Напоминание

П.Мериме "Маттео Фальконе"Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле


Автор: Чепкасова Наталья Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБОУСУВУ "Уральское подворье"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Конспект интегрированного урока
Тема: П.Мериме "Маттео Фальконе"Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле
Раздел: среднее образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО

интегрированного

ЗАНЯТИЯ

ТЕМА:

П.Мериме «Маттео Фальконе»Конфликт естественной жизни и

цивилизованного общества в новелле

Учебный предмет: Литература

Класс (группа): 6 класс, гр.СД-152

Разработана:

Учителем русского языка и литературы

Чепкасовой Натальей Алексеевной

Квалификация: соответствие

Пермь, 2017 год

Пояснительная записка к уроку

Методическая разработка учебного занятия «Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе»

предназначена

для

проведения

урока

в

6

классе.

Материал

урока

соответствует

требованиям

Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

Учащиеся

должны не только

знать понятие о новелле,

но и уметь анализировать

литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею,

характеризовать его героев,

давать развёрнутый письменный ответ на вопросы. Данный урок проводится с использованием

одной из форм активного обучения – интегрированного урока. Именно на таких уроках можно

расширить представления школьников по предмету и его связи с другими предметами.

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в

полной мере соответствуют требованиям современного учебного занятия. На занятии предусмотрены

такие виды деятельности учащихся, как работа с текстом, выполнение теста,

работа в группах,

словарная

работа,

анализ

поведения

героев,

просмотр

мульфильма.

Рациональное

сочетание

методов

и

приемов

работы

делает

занятие

живым

и

познавательным,

побуждая

учащихся

к

активному обучению.

Дополнительный

теоретический

материал

в

содержании

расширяет

кругозор

учащихся. В

ходе

занятия учащиеся повторяют основной материал раздела, развивают свои коммуникативные навыки,

выполняют все виды речевой деятельности, отрабатывают приемы безопасной работы. Все задания

интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.

Учебное занятие построено с учетом здоровьесберегающих технологий. Этап практической

работы

построен

на

групповой

форме

работы

учащихся,

так

как

она

наилучшим

образом

способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.

В самооценке обучающихся используется элемент рейтинговой системы оценивания.

Воспитательная

направленность

учебного

занятия

способствует

формированию

взаимоуважения, самоконтроля. Учебное занятие предусматривает продуктивную работу учащихся с

овз, любым типом мышления.

План учебного занятия

Пояснительная записка (к уроку, учебному занятию)

1. Раздел: Зарубежная литература

2. Тема учебного занятия: П.Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и

цивилизованного общества в новелле.

3. Место и роль учебного занятия в изучаемом разделе: Урок № 96

4. Цели учебного занятия

:

-

понять, в чём заключается конфликт в данном произведении

-

познакомить с понятием «конфликт»

- дать представление о различных стилях реагирования в конфликтной ситуации

-познакомить с восстановительными технологиями как с одним из способов решения

конфликта.

5. Задачи:

Образовательная:

-дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе

- дать понятие о конфликте

Воспитательная:

- воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность

долгу

- воспитывать умение работать в группах

- воспитывать гражданско-правовую позицию

Развивающая:

- Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать

навыки коллективной работы

- Развивать умение применять восстановительные технологии в решении конфликта

6. Тип занятия: анализ художественного произведения

7. Вид занятия: интегрированный урок

8. Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая

9. Используемые методы обучения:

словесный: эвристическая беседа, объяснения

практический: работа с терминами

исследовательский: сбор данных, обсуждение полученных данных,

формулировка понятий, обобщений, выводов,…..

рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия.

10. Учебно-методическое обеспечение урока:

дидактические средства: карточки с терминами

11. Межпредметные связи:

уметь оформлять свою мысль в устной форме;

слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, приводя доводы

согласно тексту.

Ход урока: 1.

Организационный момент

Приветствие, проверка посещаемости, школьных принадлежностей у детей.

Учитель озвучивает тему и цель урока.

2. Работа над понятием новеллы.

- Произведение «Маттео Фальконе» написано в жанре новеллы. Запишем определение в тетрадь.

Новелла-небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым,

быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы

обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.

Докажите, что перед нами новелла?(небольшое по объёму произведение, с острым сюжетом)

3.Анализ новеллы.

Класс делится на группы и каждая получает задание. Даётся немного времени на его

обсуждение, далее заслушивается выступление каждой группы.

Группа1. Подготовьте характеристику Маттео Фальконе(внешность, характер)

Маттео Фальконе ловкий, смелый. В молодости убил своего соперника.

Вопрос социальному педагогу: как расценивалось бы данное действие в наше время с точки

зрения закона?

Комментарий социального педагога: Ст.105 УК РФ, убийство с отбыванием наказания в

исправительной колонии, от 6 лет до пожизненного заключения.

Группа 2. Расскажите, что такое маки? Как они образуются?(корсиканские пастухи выжигают

часть леса)

Прокомментируйте, пожалуйста, Ксения Михайловна, можно ли в наше время производить

данное действие и какое наказание ждёт в подобной ситуации?

Комментарий социального педагога: За разжигание костра в лесополосе предусмотрено

административное наказание со штрафом от 3.000 руб.

Группа 3. Как ведёт себя Фортунато с бандитом? Сразу ли соглашается помочь ему?

Группа 4. Перескажите близко к тексту отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку…» до слов

«…несмотря на наше родство». Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои

эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает

каждый из них?

Группа 5. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение…» до слов

«…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и

сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?

Группа 6. Перескажите отрывок со слов «Прошло около десяти минут…» до конца новеллы.

Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?

-Кто же виноват в смерти Фортунато?(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился

жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому

и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.

6. Работа с понятием конфликт, выполняет её социальный педагог.

Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Что такое конфликт и как можно его

разрешить?»

1.

Психология конфликта.

Скажите, пожалуйста, что такое конфликт? (педагог ответы пишет на доске)

Столкновение Поиск истины

Противоречие Развитие

Непонимание Достижение цели

Агрессия Рождение нового

Борьба Побуждение к действию

Протест Движение вперед

Несогласие Прогресс

Вывод: конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор. (сл. Ожегова).

КОНФЛИКТ – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных

действий, взглядов, интересов, планов различных людей или потребностей одного

человека. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать

нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже

необходимы для развития общества, прогресса, для роста личности, иначе может

наступить застой. Но чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как

серьезную неприятность. Есть различные виды конфликтов – внешний и внутренний.

Первый виден всем, а второй происходит в душе самого человека.

2.

Пути выхода из конфликта.

-Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?

-С какими людьми чаще всего происходят конфликты?

-Что чаще всего является причиной конфликта? (недоразумение, недоверие,

непонимание, недостаток внимания, общения)

-Какие видите пути выхода из конфликта?

Работа по группам

Работа с карточками, где прописаны варианты ответов. Дети должны разделить на две

группы: конструктивные способы решения конфликта и неконструктивные - юмор,

уступка, компромисс, разрыв отношений, ссора, сотрудничество, угрозы, агрессия,

грубость, обсуждение проблемы, унижение, уход от решения проблемы, поиск

возможного выхода, желание общаться.

Конечно, эту работу мы еще продолжим, а в заключение я предлагаю вам посмотреть

мультфильм, который расскажет, к чему может привести конфликт, если не пытаться

разрешить его конструктивными способами.

7. Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? В чём заключается конфликт?

( В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни.

Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки

зрения он убийца, совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписаных законов жителей

Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая

сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну

толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает

естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)

Мы убедились, насколько сложении и неоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.

И последнее. Отметим значимость имени сына главного героя, Фортунатто. Фортуна-значит

«удача». Фортунатто был «надеждой семьи и продолжателем рода». В этом имени трагическое

несоответствие судьбы героев их первоначальным надеждам.

8. Выводы

-Какие черты характера М.Фольконе способствовали убийству?(вспыльчивость, жестокость)

- Какие выводы вы сделали для себя?(нужно уметь себя сдерживать в конфликтных ситуациях,

нужно сохранять свою честь в любых жизненных ситуациях).

9. Домашнее задание.

Выполнить «Творческое задание» учебника или письменно ответить на один из вопросов:

1.В чём вина и беда Фортунато?

2.Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?

10. Подведение итогов, рефлексия.

1. Совместно с учащимися подводим итог урока о том, что узнали нового, чему

научились, насколько успешна была работа на уроке. Выставляются оценки за урок

учащимся, принимавшим активное участие на уроке и тем, кто успешно справился с

тестом

2. Закончите предложение

Прочитав новеллу П.Мериме, я понял..., почувствовал…, задумался о…,

Когда я прочитал(а) новеллу «Маттео Фальконе», мне захотелось...

Список литературы:

1.

Коровина В.Я. и др. Литература 6 класс: учебное пособие для

общеобразовательных учреждений : «Просвещение», 2012 г

2.

Интернет-ресурсы «Инфоурок. Библиотека материалов»



В раздел образования