Напоминание

"Лады народной музыки"


Автор: Ильгамова Ираида Галеевна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ г. Белорецк МР БР РБ
Населённый пункт: г.Белорецк Белорецкого района республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лады народной музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного

образования детей «Детская музыкальная школа» г. Белорецк

Лады народной музыки

Методическая разработка

по сольфеджио

преподавателя

теоретических дисциплин

МОБУ ДОД «ДМШ»

г. Белорецк

Ильгамовой

Ираиды Галеевны

г. Белорецк, 2014 г.

Содержание:

1. Общее понятие лада.

2. Народные лады.

3. Семиступенные народные лады.

4. Пентатоника.

5. Применение в профессиональной музыке.

6. Рекомендации по работе с «Ладами народной

музыки» на уроках сольфеджио.

7. Приложение (Тест)

8. Используемая литература.

Музыки вне лада не существует, музыка всегда имеет ладовую основу.

Лад есть специфическое музыкальное средство не существующее в других

видах

искусств

более

того

высокоорганизованный

лад

связан

с

той

х удожес тве нной

тонкос тью музыки,

котор а я

в

о б ы д е н н о м

словоупотреблении тождественна самому понятию музыки.

Лад — широкое понятие, применяемое в различных, хотя и близких

значениях. В музыке прежде всего необходимо выделить общеэстетическое и

собственно

музыкально-теоретическое

значения

термина.

В

музыкально-

эстетическом смысле лад есть приятная для слуха согласованность между

тонами

высотной

системы.

Необходимо

иметь

в

виду,

что

понятие

лада

включает и характеристику качества (согласованности, слаженности звуков),

которое реализуется конкретными звуковысотными связями, и характери-

стику

самой

этой системы

высотных

связей

(которая

дает

такую

слаженность, лад).Музыкальный лад есть важнейшее звуковое воплощение

гармонии в ее широком общеэстетическом смысле.

Слушая музыкальное произведение мы замечаем, что образующие его звуки

находятся между собой в определенном соотношении. В процессе развития

музыки некоторые звуки выделяясь, приобретают характер опорных звуков.

Эти

опорные

звуки

принято

называть

устойчивыми

звуками.

Остальные

звуки мелодии называются неустойчивыми. Неустойчивые звуки тяготеют к

устойчивым.

Переход

неустойчивого

звука

в

устойчивый

называется

разрешением. Система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков

называется ладом. На протяжении многих столетий музыкальное искусство

развивалось

на

ладовой

основе.

Музыка,

как

и

любая

другая

отрасль

искусства, в течении многих веков в процессе своего развития складывалась

у

разных

народов

по-разному.

Лады,

которые

укоренились

в

мировой

практике - это мажор и минор. В наши дни чрезвычайно расширился круг

народно

песенных

интонаций,

бытующих

в

окружающей

«музыкальной

атмосфере».

Возможно

и

необходимо

ознакомить

учащихся

с

другими

ладовыми структурами, с наиболее распространенными звукорядами, дать

представление

о

типовых

явлениях

лада,

о

наиболее

устойчивых

и

откристаллизовавшихся структурах и звукорядах.

Кроме мажорного и минорного лада в музыке встречаются

семиступенные

лады

с

различной

диатонической

последовательностью

ступеней,

которые

широко

распространены

в

народной

музыке

и

имеют

название - народные лады. Это различие последовательности ступеней в

ладах зависит от порядка расположения в звукоряде больших и малых секунд.

Этим лады народной музыки отличаются от натуральных мажора и минора,

но так как тониками в них являются или мажорное или минорное трезвучия,

то нужно их рассматривать как особые виды семиступенных диатонических

ладов мажорного и минорного наклонения.

Наиболее употребительны из них следующие: ионийский, лидийский,

миксолидийский, эолийский, дорийский, фригийский.

Свои названии эти лады получили от древнегреческих диатонических

ладов, которые назывались по тем областям Греции, где они по-видимому

были

распространены.

В

средние

века

эти

название

были

спутаны

и

в

настоящее время относятся не к тем ладам , к которым они относились в

Древней Греции.

Основные

сходства

и

отличия

диатонических

ладов

коренятся

в

качестве терции, построенной от тоники. Большие терции характеризуют

мажорные лады: ионийский, лидийский, миксолидийский, а малые терции-

минорные:

эолийский,

фригийский,

дорийский.

Если

сравнить

мажорные

лады

с

натуральным

мажором,

а

минорные-с

натуральным

минором,

обнаружатся типичные черты того или иного лада:

- ионийский лад полностью совпадает с натуральным мажором:

Натуральный мажор. Ионийский.

- лидийский отличается IV повышенной ступенью

- миксолидийский-VII пониженной ступенью:

При

сравнении

минорных

ладов

с

натуральным

минором

мы

обнаружим,

что

-

эолийский

лад

полностью

совпадает

с

натуральным

минором:

Натуральный минор. Эолийский.

- фригийский отличается II пониженной ступенью:

-дорийский VI повышенной ступенью:

Как уже говорилось, семиступенные диатонические лады широко

распространены в народной музыке. Так в русской народной песне можно

встретить наряду с натуральным мажором и минором другие диатонические

лады, как например, миксолидийский мажор:

При ясно выраженной тонике Фа-диез в ключе выставлено пять диезов,

а не шесть, как в обычном Fis-dur.

Лидийский лад часто можно встретить в польской народной музыке,

влияние которой объясняется нередкое использование этого лада в музыке

Шопена:

В приведенном примере IV

высокая

ступень

встречается

лишь

однажды, но она подчеркнута ремаркой «ritenuto».

Фригийский и дорийский лады можно также встретить в образцах

народной музыки:

Фригийский

Дорийский

В этих примерах II пониженная во фригийском и VI повышенная в

дорийском выставлены при ключе.

В композиторском творчестве семиступенные диатонические лады

используются

как

для

воссоздания

народного

колорита,

так

и

в

связи

с

определенным

характером

выразительности,

отличающим

эти

лады

от

общеупотребительных. Например, выразительные возможности лидийского

лада

по

сравнению

с

натуральным

мажором

связаны

с

более

яркой,

подчеркнутой мажорностью. Лидийский лад придает музыке еще больше

«света»,чем в обычном мажоре. Миксолидийский - с несколько омраченной

мажорностью, «потемнением» общего колорита, очень часто попадаетя в

популярной

легкой

музыке.

Если

сравнить

выразительные

возможности

фригийского и дорийского ладов с натуральным минором, то во фригийском

ладе заметно усиление, углубление минорности, а в дорийском – мягкое

просветление, «омажоривание».

Из народных ладов наибольшую роль играют пятиступенные лады,

относящиеся к области пентатоники. Пентатонику можно себе представить

как диатонический звукоряд, в котором отсутствуют полутоновые и три-

тоновые соотношения ступеней, а следовательно – резко тяготеющие, резко

неустойчивые

звуки.

Пентатоника

относится

к

разряду

так

называемых

ангиметонных, то есть бесполутоновых ладов.

Мажорная

пентатоника

отличается

от

натурального

мажора

отсутствием IV и VII ступеней:

Минорная пентатоника отличается от натурального минора

отсутствием II и VI ступеней:

Пентатонику можно обнаружить в древнейших образцах фольклора

самых различных народов. Характерны эти лады и для современной музыки

народностей,

населяющих

Среднее

Поволжье

-

башкир,

татар,

чувашей,

марийцев:

Распространена пентатоника и в некоторых странах Востока - например,

во Вьетнаме, Китае:

В музыке встречаются примеры сопоставления мажорной и минорной

пентатоники как соотношения параллельных тональностей:

Истоками реалистической музыки всегда являлось и является народное

творчество

(песни).

Поэтому

в

классической

музыке

можно

встретить

применение народных ладов в произведениях как русских, так и зарубежных

композиторов.

Э.Григ «Пер Гюнт». «Утро»

Тему «Народные лады» в музыкальной школе на уроках сольфеджио

можно объяснять и используя белые клавиши, но только одну из них считая

тоникой. Если тоника – клавиша «до», то звукоряд, опирающийся на нее,

оказывается натуральным - ионийским мажором:

На тонике «ре» - по тем же клавишам получается дорийский минор.

Вместо «си бемоля» звучит «си». Из-за этого весь лад приобретает мягкую

просветленность, хотя и остается минором:

От

клавиши

«ми»,

по

белым,

выстраивается

еще

один

минор

фригийский, понижение ключевого знака «фа диез» на «фа», придает минору

еще более темный оттенок:

На

тонике

«фа»

мы

обнаружим

необычный

мажорный

звукоряд

лидийского мажора. Повышение «си бемоль»-IV ступени придает мажору

еще больше «света»:

На ноте «соль» - следуя белым клавишам - получается другой мажор -

миксолидийский. Низкая VII ступень как бы оминоривает мажорный лад:

На тонике «ля» белые клавиши дают знакомый звукоряд - натуральный

или эолийский:

На тонике «си» строится весьма необычная гамма- минор с II

и V

пониженными

ступенями.

Этим

ладом

композиторы

пользуются

весьма

редко. Называется этот лад локрийским:

По пентатонному звукоряду расположены черные клавиши фортепиано:

от

ноты

«фа-диез»

строится

мажорная,

а

от

«ре-диез»

-

минорная

пентатоника:

Ознакомившись с историей возникновения народных ладов и теоретическим

материалом,

можно

переходить

к

практическим

заданиям.

На

работу

с

народными

ладами

по

программе

дается

не

очень

много

академических

часов, поэтому уроки нужно построить так, чтобы они были продуктивными

и результативными, не сложными и интересными.

На уроках рекомендуется использовать:

- письменные задания на построение звукорядов народных ладов. Здесь

важно пояснить , что народные лады это натуральные лады и знаки при

построении выставлять нужно при ключе. Например, в Ре мажоре лидийском

ключевые - два диеза и добавляем IV повышенную соль# при ключе:

- определение народных ладов в нотных примерах народных песен и

профессиональной музыки;

- по построению звукорядов на фортепиано;

-

пение

построенных

ладов.

Существенную

роль

в

перечисленных

ладах

играет

соотношение

тетрахордов

четырехзвучных

поступенных

ходов, из которых состоят диатонические лады. Поэтому отрабатывать чистое

интонирование необычных повышенных и пониженных ступеней следует по

тетрахордам;

- определение народных ладов на слух (игра звукорядов);

- диктанты с применением народных ладов.

- знание теоретического материала можно проверить у детей с

помощью

тестового

задания,

куда

включить

вопросы,

связанные

с

построением и других ладов и гамм. Что позволит повторить и сравнить

строение народных ладов с другими ( Приложение №1) .

- для лучшего восприятия народных ладов можно провести

эксперимент с учениками. Переписать любую мелодию, сочиненную или

просто хорошо знакомую в один из народных ладов. Можно использовать все

варианты. Послушать

как

разительно трансформируется сама окраска

музыки, если ее исполнить в ином ладу. Этот эксперимент продемонстрирует

открывающиеся

возможности.

Например,

мелодия,

сочиненная

в

натуральном ре-миноре:

в дорийском (при ключе нет си бемоля), будет звучать так:

Такие

задания

разнообразят

работу

над

народными

ладами

на

уроке

и

привлекут внимание детей к сочинительству

Основным же заданием является определение лада в народных песнях как

в нотных примерах, так и при прослушивании. Педагогу следует тщательно

отбирать в качестве материала песни, наиболее ясные и простые по ладовому

строению.

В

работе

над

народными

ладами

можно

использовать

нотные

примеры,

приведенные

выше

и

следующие

сборники:

Б.

Калмыков,

Г.

Фридкин

«Сольфеджио»

1

часть

(Москва,

1988),

В.Флис,

Я.Якубяк

«Сольфеджио»

для

7класса

(Киев,1986),

А.

Широков

«Русские

народные

песни» (Москва, 1988), Д. Шайхутдинова «Одноголосное сольфеджио» в двух

частях (Уфа, 1995), Г.Калинина Сольфеджио Рабочая тетрадь для 7 класса

(Москва,2013).

Все перечисленные формы деятельности на уроке по данной теме

являются занимательными, увлекательными и в то же время обучающими. В

процессе такой работы учащиеся свободно ориентируются в теме «Народные

лады»: запоминают изменения в ступенях, определяют их как в нотах, так и

при

прослушивании

народных

песен

или

фрагментов

из

произведений

разных композиторов.

Тема «Народные лады» в музыкальной школе во многом обогащает у

учащихся

знания

по

теории

музыки

и

сольфеджио,

так

как

развивает

музыкальные

слуховые

навыки.

Позволяет

пополнить

свой

багаж

по

музыкальной литературе, так как знакомит с музыкой разных народов, дает

глубже и шире

узнать творчество разных композиторов и классическую

музыку, что так необходимо при обучении в музыкальной школе.

Тест по теме «Народные лады»

1. Что такое лад

а) расположение звуков по высоте

б) взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков

в) мелодическая последовательность звуков

2. Тетрахорд – это

а) трехзвучный ход

б) четырехзвучный ход

в) пятизвузвучный ход

3.Сколько ступеней в пентатонике

а) четыре

б) пять

в) семь

4. Ионийский лад совпадает со звукорядом

а) натурального мажора

б) гармонического мажора

в) мелодического мажора

5. Эолийский лад совпадает со звукорядом

а) натурального минора

б) гармонического минора

в) мелодического минора

6. В каком ладу отсутствуют IV и VII ступени

а) мажорной пентатонике

б) мелодическом мажоре

в) миксолидийском

7. В каком ладу повышается IV ступень

а) ионийском

б) гармоническом миноре

в) пентатонике

8. В каком ладу повышается VII

а) эолийском

б) гармоническом миноре

в) лидийском

9. В каком ладу понижается VII ступень

а) эолийском

б) лидийском

в) миксолидийском

10. В каком ладу II ступень понижается

а) пентатонике

б) миксолидийском

в) фригийском

11. В каком ладу повышается VI ступень

а) дорийском

б) фригийском

в) гармоническом

12. В каком ладу отсутствуют II и VI ступени

а) натуральном миноре

б) мелодическом миноре

в) минорной пентатонике

Используемая литература:

1. Алексеев Б., Мясоедов А. «Элементарная теория музыки»

Музыка,1986г.

2.Вахромеев В. «Элементарная теория музыки»

Музыка,1975г.

3.Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио»

Музыка,1970г.

4.Способин И. «Элементарная теория музыки»

Музыка,1979г.

5.Холопов Ю. «Гармония» Теоретический курс ,Лань,2003.



В раздел образования