Автор: Першикова Елена Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ ДС №19 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: Статья Тема: Типичные нарушения фонематического слуха Раздел: дошкольное образование
Типичные нарушения фонематического слуха
Предметом анализа в данной работе явились фонематические ошибки
дошкольников, под которыми понимались:
— искажения структуры слова;
— неправильное начертание буквы;
— нарушения основных правил графики.
Недостаточное
развитие
фонематического
восприятия
тормозит
процесс
звукообразования
у
ребёнка:
звуки
формируются
с
большой
задержкой и часто искаженно.
Таким
образом,
одним
из
важнейших
условий
формирования
звукопроизношения
будет
то,
как
ребёнок
воспринимает
на
слух,
дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим
восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают
все
звуки
нашей
речи.
А
у
детей
с
недоразвитым
фонематическим
восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи,
так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и
слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани,
почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).
Итак, если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и
фонематиче ское
во сприятие,
то
тяжело
будет
ф орм ироват ьс я
звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные
ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные коррекционные
занятия.
Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы
русского
языка.
Причины
этого
разные,
но
решающее
значение
имеют
недостатки фонематического восприятия .
Известно, что звуко-буквенный анализ основан на умении различать
звуки,
из
которых
состоит
каждое
слово,
и
соотносить
их
с
нужными
буквами. В свою очередь, звуковой состав слова воспринимается ребенком
при
условии
правильного
взаимодействия
слуха,
речи
и
двигательного
анализатора. То есть ребенок должен не только правильно произносить все
звуки, но и уметь их различать на слух. Получается, обучение грамоте,
вопреки всеобщему мнению, начинается не в школе, а еще в дошкольном
детстве.
Таким образом, если ваш ребенок к 5 годам неправильно произносит те
или
иные
звуки,
это
является
серьезным
сигналом
о
недостаточной
готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Другими словами, ребенку
трудно будет даваться обучение чтению и письму. Писать и читать он будет с
ошибками.
Итак, как же можно проверить фонематический слух?
1. Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки. Названия
должны различаться только одним проверяемым звуком. Например: коза —
коса, мишка – миска, кошка – кочка, ложки – рожки, лук – люк.
Чтобы получить правильный результат, необходимо соблюдать следующие
условия:
- Картинки должен называть взрослый, ребенок только показывает на них.
- Картинки должны называться в разной последовательности, иногда одно и
то же название повторяется несколько раз подряд.
- Дополнительно взрослый ничего не поясняет ребенку.
-
Дети
очень
наблюдательны,
и
часто
следят,
куда
направляется
взгляд
взрослого.
Поэтому
проверяющему
нельзя
смотреть
на
называемую
картинку. Это может облегчить ребенку выполнение задания.
- Рот взрослого закрывается листом бумаги, ладонью. Для чего это делается?
Наша
задача
проверить,
хорошо
ли
ребенок
различает
звуки
на
слух.
Некоторые звуки, которые на слух малыш не различает, могут быть узнаны
им по вашей артикуляции.
- Во время обследования следует внимательно наблюдать за поведением
ребенка во время показа картинок: выполняет ли он задания спокойно и
уверенно или же колеблется, вопросительно поглядывает на взрослого или
просто показывает картинки наугад.
2.
Ребенку
предлагается
повторить
цепочки
слогов
или
слов
с
оппозиционными звуками:
Да – та
Та – да
КА – га
Та – да – та
Да – та – да
КА – га – кА
Ца – ча – ца
Ча – ща – ща
Оц – оть – оц
Сок – цок
Том – дом
Лук – люк
3. Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук.
При этом проверяющий называет разные звуки, включая очень похожие
с заданным звуком по каким-либо признакам. Потом слоги, среди которых
встречается заданный звук. Затем слова по такому же принципу.
В
старшем
дошкольном
возрасте
заканчивается
процесс
овладения
звуками
родного
языка.
Большинство
детей
правильно
произносят
в
артикуляционном отношении звуки (шипящие, а также звуки «л», «р», «рь»),
многосложные
слова,
слова
со
стечением
нескольких
согласных.
В
произношении слов все реже допускаются орфоэпические ошибки. Дети
хорошо отличают на слух по звуку, где находиться предмет, выделяют в
словах знакомые звуки, пользуются умеренной громкостью голоса, могут
ускорять или замедлять скорость своего высказывания. Продолжительность
выдоха удлиняется до 8 секунд.
Вместе
с
тем
у
многих
детей
отмечается
не
совсем
правильная
расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и
мягких согласных, свистящих, шипящих внутри группы: «с» и «з», «с» и «ц»,
«ш» и «щ», «ч» и «щ», «с» и «ш», «з» и «ж», некоторые дошкольники
невнятно произносят слова.
Особенности
овладения
детьми
звукопроизношением
во
многом
объясняются
анатомо-физиологическими
особенностями
и
прежде
всего
речедвигательного
аппарата.
К
дошкольному
возрасту
он
вполне
сформирован,
однако
центральный
аппарат
речи,
находящийся
в
коре
головного мозга, ещё недостаточно функционирует, голосовые связки короче,
чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, движения органов речевой
артикуляции (мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой, губы и
нижняя
челюсть)
недостаточно
развиты,
слабо
координированы,
язык
заполняет
большую
часть
ротовой
полости,
он
оттянут
назад
и
мало
продвигается вперед, губы смыкаются слабо, мягкое нёбо мало поднимается.
Вместе с тем мышцы речевого аппарата более эластичны и сокращаются
м е д л е н н е е ,
ч т о
бл а го п р и я т с т ву ю т
р а н н е м у
ф о р м и р о в а н и ю
звукопроизношения. Это уменьшает утомление, в силу чего, несмотря на
слабость мышц, движения отличаются известной легкостью и свободой.
Несмотря на то, что фонематический слух к старшему дошкольному
возрасту достигает совершенства, тем не менее, он ещё недостаточно развит.
Недостаточно
развито
и
взаимодействие
слухового
и
речедвигательного
анализаторов,
а
для
процесса
усвоения
звуковой
стороны
языка,
как
подчеркивают
исследователи,
необходима
связь
между
ощущениями
вызываемыми
сокращением
мышц
речевого
аппарата,
слуховыми
ощущениями от звуков, произносимых самим человеком, и зрительными
ощущениями от восприятия артикуляции говорящего.
Для четкого произношения звука необходимо правильное положение и
движение
органов
артикуляции.
Задача
воспитателя
-
развить
у
детей
подвижность
языка,
регуляцию
движений
челюсти.
Решается
она
одновременно с формированием звукопроизношения.
Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и
тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.
Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата
необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального
развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не
должна
рассматриваться
в
детском
саду
как
логопедическая.
Её
следует
проводить со всеми детьми не только с теми, которые имеют какие – нибудь
отклонения в произношении звуков.
Формирование
звукопроизношения
осуществляется
в
три
этапа:
1)
подготовка
артикуляционного
аппарата;
2)
уточнение
произношения
изолированного звука; 3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.
Все эти три этапа могут осуществляться на одном занятии, или на двух с
перерывом в 1- 5 дней.
Овладение детьми правильным звукопроизношением заключается в
1. В показе и объяснении артикуляции звука, многократное произнесение
звука с педагогом
2.
Произношение
изолированного
звука
детьми
с
одновременным
упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность
речи.
3.
Проговаривание
детьми
слогов,
звукоподражаний
с
воспроизведением
изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи: шутки –
чистоговорки, инсценировка рассказов, дидактические и подвижные игры с
речитативом, чтение стихотворений.
Как видно овладение правильным произношением заключается в
многократном повторении одного звука. Следовательно, воспитатель должен
обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя методы обучения и
речевой
материал,
включая
артикуляционные
и
дикционные
упражнения.
Кроме того нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к
живому темпу и высокой плотности занятия.
Овладение
правильным
звукопроизношением
зависит
не
только
от
анатомо-физиологических
особенностей,
но
и
от
особенностей
психики
ребенка:
от
состояния
внимания,
памяти,
от
слуховой
и
зрительной
выдержки.
Б л а г о п р и я т н ы м
у с л о в и е м
д л я
р а з в и т и я
п р а в и л ь н о г о
звукопроизношения
является
спокойная
обстановка
в
детском
саду,
не
допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только
возбуждают
и
утомляют
детей,
но
заставляют
их
напрягать
свой
голос,
снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять
детям
образец
совершенной
речи,
но
и
проявлять
большую
заботу
о
физическом
состоянии
самого
ребенка,
об
охране
его
органов
чувств
и
нервной системы.
Виды работы по дифференциации звуков
Дифференциация
любой
пары
звуков
предусматривает
три
вида
работы:
1-й вид работы
—
дифференциация
изолированных
звуков.
Проводится
работа
по
различению
звуков
по
их
акустическим
и
артикуляционным свойствам, используя при этом картины-«образы», т. е.
условно
соотнося
звук
с
определенным
звуком,
издаваемым
животным,
п
р
е
д
м
е
т
о
м
.
Одновременно
этот
вид
работы
способствует
совершенствованию
фонематического
слуха,
выработке
четкого
произношения
звуков.
2-й вид работы
—
дифференциация
звуков
в
словах.
Подбирается различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых
имеются
дифференцируемые
звуки,
и
учит
детей
отличать
их.
Сначала
берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук,
затем — слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком,
потом — слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети Должны
четко, правильно произносить звуки и указывать их различие. Одновременно
эта
работа
способствует
улучшению
дикции,
уточняет
правильность
произнесения
слов
в
соответствии
с
орфоэпическими
нормами
п
р
о
и
з
н
о
ш
е
н
и
я
.
3-й вид работы
—
дифференциация
звуков
в
речи.
Подбираются словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения,
чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал,
н а с ы щ е н н ы й
д и ф ф е р е н ц и р у е м ы м и
з в у к а м и .
При этом отводится внимание тому, чтобы дети правильно употребляли эти
з ву к и
и
н е
с м е ш и в а л и
и х
в
с о б с т в е н н о м
п р о и з н о ш е н и и .
Давая в потешках, стихотворениях, рассказах материал для дифференциации
звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми
темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за
правильностью
произнесения
слов
с
учетом
литературных
норм
их
произношения.
«У ребенка фонематический слух формируется не сразу, а в процессе
развития речи (ее восприятия и воспроизведения)», – подчеркивает О.В.
Правдина. Развитие фонематического слуха происходит в соответствии с
закономерностями формирования любой сложной психической деятельности;
в
начале
его
развития
ребенок,
слушая
речь,
фиксирует
внимание
на
артикуляции говорящего и сам повторяет услышанное.
К
4
годам
в
норме
заканчивается
становление
правильного
звукопроизношения,
и
ребенок
говорит
совсем
чисто.
К
этому
возрасту
ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть
сформировано фонематическое восприятие.
У детей 5-летнего возраста должен быть достаточно хорошо развит
фонематиче ский
слух,
звуковой
анализ
слов,
и н то н а ц и о н н а я
выразительность.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети в полной мере
овладевают
не
только
речевым
слухом,
но
и
специальными
действиями
звукового анализа слов, всеми речевыми и коммуникативными системами.
Однако,
для
того,
чтобы
процесс
речевого
развития
детей
протекал
своевременно
и
правильно,
необходима
организованная
систематичная
работа.