Напоминание

"Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении"


Автор: Козлова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Учитель : Ходаева С.В.

Место работы : МБОУ «СОШ №4» г. Торжок

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы: 29 лет

Образовательная область: литературное чтение, УМК «Школа России»

Класс: 4

Тип урока: обобщение

Форма проведения: урок - открытие

Цели расширять представление учащихся о глаголе как части речи,ф

ормировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и

глаголы-антонимы, различать глаголы в прямом и переносном значении,

развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки, расширять

словарный запас, воспитывать стремление к познанию, трудолюбие, любовь к

родному слову, чтению.

1.Организационный момент

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в ней души.

Отжили фразы, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт,

Он гений, в этом спору нет…

Учитель. Ребята, какому

замечательному поэту посвящены эти строки ?…

Дети. А.С.Пушкину (слайд 1)

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по сказкам

А.С. Пушкина ( слайд 2)

На экране появляется изображение корабля (слайд3 ) .

2.Словарная работа

Учитель. Наш корабль, на котором мы отправимся путешествовать,

плыть

с помощью ветра не может. Он придёт в движение, если вы решите

кроссворд. А решив его, вы ещё и определите тему нашего урока. Вам надо

отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина и записать

их в начальной форме.

( Слайд 4) Вот открыл царевич очи,

Отрясая грозы ночи,

И, дивясь, перед собой

Видит … он большой. (город)

(Слайд 5) Пушки с пристани палят

… пристать велят. (корабль)

(Слайд 6 )Царь Дадон к шатру спешит…

Что за страшная …

Перед ним его два сына (картина)

( Слайд 7) Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33…(богатыря)

(Слайд 8) Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром,

А лежит нам путь далёк,

Восвояси на …» (восток)

( Слайд 9) Вот въезжает в город он;

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей …(столицы)

Петушок вспорхнул со спицы.

(Слайд 10 ) В полученном кроссворде прочитайте тему урока(глагол)

3.Сообщение темы и целей урока( Слайд 11)

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет.

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам глагол! (Слайд 12, 13)

Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А

часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она

рассказывает, « глаголит » о предмете: что он делает, что делал или что будет

делать.

4. Актуализация опорных знаний. Составление схемы.( Слайд 14)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает ?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрёл.

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера, - кричит, - ушёл»,

«Завтра, - скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему.

Глаголы изменяются по временам:

-Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое

происходило до того, как о нём стали говорить.

-Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое

происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят.

-Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое

произойдёт после того, как о нём скажут.

4.Упражнение в определении времени глагола (выборочный диктант).

- Из какой сказки А.С.Пушкина данный отрывок? ( «Сказка о попе и о

работнике его Балде») ( Слайд 15)

Выпишите глаголы в 2 столбика: в 1-й столбик – глаголы, отвечающие на

вопрос что делает? , во 2-й столбик – глаголы, отвечающие на вопрос Что

сделает? Определите время глаголов.

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет.

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

5.Упражнения в подборе глаголов-синонимов.

- В нашей речи много слов почти одинакового значения, а оттенки – разные.

Термин «синоним» можно объяснить так: эти слова, как члены одной семьи,

они похожи при всей своей непохожести.

Синонимы – это близкие по значению слова, которые по-разному называют

одно и то же. Они используются для того, чтобы придать большую

эмоциональность, выразительность, экспрессию

Игра “Найди пару синонимов”. Цель игры — развитие речи. На 13

карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки

контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке.

Во вторую коробку кладут 10 карточек с глаголами-синонимами (правая

колонка контрольного листа).

Бояться, трусить, бранить, ругать, загореться, зажечься, исчезать, пропадать,

Спешить, торопиться, плакать, рыдать, погасить, потушить ,покупать, приобретать, радоваться,

веселиться, разрешать, позволять.

6.Упражнения в подборе антонимов

– Что означает выражение «живут как кошка с собакой»?

- Да, плохо живут.

- Большая часть антонимов выражает противоположность качественных

понятий. К одному слову нередко можно подобрать несколько антонимов. Но,

как правило, все слова являются одного поля ягодой, ой, простите, одной

частью речи. Это еще одно доказательство богатства и выразительности

русского языка.

Игра (УСТНО) «Перестрой фразы наоборот».

У: Я буду говорить

Дети: Мы будем молчать.

У: Я буду стоять.

Дети: Мы будем сидеть.

У: Я буду открывать.

Дети: Мы будем закрывать.

У: Я буду работать.

Дети: Мы будем отдыхать.

ФИЗМИНУТКА

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поморгайте, улыбнитесь,

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

Вновь трудиться вы начните.

Работа над словосочетанием.

- А какие действия можно выполнить с замком?

Со спортивной штангой?

- Запишите слова в столбик. Подберите и запишите к ним глаголы -

антонимы.

1в. - Дом (строить-разрушать), товар (купить-продать).

2в. - Яму (вырыть-закопать), телевизор (включить-выключить).

Учащиеся озвучивают свои записи.

- Для чего нам необходимы антонимы?

- Речь становится красивой, выразительной, точной.

Работа над предложением

Добро помни, а зло – забывай!

Заяц самого себя боится.

При ясном солнышке и ягода краснеет.

Смелый побеждает, а трус погибает.

Учащиеся записывают пословицы с антонимами, объясняют их смысл .

7.Употребление глаголов в прямом и переносном значении

Кроме того, что в русском языке огромное количество глаголов синонимов и

антонимов, глаголы, как и другие части речи, могут употребляться в прямом

и переносном значении. Давайте вернёмся к сказкам А.С. Пушкина.(Дети

читают предложенный отрывок, называют сказку и выделяют глаголы,

употреблённые в переносном значении) ( Слайд 16)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

7.Рефлексия. Сегодня мы исследовали глаголы-синонимы и глаголы-

антонимы. Что на ваш взгляд было особенно интересным? Какое задание

вызвало трудности? Давайте поблагодарим А. С. Пушкина за его

замечательные сказки, которые помогали нам в работе над гаголами.

1)- Закончи предложения:

« Сегодня я убедился, что ………»

« Теперь я умею …….»

« Я знаю, что глагол…..»

Домашнее задание: стр.48 упр.485



В раздел образования