Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного педагога
Автор: Шерстобитова Татьяна Степановна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: ГБУПО РМ "Ковылкинский аграрно - строительный колледж" Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Ковылкино Наименование материала: Презентация Тема: Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного педагога Раздел: среднее профессиональное
ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ»
знания - это набор фактов, требуемых для
выполнения работы. Знания - более широкое
понятие, чем навыки. Знания представляют
интеллектуальный контекст, в котором
работает человек;
навыки - это владение средствами и методами
выполнения определенной задачи. Навыки
проявляются в широком диапазоне; от
физической силы и сноровки до
специализированного обучения. Общим для
навыков является их конкретность.
ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ»
способность - врожденная
предрасположенность выполнять
определенную задачу. Способность также
является приблизительным синонимом
одаренности.
стереотипы поведения - означает видимые
формы действий, предпринимаемых для
выполнения задачи;
усилия - это сознательное приложение в
определенном направлении ментальных и
физических ресурсов.
ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Образование для жизни, для успешной социализации в
обществе и личностного развития;
Не усвоение информации, а освоение ключевых
компетенций, методов, способов мышления и
деятельности, на основе развития своих способностей;
Оценивание для обеспечения возможности
обучающемуся самому планировать процесс
достижения образовательных результатов и
совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;
Разнообразные формы организации самостоятельной,
осмысленной деятельности обучающихся на основе
собственной мотивации и ответственности за результат;
ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Педагог не начальник, а помощник
обучающимся в том, чтобы он занял место в
культуре и социуме, соответствующее его
интересам и способностям;
качество образования определяется
потребителями образовательных результатов
(обучающимися, родителями,
работодателями, обществом в целом) и , в
конечном счёте, темпами развития общества и
др.
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ
Ключевые - необходимые для
жизнедеятельности человека и связанные с
его успехом в профессиональной
деятельности в быстроизменяющемся
обществе.
Базовые – отражающие специфику
определенной профессиональной
деятельности.
Функциональные – представляют собой
совокупность характеристик конкретной
деятельности и отражают набор функций,
характерных для данного рабочего места.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И
ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
Коммуникативные (понимание текстов,
работа с информацией, выступление,
участие в дискуссии, написание текстов);
Информационные технологии
(компьютерные-Интернет, электронная
почта, программирование и т.д.);
Исследовательские (естественнонаучные и
гуманитарные методы исследования);
Работа с числами (вычисления,
использование математических методов для
решения практических задач);
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И
ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
Организационные (координация
деятельности людей для достижения целей);
Работа в группе (взаимодействие с другими
в процессе достижения общей цели);
Личностная (рефлексия сильных и слабых
сторон своей личности, характера,
приспособление к своим личностным
особенностям, принятия себя, своего «Я»)
Решение проблем
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Ценности, принципы и цели
Профессиональные качества
Ключевые компетенции
Педагогические методы,
способы и технологии
Профессиональные позиции
ЦЕННОСТИ
Свобода обучающегося быть самим собой;
Каждый человек обладает своим «совершенством»;
Помочь каждому обучающемуся сделать его
индивидуальные дарования социально
плодотворными;
Индивидуальное развитие каждого обучающегося
соответствует его способностям, интересам и
возможностям;
Человек учится только тому, что соответствует его
способностям, интересам и что он считает полезным
для себя;
Чтобы быть успешным в современном обществе,
выпускник должен владеть соответствующим
комплексом ключевых компетенций;
Приобщение обучающегося к той культурной
традиции, которая в максимальной степени может
способствовать его развитию.
ЦЕННОСТИ
Цели.
В процессе обучения помочь обучающимся овладеть
ключевыми компетенциями, владение которыми
позволяет быть успешным в современном обществе, в
своей профессиональной, личной и общественной
жизни. Из них наиболее значимыми компетенциями
являются:
Умение учиться;
Коммуникативные;
Личностные (знание своих сильных и слабых
сторон, принятие своего «Я»);
Компьютерные технологии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
Доброжелательно и заинтересованно относиться к
обучающимся;
Быть готовым принимать конструктивную критику
от коллег и обучающихся, осуществляя коррективы
в своей деятельности;
Иметь собственный взгляд на социальную
ситуацию и окружающий мир и быть способным
поделиться им с обучающимися;
Иметь развитую способность к критике и
рефлексии;
Воздерживаться от роли кладезя мудрости и
знания;
Понимать других людей имеющих иные ценности,
интересы и способности;
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
Быть открытым для любых мнений
обучающихся по обсуждаемому вопросу;
Иметь собственную позицию и свою манеру
обучения, не быть безликим;
Уметь делиться с обучающимися своими
мыслями и чувствами;
Демонстрировать компетентное поведение –
собственную ответственность за результат,
любознательность, способность к диалогу;
Демонстрировать увлечённость своим
предметом.
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Уметь учиться вместе со своими учениками;
Уметь планировать и организовывать
самостоятельную деятельность обучающихся
(помогать определять цели и образовательные
результаты на языке умений (компетенций));
Уметь мотивировать, включая обучающихся в
разнообразные виды деятельности, позволяющие
наработать им требуемые компетенции;
Уметь организовать учебный процесс используя
разнообразные формы организации деятельности,
включая разные виды работы и деятельности,
учитывая их склонности, индивидуальные
особенности и интересы;
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Уметь подмечать склонности обучающихся
и в соответствии с ними определять
наиболее подходящий для него учебный
материал или деятельность;
Владеть проектным мышлением и уметь
организовать и руководить групповой
проектной деятельностью обучающихся;
Владеть исследовательским мышлением,
умея организовать исследовательскую
работу обучающихся и руководить ею;
ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Использовать систему оценивания, позволяющую
обучающимся адекватно оценивать свои достижения и
совершенствовать их;
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии,
создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели
бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения
на обсуждаемый предмет, дискутируя не только
между собой, но и с педагогом, принимая, что своя
собственная точка зрения может быть также
подвержена сомнению и критике;
Владеть компьютерными технологиями и
использовать их в учебном процессе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ,
СПОСОБЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Технологию «критического
мышления»
Проектно- исследовательский
метод
Организация разнообразных
форм диалога и дискуссий
Методы формирования понятий
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Самостоятельная индивидуальная работа , а
также работа в группах или с партнёром;
Планирование своей работы (планы на день
и на неделю)- обучающихся приучает
самостоятельно определять , чем они хотят
заниматься в течение дня (недели), выбирать
способы и формы работы, хотят они
работать самостоятельно или в группах,
какие результаты они предполагают
получить;
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Проектная работа-ориентирована на создание
коллективного продукта (желательно такого,
у которого есть свой потребитель); в этой
форме как правило, кроме проектного
мышления , нарабатываются
исследовательские умения(научное
мышление);
«Продуктивное обучение» – обучающиеся
получают опыт конкретной деятельности на
конкретном реальном месте работы на
конкретном предприятии;
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Проблемное обучение – обучающиеся
ставятся в условия, где им необходимо
проанализировать, понять ситуацию,
сформулировать проблемы и наметить пути
и способы их решения (может быть первым
этапом проектной деятельности);
Наличие способов и процедур самооценки
обучающимися своих достижений,
образовательных результатов (портфолио,
понятные критерии оценки);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
Организатор деятельности
Консультант
Тьютор
Организатор рефлексии
Эксперт
Партнёр
СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ПЕДАГОГА
любовь педагога к своей профессии;
уважение педагогом личности обучающихся;
доброта педагога в отношении обучащейся
молодежи;
наличие у педагога чувства юмора и его
профессионализм;
честность и открытость педагога;
коммуникабельность педагога;
его строгость и требовательность к