Напоминание

"Рисуем музыку Чайковского"


Автор: Степанова Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Сюмсинская ДШИ"
Населённый пункт: село Сюмси
Наименование материала: Открытый интегрированный урок по искусству
Тема: "Рисуем музыку Чайковского"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств с. Сюмси»

Открытый интегрированный урок

по искусству

с учащимися 4 класса художественного отделения

(преподаватель Степанова Е.Н.)

Тема: «Рисуем музыку Чайковского»

Октябрь 2015.

План урока

Тема: «Рисуем музыку Чайковского»

(Регламент - 2 учебных часа: 40

мин.+ переменка 10 мин.+ 40 мин.=1 ч. 30 мин.)

Цель: показать связь между изобразительным искусством, музыкой;

сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности

окружающего мира;

развивать чувство композиции, цветовосприятие;

Художественные задачи:

- научиться образно воспринимать музыку;

– научиться создавать определенный колорит, настроение цветом;

– развивать творческие способности, фантазию;

Научить видеть прекрасное, формирование нравственно – эстетической

отзывчивости на прекрасное, художественно – творческой активности,

проявление,

Музыкальные задачи: Познакомить детей с творчеством П.И.Чайковского;

уметь видеть в музыке картины природы; научиться выражать свое

отношение к прослушанной музыке через цветовую палитру.

Общая задача: Способствовать формированию у учащихся любви к

прекрасному в природе и в человеке, чувства гордости за достижения своих

выдающихся соотечественников (художников и композиторов).

Оборудование:

для преподавателя рабочий материал : персональный компьютер с

программным обеспечением Microsoft Office, мультимедийный проектор,

экран, презентация. Портрет П.Чайковского. Картины художников,

репродукции, фотографии, иллюстрации с изображением осени в различных

её состояниях (напр.: “Золотая осень”- Левитан). Эпиграф к уроку:

«Живопись – сестра музыки» Леонардо Да Винчи

музыкальный материал: рояль для преподавателя фортепиано для живого

воспроизведения музыкальных фрагментов П.И.Чайковского: из цикла:

«Времена года» («Октябрь»), «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

для учащихся рабочий материал: краски гуашь, кисти, палитра, лист

бумаги А-3, мольберты.

2

Ход урока:

1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку (1—2 мин.)

2. Активизация мыслительной деятельности (на фоне музыки: 1-2 мин.)

Тихо, тихо сядем рядом-

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены-

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

(К.Ибряева, Р.Папкова)

3. Введение (5-10 мин.)

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята! Взгляните в окно. На дворе – осень. Мне сегодня

вспомнилась музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года».

Сегодня у нас необычный урок – урок искусства, который объединит два вида

искусства – живопись и музыку. Во все времена музыка не только развлекала

людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями,

вселяла надежду. Давайте попробуем вместе окунуться в этот прекрасный

мир музыки и изобразительного искусства. Попробуем выразить свое

впечатление от прекрасной музыки на листе бумаги.

Тема урока сегодня – «Рисуем музыку Чайковского».

2015 год – юбилейный со дня рождения великого композитора –

П.И.Чайковского. 7 мая ему исполнилось 175 лет со дня его рождения.

Музыка П.И.Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она

понятна миллионам людей разных стран. Эта музыка популярна и в наши

дни. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу,

полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с темой природы – цикл

концертов Петра Чайковского “Времена года”, «Вальс цветов».

3

Скажите мне, пожалуйста, а можно ли нарисовать музыку? (ответы).

Рисовать музыку – это значит уметь её слушать, понимать и изображать на

бумаге в цвете, линиях. Ребята, какие чувства может оказать музыка на

человека? (ответы).

Попытки осуществить этот замысел впервые были предприняты русским

композитором Александром Николаевичем Скрябиным и литовским

композитором и художником Чюрлёнисом. Произошло это почти в одно

время – в конце 19 – в начале 20 века. Композитор А.Н. Скрябин написал

симфонию «Прометей», исполнение которой сопровождалось вспышками

света различной окрашенности. При этом музыкальное произведение

воспринималось уже двумя органами чувств – и слухом, и зрением.

Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной

живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью

красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин

позволяет как- бы остановить музыку во времени для ее обозрения.

Существуют также общие законы и правила построения музыкальных и

изобразительных произведений: Симметрия, Центр композиции, Ритм,

Тональность, Колорит. Общие законы позволяют объединить звук и цвет,

музыку и живопись.

3. Прослушивание музыкальных произведений (15 мин.)

Представляю вашему вниманию преподавателя фортепиано Михееву Е.А.

Она сегодня помогает мне проводить это занятие. Предлагаем вам послушать

живую музыку в исполнении Елены Анатольевны на рояле. Вашему

вниманию будут представлены 2 произведения П.И. Чайковского: «Вальс

цветов» (из балета «Щелкунчик») и «Осенняя песнь. Октябрь» (из цикла

«Времена года»). А на экране в это время будут демонстрироваться слайды с

картинками по темам данных произведений.

4. Объяснение задания (1-2 мин.)

Ребята вы можете нарисовать пейзаж или композицию по памяти или по

впечатлениям от увиденного и услышанного. Давайте попробуем красками

передать настроение музыки, попробуем сейчас соединить в сознании, с

помощью прослушивания музыкального произведения звук и чувства, звук и

воображение, звук и цвет.

Попробуйте, используя свое воображение, выразить свои представления,

чувства на бумаге живописью (играет мелодия, учащиеся рисуют).

4

6. Самостоятельная работа (25 мин. + перерыв 10 мин. + 25 мин.)

В ходе работы периодически включается музыка (запись на магнитофоне).

При необходимости преподаватель оказывает индивидуальную помощь

учащимся.

7. Анализ и просмотр рисунков (5 мин.)

А теперь, поставьте все ваши мольберты с работами на одном уровне, как на

презентации. Посмотрите на рисунки. Справились ли мы с задачами?

Какая работа вам больше нравится и чем?

8. Итог урока (1-2 мин.)

Итак, дорогие друзья, мы сегодня попытались показать связь между

изобразительным искусством и музыкой. Научились видеть в музыке картины

природы. Создали определенный колорит, настроение с помощью цвета.

Изучив творчество П.И. Чайковского, я хочу в конце задать вам такой вопрос:

«Можно ли музыку этого композитора назвать современной?» (ответы).

Сегодня вы убедились, что П.И. Чайковского можно назвать Великим нашим

современником.

Сегодня наш урок окончен. Всем спасибо и до свидания!

5



В раздел образования