Напоминание

"Экология и музыка"


Автор: Бабошкина Любовь Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: город Губаха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экология и музыка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Из опыта работы музыкального руководителя

МДОУ «Детский сад №10» Бабошкиной Л.Е. «Экология и музыка».
Экологическое воспитание ребенка в детском саду – это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это – познание ребенком себя, как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на Земле. Без воспитания чувства восхищения перед природой невозможно формирование осознанной культуры человека. И первые шаги в этом направлении, безусловно делаем мы уже в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребенок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает. Мы знаем, что передать огромные пласты знаний, накопленных человечеством это не очень просто. Ведь маленький ребенок живет не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями. И рассказать ему о природе научным языком невозможно. Поэтому, я пришла к выводу, что можно пробудить у детей интерес к природе, показать ее красоту можно через прекрасный мир искусства – живопись и музыку. Красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него фантазию, воображение, желание творить, узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это, прежде всего язык чувств, эмоций. Я стараюсь подобрать для детей такую песню, игру, хоровод, которые были бы созвучны настроению ребенка, отражали бы интересы и представления об окружающем мире. Часто я обращаюсь и к народной музыке. В народной песне все правдиво, искренне и просто – и мелодия, и слова. Наши дети соприкасаются с фольклорным материалом постоянно, так как я углубленно работаю в этом направлении. Уже более 15 лет веду кружок «Светелка – веселка». Стараюсь, чтобы фольклор переплетался с классикой и современностью. В подборе песен учитываю особенности русского мелодизма. В репертуаре присутствую такие песни: «Русская зима», «Осенины на Руси», «Заячий поход» и т.д., написанные в традициях русской песни, но современны по ритму, гармоническим сочетанием. У детей они вызывают светлые, радостные эмоции и надолго остаются самыми любимыми в их репертуаре. Праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, способствуют созданию веселого радостного настроения. Праздники дают возможность познакомить родителей с работой педагогического коллектива по экологическому воспитанию дошкольников, наглядно показать эту работу, а также приобщить семью к экологическому воспитанию детей. Подготовка к любому празднику требует большой работы педагога. Чтобы дети могли свободно отвечать на вопросы героев праздника, нужно специально готовить детей и учить их правильным ответам. Воспитатели делают это на игровых занятиях, которые проводят в период подготовки к празднику.
Таким образом, с помощью сценических образов рассказываем о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым. Ведь это важно для повышения общего уровня экологической культуры. Экологические праздники и досуги проводятся в детском саду регулярно, завершая ими сезон или какой – либо тематический блок. Экологические праздники посвящены в основном временам года, урожаю (осенью), новогодней елке и Рождеству, весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде или солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера. Наиболее значительным, является праздник, посвященный Дню Земли. Он пробуждает любовь к своей Родине и ее природе. На празднике используются стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные просторы, а также национальные и фольклорные песни. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной и частной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать окружающий мир – красоты, природы, людей. С большой увлеченностью дети и родители участвуют в экологических праздниках и развлечениях. Уже традиционными стали экологические праздники – «Весенний праздник птиц», «Мы друзья природы» на участке детского сада, «Приключения Степки – Растрепки в осеннем лесу». Совместно с родителями играли в подвижные игры «Волки и зайцы», отгадывали загадки – обманки и другие. Наш детский сад с 2008 года работает в статусе ОПП, реализующей проект «Оптимизация системы эколого-эстетического развития детей средствами блочно – тематического планирования» научным руководителем является доцент ПГПУ М.В.Грибановой. Под руководством М.В.Грибановой я разработала технологическую модель «Содействие становлению музыкально – эстетической культуры детей дошкольного возраста». Целью моей работы является – содействие становлению потребности в творческом самовыражении, способности создавать художественный образ с помощью выразительных средств музыкально-исполнительной деятельности. В планировании изменился принцип подбора музыкального материала, форма и стиль ведения музыкальных занятий.
1-ый принцип
связи музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью. Музыкальные занятия строятся по тематическим блокам доступным и интересным детям каждого возраста – «Звери», «Времена года», «Растения», «Насекомые». В ряде случаев темы идут по спирали, от более простых форм их воплощения к более сложным («Мои маленькие друзья», «Кошка и котята», «Петушиная семейка», «Кто с нами рядом живет» и другие).

2-ой

принцип
сочетания с музыкальным репертуаром высокохудожественной народной, классической и современной музыки.
3-ий принцип
сюжетно-игрового единства музыкального занятия. Во всех случаях, когда это возможно, занятие объединяю единым сюжетом. Дети живут в этом сюжете, в этой музыке, которая проходит, как правило, в нескольких видах музыкальной деятельности. Так же вместе с воспитателями апробирую технологию блочно- тематического планирования: «Птицы», «Зима», «Семья», «Я – человек», «Космос», «Растения», «Насекомые». Опыт свидетельствует об очевидном повышении эффективности работы с детьми. Использование технологии блочно-тематического планирования дает широкие возможности быть активными творцами в работе с детьми. Свои занятия провожу в тесном контакте с воспитателями, дети приходят на музыкальные занятия, имея определенные знания. Дети уже рисуют, создают аппликацию, пользуются моделями. Это позволяет мне опираться на уже имеющиеся знания и умения детей, что помогает решению поставленных мною задач. Именно и н т е г р а ц и я с п о с о б с т в у е т р а з в и т и ю ч у в с т в е н н о г о , интеллектуального и эстетического восприятия музыкальных произведений. Например: В начале, я загадываю загадку: «На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь» (кузнечик) Когда дети отгадают загадку, исполняю музыкальную загадку про кузнечика «Живые часики» с инструментами, или предлагаю спеть песню «Кузнечик», сопровождая ее незатейливыми движениями по тексту. Несколько детей могут исполнять партии на бубнах и ложках. В другой группе просто беседую: «Сегодня мы все вместе побываем в совсем крошечном городке, где все очень маленькое – дома и жители. Но сам город, огромный – он протянулся на весь земной шар. И нет на Земле ни одного места, где бы ни жили, сейчас или раньше, эти удивительные, коричневые существа, которых мы называем – насекомыми. Читаю стихотворение Усачева про то, какие они маленькие, что даже обыкновенный арбуз кажется им огромным, как земной шар. Полз по арбузу муравей И думал: «Ой – ой – ой!» Как необъятен и велик Огромный шар земной. Насекомых живет на Земле, очень много, гораздо больше, чем людей. Их жизнь скрыта от нас. Но, мы можем чуть - чуть, понаблюдать, полюбоваться ими. Если внимательно смотреть, что за чудесная жизнь у насекомых кипит вокруг. А если прислушаться…. Предлагаю детям лечь на пол, расслабиться и представить, что вокруг все жужжит, трещит, шуршит, стрекочет. Включаю фонограмму «Звуки природы». Затем спрашиваю, что за звуки. Прошу повторить: как пищит комар, жужжит муха, пчела, жук и т.д. В младшей группе продолжаем превращаться:
- в усталую пчелу – она целый день летала за медом и принесла его в улей, очень много; - в грустного жука – кто-то наступил на его дом (маленькую норку в земле) и сломал его; - в злого комара – он так и хочет кого-нибудь укусить; - а вот и озабоченный муравей – тащит куда-то тяжелую травинку. Перед каждым превращением выкрикиваем волшебные кричалки: «Вот я, вот я превращаюсь в муравья!» «Ай – лю – лю, ай – лю – лю Превращаюсь я в пчелу!» В процессе этого веселого упражнения все дети произвольно двигаются по залу и «звучат», как насекомые, стараясь интонационно, механически и в движении изобразить нужную эмоцию. Я считаю, что творчество педагога неотделимо от творчества детей. Мои воспитанники проявляют свои музыкальные дарования в песенном и танцевальном исполнительстве, в музыкально-театрализованной и игровой деятельности. С детьми мы часто выступаем в творческих конкурсах на экологическую тематику, проводим среди детей КВН. Воспитатели исполняют вместе с детьми частушки на экологическую тему нашего города. Я благодарна детям и воспитателям за сотрудничество, смелость, искренность и уверенность в том, что мы научим детей видеть, знать, любить, и конечно, беречь природу, тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность. И мы, конечно, понимаем свою ответственность за то, чтобы эта красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась.


В раздел образования