Напоминание

"Моя родина-Татарстан"


Автор: Плешакова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31
Населённый пункт: город Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка- проект
Тема: "Моя родина-Татарстан"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 31 г. Лениногорска» муниципального образования « Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Проект

« Моя родина –Татарстан»

в старшей группе
Воспитатель Плешакова Н.В. 2013

Тип проекта:
 Групповой,  Долгосрочный.
По содержанию:
 Познавательно- информационно –практически
По доминирующей в проекте деятельности
:  Обучающий;  Исследовательский;  Игровой.
По характеру контактов:
 В рамках старшей группы
По числу участников:
 Дети старшей группы.  Родители воспитанников.  Воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудники детского сада.
Цель проекта:
1. Создание культурной развивающей среды. 2. Знакомство с праздниками и обычаями татарского народа, сказками, детскими играми и фольклором 3. Знакомство с декоративно-прикладным искусством татарского народа; творчеством художников, живших в Татарстане. 4. Знакомство с достижениями жителей республики Татарстан в различных областях (спорт, промышленность и т.д.) 5. Формирование начал гражданственности, любви к родному краю.
Задачи проектной деятельности:
 Научить детей жить в культурном пространстве татарского народа.  Познакомить с творчеством татарских поэтов, художников.  Дать представления об истории республики.  Познакомить с блюдами татарской кухни.  Познакомить детей с татарскими народными играми, фольклором. Познакомить с достопримечательностями городов республики.  Познакомить с элементами декоративно- прикладного искусства.  Направлять деятельность детей на поиск необходимых материалов.
 Дать представления о спортивных достижениях спортсменов Татарстана.  Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.  Воспитывать чувство гордости за свою малую родину.
Актуальность проблемы.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем , что засилье иностранных фильмов , псевдокультуры, назойливая реклама их в средствах массовой информации, привели к тому, что порастающее поколение стало забывать родной язык, национальную культуру. Проект направлен на всестороннее физическое, социально- личностное, познавательно-речевое, художественно- эстетическое развитие. Он предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, быта.Освоение культуры народов совместного проживания, языка, ориентация ребёнка на культуру как на ценность, позволит ему в дальнейшем понять и культуру мировую. Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно- исследовательской деятельности ребёнка способствует формированию личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры. Знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа , сказками, детскими играми и фольклором помогает лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения происходит в сравнении.
Задачи педагогов:
 Создать условия для реализации региональной программы дошкольного образования под редакцией Р.К. Шаеховой.  Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.  Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.  Воспитывать чувство патриотизма.
Успех реализации проекта
обеспечивается следующими педагогическими условиями:  Создание предметно - развивающей среды.  Готовность педагога к реализации региональной программы дошкольного воспитания.
 Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.  Активное участие родителей в проектной деятельности.  Обеспечение тесного сотрудничества с сотрудниками детского сада.  Создание условий для самостоятельной деятельности в рамках проекта.
Предполагаемый результат:
 У детей сформированы представления о том, что Татарстан-  Знакомы с основной символикой РТ (флаг , герб, гимн ).  Знакомы с традициями, обычаями, обрядами народов, живущих в республике Татарстан.  Дети знакомы с элементами национального орнамента, народного костюма.  Развит интерес к татарскому языку.  Дети знакомы с татарским фольклором.  Знакомы с жизнью и творчеством поэтов Г. Тукай, М. Джалиль и др., писателей А. Алиш, Р. Батулла и др.,.  Знакомы с творчеством художника-пейзажиста И.И.Шишкина.  Знакомы с национальной кухней.  Имеют представление о предстоящей Всемирной летней Универсиаде.  Дети познакомились с национальными играми с элементами соревнования.  Имеют представления о спортивных командах Татарстана ,их достижениях.  Дети знают какую продукцию выпускают на заводах и фабриках республики Татарстан.  У детей сформировано чувство гордости за свою малую родину.
Примерный план осуществления проекта:
Игровая деятельность.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Нефтяники» и т.д. Игры-драматизации по татарским народным сказкам «Три дочери», «Глупый волк», по сказке «Петух и часы» Г. Галеева. Настольно-печатные игры «Зовём гостей», «Собери девочку на праздник», «Выложи узор», «Что лишнее».
Социальное развитие:
Создать в группе татарский уголок; уголок ряжения с элементами национального костюма ( калфак, камзол (жилет), тюбетейка и др.).
Тематические занятия: «Мы живём в Татарстане», «Лениногорск - город нефтяников», «Путешествие по Татарстану», « Татарстан - спортивная республика», «Бабушкин сундучок». Фотовыставка «Любимый город» Составление фотоальбома «Край родной мой Татарстан». Экскурсия в городской музей нефти. Презентация « Моя родина-Татарстан».
Речь и речевое общение:
Творческое рассказывание на тему «Моя малая родина» Собрать библиотечку с произведениями татарских писателей и поэтов, татарских народных сказок. Чтение сказок «Глупый волк», Лиса, ёж и ежиха», «Три дочери», «Падчерица» и другие. Заучивание наизусть стихотворений Г. Тукай «Наша семья», А. Кари «Дедушка Мороз», Р. Валеева «Поздравляю тебя». Составить альбом с пословицами и поговорками татарского народа. Викторина по народным сказкам. Неделя творчества поэта Г.Тукая. Конкурс чтецов по произведениям национальных поэтов. Татарские посиделки. Экскурсия в городской краеведческий музей.
Здоровье и физическое развитие:
Разучить национальные игры «Бег в мешках», «Бег с коромыслом», «Бег с яйцом», «Катык», «Разбивание горшков» и др. Провести мини сабантуй. Презентация и дегустация «Любимое блюдо татарской кухни моей семьи» (совместно с родителями). Создать фотоальбом «Татарская кухня».
Мастер-класс по изготовлению национальных изделий из теста: эчпочмак, бэлиш, кыстыбый, бэккэн, кабартма.
Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства. Тематические занятия: «Укрась полотенце» (аппликация), «Роспись тюбетейки», «Угощение для кукол» (лепка). Презентация татарского национального костюма. Занятие на тему «Красота родного края в картинах И.И.Шишкина». Рисование по мотивам картин И.И.Шишкина. Экскурсия в картинную галерею.
Литература
1. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования, Казань, 2012. 2. Детские подвижные игры народов СССР под редакцией Т. И. Осокиной составитель А.В. Кенеман, Москва: Просвещение, 1988. 3. Татарские народные сказки - Казань, Татарское книжное издательство, 1992.


В раздел образования