанровых зарисовок.

Ансамблевое

музицирование

способствует

хорошему

чтению

с

листа.

Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её

освоить,

быстро

осваивают

нотную

графику.

Стихотворный

текст

помогает

разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также

помогает в

закреплении основных навыков звукоизвлечения - staccato, legato, non legato

Например: В. Шаинский, сл. Н. Носова «Кузнечик» - само настроение в музыке

позволяет найти верное прикосновение - более лёгкое, мягкое, шутливое.

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического

чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства

ритма

-

важнейшая

задача

педагога.

Ритм

в

музыке

категория

не

только

времяизмерительная,

но

и

эмоционально-выразительная,

образно-поэтическая,

художественно-смысловая.

Играя

вместе

с

педагогом

ученик

находится

в

определённых

метроритмических

рамках.

Ансамблевая

игра

не

только

даёт

педагогу

возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное

темпоощущение.

Необходимо

найти

наиболее

выразительный

ритм,

добиться

точности и чёткости ритмического рисунка.

Игра в ансамбле требует прежде

всего

синхронности

исполнения,

метро-ритмической

устойчивости,

яркости

ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и

другую.

Весь донотный

период тесно

связан

с

ансамблевым

музицированием

в

дуэте: педагог- ученик.

От урока в урок, с накоплением знаний и опыта, ученику

предлагаются

всё

более

сложные

(отвечающие

требованиям

ансамбля)

произведения.

Позже, после овладения игровыми навыками, ребёнку подбирается пара с

учётом личных симпатий, музыкальных вкусов, психологических особенностей,

таким образом, чтобы индивидуальные качества каждого участника дополняли

друг друга. Большое внимание уделяется

выбору репертуара, выискиваются

интересные новинки, используется интернет-ресурсы.

Приступая

к

работе

над

произведением,

рассказываю

о

характере

музыкального содержания, о значении и функции каждой из партий, знакомлю

учащихся с автором, эпохой, формой и стилем изучаемого произведения. Слушаем

произведение в записи, разные варианты его исполнения (сольное и оркестровое),

тем самым пытаюсь увлечь учеников на творческую работу.

Процесс выучивания по партиям стараюсь не затягивать. По опыту знаю,

необходимо скорее начинать играть вместе, чтобы ученики сразу почувствовали,

если не доучена партия – игра не получится. Ответственность друг перед другом

является мотивацией к работе.

При ансамблевой игре ученик-ученик учу синхронности исполнения. Под

синхронностью

ансамблевого

звучания

понимается

совпадение

с

предельной

точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.

Синхронность

является

результатом

важнейших

качеств

ансамбля

единого

понимания

и

чувствования

партнёрами

темпа

и

ритмического

пульса.

Синхронность является одним из технических требований совместной игры.

В

средних

и

старших

классах

осваиваем

более

сложный

ритм,

учимся

выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной

партии

в

другую

и

т.д.

Детям

это

нравится,

и

они

лучше

справляются

с

произведением,

чем

при

сольном

исполнении,

чувствуют

большую

ответственность.

Необходимо

стараться

не

прекращать

этот

вид

обучения,

предлагать

детям

читать

с

листа

ансамблевые

пьесы,

всё

это

способствует

концентрированному музыкальному мышлению.

Итогом работы в классе являются выступления на конкурсах, фестивалях,

на школьных и городских концертах, отчётных концертах школы.

С каждым годом у учеников растёт интерес к ансамблевым занятиям, детям

очень

нравится

выступать

на

сцене,

а

это

один

из

важных

стимулов

к

дальнейшему обучению.

Таким образом, развивающая роль ансамблевой игры очень велика. Она

учит

всему:

музыкальному

мышлению,

ритмической

организации,

умению

слушать.

Она

развивает

такие

качества

как

внимательность,

ответственность,

дисциплинированность, целеустремлённость. Игра в ансамбле незаменима для

выработки

технических

навыков

и

умений,

необходимых

для

сольного

исполнения. На

занятиях в ансамбле дети получают навыки общения друг с

другом,

эмоциональный

заряд,

опыт

сценического

исполнительства,

практику

коллективного музицирования.

Являясь

наиболее

доступным

видом

музыкально-исполнительской

деятельности, игра в ансамбле позволяет учащимся с разными музыкальными

способностями наиболее полно реализовать свои возможности, лучше слышать и

понимать содержание музыки, получать удовлетворение от своего труда, которое

они не всегда испытывают при сольном исполнении. Восприятие одного и того же

музыкального материала исполнителями-партнерами помогает глубже проникнуть

в

замысел

композитора,

препятствует

одностороннему

его

усвоению,

делает

процесс

творческим.

Ансамблевое

музицирование

активизирует

развитие

художественного восприятия, музыкального мышления и внимания, воспитывает

инициативу

и

самостоятельность,

развивает

слушательскую

культуру

и

музыкальный кругозор, позволяет интенсивно осваивать звуковое пространство,

способствует накоплению запаса ярких многочисленных слуховых представлений,

стимулирует

художественное

воображение,

прививает

навыки

культуры

сценического поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В РАБОТЕ.

1.

А. Готлиб. Основы ансамблевой техники. Москва 1996г.

2.

Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. Государственное

Музыкальное издательство, 1958г.

3.

Н. Любомудрова Методика обучения игре на фортепиано Москва 1982г.

4.

Е.Сорокина. Фортепианный дуэт. изд.музыка 1988г.



В раздел образования