Автор: Александрович Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №45"
Населённый пункт: город Биробиджан, Еврейская автономная область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ
«Центр развития ребенка –
детский сад № 45»
Развитие
интонационной выразительности речи
у детей с ОНР
Александрович Ольга Васильевна
учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – детский сад
№ 45» г. Биробиджан
2017г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………...
Основные
этапы
коррекционно-логопедической
работы
по
формированию
интонационной
выразительности
речи
в
процессе
коррекции
общего
недоразвития речи ……………………………………………………………………..
Литература ……………………………………………………………………………..
3
4
18
Пояснительная записка
2
Прекрасна речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! как же ты красива!
Е. Щукина.
Речь – не является врождённой способностью человека, она формируется
постепенно, вместе с развитием ребёнка. Должно пойти время, чтобы малыш
начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь
ребёнка
развивалась
правильно
и
своевременно.
Благодаря
родному
языку
малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими
людьми.
В
своей
работе
мне
хочется
подробнее
остановиться
на
одном
из
основных
компонентов
произносительной
стороны
речи,
её
интонационной
выразительности так, как интонационно выразительная речь является важной
предпосылкой
для
формирования
коммуникативной
компетенции
человека,
которую
составляют
умения
устанавливать
контакт,
обмениваться
информацией,
поддерживать
обратную
связь;
ориентироваться
на
партнера,
учитывать
его
личностные
особенности.
По
мнению
И.А.
Поваровой
ритмическая и интонационная организация речи позволяет минимизировать
затраты на передачу информации и достижения успешности коммуникации.
К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем у детей снижение
эмоционально окрашенной речи. Причин этому много и главная, по моему
мнению, это недостаточное внимание родителей к речи своих детей. Поэтому
начинать работу над выразительной речью нужно в детском саду и продолжать
в школе, особенно это касается детей с речевыми нарушениями. У детей с
несформированной интонационной стороной речи наблюдаются трудности в
организации
коммуникативной
деятельности,
снижается
потребность
и
эффективность речевого взаимодействия, что приводит к нарушениям в сфере
межличностных отношений.
Выразительность речи зависит от правильного дыхания, звучного голоса,
чёткой
дикции,
нормального
темпа,
соответствующего
цели
высказывания.
Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости
и подвижности. Все эти компоненты необходимо формировать в дошкольном
возрасте.
Под интонацией понимается совокупность произносительных средств,
которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи.
3
Интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи.
Мелодика
речи
–
это
повышение
и
понижение
голоса
для
выражения
утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Ритм
речи – это равномерное чередование ударных и безударных слогов,
различных по длительности и силе голоса.
Темп
– это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или
замедленным
в
зависимости
от
содержания
и
эмоциональной
окраски
высказывания.
При
ускоренном
темпе
речи
снижается
её
отчётливость
и
внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для
подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного
высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи. В
детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью
речевого
дыхания,
с
неумением
ребёнка
распределить
речевой
выдох
в
соответствии с длиной высказывания.
Тембр – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные
чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти , радости
и
т.д.
тембр
речи,
её
эмоциональная
окрашенность
достигается
путём
изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе усилением голоса
в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Все
эти
компоненты
–
звуковая
оболочка
речи
и
звучания,
материальное
воплощение
содержания,
смысла
речи.
Они
взаимосвязаны
и
реально
существуют в единстве.
Для
формирования
у
детей
ритмико-мелодической
стороны
речи
(интонации) необходимо развивать:
речевой
слух
–
такие
его
компоненты,
как
восприятие
соответствующего
ситуации
темпа
и
ритма
речи,
а
также
звуковысотный
слух
–
восприятие
движений тона голоса (повышение и понижение);
основные качества голоса – силу и высоту;
речевое дыхание – его длительность и интенсивность.
В
процессе
речевой
коммуникации
интонация
является
важным
средством
формирования
высказывания,
осуществляет
пе ред ач у
эмоциональных значений, переживаний. Выразительность речи развивается в
течение
всего
дошкольного
возраста:
от
непроизвольной
эмоциональной
у
малышей,
к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой
4
выразительности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Интонационной
выразительностью
речи
дети
овладевают
преимущественно
к
пятилетнему
возрасту. В этом возрасте у детей формируется умение говорить с разной силой
звучания (тихо – громко) и в разном темпе (медленно – быстро). Как правило,
это происходит естественным путём в процессе общения с взрослыми.
У детей с ОНР дефекты произвольного слухового внимания определяют
ослабленность или отсутствие речевых навыков, таких как дыхание, высота и
сила
голоса,
темп
и
ритм
речи,
её
интонационная
выразительность.
Интонационно
невыразительная
речь
может
быть
следствием
сниженного
слуха,
недоразвития
речевого
слуха,
неправильного
речевого
воспитания,
различных нарушений речи.
В своей работе я стараюсь уделять особое внимание интонационной
выразительности
речи
начиная
со
среднего
возраста.
Именно
в
среднем
возрасте у детей появляется и постепенно развивается контроль собственной
речи и критическое отношение к речи окружающих. Одна из важных задач
логопеда
это создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы
проявить
свои
эмоции,
чувства,
желания,
причём
не
только
в
обычном
разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Задачи:
развивать у детей правильное речевое дыхание;
учить
регулировать
голос
по
высоте,
силе
и
тембру;
формировать
шёпотную речь и плавность речи;
совершенствовать умение изменять темп и ритм речи;
учить
понимать
смысл
высказывания
в
зависимости
от
логического
ударения, выделять голосом нужное слово во фразе.
совершенствовать диалогическую, монологическую, прямую речь;
совершенствование артистических навыков детей.
Таким образом, формирование интонационной выразительности
является одним из основных направлений работы в процессе коррекции
общего
недоразвития
речи
у
детей,
начиная
со
среднего
дошкольного
возраста, и работа над общими речевыми навыками, включается в каждое
занятие.
Формирование
интонационной
выразительности
речи
проводится
в
системе,
в
определенном
порядке,
когда
каждое
последующее
упражнение
опирается
на
предыдущее,
готовит
к
усвоению
нового.
При
планировании
соблюдается строгая последовательность предъявления заданий с учетом их
постепенно возрастающей сложности.
5
Проведение игр и упражнений по формированию речевого дыхания, темпа,
ритма,
высоты
и
силы
голоса
у
дошкольников
с
ОНР
осуществляется
максимально доступно для детей данного возраста, опираясь на достигнутый
уровень
их
развития,
способствуя
их
переходу
на
более
высокий
уровень
развития или созданию заметных предпосылок для такого перехода.
Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов и имеет
особое значение при работе с детьми с ОНР. При планировании проводимых
игр
учитываются особенности развития дошкольников с ОНР, только после
этого определяется особенности содержания коррекционной работы для каждого
ребенка. От индивидуального уровня и темпа развития каждого ребенка зависит
количество заданий, их вариантов для разных детей.
После
обследования
речи
детей
параллельно
с
изучением
упражнений
артикуляционной гимнастики начинается работа по формированию правильного
физиологического и речевого дыхания, над плавностью и правильным темпом
речи, над силой и высотой голоса.
Речевое
дыхание
– это
умение
производить
короткий
вдох
и
продолжительный
плавный
выдох
необходимое
для
того,
чтобы
иметь
возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания.
У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдаются нарушения
дыхательной
функции.
Отмечается
ослабленное
речевое
дыхание,
короткий
речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.
Правильное речевое дыхание – основа для нормального
звукопроизношения и речи в целом. Речевое дыхание является произвольным в
отличии от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом
дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности
равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается
быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вздохом сразу следует
выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем
плавный
выдох.
Правильное
речевое
дыхание
обеспечивает
нормальное
звукообразование.
Создаёт
условия
для
поддержания
соответствующей
громкости
речи,
четкого
соблюдения
пауз,
сохранения
плавности
речи
и
интонационной выразительности. Несовершенства речевого дыхания приводят
к
тому,
что
дети
не
договаривают
слова,
говорят
быстро,
не
соблюдая
логические паузы.
Очень важно научить ребёнка правильно дышать, чтобы он мог правильно
произносить звуки, регулировать громкость речи, правильно расставлять паузы,
чтобы речь была плавной и выразительной.
Для правильного формирования физиологического дыхания детей обучают
диафрагмальному (животом) дыханию лёжа, сидя и стоя (прислонясь затылком,
спиной
и
пятками
к
стене),
по
подражанию
с
использованием
контроля
с
6
помощью
ладони
ребёнка.
Обучение
диафрагмальному
дыханию
нужно
проводить индивидуально, только затем с подгруппой.
Упражнения
«Узнай
фрукт
(овощ)»
развивают
у
детей
правильный
глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.
Для длительного и плавного речевого выдоха необходимы специальные
упражнения
с
постепенным
их
усложнением.
Вначале
целесообразно
проводить дыхательную гимнастику с использованием игровых приёмов:
«Футбол»,
«Облака»,
«Листики»,
«Снегопад»,
«Бабочка»,
«Живые
предметы»,
«Шторм
в
стакане»,
«Чей
пароход
лучше
гудит?»,
«Шарик»
(тренажёр), «Фокус», «На морозе» (вдох носом и выдох носом), «Надуваем
шары» (выработка дифференцированного дыхания: вдох ртом – выдох ртом;
вдох носом – выдох – ртом).
Затем
проводятся
упражнения,
которые
также
способствуют
выработке
правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного постепенного
выдоха. На выдохе произносятся сначала слоги, затем слова и предложения. На
заключительных
этапах
дыхание
сочетается
с
проговариванием
стихов.
Упражнения выполняются в положении сидя, стоя.
«Корни». Вдох. На выдохе после полузевка тянем звук [а], представляя, что
наши ноги превращаются в корни деревьев и вместе со звуком уходят в землю.
«Резиновый круг». Вдох. На выдохе произносим звук [о], представляя себя
кру
гом, из которого выходит воздух (вначале громко, затем все тише и тише).
«Фонарь». Вдох. На выдохе тянем звук [а], представляя, что в груди находится
столб света, который вырывается наружу вместе со звуком.
«Ворона». Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднимаем руки через
стороны вверх – вдох, медленно опускаем руки – выдох, произносим: «Кар!».
«Антенна». Вдох. На выдохе произносим звук [и], представляя себя длинной,
тонкой антенной, направленной вверх.
«Разноцветный
фонтан».
Произносим
3–5
звуков
([а],
[о],
[у],
[э],
[и]),
представляя себя разноцветным фонтаном воды, который пробивается наружу.
«Кто больше?». Упражнение направлено на увеличение длины выдоха. Вдох.
На выдохе произносятся цепочки гласных звуков (далее открытые слоги с этими
же звуками): а, ао, ау, аэ, аы, аоу, аоэ, аоы, аоуэ, аоуы, аоуэы; о, оа, оу, оэ, оы, оау,
оаэ, оаы, оауэ, оауы, оауэы; у, уа, уо, уэ, уы, уао, уаэ, уаы, уаоэ, уаоы, уаоэы; э, эа,
эо, эу, эы, эао, эау, эаы, эаоу, эаоы, эаоуы; ы, ыа, ыо, ыу, ыэ, ыао, ыау, ыаэ, ыаоу,
ыаоэ, ыаоуэ.
Упражнение « Рассказываем вместе». Цель: упражнять детей в умении
произносить 3 слога на одном выдохе
Логопед. Наши уточки с утра…
Дети (вдох). Кря-кря-кря! (вдох) Кря-кря-кря!
Логопед. Наши гуси у пруда…
Дети (вдох) Га-га-га! (вдох) Га-га-га!
7
Упражнение «Щенок». Цель: упражнять детей в умении произносить 3-4 слога
на одном выдохе (тяв-тяв-тяв-тяв).
Упражнение «Часы». Цель: упражнять детей в умении произносить на одном
выдохе четыре слога и фразу из двух слов.
Вот часы, они в пути,
Тик-так, тик-так.
И не устают идти,
Тик-так, тик-так.
Утром вечером и днём,
Тик-так, тик-так.
Даже ночь им нипочём,
Тик-так, тик-так.
Часы людям помогают,
Тик-так, тик-так.
Они время отмеряют,
Тик-так, тик-так.
Долго им ещё идти,
Тик-так, тик-так.
Пожелаем мы часам
Доброго пути!
(Т.Гризик.)
Упражнение «
Рассказываем
вместе».
Цель:
упражнять
детей
в
умении
произносить фразу из трёх слов с коротким вдохом и длительным выдохом.
Логопед. Эй, Ванюша, посмотри –
Дети (вдох). Мы пускаем пузыри:
Логопед. Красный, синий, голубой,
Дети (вдох). Выбирай себе любой!
Перед тем как произнести строку стихотворения, надо сделать вдох и на
выдохе медленно, спокойно проговаривать текст.
Сказать тебе нужно немало,
Спокойно надо говорить,
Но с этим не надо спешить.
Не торопиться, не спешить.
Спокойно подумай сначала,
И станет наша речь красивой,
Потом начинай говорить.
И четкой, и неторопливой.
Для развития основных качеств голоса - высоты и силы используются
словесные игры и упражнения.
В
качестве
подготовительных
упражнений
для
формирования
интонационной
выразительности
в
экспрессивной
речи
используются
упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диа-
пазона голоса, развития его гибкости, модуляции.
Эти игровые упражнения включают в себя произношение опорных или
автоматизируемых
звуков
(в
рамках
работы
по
звукопроизношению),
звукосочетаний. Для них подбираются сюжеты: у-у-у – воет волк, о-о-о – идет
8
медведь, з-з-з – летит комар; усиление и ослабление голоса – изображаемый
объект то близко, то далеко и т.п. Игры «Вьюга», «Кто кого?», «Эхо».
Кричалки и шепталки так же научат ребёнка управлять силой своего голоса, сделают
его речь более выразительной и яркой. Предложите детям громко и хором произносить
вместе с вами каждую вторую строчку стихотворения.
На берегу!
На берегу!
Большой реки!
Большой реки!
Пчела ужалила!
Пчела ужалила!
Медведя прямо в нос!
Медведя прямо в нос!
- Ой-ё-ё-ёй!
- Ой-ё-ё-ёй!
Вскричал медведь.
Вскричал медведь
Сел на пчелу!
Сел на пчелу!
И начал петь.
И начал петь.
- Парам-парара! - Хей!
- Парам-парера! - Хей!
- Парам-парера!
- Хей! Хей! Хей!
В отличии от кричалок, шепталки даются малышам сложнее. Говорить тихо не так-то
просто.
Секрет
Тише, тише, ещё тише!
А то кто-нибудь услышит…
Я открою вам секрет:
Я хочу велосипед,
Самокат, коньки и клюшку.
Ещё мягкую игрушку,
Вертолёт хочу я тоже,
Чтоб точь в точь, как у Серёжи.
А ещё мешок конфет –
Вот такой большой секрет.
Как на горке снег
Как на горке – снег, снег.
И под горкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише – не шуметь!
***
Мышонку шепчет мышь:
- Ты всё шумишь,
Ты всё не спишь!
Мышонок шепчем мыши:
- Шуршать я буду тише…
Для детей старшего возраста можно брать следущие упражнения:
1. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:
1 2 3 4 5
2. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:
5 4 3 2 1
3. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим
ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник – беззвучная артикуляция:
среда, четверг – шепот;
9
пятница, суббота – голос средней силы;
восскресенье – громко;
суббота, пятница – голос средней силы;
четверг, среда – шепот;
вторник, понедельник – беззвучная артикуляция.
4. Игровое упражнение «Эхо».
Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети
первой
группы
произносят
слова
громким
голосом,
дети
второй
группы
–
тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «Ау! Ау!»
А мне в ответ: «Ау! Ау!»
Горе кричу: «Ау! Ау!»
Гора в ответ: «Ау! Ау!»
5. Игровое упражнение «Игра на пианино».
Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя
силу голоса в соответствии с текстом.
Ударяй тихонечко: стук – стук – стук (тихо),
И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).
Ударяй сильнее: стук – стук – стук (громко),
И тогда услышишь громкий звук (громко).
6. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.
Была (голосом средней силы)
тишина, тишина, тишина... (тихо)
Вдруг (громче)
грохотом (еще громче)
грома (громко)
сменилась она (голосом средней силы).
И вот уже дождик (голосом средней силы)
тихонько (очень тихо) –
ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).
(А. Барто)
Примеры упражнений для развития высоты голоса:
1. Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.
Бьют часы.
Бьют часы: динь↑-дан↓-дон.↑
На дереве, на веточках
Воробышки сидят:
10
«Чирик↑-чирик,↓ чирик↑-чирик,↓
Чирик↑-чирик»,↓ – кричат.
Бежал ручей по камешкам –
Бежал,↓ бежал,↓ бежал.↓
Потом в глубокой лужице –
Лежал,↑ лежал,↑ лежал.↑
2. Игровое упражнение «Вопрос – ответ».
Дети делятся на две группы, произнося текст разнымс по высоте голосом.
Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
– Ну, Весна, как дела? (высоко)
– У меня уборка. (низко)
– Для чего тебе метла? (высоко)
– Снег мести с пригорка. (низко)
(О. Высотская)
– Был сапожник? (высоко)
– Был. (низко)
– Шил сапожки? (высоко)
– Шил. (низко)
– Для кого сапожки? (высоко)
– Для пушистой кошки. (низко)
(А. Шибаев)
Дошкольники с ОНР не умеют использовать нужный темп и ритм речи.
Они говорят либо в ускоренном темпе, от чего нарушается внятность и чёткость
речи, либо в замедленном и тогда речь становится монотонной и безжизненной.
Такое произношение делает речь тяжело воспринимаемой для слушателя.
Необходимо учить детей умению пользоваться умеренным темпом речи, при
котором слова звучат особенно отчётливо, выразительно и красиво.
Ритмические упражнения подготавливают детей к восприятию интонационной
выразительности речи и способствуют её развитию. Учим детей отхлопыванию,
ритмического рисунка.
Простые ритмы
Сложные ритмы
!!
!!- !
!- !-!!
!! !!-!-!
!- !-!-!!
!!!
!!!-!-!
!- !!!-!!-!!
!- !-!!!-!
!! !-!!!-!
11
!- !- !!
!-!!-!
!-!!!!-!
!!!-!!-!
!-!!!-!!!
!-!-!!
!!-!!!-!!!
!!!-!!-!!
!-!!-!!!
!!!-!!-!
!-!!!-!-!!
При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть
необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями
"быстро", "медленно", "умеренно". Сначала вводятся контрастные образцы темпа:
"быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного
темпа. В качестве речевого материала могут служить стихи, потешки, поговорки,
загадки пальчиковые гимнастики в которых дети попеременно хлопают в ладоши и
стучат кулачками друг о друга или по столу, загибают пальчики на каждое слово.
Первоначально
у
детей
формируют
умение
подчинять
скорость
собственных
движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить
серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает
стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного
темпа к быстрому или умеренному), то дети тоже должны ускорять свои движения.
Для успешного запоминания терминов можно использовать специальные символы:
круг зеленого цвета обозначает "быстро", круг желтого цвета - "умеренно", круг
красного
цвета
-
"медленно».
По
мере
овладения
детьми
этими
понятиями
использование наглядных опор прекращается.
Для
усвоения
ритма
слова используется
прием
деления
слов
на
слоги
с
помощью
хлопков,
с
помощью
руки
и
подбородка
(опускание
подбородка
на
гласные
звуки)
с
использованием
зеркала,
отстукивание
с
использованием
игрушек-погремушек
(ма-ши-на,
кук-ла,
ка-ран-даш).
Почувствовать
ритм,
мелодию речи дети могут играя в рифмы.
Дети средней группы хорошо воспринимают ритмические повторы и
созвучия. Настольные речевые дидактические игры дают возможность уделить
внимание каждому ребенку – «Рифмочки-нерифмушки», «Подскажи словечко»
Рифмованные загадки
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!
12
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас ... (труду)
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? … (белка)
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (василёк)
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная … (картошка)
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук)
Я – хозяйка разных снов про дельфинов и слонов,
Про дворцы хрустальные и про звезды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны ... (подушка).
Много, много окон в нем.
Мы живем в нем. Это ... (дом)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? …(апрель)
Дети
очень
любят
эту
игру,
ведь
они
почти
на
равных
с
автором
стихотворения,
они
настоящие
поэты.
Можно
просто
поиграть
в
рифмы,
предложить ребёнку слово, а он пусть найдёт к нему рифму:
кошка – плошка;
ворона – корона;
13
шишка – книжка и т.д.
Таким образом, в ходе работы над речевым дыханием, силой, высотой
голоса,
длительностью
и
умением
произвольно
изменять
голосовые
модуляции в процессе речи создаётся основа для развития интонационно-
выразительной её стороны.
Одной из составляющих формирования интонационной выразительности
речи является, развитие восприятия логического ударения. Дети не понимают,
как же меняется смысл высказывания от ударения на сказанное слово. Они
испытывают
трудности
восприятия
и
воспроизведения
повествовательных,
вопросительных и восклицательных высказываний.
Необходимо
показывать
детям
на
примерах
разницу
между
повествовательной и вопросительной интонациями, между восклицательными и
невосклицательными предложениями, разучивать стихи и потешки, диалоги по
ролям.
Мы
разучиваем
с
детьми
небольшие
стихи
и
диалоги
к
каждой
лексической теме.
Паровоз
Жук
Паровоз, паровоз,
Что в подарок
Нам привёз?
- Я привёз
Цветные книжки.
Пусть читают
Ребятишки!
Я привёз
Карандаши,
Пусть рисуют
Малыши.
- Эй, жук!
Наш друг!
Расскажи, где ты живёшь?
Что нас в гости не зовёшь?
Ты себе построил дом?
- А зачем мне строить дом?
Я живу под лопухом…..
На
примере
стихотворения
Е.Благининой
«Обедать»
можно
отработать
интонацию, побуждающую к действию. Читаем детям стихотворение несколько
раз с нужной интонацией, максимально артистично. Затем заучиваем с детьми и
просим прочесть с нужной интонацией. Пусть ребёнок покажет, как сердится на
то, что Рая, Машенька и Женька кормят около стола кошку. Как настойчиво
просит их держать правильно ложку и вилку, как ругает их за то, что они
толкаются и макают в солонку хлеб.
Обедать!
Рая, Машенька и Женька,
Ножик, вилку или ложку
14
Мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла!
Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы,
Всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры –
Я вам супу налила.
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки в уголке.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба,
А на сладкое – компот.
Пообедали? Ну вот!
Что должны сказать?
- Спасибо!
Организация
логопедической
работы
с
детьми
с
нарушениями
речи
осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка. У детей дошкольного
возраста ведущей формой деятельности является игра, поэтому упражнения по
формированию интонационной выразительности речи на разных этапах работы
проходят в игровой форме, которая возбуждает интерес, вызывает потребность
в общении, обеспечивает эмоциональность воздействия.
Заниматься
с
дошкольниками
специальной
профессиональной
подготовкой
невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и
голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь
читающего стихотворение (участвующих в диалоге детей), должна быть более
четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной
задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на
интонацию или высоту звучания.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо
опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так
велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь
организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не
только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и
находят
эмоциональный
отклик
в
душе
ребенка,
делают
увлекательными
различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря
от
имени
определенного
действующего
лица,
ребенок
легче
раскрепощается,
общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать
целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание
стихов развивает память и интеллект.
Дети
на
пятом
году
жизни
в
целом
более
углубленно
воспринимают
художественные произведения: не только понимают сюжет, но и замечают яркую,
образную речь, поэтичность сказок и рассказов, высказывают свое отношение к
персонажам.
Более
дифференцированным
ст ановит ся
и
в о с п р и я т и е
художественной
формы:
дети
четче,
чем
в
младшем
возрасте,
различают
15
прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что
воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи.
Они уже
знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только в учебной
деятельности, но и вне неё. Активизируется исполнительская деятельность. Дети с
удовольствием выполняют задания: пересказывают сказку, сопровождая изложение
сюжета
показом
плоскостных
фигурок,
драматизируют
известные
сказки,
стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых
персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они
стараются интонационно выразительно. Дети нашей группы постоянно принимают
участие в конкурсах чтецов, которые регулярно проходят в детском саду. В группе
воспитатели организовывают по желанию детей игры-драматизации по русским
народным
сказкам,
привлекают
ребят
к
загадыванию
и
отгадыванию
загадок,
побуждают детей к рассказыванию по их выбору.
Разнообразные
упражнения
и
задания
на
материале
поговорок,
пословиц,
загадок
развивают
поэтический
слух
дошкольников
и
подводят
детей
к
использованию
средств
художественной
выразительности
в
самостоятельном
словесном творчестве.
Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее
его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает
содержание речи дошкольника.
Литература
1.
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.:
АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 320 с.
2.
Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. Творческий
центр «Сфера», М., 2009
3.
Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов.
– Ярославль: «Академия развития», «Академия К°», 1998. – 240 с.
4.
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим
недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
5.
Копачевская Л.А., Лаврова Е.В. Формирование интонационной выразительности у
детей
с
речевыми
нарушениями
//
Ребенок.
Раннее
выявление
отклонений
в
развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Издательство
Московского
психолого-социального
института;
Воронеж:
Издательство
НПО
«МОДЭК», 2003. – С. 222 – 235.
6.
Лопатина Л.В.
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста: Учебное
пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 192 с.
7.
Л. Маврина, Е. Шарикова. Стихи для развития речи. «Стрекоза» 2010
16
17