Автор: Степанова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Сюмсинская ДШИ"
Населённый пункт: село Сюмси
Наименование материала: Открытый интегрированный урок по искусству
Тема: "Рисуем музыку Чайковского"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств с. Сюмси»
Открытый интегрированный урок
по искусству
с учащимися 4 класса художественного отделения
(преподаватель Степанова Е.Н.)
Тема: «Рисуем музыку Чайковского»
Октябрь 2015.
План урока
Тема: «Рисуем музыку Чайковского»
(Регламент - 2 учебных часа: 40
мин.+ переменка 10 мин.+ 40 мин.=1 ч. 30 мин.)
Цель: показать связь между изобразительным искусством, музыкой;
сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности
окружающего мира;
развивать чувство композиции, цветовосприятие;
Художественные задачи:
- научиться образно воспринимать музыку;
– научиться создавать определенный колорит, настроение цветом;
– развивать творческие способности, фантазию;
Научить видеть прекрасное, формирование нравственно – эстетической
отзывчивости на прекрасное, художественно – творческой активности,
проявление,
Музыкальные задачи: Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского;
уметь видеть в музыке картины природы; научиться выражать свое
отношение к прослушанной музыке через цветовую палитру.
Общая задача: Способствовать формированию у учащихся любви к
прекрасному в природе и в человеке, чувства гордости за достижения своих
выдающихся соотечественников (художников и композиторов).
Оборудование:
для преподавателя рабочий материал : персональный компьютер с
программным обеспечением Microsoft Office, мультимедийный проектор,
экран, презентация. Портрет П.Чайковского. Картины художников,
репродукции, фотографии, иллюстрации с изображением осени в различных
её состояниях (напр.: “Золотая осень”- Левитан). Эпиграф к уроку:
«Живопись – сестра музыки» Леонардо Да Винчи
музыкальный материал: рояль для преподавателя фортепиано для живого
воспроизведения музыкальных фрагментов П.И.Чайковского: из цикла:
«Времена года» («Октябрь»), «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
для учащихся рабочий материал: краски гуашь, кисти, палитра, лист
бумаги А-3, мольберты.
2
Ход урока:
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку (1—2 мин.)
2. Активизация мыслительной деятельности (на фоне музыки: 1-2 мин.)
Тихо, тихо сядем рядом-
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены-
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
(К.Ибряева, Р.Папкова)
3. Введение (5-10 мин.)
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята! Взгляните в окно. На дворе – осень. Мне сегодня
вспомнилась музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года».
Сегодня у нас необычный урок – урок искусства, который объединит два вида
искусства – живопись и музыку. Во все времена музыка не только развлекала
людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями,
вселяла надежду. Давайте попробуем вместе окунуться в этот прекрасный
мир музыки и изобразительного искусства. Попробуем выразить свое
впечатление от прекрасной музыки на листе бумаги.
Тема урока сегодня – «Рисуем музыку Чайковского».
2015 год – юбилейный со дня рождения великого композитора –
П.И.Чайковского. 7 мая ему исполнилось 175 лет со дня его рождения.
Музыка П.И.Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она
понятна миллионам людей разных стран. Эта музыка популярна и в наши
дни. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу,
полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру.
Среди ярких музыкальных картин, связанных с темой природы – цикл
концертов Петра Чайковского “Времена года”, «Вальс цветов».
3
Скажите мне, пожалуйста, а можно ли нарисовать музыку? (ответы).
Рисовать музыку – это значит уметь её слушать, понимать и изображать на
бумаге в цвете, линиях. Ребята, какие чувства может оказать музыка на
человека? (ответы).
Попытки осуществить этот замысел впервые были предприняты русским
композитором Александром Николаевичем Скрябиным и литовским
композитором и художником Чюрлёнисом. Произошло это почти в одно
время – в конце 19 – в начале 20 века. Композитор А.Н. Скрябин написал
симфонию «Прометей», исполнение которой сопровождалось вспышками
света различной окрашенности. При этом музыкальное произведение
воспринималось уже двумя органами чувств – и слухом, и зрением.
Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной
живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью
красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин
позволяет как- бы остановить музыку во времени для ее обозрения.
Существуют также общие законы и правила построения музыкальных и
изобразительных произведений: Симметрия, Центр композиции, Ритм,
Тональность, Колорит. Общие законы позволяют объединить звук и цвет,
музыку и живопись.
3. Прослушивание музыкальных произведений (15 мин.)
Представляю вашему вниманию преподавателя фортепиано Михееву Е.А.
Она сегодня помогает мне проводить это занятие. Предлагаем вам послушать
живую музыку в исполнении Елены Анатольевны на рояле. Вашему
вниманию будут представлены 2 произведения П.И. Чайковского: «Вальс
цветов» (из балета «Щелкунчик») и «Осенняя песнь. Октябрь» (из цикла
«Времена года»). А на экране в это время будут демонстрироваться слайды с
картинками по темам данных произведений.
4. Объяснение задания (1-2 мин.)
Ребята вы можете нарисовать пейзаж или композицию по памяти или по
впечатлениям от увиденного и услышанного. Давайте попробуем красками
передать настроение музыки, попробуем сейчас соединить в сознании, с
помощью прослушивания музыкального произведения звук и чувства, звук и
воображение, звук и цвет.
Попробуйте, используя свое воображение, выразить свои представления,
чувства на бумаге живописью (играет мелодия, учащиеся рисуют).
4
6. Самостоятельная работа (25 мин. + перерыв 10 мин. + 25 мин.)
В ходе работы периодически включается музыка (запись на магнитофоне).
При необходимости преподаватель оказывает индивидуальную помощь
учащимся.
7. Анализ и просмотр рисунков (5 мин.)
А теперь, поставьте все ваши мольберты с работами на одном уровне, как на
презентации. Посмотрите на рисунки. Справились ли мы с задачами?
Какая работа вам больше нравится и чем?
8. Итог урока (1-2 мин.)
Итак, дорогие друзья, мы сегодня попытались показать связь между
изобразительным искусством и музыкой. Научились видеть в музыке картины
природы. Создали определенный колорит, настроение с помощью цвета.
Изучив творчество П.И. Чайковского, я хочу в конце задать вам такой вопрос:
«Можно ли музыку этого композитора назвать современной?» (ответы).
Сегодня вы убедились, что П.И. Чайковского можно назвать Великим нашим
современником.
Сегодня наш урок окончен. Всем спасибо и до свидания!
5