Напоминание

Тестирование на уроках музыкальной литературы как метод обучения и воспитания.


Автор: Макаревич Оксана Вячеславовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: п.Залари
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тестирование на уроках музыкальной литературы как метод обучения и воспитания.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка на тему: Тестирование на уроках

музыкальной литературы как метод обучения и воспитания.

Макаревич Оксана Вячеславовна

преподаватель по классу фортепиано

МБУДО « ДШИ п.Залари»

Анатация.

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективно

информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют

полученные знания для решения практических задач. Контроль знаний и

умений - один из важнейших элементов учебного процесса, основное

назначение которого заключается в том, чтобы установить «обратную связь»

для оценки динамики усвоения учебного материала, действительного уровня

владения системой знаний, умений и навыков; и на основе их анализа

вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса,

изменения и дополнения.

Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки

результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью

процесса обучения учащихся, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет

каких-либо методов обучения и воспитания; он всего лишь помогает выявить

достижения и недостатки. В более узком значении, применительно к

процессу обучения учащихся, контроль означает выявление, измерение,

оценку знаний, умений и навыков; он представляет взаимосвязанную и

взаимообусловленную деятельность учителя и учащихся.

Функции контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом

процессе: диагностическую, проверочную, обучающую, развивающую,

воспитательную. Знание и понимание функций контроля, помогает учителю

грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить

контрольные мероприятия, достигать должного эффекта, при этом важно,

чтобы контроль знаний учащихся отвечал общедидактическим требованиям и

выполнял также учетную, контрольно-корректирующую функции.

1) Диагностическая функция - это важнейшая часть научной системы

педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом

выявления уровня знаний, умений, навыков, воспитанности, учитель может

не только проконтролировать уровень знаний учащихся, но еще и выяснить

причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

2) Проверочная функция - констатирует результаты и оценку учебной

деятельности отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательной работы

всего образовательного учреждения; подсказывают меры, необходимые для

ее совершенствования.

3) Обучающая функция реализуется в ходе выполнения контрольных заданий

на этапах повторения и закрепления, совершенствования приобретенных

ранее знаний путем их уточнения и дополнений, переосмысления и

обобщения пройденного материала, использования знаний в практической

деятельности.

4) Развивающая функция способствует развитию личности учащегося,

формированию его познавательных способностей, так как в этом процессе

происходит напряжение умственной деятельности: работа внимания, памяти,

мышления, воображения, требует воспроизводства усвоенного, переработать

и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения,

приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.

5) Воспитательная функция затрагивает эмоциональную сферу личности,

дисциплинирует учащегося, воспитывает у него чувство ответственности за

свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует

регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное

отношение к ней.

6) Методическая функция: процесс и результат важны для

совершенствования работы самого учителя, позволяет оценить методы

преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные

варианты обучающей деятельности.

7) Организующая функция педагогического контроля проявляется в его

влиянии на организацию всего учебно-воспитательного процесса. В

зависимости от результатов контроля принимается решение о необходимости

проведения дополнительных занятий и консультаций, об оказании помощи

неуспевающим учащимся, о поощрении успевающих и заинтересованных

учащихся и учителей.

8) Учетная функция контроля проявляется в систематической фиксации

результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости

каждого ученика, его достижениях и недочетах в учебной работе.

9) Контрольно-корректирующая функция обеспечивает обратную связь

«учитель ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в

методику обучения, некоторого перераспределения учебного времени между

различными вопросами темы, вызываемых недочетами в знаниях

школьников, уровнем подготовки класса.

Виды контроля.

Предварительный контроль - позволяет определить наличный (исходный)

уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент,

ориентироваться на допустимую сложность учебного материала, дает

возможность учителю внести коррективы в календарно-тематический план,

определить, каким разделам учебной программы следует уделить больше

внимания на занятиях с конкретной подгруппой, наметить пути устранения

выявленных пробелов в знаниях учащихся.

Текущий контроль осуществляется в процессе изучения каждой темы, из

урока в урок, и обеспечивает возможность диагностирования усвоения

учащимися лишь отдельных элементов учебной программы.

Текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по формам и методам;

мотивирует обучение в результате осуществления дифференциального

подхода к учащимся, выявляет степень усвоения учебного материала, умения

применять знания при решении различного рода задач.

Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество

изучения учащихся учебного материала по разделам, темам предмета,

проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений,

так как он проводится через продолжительный период времени и не по

отдельным темам учебного материала.

Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения,

выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и

навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда

дисциплин. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагогов

и учащихся. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который

обеспечивает дальнейшее обучение.

Процесс становления тестов как формы контроля.

Появление тестов повлекло за собой существенное расширение функций

контроля. Тестовый контроль стал органичной частью учебного процесса,

незаменимым средством обеспечения обратной связи между учащимися и

учителем. Обучение стало дифференцированным в полном смысле этого

слова: каждый учащийся приступает к изучению нового материала

независимо от других только после освоения предыдущего. В случае

неправильного ответа на контрольные вопросы он возвращается к

повторному изучению тех разделов курса, которые оказались им

неосвоенными. Тем самым индивидуализируется темп обучения: более

способные двигаются быстрее, менее способные вынуждены прилагать

дополнительные усилия для преодоления возникающих затруднений.

Структура теста.

Тест рассматривается не как обычная совокупность или набор заданий, а в

виде более богатой по научному содержанию категории «система» - комплекс

взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. Это

означает, что в нем собраны такие задания, которые обладают

системообразующими свойствами. Хотя любой тест состоит из тестовых

заданий, последние представляют не совокупность произвольно

объединенных заданий, а именно систему. Среди системных признаков

выделяется, в первую очередь, общая принадлежность заданий к одной

учебной дисциплине. О точности измерения можно судить на основе

соотношения уровня подготовленности испытуемых и уровня трудности

задания. Тест, как система, обладает составом, целостностью и структурой.

Тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение

каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов.

Целостность означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему

измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль

и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества

измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В

основном это так называемая факторная структура, в которой каждое задание

связано с другими через общее содержание и общую часть вариации

тестовых результатов.

Виды тестов.

Существуют два основных класса тестов: традиционные и нетрадиционные.

Традиционный тест представляет собой стандартизованный метод

диагностики уровня и структуры подготовленности. В таком тесте все

испытуемые отвечают на одни и те же задания, в одинаковое время, в

одинаковых условиях и с одинаковыми правилами оценивания ответов.

Педагогический тест определяется как система заданий определенного

содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая

качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру

подготовленности учащихся. В педагогическом тесте задания располагаются

по мере возрастания трудности - от самого легкого до самого трудного.

К традиционным тестам относятся тесты гомогенные и гетерогенные.

Гомогенные тесты

Гомогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей

трудности, специфической формы и определенного содержания - система,

создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода

оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по одной

учебной дисциплине.Легко видеть, что в своей основе определение

гомогенного теста совпадает с определением традиционного теста.

Гетерогенные тесты

Гетерогенный тест представляет собой систему заданий возрастающей

трудности, специфической формы и определенного содержания - система,

создаваемая с целью объективного, качественного, и эффективного метода

оценки структуры и измерения уровня подготовленности учащихся по

нескольким учебным дисциплинам.

Нередко в такие тесты включаются и психологические задания для оценки

уровня интеллектуального развития.

Обычно гетерогенные тесты используются для комплексной оценки

выпускника школ, оценки личности при приеме на работу и для отбора

наиболее подготовленных абитуриентов при приеме в вузы. Поскольку

каждый гетерогенный тест состоит из гомогенных тестов, интерпретация

результатов тестирования ведется по ответам на задания каждого теста (здесь

они называются шкалами) и, кроме того, посредством различных методов

агрегирования баллов делаются попытки дать общую оценку

подготовленности испытуемого.

Интегративные тесты

Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий,

отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы,

возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую

диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения.

Адаптивные тесты

Адаптивный тест работает, как хороший экзаменатор. Сначала он "задает"

вопрос средней сложности, и полученный ответ немедленно оценивается.

Если ответ правильный, то оценка возможностей тестируемого повышается.

В этом случае задается более сложный вопрос. При успешном ответе

следующее задание ПК подбирает более трудным, при неуспешном - легким.

Главное преимущество адаптивного теста перед традиционным -

эффективность.

Принципы отбора содержания тестовых заданий.

Содержание теста можно определить как оптимальное отображение учебного

материала в системе тестовых заданий. Слова "оптимальное отображение"

предполагают необходимость отбора такого контрольного материала, ответы

на который с высокой вероятностью (больше 95 %) свидетельствовали бы об

уровне подготовленности каждого учащегося.

Есть всего четыре формы заданий:

1)Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа

предложенных;

2) Задания открытой формы, где ответ испытуемый дописывает сам, в

отведенном для этого месте;

3) Задания на установление соответствия;

4) Задания на установление правильной последовательности действий.

В процессе систематического применения активных методов обучения на

уроках музыкальной литературы возникла потребность преобразовать

систему контроля и проверки полученных знаний. Работа с тестовым

материалом способствует активизации мыслительных процессов, получению

информации в процессе работы над заданием. Кроме того, подобная форма

контроля усвоенных знаний снимает тревожность учащихся, неуверенность в

своих силах и способствует созданию благоприятной, доброжелательной

атмосферы на уроке.

Этот тип контрольной итоговой аттестации подходит

как для индивидуального, так и для группового тестирования учащихся

ДМШ. Данные тесты используются для учащихся отделения общего

эстетического образования, а также музыкального (народные инструменты,

фортепиано, скрипка) со сроком обучения 5 лет. Такого рода тесты

используются и на уроках для учащихся 6-7 классов ДМШ.

Пример 1. Тест «Средства музыкальной выразительности»

курс: музыкальная литература 1 год.

1. Что относится к выразительным средствам музыки?

А) Ноты, скрипичный ключ

Б) Музыкальные инструменты

В) Лад, мелодия, темп, ритм, регистр, гармония

Г) Стихи

2. Что такое мелодия?

А) Это настроение музыки

Б) Это музыкальная мысль, выраженная одноголосно

В) Это песня в исполнении хора

Г) Это окраска звука

3. Мажор или минор – это…

А) Ритм

Б) Регистр

В) Лад

Г) Нотный стан

4. Какие бывают регистры?

А) Высокий, средний, низкий

Б) Громкий и тихий

В) Мажорный и минорный

Г) Маршевый, песенный, танцевальный

5. Что такое темп?

А) Это громкость музыки

Б) Это высота звуков

В) Это скорость в музыке

Г) Это остановка в музыке

6. Какой бывает темп?

А) Высокий, средний, низкий

Б) Громкий и тихий

В) Весёлый и грустный

Г) Быстрый, умеренный, медленный

7. Ритм– это…

А)Чередование длинных и коротких звуков

Б)Скорость игры в музыке

В) Настроение в музыке

Г) Чередование тихих и громких звуков

8. Какой бывает ритм?

А) Быстрый, медленный

Б) Весёлый, грустный

В) Танцевальный, маршевый, ровный

Г) Высокий, средний, низкий

9. Что такое тембр?

А) Это громкость в музыке

Б) Это длительность в музыке

В) Это окраска звука

Г) Это приём игры на баяне

10. Какой бывает тембр?

А) Мягкий, яркий, хриплый

Б) Громкий, тихий, очень тихий

В) Радостный, печальный, торжественный

Г) Медленный, Быстрый, умеренный

Пример 2 Итоговый тест за весь первый год обучения.

1.Закончите определение подходящим музыкальным термином.

а) Музыкальная мысль, выраженная одноголосно -

б) Соотношение и чередование длительностей -

в) Скорость исполнения музыкального произведения -

2.Какой инструменты солирует в этом музыкальном произведении?К.

Сен-Санс. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»

3. Впишите пропущенное слово в схему строения периода.

фраза —…………………………........................…………………… — период.

4. Напишите название самой маленькой музыкальной формы.

5. Как называется граница между построениями в музыкальном

произведении? а) пауза б) цезура в) кода

6.Как называется мелодико-гармонический оборот, завершающий

предложение или период? а) каденция б) мотив в) секвенция

7. Как строится куплетная форма?

8. Как называется повторение в музыке?

9.Польский торжественный танец-шествие.

10. Прованский двудольный танец.

11. Что такое увертюра и антракт?

12. Как называется раздел, завершающий сонатную форму?

Пример 3. Итоговый тест по зарубежной музыкальной литературе (2 год.)

1. Город, в котором родился В. А. Моцарт:

а) Бонн, б) Вена, в) Зальцбург, г) Прага

2. Четырнадцатилетний В. А. Моцарт удостоился чести стать

членом

а) Болонской академии, б) капеллы архиепископа зальцбургского

3. Жанр Симфонии №40 соль минор:

а) лирико-драматическая, б) историко-эпическая, в) героическая

4. Форма, в которой написана увертюра к опере «Свадьба Фигаро»:

а) Сложная трёхчастная, б) Сонатное allegro, в) Рондо

5. Название сонаты Бетховена №14.

6. Инструмент, на котором играл Бетховен.

7. Недуг, трагедия жизни Бетховена.

8. Болезнь, сразившая Шуберта.

9. Ведущий жанр творчества Шуберта.

10. Родина Ф. Шопена

а) Франция б) Польша в) Венгрия г) Чехия

11. В 1826–1829 г. Ф. Шопен учился

а) в Парижской консерватории, б) в Болонской академии, в) в Варшавской

Высшей школе музыки

12. Большая часть произведений написана Ф. Шопеном

а) для оперного театра, б) для фортепиано, в) для струнного квартета

13. Какие из перечисленных ниже танцев являются польскими:

а) мазурка, б) полонез, в) трепак, г) гопак, д) краковяк, е) полька

Пример 4. Итоговый тест по курсу музыкальной литературы (3 год)

1.Композитор – создатель русской национальной оперы и симфонии:

а) Глинка б) Даргомыжский в) Бородин

2.Где родился М.И.Глинка: а) Москва б) Новоспасское в) Петербург

3.Сколько опер написал М.И.Глинка: а) 2 б) 3 в) 4

4.Выбрать симфонические произведения М.И.Глинки:

а) «Ночь в Мадриде» б) «Шехеразада» в) «Камаринская»

г) «Арагонская хота» д) «Анчар» е) «Вальс-фантазия»

5.На чьи стихи написан романс «Я помню чудное мгновенье»:

а) Пушкин б) Лермонтов в) Боратынский

6.В какой части оперы «Иван Сусанин» звучит знаменитый хор

«Славься»: а) интродукция б) 2 действие в) эпилог

7.Год рождения А.С.Даргомыжского: а) 1813 б) 1823 в) 1913

8.На чей сюжет написана опера «Русалка» А.С.Даргомыжского:

а) Пушкин б) Лермонтов в) Гоголь

9.Выбрать действующих лиц оперы «Русалка»: а) Наташа б) Собинин

в) Князь г) Мельник д) Антонида е) Ваня

10.Выбрать романсы, написанные на слова Лермонтова:

а) «Я вас любил» б) «Старый капрал» в) «И скучно, и грустно»

11.Кто входил в «Могучую кучку»:

а) Глинка б) Даргомыжский в) Бородин г) Мусоргский

д) Римский-Корсаков е) Кюи ж) Балакирев з) Стасов

12.Сколько лет прожил А.П. Бородин: а) 45 б) 54 в) 76

13.Наука, которой А.П.Бородин занимался с детства:

а) физика б) химия в) математика

14.Где А.П.Бородин получил образование: а) Петербургская консерватория

б) Военно-морской корпус в) Медико-хирургическая академия

15.Традиции какого композитора продолжал в музыке

А.С.Даргомыжский, Н.А.Римский-Корсаков, А.П. Бородин:

а) Бах б) Глинка в) Балакирев

16.Выбрать симфонию А.П. Бородина: а) «Богатырская симфония»

б) «Ленинградская симфония» в) «С тремоло литавр»

17.Какой сюжет лег в основу либретто оперы «Князь Игорь»

А.П.Бородина:

а) Летопись временных лет б) Слово о полку Игореве в) Руслан и Людмила

18.Закончил ли оперу «Князь Игорь» А.П.Бородин: а) да б) нет

19.Какое природное явление происходит в прологе оперы

«Князь Игорь»: а) наводнение б) ураган в) солнечное затмение

20.Даты жизни Н.А.Римского-Корсакова: а) 1804 – 1857 б) 1840 – 1893

в) 1844 – 1908

21.С 1856 по 1862 год Н.А. Р-К учился…: а) в консерватории

б) в морском военном корпусе в) в училище правоведения

22.Количество опер в творческом наследии Н.А. Р-К: а) 10 б) 12 в) 15

23.На чей сюжет написана опера «Снегурочка»:

а) Пушкин б) Островский в) Тургенев

24.Жанр оперы: а) комическая б) сказочная в) психологическая

25.Сколько действий в опере: а) 4 б) 5 в) 6

26. Действующие лица: а) Наташа б) Антонида в) Снегурочка г) Собинин

д) Мизгирь е) Купава ж) Лель з) Князь и) Берендей к) Ярославна

27.Симфоническое произведение, вторая часть которого имеет название

«Рассказ царевича Календера»: а) «Испанское каприччио» б) «Сказка»

в) «Шехеразада»

28.Тему Шехеразады в одноименной симфонической сюите исполняет: а)

флейта б) скрипка в) челеста

29.Написать голоса оперных героев: Иван Сусанин:

Антонида _____________ Ваня _____________ Собинин _____________

Князь _____________ Наташа (русалка)_____________

Мельник _____________ Князь Игорь _____________

Ярославна _____________ Хан Кончак _____________

Кончаковна _____________ Снегурочка _____________

Мизгирь _____________ Лель _____________

Купава _____________ Дед Мороз _____________

Царь Берендей _____________

Пример 5. Промежуточная проверочная работа по курсу музыкальной

литературы 4 год обучения.

1.Установите соответствие между именами и

фамилиями композиторов.

1) Сергей Васильевич

А) Шопен

2) Михаил Иванович

Б) Прокофьев

3) Петр Ильич

В) Глинка

4) Фридерик

Г) Рахманинов

5) Вольфганг Амадей

Д) Кабалевский

6) Николай Андреевич

Е) Моцарт

7) Иоганн Себастьян

Ж) Бетховен

8) Дмитрий Борисович

З) Бах

9) Людвиг ван

И) Римский-Корсаков

10) Сергей Сергеевич

К) Чайковский

2. Соедините названия средств выразительности с их определениями:

1) РИТМ А) скорость движения в музыке

2) МЕЛОДИЯ Б) чередование коротких и длинных звуков

3) ТЕМБР В) сила звучания в музыке

4) ТЕМП Г) настроение в музыке

5) ДИНАМИКА Д) окраска голоса, звука

6) ЛАД Е) высота звука, голоса

7) РЕГИСТР Ж) главная мысль музыкального произведения

3.Низкий мужской голос:

А) бас

Б) тенор

В) сопрано

4. Симфония - это:

А) крупное музыкальное произведение для оркестра

Б) песня без слов

В) крупное вокальное произведение

5. музыкальная викторина.

Пример 6. Тест по творчеству С. С. Прокофьева:

1.

С. С. Прокофьев -композитор:

А) России;

Б) Италии;

В) Германии.

2.С. С. Прокофьев

жил:

А) в 17 веке;

Б) в 18 веке;

В) в 19-20 веках.

3. Композитор родился:

А) в Москве;

Б) в Петербурге;

В) в Донецкой области

4. Кем был отец С. Прокофьева:

А) врачом;

Б) агрономом – управляющим;

В) дирижёром.

5.Кто научил композитора игре на фортепиано:

А) мама;

Б) отец;

В) бабушка.

6. Первое произведение написал :

А) в 10 лет;

Б) в 15 лет;

В) в 5 лет.

7. В консерватории учился :

А) у И. С. Баха;

Б) у Римского- Корсакова;

В) у В. А. Моцарта.

8. Сколько опер написано С. С. Прокофьевым:

А) 20;

Б) 30;

В) 8.

9. Балет, который не относится к творчеству С. С. Прокофьева:

А) «Золушка»;

Б) «Спящая красавица»;

В) «Ромео и Джульетта».

10.Сколько частей в классической симфонии?

А) 2;

Б) 4;

В) 3.



В раздел образования