Напоминание

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" (6 класс)


Автор: Бугаева Любовь Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ Дубининская ООШ № 13
Населённый пункт: с. Дубинино, Шарыповский район, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное" (6 класс)
Раздел: среднее образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА. «Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». ЗАДАЧИ: 1.Обучающая-отличать имена прилагательные от других частей речи, находить их в тексте. 2.Развивающая-формирование умения использовать в речи имена прилагательные. Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение. 3.Воспитывающая-формирование самостоятельности, умение сотрудничать. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК. Вы в 5 классе изучали такую часть речи как имя прилагательное. Сегодня на уроке мы вспомним всё, что вы знаете об имени прилагательном. Больше узнаем, какую роль играют прилагательные в нашей речи. ЗАПИСЬ ДАТЫ И ТЕМЫ В ТЕТРАДИ НА ДОСКЕ ЗАПИСАНО. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. (модель простого предложения) Прочитайте про себя. Теперь вслух. Подумайте, является ли это предложением? ЗАПИСАТЬ. ( Разбор у доски по членам предложения. Дать полную характеристику этого предложения.) СОСТАВИТЬ схему предложения) --КАКОЙ частью речи является слово, если его так можно назвать, ГЛОКАЯ? --ДОКАЖИТЕ. Прилагательное в переводе с греческого обозначает ЭПИТЕТ САМО слово ЭПИТЕТ –ОБРАЗНОЕ СРАВНЕНИЕ РАБОТА В ПАРАХ. АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ПАРАХ 1.Проговорите друг другу определения следующих правил и приведите примеры. Имя прилагательное—это… Имя прилагательное изменяется по… Имя прилагательное бывает … рода Чтобы определить падеж у прилагательного, нужно… Имя прилагательное имеет формы… Имя прилагательное в полной форме отвечает на вопрос…, а в краткой форме на вопрос…
Имя прилагательное в предложении бывает… 2. ОТМЕТЬТЕ В ТАБЛИЦЕ УЧЁТА РЕЗУЛЬТАТЫ ОТВЕТОВ. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ (оценки дети ставят друг другу в течение всего урока) Ф.И.ученика 1-е задание правила 2-е задание Группировка словосочета ний 3-е задание Текст. Самостоят работа. 4-е задание Творческая работа Итог урока 3 .РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ПО ДВУМ ГРУППАМ: С прилагательными в полной форме С прилагательными в краткой форме. (2 ученика работают у доски с обратной стороны) Прекрасная погода, день чудесен, сильный дождь, яркое солнце, вода холодна, фрукты огромный айсберг, широкая дорога, жизнь прекрасна, мокрая одежда, спелый апельсин, красный шарф; не красна изба углами, а красна пирогами; девушка красива и молода, знакомое лицо, красивый пейзаж, широка река. Физминутка. САМОПРОВЕРКА ( с доски) - По какому признаку вы распределяли? ПРОВЕРКА. (образец ответа) 1.Вы рассказали правила друг другу. Теперь кто-то один из вас расскажет всё об имени прилагательном, что вы вспомнили. 2. Чем отличаются краткие прилагательные от полных? (разные вопросы, окончания, члены предложения , полные изменяются по падежам, а краткие - нет) 3. Что общего у полных и кратких имён прилагательных? (являются членами предложения, изменяются по родам, числам) РАБОТА В ПАРАХ. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. АЛГОРИТМ РАБОТЫ С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ . 1.прочитать1-ый текст, затем 2-ой. 2.сравнить тексты.
3.ответить на вопросы: -Какой текст больше понравился? Почему? -За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить? - Какую роль играют прилагательные в тексте? Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет. Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. -Как вы понимаете выражение - «афанасьевские морозы»? 4.Выпишите 3-4 словосочетания: «прил+сущ» и разберите их. 5.Подберите синонимы к слову БАГРЯНЫЙ 6.Сделайте вывод о роли прилагательного в речи. Для чего они используются? (речь делают живописной, эмоциональной, без них речь бледна, невыразительна) ФИЗМИНУТКА. (гимнастика для глаз) ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА. Отвечают на вопросы алгоритма. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА. (сравнить предметы по всем параметрам: выделить что-то общее, различие, сопоставить, оставить только 2, которые имеют сходные свойства) СИНОНИМО-СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Посмотрите на улицу. Кругом бело. Красиво, природа величава, торжественна, чиста. Спросите любого человека: какова трава? Ночь? Снег? Он ответит: зелёная, чёрная, белый. А всегда ли снег белый? Нет. Каким он ещё бывает? (тёмно-голубой, синий, серебристый. На закате даже красный.) Его можно потрогать? Какой он? (пушистый, холодный, колючий, жгучий) Когда научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, т.е. прилагательных (что, впрочем, одно и то же, как утверждают древние греки), тогда наша речь станет ярче и красивее. А ВОТ для того, чтобы передать оттенки красного цвета, можно использовать более 15 прил. Продолжением урока будет следующее домашнее задание:
«3» учебник стр. 106 упр.269. «4» подобрать к слову КРАСНЫЙ 15прил. «5» составить небольшой рассказ-описание дерева, уголка природы, зимнего дня, используя им. прилагательные-эпитеты. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА ЧЕМУ учились на уроке? КАКИМ словом называем прилагательные, используемые для описания? КАКОВА роль прилагательных в речи? ОЦЕНКИ ЗА УРОК ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!


В раздел образования