Авторы: Белоконев Валерий Витальевич, Демьянова Людмила Михайловна
Должность: студент, заведующий кафедры
Учебное заведение: ЮФУ
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: Анализ исследований комплексов ЛФК направленных на коррекцию и предупреждение патологий осанки у молодёжи
Тема: статья
Раздел: высшее образование
Анализ исследований комплексов ЛФК направленных на коррекцию и
предупреждение патологий осанки у молодёжи
Аннотация:
статья
посвящена
анализу
актуальных
проблем,
ухудшающегося
состояния
здоровья
молодёжи,
в
первую
очередь,
подростков, причинам данных явлений и способов профилактики и лечения
проблем с осанкой в подростковом и юношеском возрасте.
Ключевые
слова:
лечебная
физическая
культура,
функциональное
состояние, активный образ жизни, здоровье.
Подростковый и юношеский возраст характеризуется как переходный
период
от
детства
к
взрослой
жизни,
поэтому
исследователи[1,2,3,4,5,]
придавали значение учащимся в возрасте 14-16 лет как период полового
созревания и в возрасте 16-25 лет как период окончательного формирования
организма.
Актуальность
и
важность
изучения
индивидуальных
физиологических особенностей организма у подростков характеризуется их
учебным
образовательным
потенциалом
и
обусловлена
проблемой
современной школы, а именно – компьютеризацией учебного процесса[по 3].
В
последние
годы
педагоги
стали
употреблять
термин
«школьные
болезни»[по 4], а медики всерьез считают, что образование в современной
школе
приводит
к
ухудшению
здоровья
у
подростков,
что
обусловлено
инновационными
технологиями
учебного
процесса.
По
литературным
данным, статистически подтверждено, что у каждого пятого подростка к 14
годам
ухудшается
острота
зрения,
у
каждого
восьмого
развивается
нарушение осанки, а у каждого третьего - возникает заболевание органов
дыхания[по 2].
Позднее,
к
20-25
годам,
могут
с ф орм и ровать ся
патологические
нарушения
опорно-двигательного
аппарата
[4].
На
наш
взгляд
эта
проблема
требует
детального
рассмотрения
и
всестороннего
изучения.
Царук И.Г.,
Епифанова М.Г.
провели
исследование
с
целью
проанализировать
состояние
здоровья
и
нарушения
осанки
у
учащихся
лицея-интерната
No1
с
5
по
11
класс[по 5].
Для
этого
они
занимались
изучением
научной
литературы
и
ресурсов
Интернета;
анализом
данных
медицинских карт учащихся; а также разработкой анкеты и проведением
анкетирования среди лицеистов. В основу работы ими положены материалы,
собранные в МБОУ лицее - интернате No1 на протяжении нескольких лет, с
2011по 2014 года. Был проведен анализ медицинских карт учащихся с 8 по 11
класс, По результатам исследований показатель нарушения осанки довольно
высокий
в
шестых
классах
и
составляет
14%.
В
седьмых
классах
этот
показатель несколько ниже (10%). В восьмых классах нарушение осанки
наблюдается
у
5%
школьников,
зато
резко
возрастает
показатель
заболеваемости сколиозом (до 15%). В старших классах отмечается более
высокий процент заболеваемости сколиозом; в девятых классах он гораздо
ниже и составляет 10%, в одиннадцатых – 14%. Было обнаружено, что по
мере
взросления
учащихся
уменьшается
показатель
нарушения
осанки
и
повышается заболеваемость сколиозом. Как считает большинство медиков,
для формирования правильной осанки большое значение имеет физическая
нагрузка адекватная возрасту, соблюдение режима дня, рациональное питание
и ряд других факторов. По результатам проведенных исследований было
отмечено, что в средних классах показатель нарушения осанки очень высок, в
частности – очень высоки показатели по сколиозу. Такие результаты можно
объяснить безразличием к нарушению осанки, а ведь именно неправильная
осанка являются причиной возникновения сколиоза, который лечится гораздо
сложнее.
Профилактика
развития
нарушения
осанки
должна
быть
комплексной.
В.
В.
Аникеева,
Е.
Г.
Фоменко,
Н.
В.
Бочкарникова
занимались
разработкой
комплекса
упражнений
по
коррекции
осанки
в
рамках
ЛФК[по 1]. В эксперименте принимало участие 28 студентов 1 курса. По 14
человек в экспериментальной и контрольной группах, из них по 4 юношей и
10
девушек.
Исследования
проводились
на
базе
Забайкальского
государственного
гуманитарно-педагогического
университета
имени
Н.Г.
Чернышевского в период с 2011 по 2013 г. Студенты экспериментальной
группы занимались по разработанной нами программе лечебной физической
культуры,
контрольная
группа
занималась
по
общепринятой
методике
корригирующей
гимнастики.
Занятия
проводились
2
раза
в
неделю.
Разработанный комплекс лечебной физической культуры решал следующие
задачи:
формирование
правильной
осанки,
увеличение
подвижности
позвоночника, выработка общей и силовой выносливости мышц туловища,
коррекция деформаций. Курс лечебной физической культуры состоял из двух
этапов. Первый – ноябрь–декабрь 2012 г., второй – январь–апрель 2013 г.
После
завершения
каждого
производили
антропометрические
измерения,
функциональные
исследования
и
определяли
уровень
физической
работоспособности. уровень работоспособности по степ-тесту у студентов с
нарушением осанки в начале эксперимента, Как в экспериментальной так и в
контрольной
группе,
был
практически
одинаковым
.У
юношей
экспериментальной группы уровень работоспособности составил 10,5 ± 0,5
кгм/мин/кг,
контрольной
–
10,4
±
0,4
кгм/мин/кг,
у
девушек
10,2
±
0,6
кгм/мин/кг и 10,2 ± 0,4 кгм/мин/кг, соответственно[по 1]. После проведенных
реабилитационных мероприятий эти показатели достоверно увеличились в
экспериментальной
группе
(р
<0,05).
Юноши
экспериментальной
группы
повысили уровень работоспособности на 2,3, а контрольной–1,4 единицы.У
девушек экспериментальной группы этот показатель составлял 11,9 ± 0,5
кгм/мин/кг, контрольной – 11,1 ± 0,4 кгм/мин/кг, что больше на 1,1 и 0,9
единиц, соответственно. После повторных измерений в экспериментальной
группе
юношей
физическая
работоспособность
увеличилась
в
1,2
раза
(р<0,01), а в контрольной 1,1 раза (р <0,05). У девушек были получены такие
же результаты. В общем показатель физической работоспособности после
проведенного эксперимента в экспериментальной группе юношей и девушек
увеличился в 1,4 раза (р <0,01). В контрольной группе юношей – в 1,3 раза, а
девушек – 1,2 раза (р<0,05)[по 1]. В экспериментальной группе динамика
физической работоспособности значительнее, по сравнению с контрольной.
Данный
прирост
в
экспериментальной
группе
связан
с
использованием
эффективной физической нагрузки. Таким образом, в результате проведенных
исследований нами установлено, что в результате курса ЛФК у студентов с
нарушением
осанки
наблюдалось
улучшение
состояния
позвоночника,
повышение силовой выносливости мышц туловища.
В
результате
теоретического
анализа
этих
двух
исследований
мы
видим, что проблемы с осанкой возникают с раннего возраста из-за сидячего
образа жизни постоянных нагрузок на спину во время обучения. Большую
часть
проблем
с
осанкой
реально
исправить,
если
своевременно
воспользоваться комплексами ЛФК. Для предупреждения проблем с осанкой,
которые могут привести к межпозвоночной грыже, стиранию позвоночных
дисков
и
целому
комплексу
заболеваний
мышц
спины
и
опорно-
двигательного аппарата эффективной профилактикой и способом лечения
которых является лечебная физическая культура .
Список используемой литературы.
1.
Аникеева В.В.,
Фоменко Е.Г.,
Бочкарникова Н.В.
Оздоровительные
технологии
в
специальных
медицинских
группах
у
студентов
с
нарушениями
осанки.
//
Вестник
Бурятского
государственного
университета 13/2014 С.3-5.
2.
Грищенко О.М.
Проблема
здорового
образа
жизни
и
е го
формирования. //Вестник ОГУ. 2014. №13. С. 52-55.
3.
Демьянова Л.М.,
Сергеева Э.И.
Профилактика
болезней
и
формирование
здоровья
студентов
посредством
физической
культуры. // Интерактив плюс. 2017.
4.
Дьякова Е . Ю . ,
О с о к и н а О . С . ,
Л а л а е в а Г. С . ,
З а ха р о ва А.Н.,
Миронов А.А. Влияние занятий лечебной физической культурой на
функциональное состояние студентов. // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011.
№ 352. С.173-175.
5.
Царук И.Г., Епифанова М.Г. Нарушение осанки у школьников средних
и старших классов// Здоровьесбережение как инновационный аспект
современного
образования:
материалы
III
Международной
научно-
практической заочной студенческой конференции. Екатеринбург. 2016.
С 336-341.