Автор: Плешакова Надежда Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №31 Населённый пункт: город Лениногорск, Республика Татарстан Наименование материала: методическая разработка- проект Тема: "Моя родина-Татарстан" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 31 г. Лениногорска»
муниципального образования « Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Проект
« Моя родина –Татарстан»
в старшей группе
Воспитатель Плешакова Н.В.
2013
Тип проекта:
Групповой,
Долгосрочный.
По содержанию:
Познавательно- информационно –практически
По доминирующей в проекте деятельности :
Обучающий;
Исследовательский;
Игровой.
По характеру контактов:
В рамках старшей группы
По числу участников:
Дети старшей группы.
Родители воспитанников.
Воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудники детского сада.
Цель проекта:
1.
Создание культурной развивающей среды.
2.
Знакомство с праздниками и обычаями татарского народа, сказками,
детскими играми и фольклором
3.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством татарского
народа; творчеством художников, живших в Татарстане.
4.
Знакомство с достижениями жителей республики Татарстан в
различных областях (спорт, промышленность и т.д.)
5.
Формирование начал гражданственности, любви к родному краю.
Задачи проектной деятельности:
Научить детей жить в культурном пространстве татарского народа.
Познакомить с творчеством татарских поэтов, художников.
Дать представления об истории республики.
Познакомить с блюдами татарской кухни.
Познакомить детей с татарскими народными играми, фольклором.
Познакомить с достопримечательностями городов республики.
Познакомить с элементами декоративно- прикладного искусства.
Направлять деятельность детей на поиск необходимых материалов.
Дать представления о спортивных достижениях спортсменов
Татарстана.
Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках
проекта.
Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Актуальность проблемы.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем , что засилье
иностранных фильмов , псевдокультуры, назойливая реклама их в средствах
массовой информации, привели к тому, что порастающее поколение стало
забывать родной язык, национальную культуру.
Проект направлен на всестороннее физическое, социально- личностное,
познавательно-речевое, художественно- эстетическое развитие. Он
предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к
истокам национальной культуры, краеведения, быта.Освоение культуры
народов совместного проживания, языка, ориентация ребёнка на культуру
как на ценность, позволит ему в дальнейшем понять и культуру мировую.
Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно-
исследовательской деятельности ребёнка способствует формированию
личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной
культуры. Знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями
другого народа , сказками, детскими играми и фольклором помогает лучше
узнать свою культуру, так как процесс обучения происходит в сравнении.
Задачи педагогов:
Создать условия для реализации региональной программы
дошкольного образования под редакцией Р.К. Шаеховой.
Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.
Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках
проекта.
Воспитывать чувство патриотизма.
Успех реализации проекта обеспечивается следующими
педагогическими условиями:
Создание предметно - развивающей среды.
Готовность педагога к реализации региональной программы
дошкольного воспитания.
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в
процессе осуществления проекта.
Активное участие родителей в проектной деятельности.
Обеспечение тесного сотрудничества с сотрудниками детского сада.
Создание условий для самостоятельной деятельности в рамках
проекта.
Предполагаемый результат:
У детей сформированы представления о том, что Татарстан-
Знакомы с основной символикой РТ (флаг , герб, гимн ).
Знакомы с традициями, обычаями, обрядами народов, живущих в
республике Татарстан.
Дети знакомы с элементами национального орнамента, народного
костюма.
Развит интерес к татарскому языку.
Дети знакомы с татарским фольклором.
Знакомы с жизнью и творчеством поэтов Г. Тукай, М. Джалиль и др.,
писателей А. Алиш, Р. Батулла и др.,.
Знакомы с творчеством художника-пейзажиста И.И.Шишкина.
Знакомы с национальной кухней.
Имеют представление о предстоящей Всемирной летней
Универсиаде.
Дети познакомились с национальными играми с элементами
соревнования.
Имеют представления о спортивных командах Татарстана ,их
достижениях.
Дети знают какую продукцию выпускают на заводах и фабриках
республики Татарстан.
У детей сформировано чувство гордости за свою малую родину.
Примерный план осуществления проекта:
Игровая деятельность.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Нефтяники» и т.д.
Игры-драматизации по татарским народным сказкам «Три дочери», «Глупый
волк», по сказке «Петух и часы» Г. Галеева.
Настольно-печатные игры «Зовём гостей», «Собери девочку на праздник»,
«Выложи узор», «Что лишнее».
Социальное развитие: Создать в группе татарский уголок; уголок ряжения с
элементами национального костюма ( калфак, камзол (жилет), тюбетейка и
др.).
Тематические занятия: «Мы живём в Татарстане», «Лениногорск - город
нефтяников», «Путешествие по Татарстану», « Татарстан - спортивная
республика», «Бабушкин сундучок».
Фотовыставка «Любимый город»
Составление фотоальбома «Край родной мой Татарстан».
Экскурсия в городской музей нефти.
Презентация « Моя родина-Татарстан».
Речь и речевое общение:
Творческое рассказывание на тему «Моя малая родина»
Собрать библиотечку с произведениями татарских писателей и поэтов,
татарских народных сказок.
Чтение сказок «Глупый волк», Лиса, ёж и ежиха», «Три дочери»,
«Падчерица» и другие.
Заучивание наизусть стихотворений Г. Тукай «Наша семья», А. Кари
«Дедушка Мороз», Р. Валеева «Поздравляю тебя».
Составить альбом с пословицами и поговорками татарского народа.
Викторина по народным сказкам.
Неделя творчества поэта Г.Тукая.
Конкурс чтецов по произведениям национальных поэтов.
Татарские посиделки.
Экскурсия в городской краеведческий музей.
Здоровье и физическое развитие:
Разучить национальные игры «Бег в мешках», «Бег с коромыслом», «Бег с
яйцом», «Катык», «Разбивание горшков» и др.
Провести мини сабантуй.
Презентация и дегустация «Любимое блюдо татарской кухни моей семьи»
(совместно с родителями).
Создать фотоальбом «Татарская кухня».
Мастер-класс по изготовлению национальных изделий из теста: эчпочмак,
бэлиш, кыстыбый, бэккэн, кабартма.
Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.
Тематические занятия: «Укрась полотенце» (аппликация), «Роспись
тюбетейки», «Угощение для кукол» (лепка).
Презентация татарского национального костюма.
Занятие на тему «Красота родного края в картинах И.И.Шишкина».
Рисование по мотивам картин И.И.Шишкина.
Экскурсия в картинную галерею.
Литература
1.
Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования,
Казань, 2012.
2.
Детские подвижные игры народов СССР под редакцией Т. И.
Осокиной составитель А.В. Кенеман, Москва: Просвещение, 1988.
3.
Татарские народные сказки - Казань, Татарское книжное издательство,
1992.