Напоминание

"Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза"


Автор: Першикова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ДС №19
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Игры, направленные на развитие фонематического

восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Успешное обучение в школе и правильное звукопроизношение дошкольников во многом зависит от уровня сформированности фонематических процессов. Умение слышать и различать звуки родного языка – это и есть хорошо развитый фонематический слух. В возрасте 4-5 лет родная речь ребенка вызывает интерес как предмет изучения. Дети понимают, что слова звучат по-разному: бывают длинными и короткими, их можно разделить на части, учатся выделять в словах звуки и анализировать их. Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую игры, направленные на развитие фонематического восприятия. Предлагаю вниманию подборку наиболее полюбившихся детям игр.
Игры,

направленные

на

развитие

фонематического

восприятия,

навыков

фонематического анализа и синтеза.

Лото «Подбери картинку»
Цель: развивать фонематическое восприятие и фонематический анализ. Оборудование: карточки с четырьмя картинками на разные звуки, из которых две картинки с одинаковым звуком. Два цветных квадрата. Ход игры. Детям предлагается найти на карточке две картинки с одинаковым звуком. Две оставшиеся картинки нужно закрыть цветными квадратами.
«Светофор»
Цель: развивать фонематическое восприятие и представления. Оборудование: сигналы трех цветов (красный, зеленый, синий) Ход игры. Логопед называет слова с изучаемым звуком или без него. Дети, услышав этот звук поднимают сигнал (красный – гласный звук, зеленый – мягкий согласный, синий – твердый согласный).
«Звуковые часы»
Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический и слоговой анализ. Оборудование: «звуковые часы» с различными картинками на циферблате (индивидуальные для каждого ребенка и демонстрационные). Ход игры. Логопед дает детям различные задания: Найти слова в которых есть заданный звук. Найти слова в которых нет заданного звука. Есть ли у вас слово в названии которого есть звук «и». Найти слова в которых звук «К» в начале слова, в конце слова, в середине. Найти самое короткое слово, самое длинное. Найти слово из 1, 2, 3 слогов.
«Назови кто в поезде»
Цель: развивать фонематическое восприятие, представления и фонематический анализ. Оборудование: два паровоза и вагоны с картинками. Отобрать вагоны, которые поедут в поезде с данным звуком (например со звуком С).

«Зайцы и морковка»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез. Оборудование: полоски с тремя зайцами и морковка. Ход игры. Логопед называет слова (или раздает детям индивидуальные карточки с предметными картинками), а дети определяют положение заданного звука в слове и угощают зайцев морковкой – первого зайца, если звук находится в начале слова, второго – если звук в середине слова, третьего – если звук в конце слова.
«Зашифруй слово»
Цель: развивать фонематический анализ и синтез, развивать фонематические представления. Оборудование: поле для выкладывания схемы слова, предметные картинки. Ход игры. Ребенку предлагается «записать слово с помощью цветных квадратиков»
«Звуковая лесенка»
Цель: развивать фонематический анализ Оборудование: «лесенка», поделенная на квадратики (от 2 до 6) и предметные картинки (на ковролине). Ход игры. Дети определяет количество звуков в словах и «сажают» их на соответствующие ступеньки лесенки.
«Ромашка»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки. Оборудование: поле, серединки цветов с буквами, лепестки с картинками. Вариант 1. Ребенку предлагается подобрать лепестки к серединке (например отобрать из картинок со звуком Ш и С лепестки со звуком С). Вариант 2. Собрать два цветка: один со звуком С, другой со звуком Ш.
«Кубики»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки, узнавать графический образ буквы. Оборудование: поле на котором нарисованы, выложенные из кубиков буквы Л и Р; предметные картинки (с соответствующими звуками) на небольших квадратиках. Ход игры. Логопед просит ребенка сложить буквы Л и Р из «кубиков» - букву Л из тех, на которых нарисованы картинки со звуком Л, а букву Р из тех, на которых картинки со звуком Р
«Жуки и шары»
Цель: развивать фонематический анализ и фонематические представления; учить дифференцировать акустически сходные звуки. Оборудование: поле с изображением жуков и воздушных шаров; предметные картинки со звуком Ш или Ж. Ход игры. Ребенок определяет какой из звуков Ш или Ж слышен в слове кладет картинку на шарик (звук Ш) или на спинку жуку (звук Ж).

«Ладошки и шаги»
Цель: развивать слоговой анализ Оборудование: предметные картинки. Ход игры. Вариант 1. «Сравни» Логопед объясняет детям, что считать слоги можно разными способами и предлагает «отхлопать» слова, «прошагать» их и сравнить результат. Вариант 2. «Чье слово длиннее?» Дети получают предметные картинки, встают на одну линию и «прошагивают» свои слова.
«Магазин игрушек»
Цель: развивать слоговой анализ Оборудование: игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, петрушка, собака, щенок, лиса, Чебурашка, лягушка, танк. Ход игры. Детям дается задание купить в магазине игрушку, в названии которой два слога. Покупая, дети должны четко и ясно произносить ее название, определить количество частей, последовательность звучания каждой части. Затем отбирают игрушки, в названии которых 3 слога. После этого обсуждается почему не надо брать Чебурашку и мяч.
«Слоговые вагончики»
Цель: развивать слоговой анализ Оборудование: вагончики с одним, двумя и тремя окошками; предметные картинки с разным количеством слогов. Ход игры. Детям предлагается «поселить» картинки в вагончики: в вагончик с одним окошком - слова из одного слога, в вагончик с двумя окошками - слова из двух слогов, в вагон с тремя окошками – слова из трех слогов.


«Ребусы»
Цель: учим детей разгадывать ребусы. Тренировать умение выполнять звуковой анализ и синтез. Оборудование: карточки с картинками. Ход игры. Ребенку предлагается назвать картинки. Выделив первые звуки, ребенок должен составить новое слово, т.е. разгадать ребус.


В раздел образования