Автор: Козлова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 1
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Учитель : Ходаева С.В.
Место работы : МБОУ «СОШ №4» г. Торжок
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы: 29 лет
Образовательная область: литературное чтение, УМК «Школа России»
Класс: 4
Тип урока: обобщение
Форма проведения: урок - открытие
Цели расширять представление учащихся о глаголе как части речи,ф
ормировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и
глаголы-антонимы, различать глаголы в прямом и переносном значении,
развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки, расширять
словарный запас, воспитывать стремление к познанию, трудолюбие, любовь к
родному слову, чтению.
1.Организационный момент
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в ней души.
Отжили фразы, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт,
Он гений, в этом спору нет…
Учитель. Ребята, какому
замечательному поэту посвящены эти строки ?…
Дети. А.С.Пушкину (слайд 1)
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по сказкам
А.С. Пушкина ( слайд 2)
На экране появляется изображение корабля (слайд3 ) .
2.Словарная работа
Учитель. Наш корабль, на котором мы отправимся путешествовать,
плыть
с помощью ветра не может. Он придёт в движение, если вы решите
кроссворд. А решив его, вы ещё и определите тему нашего урока. Вам надо
отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина и записать
их в начальной форме.
( Слайд 4) Вот открыл царевич очи,
Отрясая грозы ночи,
И, дивясь, перед собой
Видит … он большой. (город)
(Слайд 5) Пушки с пристани палят
… пристать велят. (корабль)
(Слайд 6 )Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная …
Перед ним его два сына (картина)
( Слайд 7) Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
33…(богатыря)
(Слайд 8) Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром,
А лежит нам путь далёк,
Восвояси на …» (восток)
( Слайд 9) Вот въезжает в город он;
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей …(столицы)
Петушок вспорхнул со спицы.
(Слайд 10 ) В полученном кроссворде прочитайте тему урока(глагол)
3.Сообщение темы и целей урока( Слайд 11)
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет.
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит-
Всё расскажет нам глагол! (Слайд 12, 13)
Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А
часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она
рассказывает, « глаголит » о предмете: что он делает, что делал или что будет
делать.
4. Актуализация опорных знаний. Составление схемы.( Слайд 14)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает ?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрёл.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушёл»,
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему.
Глаголы изменяются по временам:
-Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое
происходило до того, как о нём стали говорить.
-Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое
происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят.
-Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое
произойдёт после того, как о нём скажут.
4.Упражнение в определении времени глагола (выборочный диктант).
- Из какой сказки А.С.Пушкина данный отрывок? ( «Сказка о попе и о
работнике его Балде») ( Слайд 15)
Выпишите глаголы в 2 столбика: в 1-й столбик – глаголы, отвечающие на
вопрос что делает? , во 2-й столбик – глаголы, отвечающие на вопрос Что
сделает? Определите время глаголов.
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
5.Упражнения в подборе глаголов-синонимов.
- В нашей речи много слов почти одинакового значения, а оттенки – разные.
Термин «синоним» можно объяснить так: эти слова, как члены одной семьи,
они похожи при всей своей непохожести.
Синонимы – это близкие по значению слова, которые по-разному называют
одно и то же. Они используются для того, чтобы придать большую
эмоциональность, выразительность, экспрессию
Игра “Найди пару синонимов”. Цель игры — развитие речи. На 13
карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки
контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке.
Во вторую коробку кладут 10 карточек с глаголами-синонимами (правая
колонка контрольного листа).
Бояться, трусить, бранить, ругать, загореться, зажечься, исчезать, пропадать,
Спешить, торопиться, плакать, рыдать, погасить, потушить ,покупать, приобретать, радоваться,
веселиться, разрешать, позволять.
6.Упражнения в подборе антонимов
– Что означает выражение «живут как кошка с собакой»?
- Да, плохо живут.
- Большая часть антонимов выражает противоположность качественных
понятий. К одному слову нередко можно подобрать несколько антонимов. Но,
как правило, все слова являются одного поля ягодой, ой, простите, одной
частью речи. Это еще одно доказательство богатства и выразительности
русского языка.
Игра (УСТНО) «Перестрой фразы наоборот».
У: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
У: Я буду стоять.
Дети: Мы будем сидеть.
У: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.
У: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать.
ФИЗМИНУТКА
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться вы начните.
Работа над словосочетанием.
- А какие действия можно выполнить с замком?
Со спортивной штангой?
- Запишите слова в столбик. Подберите и запишите к ним глаголы -
антонимы.
1в. - Дом (строить-разрушать), товар (купить-продать).
2в. - Яму (вырыть-закопать), телевизор (включить-выключить).
Учащиеся озвучивают свои записи.
- Для чего нам необходимы антонимы?
- Речь становится красивой, выразительной, точной.
Работа над предложением
Добро помни, а зло – забывай!
Заяц самого себя боится.
При ясном солнышке и ягода краснеет.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Учащиеся записывают пословицы с антонимами, объясняют их смысл .
7.Употребление глаголов в прямом и переносном значении
Кроме того, что в русском языке огромное количество глаголов синонимов и
антонимов, глаголы, как и другие части речи, могут употребляться в прямом
и переносном значении. Давайте вернёмся к сказкам А.С. Пушкина.(Дети
читают предложенный отрывок, называют сказку и выделяют глаголы,
употреблённые в переносном значении) ( Слайд 16)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
7.Рефлексия. Сегодня мы исследовали глаголы-синонимы и глаголы-
антонимы. Что на ваш взгляд было особенно интересным? Какое задание
вызвало трудности? Давайте поблагодарим А. С. Пушкина за его
замечательные сказки, которые помогали нам в работе над гаголами.
1)- Закончи предложения:
« Сегодня я убедился, что ………»
« Теперь я умею …….»
« Я знаю, что глагол…..»
Домашнее задание: стр.48 упр.485