Автор: Чепкасова Наталья Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБОУСУВУ "Уральское подворье"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: Конспект интегрированного урока
Тема: П.Мериме "Маттео Фальконе"Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества в новелле
Раздел: среднее образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО
интегрированного
ЗАНЯТИЯ
ТЕМА:
П.Мериме «Маттео Фальконе»Конфликт естественной жизни и
цивилизованного общества в новелле
Учебный предмет: Литература
Класс (группа): 6 класс, гр.СД-152
Разработана:
Учителем русского языка и литературы
Чепкасовой Натальей Алексеевной
Квалификация: соответствие
Пермь, 2017 год
Пояснительная записка к уроку
Методическая разработка учебного занятия «Новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
предназначена
для
проведения
урока
в
6
классе.
Материал
урока
соответствует
требованиям
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Учащиеся
должны не только
знать понятие о новелле,
но и уметь анализировать
литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею,
характеризовать его героев,
давать развёрнутый письменный ответ на вопросы. Данный урок проводится с использованием
одной из форм активного обучения – интегрированного урока. Именно на таких уроках можно
расширить представления школьников по предмету и его связи с другими предметами.
Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в
полной мере соответствуют требованиям современного учебного занятия. На занятии предусмотрены
такие виды деятельности учащихся, как работа с текстом, выполнение теста,
работа в группах,
словарная
работа,
анализ
поведения
героев,
просмотр
мульфильма.
Рациональное
сочетание
методов
и
приемов
работы
делает
занятие
живым
и
познавательным,
побуждая
учащихся
к
активному обучению.
Дополнительный
теоретический
материал
в
содержании
расширяет
кругозор
учащихся. В
ходе
занятия учащиеся повторяют основной материал раздела, развивают свои коммуникативные навыки,
выполняют все виды речевой деятельности, отрабатывают приемы безопасной работы. Все задания
интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.
Учебное занятие построено с учетом здоровьесберегающих технологий. Этап практической
работы
построен
на
групповой
форме
работы
учащихся,
так
как
она
наилучшим
образом
способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.
В самооценке обучающихся используется элемент рейтинговой системы оценивания.
Воспитательная
направленность
учебного
занятия
способствует
формированию
взаимоуважения, самоконтроля. Учебное занятие предусматривает продуктивную работу учащихся с
овз, любым типом мышления.
План учебного занятия
Пояснительная записка (к уроку, учебному занятию)
1. Раздел: Зарубежная литература
2. Тема учебного занятия: П.Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и
цивилизованного общества в новелле.
3. Место и роль учебного занятия в изучаемом разделе: Урок № 96
4. Цели учебного занятия
:
-
понять, в чём заключается конфликт в данном произведении
-
познакомить с понятием «конфликт»
- дать представление о различных стилях реагирования в конфликтной ситуации
-познакомить с восстановительными технологиями как с одним из способов решения
конфликта.
5. Задачи:
Образовательная:
-дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе
- дать понятие о конфликте
Воспитательная:
- воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность
долгу
- воспитывать умение работать в группах
- воспитывать гражданско-правовую позицию
Развивающая:
- Развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать
навыки коллективной работы
- Развивать умение применять восстановительные технологии в решении конфликта
6. Тип занятия: анализ художественного произведения
7. Вид занятия: интегрированный урок
8. Используемые формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая
9. Используемые методы обучения:
словесный: эвристическая беседа, объяснения
практический: работа с терминами
исследовательский: сбор данных, обсуждение полученных данных,
формулировка понятий, обобщений, выводов,…..
рефлексивный: текущая рефлексия, итоговая рефлексия.
10. Учебно-методическое обеспечение урока:
дидактические средства: карточки с терминами
11. Межпредметные связи:
уметь оформлять свою мысль в устной форме;
слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, приводя доводы
согласно тексту.
Ход урока: 1.
Организационный момент
Приветствие, проверка посещаемости, школьных принадлежностей у детей.
Учитель озвучивает тему и цель урока.
2. Работа над понятием новеллы.
- Произведение «Маттео Фальконе» написано в жанре новеллы. Запишем определение в тетрадь.
Новелла-небольшое эпическое произведение, сопоставимое с рассказом и отличающееся острым,
быстро развивающимся сюжетом и отсутствием описательности. В центре внимания новеллы
обычно лежит случай, влияющий на жизнь героя, раскрывающий его характер.
Докажите, что перед нами новелла?(небольшое по объёму произведение, с острым сюжетом)
3.Анализ новеллы.
Класс делится на группы и каждая получает задание. Даётся немного времени на его
обсуждение, далее заслушивается выступление каждой группы.
Группа1. Подготовьте характеристику Маттео Фальконе(внешность, характер)
Маттео Фальконе ловкий, смелый. В молодости убил своего соперника.
Вопрос социальному педагогу: как расценивалось бы данное действие в наше время с точки
зрения закона?
Комментарий социального педагога: Ст.105 УК РФ, убийство с отбыванием наказания в
исправительной колонии, от 6 лет до пожизненного заключения.
Группа 2. Расскажите, что такое маки? Как они образуются?(корсиканские пастухи выжигают
часть леса)
Прокомментируйте, пожалуйста, Ксения Михайловна, можно ли в наше время производить
данное действие и какое наказание ждёт в подобной ситуации?
Комментарий социального педагога: За разжигание костра в лесополосе предусмотрено
административное наказание со штрафом от 3.000 руб.
Группа 3. Как ведёт себя Фортунато с бандитом? Сразу ли соглашается помочь ему?
Группа 4. Перескажите близко к тексту отрывок со слов «Фортунато поднял левую руку…» до слов
«…несмотря на наше родство». Почему Фортунато выдал Джаннетто? Как ведут себя герои
эпизода: Фортунато, Джаннетто? Джузеппа, Маттео? Какие дущевные противоречия испытывает
каждый из них?
Группа 5. Прочитайте по ролям отрывок со слов «Наконец он принял смелое решение…» до слов
«…быстрым шагом двинулся к равнине». Чем отличаются жизненные принципы Маттео и
сержанта? Какие детали показывают отношение героев к поступку Фортунато?
Группа 6. Перескажите отрывок со слов «Прошло около десяти минут…» до конца новеллы.
Опишите психологическое состояние Маттео и Фортунато. В чём трагизм финального эпизода?
-Кто же виноват в смерти Фортунато?(Фортунато погиб от руки собственного отца. Он поплатился
жизнью из-за своего эгоизма и корыстолюбия, приведших его к предательству. Причастен к этому
и сержант Гамба, подкупивший мальчика, спровоцировавший его поступок.
6. Работа с понятием конфликт, выполняет её социальный педагог.
Итак, тема нашего сегодняшнего разговора «Что такое конфликт и как можно его
разрешить?»
1.
Психология конфликта.
Скажите, пожалуйста, что такое конфликт? (педагог ответы пишет на доске)
Столкновение Поиск истины
Противоречие Развитие
Непонимание Достижение цели
Агрессия Рождение нового
Борьба Побуждение к действию
Протест Движение вперед
Несогласие Прогресс
Вывод: конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор. (сл. Ожегова).
КОНФЛИКТ – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных
действий, взглядов, интересов, планов различных людей или потребностей одного
человека. Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать
нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже
необходимы для развития общества, прогресса, для роста личности, иначе может
наступить застой. Но чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как
серьезную неприятность. Есть различные виды конфликтов – внешний и внутренний.
Первый виден всем, а второй происходит в душе самого человека.
2.
Пути выхода из конфликта.
-Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
-С какими людьми чаще всего происходят конфликты?
-Что чаще всего является причиной конфликта? (недоразумение, недоверие,
непонимание, недостаток внимания, общения)
-Какие видите пути выхода из конфликта?
Работа по группам
Работа с карточками, где прописаны варианты ответов. Дети должны разделить на две
группы: конструктивные способы решения конфликта и неконструктивные - юмор,
уступка, компромисс, разрыв отношений, ссора, сотрудничество, угрозы, агрессия,
грубость, обсуждение проблемы, унижение, уход от решения проблемы, поиск
возможного выхода, желание общаться.
Конечно, эту работу мы еще продолжим, а в заключение я предлагаю вам посмотреть
мультфильм, который расскажет, к чему может привести конфликт, если не пытаться
разрешить его конструктивными способами.
7. Кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца? В чём заключается конфликт?
( В фигуре Маттео Фальконе обнаруживается конфликт героического и вероломного начал жизни.
Получается, что Маттео и герой, и убийца. С точки зрения Христианства, с общечеловеческой точки
зрения он убийца, совершивший тяжкий грех. А с точки зрения неписаных законов жителей
Корсики, понимания ими долга и чести он – герой, совершивший правосудие. Нужны большая
сила воли и твердость характера, чтобы покарать собственного сына. Именно любовь к сыну
толкает Фальконе на убийство. Сила характера Маттео Фальконе такова, что он перебарывает
естественный человеческий инстинкт сохранения себя в детях, инстинкт продолжения рода.)
Мы убедились, насколько сложении и неоднозначен характер героя новеллы, Маттео Фальконе.
И последнее. Отметим значимость имени сына главного героя, Фортунатто. Фортуна-значит
«удача». Фортунатто был «надеждой семьи и продолжателем рода». В этом имени трагическое
несоответствие судьбы героев их первоначальным надеждам.
8. Выводы
-Какие черты характера М.Фольконе способствовали убийству?(вспыльчивость, жестокость)
- Какие выводы вы сделали для себя?(нужно уметь себя сдерживать в конфликтных ситуациях,
нужно сохранять свою честь в любых жизненных ситуациях).
9. Домашнее задание.
Выполнить «Творческое задание» учебника или письменно ответить на один из вопросов:
1.В чём вина и беда Фортунато?
2.Можно ли оправдать жестокий поступок Маттео Фальконе?
10. Подведение итогов, рефлексия.
1. Совместно с учащимися подводим итог урока о том, что узнали нового, чему
научились, насколько успешна была работа на уроке. Выставляются оценки за урок
учащимся, принимавшим активное участие на уроке и тем, кто успешно справился с
тестом
2. Закончите предложение
Прочитав новеллу П.Мериме, я понял..., почувствовал…, задумался о…,
Когда я прочитал(а) новеллу «Маттео Фальконе», мне захотелось...
Список литературы:
1.
Коровина В.Я. и др. Литература 6 класс: учебное пособие для
общеобразовательных учреждений : «Просвещение», 2012 г
2.
Интернет-ресурсы «Инфоурок. Библиотека материалов»