Автор: Бабошкина Любовь Евгеньевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10 Населённый пункт: город Губаха Наименование материала: методическая разработка Тема: "Экология и музыка" Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад №10» Бабошкиной Л.Е. «Экология и музыка».
Экологическое воспитание ребенка в детском саду – это не только
привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это – познание
ребенком себя, как части природы, ощущение целостности бытия, единства
всего
живого
на
Земле.
Без
воспитания
чувства
восхищения
перед
природой невозможно формирование осознанной культуры человека.
И первые шаги в этом направлении, безусловно делаем мы уже в
дошкольном
возрасте.
В
этом
возрасте
ребенок
открыт,
доверчив
и
восприимчив ко всему, что его окружает. Мы знаем, что передать огромные
пласты знаний, накопленных человечеством это не очень просто. Ведь
маленький ребенок живет не столько разумом, сколько ощущениями и
эмоциями. И рассказать ему о природе научным языком невозможно.
Поэтому, я пришла к выводу, что можно пробудить у детей интерес к
природе, показать ее красоту можно через прекрасный мир искусства –
живопись и музыку. Красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у
него фантазию, воображение, желание творить, узнавать. Музыкальное
воспитание
в
этом
отношении
имеет
особые
возможности,
поскольку
музыка – это, прежде всего язык чувств, эмоций.
Я стараюсь подобрать для детей такую песню, игру, хоровод, которые
были
бы
созвучны
настроению
ребенка,
отражали
бы
интересы
и
представления об окружающем мире.
Часто я обращаюсь и к народной музыке. В народной песне все правдиво,
искренне и просто – и мелодия, и слова. Наши дети соприкасаются с
фольклорным материалом постоянно, так как я углубленно работаю в этом
направлении.
Уже
более
15
лет
веду
кружок
«Светелка
–
веселка».
Стараюсь, чтобы фольклор переплетался с классикой и современностью. В
подборе песен учитываю особенности русского мелодизма. В репертуаре
присутствую такие песни: «Русская зима», «Осенины на Руси», «Заячий
поход» и т.д., написанные в традициях русской песни, но современны по
ритму,
гармоническим
сочетанием.
У
детей
они
вызывают
светлые,
радостные
эмоции
и
надолго
остаются
самыми
любимыми
в
их
репертуаре.
Праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в
повседневной жизни детей, способствуют созданию веселого радостного
настроения.
Праздники
дают
возможность
познакомить
родителей
с
работой
педагогического
коллектива
по
экологическому
воспитанию
дошкольников, наглядно показать эту работу, а также приобщить семью к
экологическому
воспитанию
детей.
Подготовка
к
любому
празднику
требует большой работы педагога. Чтобы дети могли свободно отвечать на
вопросы героев праздника, нужно специально готовить детей и учить их
правильным
ответам.
Воспитатели
делают
это
на
игровых
занятиях,
которые проводят в период подготовки к празднику.
Таким образом, с помощью сценических образов рассказываем о
правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым. Ведь
это важно для повышения общего уровня экологической культуры.
Экологические праздники и досуги проводятся в детском саду регулярно,
завершая ими сезон или какой – либо тематический блок. Экологические
праздники
посвящены
в
основном
временам
года,
урожаю
(осенью),
новогодней
елке
и
Рождеству,
весеннему
возрождению
природы
(«веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде или солнцу,
цветам, праздники оздоровительного характера.
Наиболее значительным, является праздник, посвященный Дню Земли.
Он
пробуждает
любовь
к
своей
Родине
и
ее
природе.
На
празднике
используются стихи и песни, прославляющие лес, поле, речку, родные
просторы, а также национальные и фольклорные песни.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами
общественной и частной жизни человека. В них присутствуют тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времен
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых,
растений.
Знакомясь
с
народным искусством, дети учатся понимать окружающий мир – красоты,
природы, людей.
С большой увлеченностью дети и родители участвуют в экологических
праздниках
и
развлечениях.
Уже
традиционными
стали
экологические
праздники – «Весенний праздник птиц», «Мы друзья природы» на участке
детского
сада,
«Приключения
Степки
–
Растрепки
в
осеннем
лесу».
Совместно с родителями играли в подвижные игры «Волки и зайцы»,
отгадывали загадки – обманки и другие.
Наш детский сад с 2008 года работает в статусе ОПП, реализующей
проект
«Оптимизация
системы
эколого-эстетического
развития
детей
средствами
блочно
–
тематического
планирования»
научным
руководителем является доцент ПГПУ М.В.Грибановой. Под руководством
М.В.Грибановой
я
разработала
технологическую
модель
«Содействие
становлению
музыкально
–
эстетической
культуры
детей
дошкольного
возраста».
Целью моей работы является – содействие становлению потребности в
творческом самовыражении, способности создавать художественный образ
с
помощью
выразительных
средств
музыкально-исполнительной
деятельности. В планировании изменился принцип подбора музыкального
материала, форма и стиль ведения музыкальных занятий.
1-ый принцип связи музыки с ведущими интересами детей, с их
жизнью.
Музыкальные
занятия
строятся
по
тематическим
блокам
доступным и интересным детям каждого возраста – «Звери», «Времена
года», «Растения», «Насекомые». В ряде случаев темы идут по спирали, от
более простых форм их воплощения к более сложным («Мои маленькие
друзья», «Кошка и котята», «Петушиная семейка», «Кто с нами рядом
живет» и другие).
2-ой
принцип
сочетания
с
музыкальным
репертуаром
высокохудожественной народной, классической и современной музыки.
3-ий принцип сюжетно-игрового единства музыкального занятия. Во
всех случаях, когда это возможно, занятие объединяю единым сюжетом.
Дети живут в этом сюжете, в этой музыке, которая проходит, как правило, в
нескольких видах музыкальной деятельности.
Так же вместе с воспитателями апробирую технологию блочно-
тематического планирования: «Птицы», «Зима», «Семья», «Я – человек»,
«Космос», «Растения», «Насекомые». Опыт свидетельствует об очевидном
повышении эффективности работы с детьми. Использование технологии
блочно-тематического
планирования
дает
широкие
возможности
быть
активными творцами в работе с детьми. Свои занятия провожу в тесном
контакте с воспитателями, дети приходят на музыкальные занятия, имея
определенные знания. Дети уже рисуют, создают аппликацию, пользуются
моделями. Это позволяет мне опираться на уже имеющиеся знания и
умения детей, что помогает решению поставленных мною задач. Именно
и н т е г р а ц и я
с п о с о б с т в у е т
р а з в и т и ю
ч у в с т в е н н о г о ,
интеллектуального
и
эстетического
восприятия
музыкальных
произведений. Например:
В начале, я загадываю загадку: «На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь»
(кузнечик)
Когда
дети
отгадают
загадку,
исполняю
музыкальную
загадку
про
кузнечика «Живые часики» с инструментами, или предлагаю спеть песню
«Кузнечик»,
сопровождая
ее
незатейливыми
движениями
по
тексту.
Несколько детей могут исполнять партии на бубнах и ложках.
В другой группе просто беседую: «Сегодня мы все вместе побываем в
совсем крошечном городке, где все очень маленькое – дома и жители. Но сам
город, огромный – он протянулся на весь земной шар. И нет на Земле ни
одного
места,
где
бы
ни
жили,
сейчас
или
раньше,
эти
удивительные,
коричневые существа, которых мы называем – насекомыми.
Читаю стихотворение Усачева про то, какие они маленькие, что даже
обыкновенный арбуз кажется им огромным, как земной шар.
Полз по арбузу муравей
И думал: «Ой – ой – ой!»
Как необъятен и велик
Огромный шар земной.
Насекомых живет на Земле, очень много, гораздо больше, чем людей. Их
жизнь скрыта от нас. Но, мы можем чуть - чуть, понаблюдать, полюбоваться
ими. Если внимательно смотреть, что за чудесная жизнь у насекомых кипит
вокруг. А если прислушаться…. Предлагаю детям лечь на пол, расслабиться и
представить, что вокруг все жужжит, трещит, шуршит, стрекочет.
Включаю фонограмму «Звуки природы». Затем спрашиваю, что за звуки.
Прошу повторить: как пищит комар, жужжит муха, пчела, жук и т.д.
В младшей группе продолжаем превращаться:
- в усталую пчелу – она целый день летала за медом и принесла его в улей,
очень много;
- в грустного жука – кто-то наступил на его дом (маленькую норку в земле) и
сломал его;
- в злого комара – он так и хочет кого-нибудь укусить;
- а вот и озабоченный муравей – тащит куда-то тяжелую травинку.
Перед каждым превращением выкрикиваем волшебные кричалки:
«Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»
«Ай – лю – лю, ай – лю – лю
Превращаюсь я в пчелу!»
В процессе этого веселого упражнения все дети произвольно двигаются по
залу и «звучат», как насекомые, стараясь интонационно, механически и в
движении изобразить нужную эмоцию.
Я считаю, что творчество педагога неотделимо от творчества детей. Мои
воспитанники
проявляют
свои
музыкальные
дарования
в
песенном
и
танцевальном исполнительстве, в музыкально-театрализованной и игровой
деятельности. С детьми мы часто выступаем в творческих конкурсах на
экологическую
тематику,
проводим
среди
детей
КВН.
Воспитатели
исполняют вместе с детьми частушки на экологическую тему нашего города.
Я благодарна детям и воспитателям за сотрудничество, смелость,
искренность и уверенность в том, что мы научим детей видеть, знать, любить,
и конечно, беречь природу, тонко чувствовать окружающий мир, ощущать
его
красоту
и
целесообразность.
И
мы,
конечно,
понимаем
свою
ответственность за то, чтобы эта красота и порядок не были разрушены и
жизнь на Земле продолжалась.