Напоминание

Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного педагога


Автор: Шерстобитова Татьяна Степановна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБУПО РМ "Ковылкинский аграрно - строительный колледж"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.Ковылкино
Наименование материала: Презентация
Тема: Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного педагога
Раздел: среднее профессиональное





Назад





КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО

ПЕДАГОГА В СВЕТЕ НОВОГО

ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Т.С.Шерстобитова, ГБУ

ПО РМ «КАСК»


«Качество системы образования

не может быть выше качества

работающих в ней учителей»

Федеральный закон № 273-ФЗ от

29.12.2012 «Об образовании в

Российской Федерации»


ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ»
 знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек;  навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ»
 способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.  стереотипы поведения - означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи;  усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
 Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;  Не усвоение информации, а освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности, на основе развития своих способностей;  Оценивание для обеспечения возможности обучающемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;  Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности обучающихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат;

ПРИНЦИПЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
 Педагог не начальник, а помощник обучающимся в том, чтобы он занял место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям;  качество образования определяется потребителями образовательных результатов (обучающимися, родителями, работодателями, обществом в целом) и , в конечном счёте, темпами развития общества и др.

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ
 Ключевые - необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе.  Базовые – отражающие специфику определенной профессиональной деятельности.  Функциональные – представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И

ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, участие в дискуссии, написание текстов);  Информационные технологии (компьютерные-Интернет, электронная почта, программирование и т.д.);  Исследовательские (естественнонаучные и гуманитарные методы исследования);  Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач);

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И

ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
 Организационные (координация деятельности людей для достижения целей);  Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели);  Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»)  Решение проблем

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
 Ценности, принципы и цели  Профессиональные качества  Ключевые компетенции  Педагогические методы, способы и технологии  Профессиональные позиции

ЦЕННОСТИ
 Свобода обучающегося быть самим собой;  Каждый человек обладает своим «совершенством»;  Помочь каждому обучающемуся сделать его индивидуальные дарования социально плодотворными;  Индивидуальное развитие каждого обучающегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;  Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;  Чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;  Приобщение обучающегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

ЦЕННОСТИ

Цели.
В процессе обучения помочь обучающимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни. Из них наиболее значимыми компетенциями являются:  Умение учиться;  Коммуникативные;  Личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «Я»);  Компьютерные технологии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
 Доброжелательно и заинтересованно относиться к обучающимся;  Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и обучающихся, осуществляя коррективы в своей деятельности;  Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с обучающимися;  Иметь развитую способность к критике и рефлексии;  Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;  Понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности;

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
 Быть открытым для любых мнений обучающихся по обсуждаемому вопросу;  Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;  Уметь делиться с обучающимися своими мыслями и чувствами;  Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к диалогу;  Демонстрировать увлечённость своим предметом.

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
 Уметь учиться вместе со своими учениками;  Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций));  Уметь мотивировать, включая обучающихся в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;  Уметь организовать учебный процесс используя разнообразные формы организации деятельности, включая разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы; 

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
 Уметь подмечать склонности обучающихся и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;  Владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью обучающихся;  Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею;

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
 Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;  Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с педагогом, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике;  Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ,

СПОСОБЫ И ТЕХНОЛОГИИ
 Технологию «критического мышления»  Проектно- исследовательский метод  Организация разнообразных форм диалога и дискуссий  Методы формирования понятий

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
 Самостоятельная индивидуальная работа , а также работа в группах или с партнёром;  Планирование своей работы (планы на день и на неделю)- обучающихся приучает самостоятельно определять , чем они хотят заниматься в течение дня (недели), выбирать способы и формы работы, хотят они работать самостоятельно или в группах, какие результаты они предполагают получить;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
 Проектная работа-ориентирована на создание коллективного продукта (желательно такого, у которого есть свой потребитель); в этой форме как правило, кроме проектного мышления , нарабатываются исследовательские умения(научное мышление);  «Продуктивное обучение» – обучающиеся получают опыт конкретной деятельности на конкретном реальном месте работы на конкретном предприятии;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
 Проблемное обучение – обучающиеся ставятся в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения (может быть первым этапом проектной деятельности);  Наличие способов и процедур самооценки обучающимися своих достижений, образовательных результатов (портфолио, понятные критерии оценки);

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
 Организатор деятельности  Консультант  Тьютор  Организатор рефлексии  Эксперт  Партнёр

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ПЕДАГОГА

любовь педагога к своей профессии;

уважение педагогом личности обучающихся;

доброта педагога в отношении обучащейся

молодежи;

наличие у педагога чувства юмора и его

профессионализм;

честность и открытость педагога;

коммуникабельность педагога;

его строгость и требовательность к

обучащимся;

оригинальность личности педагога.


В раздел образования