Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" (6 класс)
Автор: Бугаева Любовь Ивановна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ Дубининская ООШ № 13 Населённый пункт: с. Дубинино, Шарыповский район, Красноярский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" (6 класс) Раздел: среднее образование
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА. «Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».
ЗАДАЧИ:
1.Обучающая-отличать имена прилагательные от других частей речи,
находить их в тексте.
2.Развивающая-формирование умения использовать в речи имена
прилагательные. Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ,
обобщение.
3.Воспитывающая-формирование самостоятельности, умение сотрудничать.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК.
Вы в 5 классе изучали такую часть речи как имя прилагательное. Сегодня на
уроке мы вспомним всё, что вы знаете об имени прилагательном. Больше
узнаем, какую роль играют прилагательные в нашей речи.
ЗАПИСЬ ДАТЫ И ТЕМЫ В ТЕТРАДИ
НА ДОСКЕ ЗАПИСАНО.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. (модель простого
предложения)
Прочитайте про себя. Теперь вслух. Подумайте, является ли это
предложением?
ЗАПИСАТЬ. ( Разбор у доски по членам предложения. Дать полную
характеристику этого предложения.)
СОСТАВИТЬ схему предложения)
--КАКОЙ частью речи является слово, если его так можно назвать, ГЛОКАЯ?
--ДОКАЖИТЕ.
Прилагательное в переводе с греческого обозначает ЭПИТЕТ
САМО слово ЭПИТЕТ –ОБРАЗНОЕ СРАВНЕНИЕ
РАБОТА В ПАРАХ.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ПАРАХ
1.Проговорите друг другу определения следующих правил и приведите
примеры.
Имя прилагательное—это…
Имя прилагательное изменяется по…
Имя прилагательное бывает … рода
Чтобы определить падеж у прилагательного, нужно…
Имя прилагательное имеет формы…
Имя прилагательное в полной форме отвечает на вопрос…, а в краткой
форме на вопрос…
Имя прилагательное в предложении бывает…
2.
ОТМЕТЬТЕ В ТАБЛИЦЕ УЧЁТА РЕЗУЛЬТАТЫ ОТВЕТОВ.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ
(оценки дети ставят друг другу в течение всего урока)
Ф.И.ученика
1-е задание
правила
2-е задание
Группировка
словосочета
ний
3-е задание
Текст.
Самостоят
работа.
4-е задание
Творческая
работа
Итог
урока
3
.РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПО ДВУМ ГРУППАМ:
С прилагательными в полной форме
С прилагательными в краткой форме. (2 ученика работают у доски с
обратной стороны)
Прекрасная погода, день чудесен, сильный дождь, яркое солнце, вода холодна,
фрукты огромный айсберг, широкая дорога, жизнь прекрасна, мокрая одежда,
спелый апельсин, красный шарф; не красна изба углами, а красна пирогами; девушка
красива и молода, знакомое лицо, красивый пейзаж, широка река.
Физминутка.
САМОПРОВЕРКА ( с доски)
- По какому признаку вы распределяли?
ПРОВЕРКА. (образец ответа)
1.Вы рассказали правила друг другу. Теперь кто-то один из вас расскажет всё
об имени прилагательном, что вы вспомнили.
2. Чем отличаются краткие прилагательные от полных? (разные вопросы,
окончания, члены предложения , полные изменяются по падежам, а краткие -
нет)
3. Что общего у полных и кратких имён прилагательных? (являются членами
предложения, изменяются по родам, числам)
РАБОТА В ПАРАХ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ
.
1.прочитать1-ый текст, затем 2-ой.
2.сравнить тексты.
3.ответить на вопросы:
-Какой текст больше понравился? Почему?
-За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе
представить?
- Какую роль играют прилагательные в тексте?
Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, -
небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё
за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже
играет свет.
Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами,
завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие,
радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё
за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на
вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет.
-Как вы понимаете выражение - «афанасьевские морозы»?
4.Выпишите 3-4 словосочетания: «прил+сущ» и разберите их.
5.Подберите синонимы к слову БАГРЯНЫЙ
6.Сделайте
вывод
о
роли
прилагательного
в
речи.
Для
чего
они
используются?
(речь
делают
живописной,
эмоциональной,
без
них
речь
бледна, невыразительна)
ФИЗМИНУТКА. (гимнастика для глаз)
ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА. Отвечают на вопросы алгоритма.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА. (сравнить предметы по всем параметрам:
выделить что-то общее, различие, сопоставить, оставить только 2, которые
имеют сходные свойства)
СИНОНИМО-СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Посмотрите на улицу. Кругом бело. Красиво, природа величава,
торжественна, чиста. Спросите любого человека: какова трава? Ночь? Снег?
Он ответит: зелёная, чёрная, белый. А всегда ли снег белый? Нет. Каким он
ещё бывает? (тёмно-голубой, синий, серебристый. На закате даже красный.)
Его можно потрогать? Какой он? (пушистый, холодный, колючий, жгучий)
Когда
научимся
пользоваться
этим
богатством,
вдумчиво
относиться
к
подбору эпитетов, т.е. прилагательных (что, впрочем, одно и то же, как
утверждают древние греки), тогда наша речь станет ярче и красивее.
А ВОТ для того, чтобы передать оттенки красного цвета, можно
использовать более 15 прил.
Продолжением урока будет следующее домашнее задание:
«3» учебник стр. 106 упр.269.
«4» подобрать к слову КРАСНЫЙ 15прил.
«5» составить небольшой рассказ-описание дерева, уголка природы,
зимнего дня, используя им. прилагательные-эпитеты.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
ЧЕМУ учились на уроке?
КАКИМ словом называем прилагательные, используемые для описания?
КАКОВА роль прилагательных в речи?
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!