"Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза"
Автор: Першикова Елена Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ ДС №19 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: Статья Тема: "Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза" Раздел: дошкольное образование
восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Успешное обучение в школе и правильное звукопроизношение дошкольников во
многом зависит от уровня сформированности фонематических процессов.
Умение слышать и различать звуки родного языка – это и есть хорошо развитый
фонематический слух. В возрасте 4-5 лет родная речь ребенка вызывает интерес как
предмет изучения. Дети понимают, что слова звучат по-разному: бывают длинными и
короткими, их можно разделить на части, учатся выделять в словах звуки и анализировать
их.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую игры, направленные
на
развитие
фонематического
восприятия.
Предлагаю
вниманию
подборку
наиболее
полюбившихся детям игр.
Игры,
направленные
на
развитие
фонематического
восприятия,
навыков
фонематического анализа и синтеза.
Лото «Подбери картинку»
Цель: развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ.
Оборудование:
карточки
с
четырьмя
картинками
на
разные
звуки,
из
которых
две
картинки с одинаковым звуком. Два цветных квадрата.
Ход игры. Детям предлагается найти на карточке две картинки с одинаковым звуком. Две
оставшиеся картинки нужно закрыть цветными квадратами.
«Светофор»
Цель: развивать фонематическое восприятие и представления.
Оборудование: сигналы трех цветов (красный, зеленый, синий)
Ход игры. Логопед называет слова с изучаемым звуком или без него. Дети, услышав этот
звук поднимают сигнал (красный – гласный звук, зеленый – мягкий согласный, синий –
твердый согласный).
«Звуковые часы»
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический и слоговой анализ.
Оборудование:
«звуковые
часы»
с
различными
картинками
на
циферблате
(индивидуальные для каждого ребенка и демонстрационные).
Ход игры. Логопед дает детям различные задания:
Найти слова в которых есть заданный звук.
Найти слова в которых нет заданного звука.
Есть ли у вас слово в названии которого есть звук «и».
Найти слова в которых звук «К» в начале слова, в конце слова, в середине.
Найти самое короткое слово, самое длинное.
Найти слово из 1, 2, 3 слогов.
«Назови кто в поезде»
Цель:
развивать
фонематическое
восприятие,
представления
и
фонематический
анализ.
Оборудование: два паровоза и вагоны с картинками.
Отобрать вагоны, которые поедут в поезде с данным звуком (например со звуком С).
«Зайцы и морковка»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез.
Оборудование: полоски с тремя зайцами и морковка.
Ход
игры.
Логопед
называет
слова
(или
раздает
детям
индивидуальные
карточки
с
предметными картинками), а дети определяют положение заданного звука в слове и
угощают зайцев морковкой – первого зайца, если звук находится в начале слова, второго –
если звук в середине слова, третьего – если звук в конце слова.
«Зашифруй слово»
Цель:
развивать
фонематический
анализ
и
синтез,
развивать
фонематические
представления.
Оборудование: поле для выкладывания схемы слова, предметные картинки.
Ход игры. Ребенку предлагается «записать слово с помощью цветных квадратиков»
«Звуковая лесенка»
Цель: развивать фонематический анализ
Оборудование: «лесенка», поделенная на квадратики (от 2 до 6) и предметные картинки
(на ковролине).
Ход
игры.
Дети
определяет
количество
звуков
в
словах
и
«сажают»
их
на
соответствующие ступеньки лесенки.
«Ромашка»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить
дифференцировать акустически сходные звуки.
Оборудование: поле, серединки цветов с буквами, лепестки с картинками.
Вариант
1.
Ребенку
предлагается
подобрать
лепестки
к
серединке
(например
отобрать из картинок со звуком Ш и С лепестки со звуком С).
Вариант 2. Собрать два цветка: один со звуком С, другой со звуком Ш.
«Кубики»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить
дифференцировать акустически сходные звуки, узнавать графический образ буквы.
Оборудование: поле на котором нарисованы, выложенные из кубиков буквы Л и Р;
предметные картинки
(с соответствующими звуками) на небольших квадратиках.
Ход игры. Логопед просит ребенка сложить буквы Л и Р из «кубиков» - букву Л из
тех, на которых нарисованы картинки со звуком Л, а букву Р из тех, на которых картинки
со звуком Р
«Жуки и шары»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить
дифференцировать акустически сходные звуки.
Оборудование:
поле
с
изображением
жуков
и
воздушных
шаров;
предметные
картинки со звуком Ш или Ж.
Ход игры. Ребенок определяет какой из звуков Ш или Ж слышен в слове кладет
картинку на шарик (звук Ш) или на спинку жуку (звук Ж).
«Ладошки и шаги»
Цель: развивать слоговой анализ
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры.
Вариант
1.
«Сравни»
Логопед
объясняет
детям,
что
считать
слоги
можно
разными
способами и предлагает «отхлопать» слова, «прошагать» их и сравнить результат.
Вариант 2. «Чье слово длиннее?» Дети получают предметные картинки, встают на одну
линию и «прошагивают» свои слова.
«Магазин игрушек»
Цель: развивать слоговой анализ
Оборудование: игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, петрушка, собака, щенок, лиса,
Чебурашка, лягушка, танк.
Ход игры. Детям дается задание купить в магазине игрушку, в названии которой два слога.
Покупая, дети должны четко и ясно произносить ее название, определить количество
частей, последовательность звучания каждой части. Затем отбирают игрушки, в названии
которых 3 слога. После этого обсуждается почему не надо брать Чебурашку и мяч.
«Слоговые вагончики»
Цель: развивать слоговой анализ
Оборудование: вагончики с одним, двумя и тремя окошками; предметные картинки с
разным количеством слогов.
Ход игры. Детям предлагается «поселить» картинки в вагончики: в вагончик с одним
окошком - слова из одного слога, в вагончик с двумя окошками - слова из двух слогов, в
вагон с тремя окошками – слова из трех слогов.
«Ребусы»
Цель: учим детей разгадывать ребусы. Тренировать умение выполнять звуковой анализ и
синтез.
Оборудование: карточки с картинками.
Ход игры. Ребенку предлагается назвать картинки. Выделив первые звуки, ребенок должен
составить новое слово, т.е. разгадать ребус.